Методическая разработка "Игра на детских музыкальных инструментах"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Буйко Анна Викторовна

Методическая разработка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_igry_na_dmi.docx35.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Методическая разработка.

«Рабочая программа кружка «Обучение игре на детских музыкальных инструментах»

Срок обучения 2 года.

Музыкальный руководитель

 Буйко А. В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  КРУЖКА

«ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

1-й год обучения

ЗАНЯТИЕ

ИНСТРУМЕНТ

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ

РЕПЕРТУАР

ПЕРИОД

1

Организационное занятие

Организационное занятие «Юные оркестранты»

-

-

Сентябрь

2-8

Погремушка

Музыкальная грамота

1. «Погремушка как музыкальный инструмент»

2. «Разновидности погремушек»

3 «Тембр. Разнотембровые погремушки»

 

Обучение игре на ДМИ

 «Озорные погремушки»

Строение и устройство погремушки:

ножка, наполнитель, футляр-емкость для горошин. Показ различных видов погремушек: с ножкой и без ножки, различной формы, металлические, деревянные, пластмассовые и др. Определение на слух различных погремушек. Слушание звучания разнотембровых погремушек: гремящих, звенящих, шуршащих и др. , в зависимости от материала. Определение на слух звучания всех этих погремушек.

Знакомство с приемами игры на

погремушке: встряхивание, удар погремушкой по ладошке, удар ножкой погремушки по полу (столу).

Песенка «Погремушка»Ю.Антонова

Пляска с погремушками

Игра «Кто скорее?»

Свободные игры, пляски с погремушками

Подвижные игры «Догонялки»

Музыкально-дидактическая игра

 « Угадай- ка». Игра на  различных погремушках с

использованием р.н.м.

«Мишка с куклой»

«Ах вы, сени», р.н.м.

«Как у наших у ворот», р.н.м.

«Игра «сохрани погремушку»

Сентябрь

октябрь

9-13

Бубен

Музыкальная грамота

5. «Бубен. Строение бубна»

6. «Разновидности бубнов»

7. «Разновидность бубнов. Динамика, слуховое восприятие

Обучение игре на ДМИ

«Мой веселый звонкий бубен, мы играть с тобою будем»

Рассказ об устройстве бубна: корпус,

донце, ямка, металлические пластинки,

бубенчики.

Беседа о разных видах бубнов: малые,

средние, большие концертные, с

бубенчиками и без бубенчиков.

Определение на слух звучания различных

бубнов, показ.

Беседа о зависимости громкости звука,

извлекаемого бубном, от его размера,

количества бубенчиков и силы удара.

 Знакомство с приемами игры на бубне: удар ладошкой, удар кулачком (косточками) по донцу. Учить правильно держать бубен в левой руке - ударять правой рукой, встряхивание производить правой рукой.

Игра «К то скорее?»

Угадай-ка»

Свободная игра на всех видах

бубнов

 Игра «Кто скорее?»

Игра «Бубен»

 Фрида «Тихо-громко в бубен бей»

« Угадай- ка»

Свободные игры

«Пойду ль я», р.н.м.

«Ах вы, сени», р.н.м.

Музыкально-дидактическая игра

«Тихо-громко в бубен бей»

Е. Тиличеевой

Свободные пляски с бубном

Ноябрь

14-17

Колокольчики (валдайские, маленькие, средние)

Музыкальная грамота

Колокольчик. Его строение»

 «Разновидности колокольчиков»

«Тембр. Различие в звучаниях колокольчиков»

Обучение игре на

ДМИ

«Колокольчик зазвенит, всех вокруг развеселит»

«Колокольчик мелодичный, звонкий, милый, симпатичный»

Рассказ о строении колокольчика: юбочка,

язычок, ушко. Показ различных колокольчиков: малые, большие, средние, валдайские.

Определение на слух звучания различных

колокольчиков: громко, тихо, нежно,

звонко, мелодично, протяжно - в

зависимости от вида и приема игры

(трель, удар палочкой, пальцем,

встряхивание).

