Конспект открытого занятия "Русская ложка"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)
Конспект открытого занятия по музыкальному воспитанию в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_lozhka.docx | 23.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытое занятие на тему: «Русская ложка»
Цель занятия: развитие творческих способностей и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игры на ложках.
Задачи:
- Знакомство детей с историей русской ложки, активизация представления детей о ложке, как о народном шумовом музыкальном инструменте;
- Развивать чувство ритма, фонематический слух;
- Обогащать духовную культуру детей через игру на народных инструментах;
- Воспитание любви и уважения к русскому народному творчеству, традициям русского народа.
Ход занятия:
Ребята под народную музыку заходят в зал, встают вдоль стульчиков.
Организационный момент:
Муз.р.: Здравствуйте, ребята! Я хочу пожелать вам доброго дня нашим традиционным приветствием:
- «Здравствуйте, ребята!» (по восходящему звукоряду)
Дети: «Здравствуйте!» (по звукам нисходящего Т3/5)
(далее поют вместе с м.р.)
Здравствуй, солнце золотое! (поднимают руки вверх)
Здравствуй, легкий ветерок! (машут руками вправо – влево по 1 разу над головой, опускают руки вниз)
Здравствуй, утро! (поднимают правую руку вверх)
Здравствуй день! (поднимают левую руку вверх)
Нам здороваться не лень! (кружатся вокруг себя с поднятыми руками 1 раз)
Муз.р.: А теперь поприветствуем наших гостей!
Дети: Здравствуйте, все гости!
Гости отвечают
Муз.р.: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о… А впрочем, отгадайте-ка загадку:
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши cладкой.
Ждёт лошадка у ворот –
Открывай пошире рот! (Ответы детей: ложка)
Муз.р.: И я с собою принесла
Ложки расписные
Красивые, резные!
-Ой, ребята, а где же ложечки, вы их не видели?
Дети: Нет!
Заходит Антошка (плачет).
Антошка: Ну вот куда же я дел свою большую ложку? Вот для варенья – нашел, для сахара – нашел, для повидла – нашел, а для каши – нет!
Муз.р.: Здравствуй, Антошка, а ты зачем наши ложки забрал?
Антошка: А это чьи ложки были? Я тут хожу, хожу, даже уже устал! Я свою большую ложку ищу, а нашел только такие – маленькие какие-то, даже каши как следует не зачерпнешь! Хочу, хочу большую ложку! (Ударяет ложку об ложку и замирает, слыша звуки). Ого, они еще и дразнятся!
Муз.р.: Антошка, это они не дразнятся… Наши ложки музыкальные… А наши ребята могут на них играть!
Антошка: Как же на ложках можно играть? Ими только кушать можно!
Муз.р:. А вот и нет!
Есть у нас игра для тебя! Называется «Эхо»!
Простучу я ритм на ложках, а ты нам повторяешь!
Давай, Антошка, попробуем!
(муз. рук. простукивает ритмический рисунок, Антошка повторяет)
Антошка: Ух, ты! Получилось!
Муз.р: Молодец, Антошка! А давайте сейчас все вместе поиграем в эту игру! Только нужно очень внимательно слушать! Давай, Антошка, начинай!
Музыкально-ритмическая игра «Эхо»
(Антошка простукивает ритм, дети повторяют)
Муз.р.: Молодцы! Никто не ошибся!
Антошка, а как ты думаешь, сразу ли ложки стали музыкальным инструментом? А вы ребята знаете? (Ответы детей.) Я расскажу вам историю появления на свет ложки.
(под русскую народную мелодию дети кладут ложки на заранее приготовленный столик, садятся на стульчики)
Муз. р.: Когда-то, очень-очень давно, древние люди…
Просмотр презентации «Русская ложка»
Муз.р.: Их делали из осины, березы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек. Выполнял ее самый ленивый ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».
При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы и нож.
Из баклуши вырезали ложку, обрабатывали ее, чтобы сделать гладкой и удобной.
Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их.
Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки, росписью – хохломские, выжиганием – вятские.(Показ картинок).
Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи. Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент.
А вы слышали, как играют на ложках настоящие мастера? Предлагаю посмотреть.
