СТАТЬЯ Польза Музыки и Игры на музыкальных инструментах
статья по музыке
О пользе Музыки и Игры на музыкальных инструментах
Музыка оказывает невероятно сильное влиние на человека, на его образ мысли и состоние организма в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_polza_muzyki_i_igry_na_muz.instr_.docx | 64.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
О пользе Музыки и Игры на музыкальных инструментах
Родители в последнее время всё реже и реже задумываются о музыкальном образовании своих детей. Они считают, что ребенку надо дать те знания, которые пригодятся в жизни. Сейчас всё чаще практикуют целенаправленное образование. Хочешь быть юристом – историю, переводчиком – учи языки. Наша жизнь наталкивает родителей внушать своим детям мысль о том, что правильная профессия – кратчайший путь к материальному благополучию и что это сейчас главное. И действительно, зачем тратить время на музыкальные пассажи, сложные и неподдающиеся и как итог утомительные как для родителей, так и для маленького музыканта? Это ещё хорошо, если выбранный инструмент – фортепьяно. Например, на начальном этапе изучения игры на скрипке или виолончели смычок играет в основном на ваших и соседских нервах и вызывает не меньший гнев, чем заунывная песня, к примеру, мартовских котов…
Но, несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям музыкальное воспитание. Раньше в каждой дворянской семье детей обучали танцам, верховой езде, искусству каллиграфии, иностранным языкам, фехтованию, игре на музыкальных инструментах и пению. Широко известны сочинения, написанные не профессиональными композиторами, а хорошо образованными людьми, как, например, русским дипломатом А. С. Грибоедовым, который помимо дипломатической и писательской деятельности сочинил ряд прекрасных музыкальных произведений. В музыкальные школы был огромный конкурс, и принимали туда особо одаренных детей. Те, которые не поступали в школу, посещали многочисленных частных учителей и через год на семейных праздниках лихо тарабанили многострадальные польку Глинки и полонез Огинского. Так как занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей, но и несокрушимого родительского терпения, профессионалами из них становились единицы, но учили все-таки всех или почти всех и считали это необходимым. Почему?
Музыка и личность
Игра на музыкальном инструменте заставляет человека взаимодействовать, делает его коммуникабельнее, потому что, исполняя произведение, стремясь передать мысли и чувства композитора, исполнитель учится находить контакт со слушателями, в разговоре он чувствует нюансы интонации и эмоций собеседника, угадывает тон и темп беседы – он же привык чувствовать мысли и настроение композитора, музыкальное произведение которого он исполняет.
Игра на музыкальном инструменте приучает ребенка ежедневно трудиться, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать. А счастье человека как раз и зависит от того, какими глазами он видит окружающее и какие эмоции от увиденного испытывает. Если вы хотите, чтобы мир вашего ребенка был богат и эмоционально насыщен, если вы хотите, чтобы он стал успешным, всесторонне развитым, целеустремленным, а следовательно, и счастливым человеком, дайте ему эту возможность.
Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно сообразительнее и грамотнее других. Ребёнок идет в десятый класс математической школы и у него обнаружились блестящие математические способности? Возможно, ему некогда больше заниматься игрой на фортепьяно? Но нужно сказать «спасибо» перед тем как он закроет крышку рояля, возможно навсегда! Ведь без музыки он не стал бы тем, кем стал, потому что именно музыка даёт и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду. Или ещё, ребёнок внезапно решил забросить занятия музыкой начал писать глубокие, интересные, хорошие и, не по возрасту стихи и сочинения? Так откуда это море эмоций, чувство ритма и образность изложения? Возможно, от того педагога, который бесстрастно отбивал ритм и суховато приговаривал: «Здесь он тоскует..», «Играй пиано», «Не стучи», «А здесь уже отчаянье, кульминация – форте, фортиссимо!», «Слушай музыку, слушай, что хотел сказать композитор...»
Теперь постараемся понять и конкретизировать вышесказанное и объяснить, как игра на музыкальных инструментах помогает в усвоении некоторых предметов.
Правописание и музыка
Если бы способность писать без ошибок зависела только от знания правил, то правильно писали бы почти все.
При нормальном интеллектуальном развитии у детей часто бывают затруднения в овладении письмом и выражении мыслей из-за причин, не связанных с дефектами зрения, слуха или какими-либо неврологическими нарушениями.