Знакомство с приемами игры на бубне: удар

ладошкой, удар кулачком (косточками) по

донцу. Учить правильно держать бубен в левой руке - ударять правой рукой, встряхивание производить правой рукой.

Знакомство с игрой на колокольчиках показ

приемов игры: удар палочкой, встряхивание

толчок пальцем. Обучение приему «трель».

Учить правильно держать колокольчик:

вертикально, не зажимать кисть, свободно

потряхивать и ставить на ладошку.

Закрепление навыков игры на колокольчиках.

«Угадайки»  (бубен,

колокольчики, погремушки)

«Игра с колокольчиками»

Свободная игра на колокольчиках

«Тихие и громкие звоночки»

Слуховая «Угадай-ка»

Музыкально-дидактическая игра

«Тихие и громкие звоночки»

Тиличеевой

«Игра с колокольчиками»

Римского - Корсакова

Свободные пляски Игра с колокольчиками

«Ёлка» Т. Топатенко («трель»)

Декабрь

18-22

Барабан

Музыкальная грамота

«Барабан. Строение барабана»

«Разновидности барабана»

 «Тембр. Различие в звучании разных барабанов»

Обучение игре на ДМИ

«Барабан наш не молчит, он грохочет и стучит»

Показ барабана. Рассказ о его строении:

корпус, два донца, палочки, ремешок.

Звукоизвлечение. Слушание музыки.

Показ различных барабанов: большого,

малого, железного. Беседа о том, чем они

отличаются друг от друга.

Восприятия на слух звучания различных

барабанов. Различать звучание больших,

малых и железного барабана.

Знакомство с игрой на барабане. Показ

приемов игры: одновременные удары одной и двумя палочками, поочередные удары правой и левой рукой, барабанная дробь.

Песня «Барабан»

«Маленький марш»

 Парлова

Марш под барабан

Упражнение «Гулять-отдыхать»

Песня «Барабан»

Марш под все барабаны

Игры «Угадайки»

Музыкально-ритмическая игра «Труба и барабан»

Песня «Барабан» (подыгрывать)  «Веселая песенка» Ивкодимова

Упражнение «Барабанщики» Красева

 «Марш» Парлова

Январь

23-26

Музыкальные игрушки

Музыкальная грамота

«Музыкальные игрушки»

Обучение игре на ДМИ

«Погремушки, барабаны с бубном громко тарабанят, а нежный колокольчик громко петь не хочет»

Показ музыкальных игрушек: неваляшек, музыкальных волчков, органчиков, музыкальных открыток, шкатулок, коробочек. Закрепление знаний детей о музыкальных игрушках.

Повторение всех приемов игры на

погремушках, бубнах, колокольчиках,

барабане. Закрепление полученных навыков.

Свободные пляски, игры,

подвижные игры  «Угадай-ка»

Повторение репертуара сентябрь - декабрь, январь

Февраль

27-29

Деревянные ложки

Музыкальная грамота

«Ложки деревянные как музыкальный инструмент»

«Строение ложки»

«Тембр. Слуховое восприятие звучания ложек»

Обучение игре на ДМИ

«Вятские, смоленские – ложки деревенские»

Ложка - музыкальный инструмент.

Описание лодки: расписные, деревянные,

металлические, большие, маленькие,

пластмассовые.

Беседа о строении ложки: палочка-ручка,

пяточка. Как извлекается звук.

Слушать звучание различных ложек,

определять на слух большие и маленькие,

деревянные, металлические и пластмассовые.

Знакомство с игрой на деревянных ложках.

Показ приемов игры на ложках. Учить детей

правильно держать ложки в руках, ритмично

ударять «пяточкой» по «пяточке» приемом

«ладушки» .

Песня «Ложкари»

«Лошадка» Потоловской (прямой галоп)

Показ приемов игры на ложках

Свободные игры, пляски

Определение на слух

 «Угадай-ка»

 Свободные игры, пляски

«Ладушки», р.н.м.