Просмотр видеофрагмента
Муз.р. Вот такая история русской ложки! Знаешь, Антошка, а наши ребята, знают песню о ложках. Давайте познакомим с ней Антошку! Вспомните, о каких ложках поется в этой песне, вспомните припев песни.
Дети (поют под аккомпанемент м.р.)
Хохломские, псковские,
Тульские, загорские,
Вятские, смоленские,
Ложки деревенские!
Муз.р. Мне кажется, настало самое время спеть ее.
Песня «Ложки деревенские» (муз. З.Роот)
Муз.р.: Мы сегодня познакомились историей появления русской ложки.
Существует огромное количество приемов игры на ложках.
Вы видели, как держат ложки настоящие ложкари, сразу по несколько ложек в одной руке. А для нас это будет пока сложно.
Антошка: Хочу также! Что тут сложного, вот смотрите (ударяет ложками, берет их не правильно). Какие-то ложки у меня неправильные!
Муз.р.: правильные у тебя ложки, Антошка, просто, чтобы уметь на них, как и на любом музыкальном инструменте, нужно много учиться. Приемов игры очень много, они разнообразны – от самых простых до сложных. Сейчас мы вспомним простые приемы игры на ложках.
(на мотив р.н.п. «Ах вы сени»)
1. Утром солнышко проснулось,
Нашим ложкам улыбнулось.
От зари и до заката
Веселятся все ребята. (Дети двигают ложками по дуге над головой)
(проигрыш – кружатся)
2. Завтракать теперь пойдем
И блинков мы напечем,
Вот блиночки хороши
Их пекут нам малыши. («тарелочки» перед собой)
(проигрыш - кружатся)
3. На качелях покататься
Нашим ложечкам приятно.
Мы на улицу пойдем
И кататься там начнем. (Дети стучат ложками, поднимая руки вверх-вниз)
(проигрыш-кружатся)
4. А сейчас, мои ребятки,
Поиграем с ложкой в прятки.
Нужно деткам показаться
И за спину спрятаться. (Дети ударяют ложкой перед собой и прячут её за спину.)
(проигрыш-кружатся)
Муз.р. Молодцы! Здорово у вас получается!
Но это не единственный прием игры на ложках, их огромное множество. И сегодня я научу вас одному из них.
Я сейчас возьму обе ложки в правую руку, одну - между большим и указательным пальцами, другую – между указательным и средним. А теперь попробую постучать ими по левой ладошке. Послушайте, какой интересный звук получился. Он звонкий или глухой? (Ответы детей. Звонкий.) Звонкий. А на что он похож? (Ответы детей. На цокот копыт.) На цокот копыт. Этот прием так и называется «Лошадка». Давайте мы сейчас все вместе попробуем поиграть на ложках по-новому.
(Дети выполняют прием игры «Лошадка», педагог контролирует и подсказывает детям.)
Муз.р. А теперь усложним задачу, пойдем по кругу, высоко поднимая колени, как лошадки, и будем подыгрывать себе на ложках.
Еду, еду к бабе к деду - ритмично, ударяя в ложки, идем по кругу без музыки.
На лошадке в красной шапке
Цок, цок, цок, цок…
Цок, цок, цок, цок…
А теперь под музыку!
Выполнение упражнения «Лошадки» («На лошадке» Т.Ломова). Впереди ведет Антошка и
останавливаются возле мольберта.
Антошка: А что это такое? Какие-то картинки здесь.
Муз.р.: Это музыкальные загадки.
Игра «Музыкальные загадки».
Педагог загадывает «загадку», а дети простукивают ответ на ложках
«Вот лягушка на болоте
Очень весело живет
Вы послушайте, ребята,
“Ква-ква-ква” – она поет!»
(Дети играют на ложках приемом «пяточка в пяточке» по ладони левой руки, отстукивая ритм «раз-два-три».)
«Дождик капает по крыше:
“Тук-тук-тук, тук-тук-тук”.
Еле слышно, еле слышно:
“Тук-тук-тук, тук-тук-тук!”»
(Дети стучат ручками ложек.)
«Воробьи развеселились,
Зернышки клевать пустились,
От других не отстают,
Все клюют, клюют, клюют».
(Дети стучат ручкой по «пяточке».)