Исследования показывают, овладению грамотным письмом могут мешать:
- Нарушение пространственного восприятия.
Известно, что больше половины школьников имеют довольно расплывчатые представления о таких понятиях, как право, лево, внизу, наверху и пр. Проверим? Предложите ребенку определить, стоя напротив вас, где у вас правая рука, а где левая. Не справился? Задумался? Значит, в письме он пишет буквы (и цифры) зеркально, например «э» вместо «е», или «б» вместо «д», переставляет местами буквы и слоги в слове, слова в предложении и «заезжает» за поля. По этой же причине он пропускает буквы и слоги, пишет слитно слова в предложении, а новое предложение с маленькой буквы. Ребенок, знающий азы игры на музыкальном инструменте, этих затруднений не испытает: он твердо усвоил, где правая, где левая рука.
Знание подкреплено наглядностью – перед ним лежат ноты, на которых ясно обозначены партии левой и правой руки. На фортепьянных нотах, например, верхняя строчка – правая рука, нижняя – левая, а значит, в ребенке закреплено и такое понятие, как «вверху-внизу». Знание об интервале и последовательности звуков в аккорде дополнят его пространственные понятия, а следовательно, уберут описанные выше ошибки в письме.
- Кинетические и динамические нарушения организации движений.
А что это значит? Это значит, что пальчики плохо двигаются сами по себе и плохо переключаются с одного движения на другое, и от этого все внимание наше – на пальчики, и пока мы выводим сложную букву «в» и думаем, как бы вслед за ней не ошибиться в написании не менее сложной «з» и то же в цифрах, школьная программа уходит далеко вперед. Что, как не упражнения на музыкальных инструментах, научит двигаться руки и координировать движения пальцев?
- Не сформированность связей между слуховым анализатором и двигательной системой.
Дети не могут воспроизвести в письме правильно услышанную фразу.
Если, например, такому ребенку предложить подсчитать количество сделанных ударов в заданной вами ритмической структуре, он подсчитает их правильно, но простучать сам такой же ритм не сможет. Следовательно, он будет писать неправильную букву вместо правильно услышанного звука, не сможет соблюдать правил переноса и опять же будет переставлять местами слоги и пропускать буквы, потому что деление слова на слух на слоги – это деление его на ритмические единицы. Игра на музыкальном инструменте сформирует в ребенке чувство ритма и наладит координацию между слухом и моторикой рук. Способность трансформировать свои мысли и чувства в письменную форму – в слова и предложения – отражает сложный процесс, формирующийся с раннего детства.
Дефекты в написании проявляются отчетливее у ребёнка, чем старше он становится. Особенно они видны тогда, когда школьники начинают писать сочинения на заданную тему. Они не могут выразить развернутую мысль, потому что не способны оперировать знаками препинания, организовать текст (разбить на абзацы, имеющие законченное смысловое содержание) и просто не могут облечь свои мысли в письменную форму. Школьник, умеющий делить на фразы музыкальное произведение, знающий музыкальную грамоту, символику, умеющий передать мысли композитора в звуке, легко справится с этими задачами и в речи письменной!
Игра на музыкальном инструменте учит ребёнка не только слышать, но и представлять то, что он слышит, не только видеть, но и воспроизводить увиденное.
Из этого следует, что игра развивает все виды восприятия: слуховое, зрительное, чувственное – и все виды памяти: слуховую, зрительную, моторную, образную, ассоциативную. Ребёнок, играющий «Осеннюю песнь» Чайковского и как бы видящий в это время грустную картинку осени, на уроке, например, истории будет так же ясно представлять все излагаемое учителем, и от этого лучше запоминать.
Конспектируя материал, он будет его усваивать тоже гораздо лучше, потому что у него налажена моторная память, то есть связь между мышлением и двигательными функциями руки. Вы и сами знаете, что иногда какой-нибудь забытый навык вспоминается больше руками, а не головой.
Кроме того, музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств..
История знает массу людей, талант которых многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют способности к другому.
Леонардо да Винчи, например, был скульптором, художником, архитектором, инженером; пел, преподавал пение и был первым, кто изучил природу вокального искусства.
Александр Сергеевич Грибоедов, русский писатель и дипломат, был еще композитором, пианистом и органистом.
Михаил Иванович Глинка прекрасно рисовал.
Эйнштейн играл на скрипке.