«Лошадка» Потоловского

«Цок, цок лошадка» Тиличеевой

« Цирковые лошадки»

Март

30-33

Металлофон

Музыкальная грамота

«Металлофон. Строение металлофона»

 

Обучение игре на ДМИ

«Молоточек мы возьмем и везде стучать начнем»

Показ металлофона. Беседа о его

строении: корпус, металлические

пластиночки разного размера, молоточек.

Знакомство с игрой на металлофоне. Учить :

самостоятельно брать и правильно держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе, постукивать по ладошке и по кубику, по столу, по корпусу металлофона, выполнять glissando в воздухе и на столе с поворотом кисти.

Исполнение взрослым

различных пьес на металлофоне «Угадай-ка»

Свободные игры, пляски

Упражнение с молоточками без музыки

 «Дождик»

«Часики»

«ручейки»

«Дятел»

«Цыплятки»

Апрель

34-36

Звуки

Музыкальная грамота

«Звуки музыкальные и немузыкальные»

«Высокие и низкие звуки»

«Звуки громкие и тихие»

Обучение игре на ДМИ

«Наш металлофон звенит, молоточек так велит»

Беседа о шумных звуках и музыкальных с показом звучания различных

инструментов. Определение на слух.

Определение на слух звучания

металлофона в высоком и низком

регистре. Узнавание приемов удар и

glissando. Определить на слух громкость звучания металлофона.

0бучение приемам игры на металлофоне:

удар по одной пластиночке, glissando на

пластиночках. Добиваться отскакивания

молоточка от пластиночки, стремиться к

красивому звуку.

Исполнение взрослым

знакомых песенок, подпевание детьми

«Птица и птенчики» Упражнения «Дождик»,

Дятел», «Ручеек»

«Мышка»-«Речка»

«Дождик-дятел» «Угадайки»

 «Дождик» (тихий- сильный)

 «Ручейки»

«Птички»

«Цыплята»

«Дятел»

«Мышка»

Май

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  КРУЖКА

«ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

2-й год обучения

ЗАНЯТИЕ

ИНСТРУМЕНТ

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ

РЕПЕРТУАР

ПЕРИОД

1

Организационное занятие

Организационное занятие «Юные оркестранты»

-

-

Сентябрь

2

Погремушки

Бубны

Барабаны

Колокольчики

Музыкальная грамота

«Ритм»

 «Бубен. Строение бубна»

 «Короткие и длинные звуки»

Обучение игре на ДМИ

«Здравствуйте, веселые игрушки-погремушки, бубны барабаны- весело нам с вами!»

Проверка чувства ритма, чувства динамики,

реакции на начало и конец мелодии.

Исполнение детьми и взрослыми

знакомых произведений из репертуара

предыдущего года обучения.

1. «Андрей-воробей» р.н.м.

 «Ах вы, сени» р.н.м.

«Мишка с куклой»

«Игра с колокольчиками»

 «Марш» Тиличеевой

Сентябрь

3-9

Бубен

Музыкальная грамота

«Бубен. Строение бубна» «Короткие и длинные звуки»

Обучение игре на ДМИ

«Вот как дружно в бубен бьем- никогда не устаем»

Повторение строения бубна. Разновидности бубнов.

Беседа о коротких и длинных звуках.

Графическое изображение. Прохлопывание попевок.

Графическое изображение на фланелеграфе.

Пропевание песенок.

Определение на слух коротких и длинных

звуков. Выполнение упражнений.

Повторение приемов игры на бубне: удар

кулачком, ладошкой, встряхивание.

Разучивание нового приема игры на бубне:

удар подушечками пальцев. Повторение

выученных приемов.

Исполнение пьесы различными приемами

игры на бубне. Добиваться ритмического

ансамбля.

