Статья «Игра на музыкальных инструментах, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ.»
статья по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.
Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья «Игра на музыкальных инструментах, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ.»
Я, как и многие педагоги, на протяжении своей деятельности занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.
Меня волновали вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.
Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.
Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях:
музыкальные занятия
театральная деятельность
выступления на праздниках
кружковая работа.
В разных видах деятельности:
пение
слушание музыки
движение.
Сущность приобщения детей к элементарному музицированию для меня определяется такой формулировкой: «меньше обучать - больше взаимодействовать». Этот девиз способствует созданию условий для развития творческих способностей детей. В своей педагогической практике применяю приёмы, направленные на поддержание интереса, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.
Но в работе с детьми с ОВЗ возникают определенные сложности. Основная проблема детей с ОВЗ – это трудности в освоении окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность и др.
Особое значение в социальной адаптации детей с ОВЗ придается музыкальной терапии, сущность которой заключается в способности вызывать у ребенка положительные эмоции, в мобилизации его резервных сил, развитии творческих способностей, повышении самооценки, формировании практических навыков игры на музыкальных инструментах, в успокаивающем воздействии на организм и коммуникативной функции во взаимодействии с другими детьми.
Большую роль в музыкально-коррекционных занятиях играет оркестр, когда дети с заболеваниями ОДА, ДЦП хотят утвердиться в том, что и они смогут прикоснуться к инструментам, извлечь звуки и сотворить музыку. Дети учатся выступать перед зрителями, приобретают навыки исполнительства, раскрепощаются при игре на музыкальных инструментах, что дает импульс для раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка и проявления себя как человека талантливого, своеобразного, тонко чувствующего прекрасный мир музыкального искусства.
Музыкально - коррекционные занятия направлены на творческую реабилитацию дошкольников с ОВЗ. В ходе непосредственно-образовательной деятельности, дети с удовольствием сочиняют музыку к сказкам. Так, всем известная русская народная сказка «Теремок» преображается музыкальными характеристиками героев, которые придумывают дети. Мышку изображают тихой, робкой мелодией, сыгранной на металлофоне, ёжика – шуршащим маракасом, медведя – барабаном в пунктирном ритме марша, лягушку – громкой колотушкой.
Творческая реабилитация таких детей не ограничивается музыкально-терапевтическими занятиями. Дети активно выступают на праздниках и концертах с ребятами других групп, активно вовлекаются в творческие конкурсы по ИЗО, искусству, развитию речи, хоровому пению, сценическому искусству. Музыкально-эстетическая реабилитация закладывает основу для будущего интеллектуального и физического роста личности, способствует её гармоническому росту, развивает воображение, музыкальные и творческие способности, дает возможность переносить полученный на музыкально-коррекционных занятиях опыт коммуникации на другие сферы жизни. Это дает возможность не изолировать ребенка, а сориентировать общество на гуманизацию, социальную адаптацию и интеграцию детей с ОВЗ. Поэтому, говоря об инклюзивном образовании сегодня и завтра, нужно постепенно менять социальную психологию общества, уходить от стереотипов и предрассудков по отношению к детям с ОВЗ, формировать позитивное общественное мнение о совместном образовании всех детей, независимо от состояния здоровья или способностей.
Одним из средств восприятия музыки и развития слуха является собственное музицирование детей. Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и музыкальных игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Важно отметить то, что инструментальное музицирование препятствует возникновению у детей «барьера неполноценности». Далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, объяснять свои впечатления о прослушанной музыке, поэтому игра в оркестре на доступных детям музыкальных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность, повышает интерес дошкольников к занятиям музыкой.
Работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах актуальна и поможет музыкальным руководителям расширить процесс овладения музыкальной деятельностью ребенка.
Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах осуществлялось через разные формы работы:
фронтальные и подгрупповые занятия;
тематические занятия;
развлечения, праздники;
театрализованные игры с музыкальным сопровождением;
музыкально- дидактические игры;
индивидуальная работа с детьми;
создание музыкальных зон в группах.
Главной целью является формирование у детей навыков игры на музыкальных инструментах.
В соответствии с целью сформированы основные задачи коррекционных занятий:
развивать музыкальные способности детей;
расширять музыкальный кругозор детей;
развивать в детях способность слушать и наблюдать;
дать возможность каждому ребенку свободно импровизировать на шумовых инструментах;
увлечь детей музыкальными инструментами;
развивать творческое воображение и слуховую фантазию;
развивать творческую активность;
развивать способности детей к организованной игре в ансамбле;
сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
Средства для решения задач:
научно- методическая литература;
изучение передового опыта;
диагностика детей.
Для обучения детей игре на музыкальных инструментах использую следующие методы:
«Педагог и ребенок»;
Словесный;
Наглядный;
Практический;
Игровой.
Метод «Педагог и ребенок» используется для совместной деятельности педагога с ребенком в ДОУ.
Словесный метод использую во время проведения музыкально- дидактических игр рассматривания музыкального инструмента, вопросов педагога и ответов детей, экспериментирования.