Дети, обучающиеся музыке, обычно обнаруживают способности и тягу к другим видам искусства, потому что, помимо когнитивных способностей, музыка развивает эмоции, улучшает личностные качества.
Во-первых, ребёнок может выбрать, с каким родом деятельности будет связана его судьба и сам определиться, так как имеет представление и о науке, и о живописи, и о музыке.
Во-вторых, после окончания получения начального музыкального образования чаще всего решение принимается самостоятельно и, как правило, без замешательств, что говорит о полной личностной сформированности ребёнка.
Разные музыкотерапевты считают: мелодии струнных инструментов – гитары, скрипки, альта и виолончели – то, что доктор прописал для сердечников. А, например, кларнет и гобой тонизируют кровеносную систему, печень и желчный пузырь. Также печени помогает флейта, главный эффект которой все же выражен в улучшении состояния легких и бронхов. Тонкий кишечник «любит» звуки контрабаса, а почки и мочеполовая система – «поклонники» фортепиано и саксофона. Желудок и мозг предпочтут упомянутым инструментам звуки трубы и тромбона, а звуки гармошек – от губной до баяна и аккордеона – очень хороши для органов брюшной полости, среди которых самым большим поклонником этих инструментов считают толстый кишечник. Для лечения же, например, депрессии рекомендуют наслаждаться звуками металлофона и колокольчиков. Кроме того, важно, чтобы эти инструменты звучали в музыке Моцарта – только его музыка обладает клинически подтвержденным целебным эффектом, отмечают современные специалисты.
Но главное условие того, чтобы музыка лечила, как писал еще в конце XIX века князь Иван Тарханов, исследователь этого феномена, – это чтобы звуки были наполнены гармонией. А играет ли музыка наяву или напевается про себя, не имеет большого значения. Единственное мнение, в котором неизбежно сходятся музыкотерапевты, говорящие на разных языках, состоит в том, что лечение музыкой совершенно безвредно. По крайней мере, если не доводить его до фанатизма.
Также, важно добавить, что современные исследования установили: лечебный эффект оказывают пение и прослушивание инструментальной классической музыки. Те же исследования указывают на разрушительное воздействие рок- и поп-музыки. Психотерапевты действительно применяют в своей деятельности музыкальные композиции, поскольку они рождают образы, а подсознание говорит с нами именно на языке образов. Наиболее эффективна музыкальная терапия в работе с состояниями. Психотерапевты разработали даже программы из музыкальных произведений, которые помогаю эффективнее справиться с тем или иным эмоциональным состоянием. Бесспорным целебным эффектом обладают произведения Чайковского, Моцарта, Рахманинова, Шуберта, Гайдна, Вивальди. А занятие вокалом давно применяется в лечении неврозов. Когда-то в дореволюционной России была замечательная традиция: в семьях, имеющих хоть сколько-нибудь приличный достаток, активно заниматься развитием детей, учить их пению и музыке. Профессиональными музыкантами из них становились единицы, но хорошо поставленный голос, чувство ритма и знание культуры разных стран и эпох оставалось на всю жизнь.
Музыка оказывает сильное, комплексное влияние на развитие человека в любом возрасте, но особенно она эффективна для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации с родителями музыкального руководителя "Музыкальные инструменты своими руками. Правила игры на музыкальных инструментах"
В данных консультациях я рассказываю, как можно изготовить музыкальные инструменты в домашних условиях и о правилах игры на некоторых музыкальных инстументах. Красочное оформление позволяет выставлять...
Проект по музыке "путешествие в страну музыкальных инструментов"
Проект по музыке, охватывающий все области...
Речевые игры с музыкальными инструментами и инструментами из бросового материала для детей дошкольного возраста
Речевые игры с музыкальными инструментами и инструментами из бросового материала ...
Цикл бесед о музыке "Путешествие в страну музыкальных инструментов"
В материале вы узнаете о важности музыкального воспитания....
Статья «Игра на музыкальных инструментах, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ.»
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуют...
консультация для родителей "О пользе игры на музыкальных инструментах"
рада предложить коллегам и родителям материал "О пользе игры на детских музыкальных инструментах"...
«Организация мини-музея «Музыкальный островок» в приобщении детей дошкольного возраста к миру музыки и обучению игре на музыкальных инструментах».
Восприятие музыки - это активный слуходвигательный процесс, одним из средств, помогающих развитию эмоциональной отзывчивости на музыку....