Работа над ритмическим ансамблем,

одновременным вступлением, окончанием

«Тихо-громко в бубен бей» Тиличеевой Игра «Бубен» Фрида

Слушание «Мишка с куклой»

«Андрей-воробей»

Игра «Шагать и бегать»

«Бег» Магиденко

 «Пойду ль я»

 «Ах вы, сени»

 «Мишка с куклой»

Сентябрь

октябрь

10-11

Металлофон

Музыкальная грамота

«Металлофон.

Строение металлофона»

Обучение игре на ДМИ

«Это наш металлофон, мы на нем играть начнем»

Определение на слух приемов игры на

металлофоне. Начинать и заканчивать с

аккомпанементом. Упражнения на развитие

воображения и фантазии.

Обучение приемам игры на металлофоне.

Работа над приемом игры glissando

 «Мишка с куклой»

«Дождик»

«Ливень»

«Ручейки», «Мышки»  «Дождик», «Дятел»

Подвижные игры

Придумывай свою музыку

Ноябрь

12-14

Колокольчики

всех видов,

бубны,

металлофоны

Музыкальная грамота

«Настроение в музыке»

Обучение игре на ДМИ

«Бубен и металлофон с колокольчиком возьмем, польку весело сыграем- всех на танец приглашаем.»

Определение характера, динамики, темпа в незнакомых произведениях, выбор

соответствующих инструментов.

Поэтапное разучивание нового

произведения на различных

инструментах определенными приемами

«Полька» Красева

«Колокольчики звенят»

 «Полька» Красова (повторение)

Декабрь

15-17

Колокольчики

всех видов,

бубны,

металлофоны

Музыкальная грамота

«Музыкальные

жанры»

Обучение игре на ДМИ

«Если колокольчик взять – будет нежно он звучать»

Марш-танец. Слушание произведений в

этих жанрах, определение на слух.

Повторение и закрепление на знакомом

материале различных приемов игры.

Сольное исполнение отдельных партий.

Марши

Польки

 Свободные маршировки и танцы

«Колокольчики звенят»  «Полька» Красова

(повторение)

Январь

18-19

Колокольчики

всех видов,

бубны,

металлофоны

Музыкальная грамота

«Средства музыкальной

выразительности»

Обучение игре на ДМИ

«Если колокольчик взять – будет нежно он звучать»

Беседа о средствах выразительности музыки

(характер, темп и т.д.).

Разучивание новой пьесы. Распределение

инструментов. Поэтапное разучивание

всех партий. Работать над одновременным

вступлением и окончанием игры.

 «Колокольчики звенят»

 «Колокольчики звенят»

 «Полька» Красова

(повторение)

Февраль

20-26

Колокольчики

всех видов,

бубны,

металлофоны

Музыкальная грамота

 «Средства

музыкальной

выразительности»

Обучение игре на ДМИ

«Если колокольчик взять – будет нежно он звучать»

Вслушиваться в музыку. Определять

характер и регистр в незнакомых

произведениях.

Добиваться тишины вовремя выступления

и исполнения другими инструментами.

Повторение и закрепление.

 «Мы запели песенку»

 «Праздник птиц»

 «Скворцы и вороны»

 «Плачь куклы»

 «Колокольчики звенят»

 «Полька» Красова

(повторение)

Март

27-32

Ложки,

колокольчики

Музыкальная грамота

«Ударно- шумовой оркестр»

 «Ударно- шумовой оркестр. Ложки»

Обучение игре на ДМИ

«Если колокольчик взять – будет нежно он звучать»

Состав ударно-шумового оркестра, показ

инструментов, слушание произведений для ударно-шумового оркестра.

Повторение строения ложек, разновидности

ложек.

Повторение приема игры на ложках

«ладушки». Знакомство с новым приемом

«тарелочки».

Ложки. Разучивание приема «блинчики»,

повторение пройденного.

Распределение приемов игры на ложках

по частям нового произведения : 1 ч -

маленькие «ладушки», 2ч - большие

ладушки (4раза), 3ч. - быстрые маленькие

«ладушки». Повторение знакомых пьес.

 «Мы запели песенку»

 «Марши»

 «Пойду ль я»

подвижные игры

«Ладушки»  «Пойду ль я»

«Мы запели песенку»

 «Пирожки»

«Топотушки»

«Колокольчики звенят»

 «Полька»

Март-Апрель

33-36

Колокольчики

всех видов,

бубны,

металлофоны,

треугольник,

ложки, музыкальные палочки, кубики

Музыкальная грамота

«Ударно- шумовой оркестр. Музыкальные

палочки и кубики» «Ударно- шумовой оркестр. Состав оркестра. Треугольники»

Обучение игре на ДМИ

«Если колокольчик взять – будет нежно он звучать»

«Наши ложки расписные будут весело играть, инструменты остальные будут ложкам помогать»

«Треугольник заиграй, веселиться помогай»

Состав ударно-шумового оркестра, показ

инструментов, слушание произведений для ударно-шумового оркестра.

Повторение строения ложек, разновидности

ложек. Знакомство с музыкальными

палочками.

Слушание музыкальных произведений.

Выбор соответствующих музыкальных

инструментов. Исполнение по подгруппам

оркестра и движений.

  Знакомство с новым произведением.

Распределение инструментов в

зависимости от изобразительного

характера песни. Разучивание партии

каждого инструмента. Соединение всех в

ансамбль. Работа над своевременным

вступлением каждого инструмента и

окончанием звучания.

Добиваться ритмического ансамбля,

общей динамики, чистоты исполнения

приемов игры на всех инструментах,

Повторение всех ранее выученных

 «Топотушки»

Подвижные игры и танцы на

дробном шаге

«Топотушки» (др. шаг)

«Моя лошадка» (галоп)

свободные танцы под оркестр

(по подгруппам)

 

«Лесная песенка»

«Колокольчики звенят»

«Полька»

«Топотушки»

Май

Литература.

1.Т.Н.Девятова. Программа «3вук- волшебник».(Линка-пресс Москва 2006).

2. Т. Тютюнникова. Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками.»(Дошкольное воспитание,1988г.)

3. Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и 
муз. руководителя детского сада. (Москва «Просвещение» 1990г.)

4.С.Бублей: «Детский оркестр».Пособие для муз. руководителей детских дошкольных учреждений(Ленинград «Музыка» 1983 г)

5. Т. Тютюнникова «Музыкальные инструменты». Из опыта работы. (Дошкольное воспитание,1997г.)

6. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические ре комендации / М. Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка кружка «Бим-бам-бом» (игра на детских музыкальных инструментах) для детей младшего возраста

Методическая разработка  кружка  «Бим-бам-бом» (игра на детских музыкальных инструментах) рекомендуется для проявления и развития творческих способностей у детей младшего возраста  с ОВ...

Методическая разработка "Игра на детских музыкальных инструментах"

Рабочая  программа  предусматривает  формирование  у дошкольников  младшего  возраста общих умений, навыков  и  универсальных  способов  действий, обо...

Методическая разработка на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ приобщение их к ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эст...

Методические рекомендации по использованию музыкальных инструментов в разных возрастных группах детского сада

В современных условиях детским музыкальным инструментам отводится особая роль. В детском саду следует предусмотреть полный ассортимент музыкальных инструментов. В методических рекомендациях представле...

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

Учебно-методический материал по теме: «Роль взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах.»

В данной консультации расскрыты основные задачи и роль воспитателя в процессе обучения детей игре на ДМИ.Особенное внимание уделено его работе в этом направлении в группе....

Методическая разработка занятия "Народные музыкальные инструменты" для детей подготовительной группы детского сада.

Методическая разработка по теме "Народные музыкальные инструменты"  является разработкой итогового занятия, обобщающего знания, умения, навыки детей подготовительного к школе возраста, ...