Антошка: Ой, как здорово! Как настоящие музыканты!
Муз.р.: Молодцы! Кто очень старается, у того и чудеса получаются.
Антошка: Молодцы, ребята! Ай-да, ложка! Вот она какая, оказывается: с ней можно и петь, и танцевать! Настоящий праздник для нее получился! А я так и не нашел свою большую ложку! (грустно)
Муз.р. Не расстраивайся, Антошка, мы с ребятами так дружно с тобой пели, играли и плясали, что решили подарить тебе свою большую ложку!
Антошка. Вот спасибо! Вот это подарок!... А я тоже игру с ложкой знаю! Хотите поиграть?
«Игра с ложкой» (с одной большой ложкой)
Ход игры
Дети становятся в круг, Антошка начинает передавать свою ложку по кругу под музыку и пение. На ком музыка остановится, тот выходит в круг, и танцует вместе с Антошкой, дети в кругу хлопают. Игра повторяется 2-3 раза.
(под рус.нар.мел. «Ах, вы сени»)
Ты беги, скорее ложка
Быстро-быстро по рукам.
У кого осталась ложка
Тот в кругу станцует нам.
Муз.р. Какая хорошая игра! Ребята, а вам понравилась?...
Антошка. Какие вы веселые ребята! И ложки у вас веселые! А моя ложка теперь будет самая любимая! …Побегу скорее к деду и покажу ему такой замечательный подарок!... До свидания, ребята!...
(Антошка прощается и под музыку из м/ф «Антошка» уходит)
Ну, что, ребята, давайте вспомним, что нового мы узнали сегодня?
Из чего делали самые первые ложки? (Ответы детей: из камня, из глины.)
С чего начиналось изготовление деревянной ложки? (Ответы детей: из баклуши, деревянных брусочков.)
Как называют людей, которые играют на ложках? (Ответы детей: ложкари.)
Какие виды росписи ложек вы запомнили? (Ответы детей: хохломская, городецкая, гжельская и т.д.)
(незаметно заходит воспитатель)
Вы были очень внимательными и старались.
Посмотрите, какой чудесный ларец у меня есть. А ну-ка, коробочка волшебная, чудо сотвори, детям радость подари.
Собираю ложку в коробку с двойным дном. Незаметно переворачиваю ее и достаю шоколадки.
Муз.р.: За старание, ребятки, получайте шоколадки. Надолго с вами не прощаюсь, у меня в волшебной коробочке много разных русских народных инструментов есть. Вы ко мне еще придете, и я вам подробно о них расскажу, научу играть на них.
Муз.р. Ну, и нам настало время попрощаться с нашими дорогими гостями!
«До свиданья, гости!»
«До свидания» (отвечают гости)
(под рус. нар. мел. дети уходят)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого занятия для родителей по народному декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе на тему: «В подарок маме дорогой – узор на ложке лухломской»
Данное занятие предусматривает решение следующих программных задач:1. Продолжать знакомить детей с Луховицким народным промыслом.2. Учить рассматривать ...
Конспект открытого занятия педагога-психолога "Путешествие ложки из прошлого в будущее
Цель занятия: развитие творческих способностей ( креативности мышления).Задачи:Развитие познавательной сферы:1. развитие направленного и воссоздающего воображения2....
План-конспект открытого занятия на тему: «Понятие «теплые цвета». Роспись шаблона «Ложка «Хохлома».
Занятие по ИЗОдеятельности "Понятие "теплые цвета". Роспись шаблона "Ложка "Хохлома" для детей 5-6 лет....
Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к нам пришли матрешки!»
Итоговое занятие...
Конспект открытой образовательной деятельности "Поиграем с ложкой"
Расширять знания детей темы русского фольклора (попевки, потешки);Формировать у детей певческие навыки, танцевальные умения;Развивать ритмический слух;Расширять представления детей о русских народных ...
Конспект открытого НОД по изобразительной деятельности в старшей группе: «Ложки золоченые, узоры крученые»
Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».Задачи.Художест...
Конспект открытого интегрированного занятия с детьми младшей группы «Ложка точёная, ручка золочёная»
Вызвать радость и интерес к нетрадиционной технике рисования – тычком....