Наглядный метод использую во время:
проведения музыкально- дидактических игр
экспериментирования,
рассматривания демонстрационного и раздаточного материала;
Практический метод использую, когда необходимо:
организовать продуктивную деятельность;
провести игры.
Игровой метод использую в организации учебно-игровой деятельности.
В работе с детьми я стараюсь использовать простые, доступные и интересные музыкально-дидактические игры. Только в этом случае они побуждают детей играть на различных музыкальных инструментах.
Игры:
«Медвежата»
Воспитатель раздает каждому ребенку колокольчик и объясняет: «Вы
все медвежата и спите в своих домиках, а я буду мама-медведица, я тоже сплю». Звучит колыбельная мелодия, медвежата спят на стульчиках, закрыв глаза. Под веселую мелодию медведица звенит большим колокольчиком будит медвежат. Те просыпаются и звенят ей в ответ своими маленькими колокольчиками.
«Какая птичка поет?».
На столе находятся игрушечные птички — большая и маленькая. Музыкальный руководитель показывает, как поет большая птичка (играет на металлофоне до первой октавы) и как маленькая (до второй октавы). Затем педагог отгораживает металлофон ширмой и поочередно берет «до» первой и «до» второй октавы, предлагая детям угадать, какая птичка поет.
Эту игру можно повторить в средней группе, но к игре на металлофоне привлекаю детей. При этом учу не только определять расположение низких и высоких звуков на металлофоне, но и извлекать их на инструменте.
«Буратино»
Игровой материал. Коробка, на ней нарисован Буратино. С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются карточки с красочными иллюстрациями к различным программным песням и пьесам (елочка, паровоз, машина, санки, кукла, флажок и т. д.), знакомым детям.
Ход игры. Воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие — дети должны сами отгадать.
Музыкальный руководитель проигрывает произведение, ребята отгадывают и достают из коробки соответствующую картинку. Например, исполняется песня «Елочка» М. Красева — ребенок достает карточку с изображением новогодней елки; звучит мелодия песни «Паровоз»
3. Компанейца — достает картинку паровоза и т. п.
«Ступеньки»
Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), металлофон.
Ход игры. Ребенок-ведущий играет на инструменте, а другой ребенок определяет, куда движется мелодия — вверх, вниз или звучит на одном звуке и соответственно передвигает игрушку по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает ею на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой. Эта игра помогает закрепить знания детей о расположении звуков на различных инструментах.
Игры для развития чувства ритма.
«Определи по ритму».
Игровой материал: Бубен, музыкальная лесенка.
Ход игры. Педагог исполняет на бубне различные ритмические рисунки, передающие движения неуклюжего медведя, быстрого зайчика и стремительной птички. Дети отгадывают предложенные им загадки и ставят соответствующую игрушку на определенную ступеньку музыкальной лесенки (медведя на нижнюю, зайчика на среднюю, птичку на верхнюю). Затем медленными ударами ладошкой правой руки по бубну передают ритмический рисунок мелодии медведя, образ зайчика — быстрым постукиванием указательным пальцем, птички — легким потряхиванием бубна над головой.
«Бубен»
Игровой материал. Бубен.
Ход игры. Музыкальный руководитель показывает бубен, дети слушают, как он может звучать при встряхивании, или когда по нему ударяют ладонью. Затем воспитатель берет бубен и, подняв его, вместе с детьми бежит по комнате (на первую часть музыки Г. Фрида. Бубен), на вторую часть останавливается и стучит по нему, дети хлопают в ладоши. После двукратного исполнения малыши выполняют упражнение по одному. Воспитатель напоминает, что сначала надо бежать вокруг стула, а затем остановиться и ударять по бубну ладошкой.
Литература
Бублей С. «Детский оркестр» Ленинград «Музыка» 1983
Ветлугина НА Музыкальное воспитание в детском саду. - M.: Просвещение. 1981. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М.: Просвещение.
Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1981.
Кононова Н.Г. Обучаем игре на детских музыкальных инструментах. -1990.
Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение: Владос, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".
На современном этапе развития дршкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изоброзительной деятельности. Именно нетрадиционные техники аппл...
Статья "Музыкальная деятельность как средство развития творческих способностей детей 6-7 летнего возраста."
Нынешний современный темп жизни, нестабильность культурного и социально-экономического развития требует творчески активной личности, которая сможет оригинально, нестандартно смотреть на жизненные зада...
Музыкальная деятельность как средство развития творческих способностей детей 6-7 летнего возраста.
1...
Статья "Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство поз...
Статья «Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
laquo;Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»....
Музыкально-дидактическая игра с использованием ИКТ - как средство развития творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста
Теперь ребенка окружает огромное количество разных источников информации. Развлекательная направленность современных СМИ и компьютерные игры, в которые так любят играть наши дети,...
Статья на тему "Нетрадиционная аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Актуальность темы заключается в том, что нетрадиционная аппликация в продуктивной деятельности является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляю...