Творческо- познавательный проект "Музыка осени"
проект по музыке (старшая, подготовительная группа)

Марина Ивановна Куртова

Проект предназначен для формирования музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста и реализации их творческих возможностей путём взаимодействия музыки, изобразительного искусства и художественной литературы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Описание проекта

(по программе Intel «обучение для будущего»)

Название проекта:

Социально- значимый проект «Музыка осени».

Автор и руководитель проекта:

Музыкальный руководитель МБДОУ г.Иркутск  детский сад №63-

Куртова Марина Ивановна.

Организация:

МБДОУ г.Иркутск  детский сад №63

Адрес: 664023 г. Иркутск, ул. Лопатина, 47

Вид проекта:

Исследовательски-творческий.

Форма организации проекта:

Реализация проекта осуществляется в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности.

Сроки реализации проекта:

2 месяца.

Сроки проведения:

05.09.2021.- 05.11.2021 года.

Цели:

Формирование культуры и музыкально – эстетического вкуса у детей школьного и дошкольного возраста.

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Музыка осени».

Задачи:

Расширить кругозор детей через знакомство с музыкальными произведениями и музыкальными инструментами;

Удовлетворить потребность детей в самореализации и творческом самовыражении;

Развить интерес у детей к миру искусства в целом.

Краткое обоснование проекта:

Проект предназначен для формирования музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста и реализации их творческих возможностей путём взаимодействия музыки, изобразительного искусства и художественной литературы.

Проект развивает способность воспринимать красоту в природе и умение видеть разнообразие окружающего мира. Углубляя знания детей о выразительных возможностях музыки, проект направляет поисковую деятельность дошкольника на развитие музыкально-эстетического сознания в соответствующих этому возрасту границах: чувства и эмоции, потребности и интересы, оценочные отношения.

Проект повышает компетентность родителей в вопросах музыкально- эстетического развития ребёнка;

Интеграция образовательных областей:

Проведение организованной образовательной деятельности в

образовательных областях:

 «Художественно-эстетическое развитие»,

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие».

Участники проекта:

Группа детей старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, преподаватель ИЗО студии, родители, старший воспитатель ДОУ, музыкальный руководитель.

Актуальность проекта:

В результате наблюдений мы отметили, что на практике педагоги нашего дошкольного учреждения редко используют музыку для повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса. Это вызвано трудоемкостью  процесса подбора музыкальных произведений, отсутствие опыта и соответствующих умений воспитателей. Поэтому мы считаем использование нашей инновации особенно актуальной. Увлеченность идеей, осознание важности ее воплощения в жизнь детского сада, стимулировали нас к поиску оригинальных педагогических идей. Так же немаловажное значение имеет и приобщение к совместной деятельности педагогов, детей и их родителей.
Проектная деятельность, как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает замысел оформить в виде культурно-значимого продукта, и, конечно же, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.

Используя в своей работе педагогическое проектирование, реализуется личностно-ориентированный и развивающий подход к обучению. Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является переход к внедрению новых ФГОС, а с ними и новых компетенций, технологий. Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работы дошкольных образовательных учреждений.

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос

Что такое музыкальное настроение?

Проблемные вопросы

Что музыка выражает?

Что музыка может изображать?

Какая музыка учит нас думать?

Учебные вопросы

Какая бывает осень?

Сколько красок у осени?

Какое настроение бывает у человека?

Бывает ли настроение у природы?

Как можно рассказать о настроении без слов?

Какие звуки природы можно изобразить музыкальными инструментами?

Какие музыкальные инструменты вы знаете?

Кто такой композитор?

Кто такой музыкант?

Кто такой писатель?

Кто такой художник?

Зачем мы танцуем?

План реализации проекта:

Проведение проекта предусматривает работу по следующим этапам:

Подготовительный этап.

1.Создание команды единомышленников: подгруппа детей, воспитатели группы, преподаватель ИЗО студии, родители.

2.Формирование группы.

3.Определение целей и задач проекта.

4.Презентация проекта для родителей. Приложение 1.

5.Мастер- класс для родителей воспитанников.  

6.Создание презентации для детей. Приложение 2.

7.Формулирование проблемных вопросов.

8.Создание дидактических материалов и пособий.

Основной этап.

1.Работа над проблемным вопросом: с родителями; с воспитателем; с руководителем ИЗО студии.

2.Создание продуктов проекта: изо-деятельность: рисунки, аппликация;

музыкально - ритмическая деятельность: озвучивание стихов шумовыми музыкальными инструментами, ритмопластика под музыку. Приложение 3.

3. Оценивание творческих проявлений участников проекта. Приложение 4.

Заключительный этап.

1.Коллективное оформление персональных работ детей: фото-выставка,

   стендовая презентация;

2.Концерт "Музыкальные стихи".

3. Приглашение родителей и гостей на защиту проекта.

4. Рефлексия.

Ожидаемый результат:

Для педагогов: 

  • повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;
  • инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
  • творческое использование фоновой музыки в изобразительной  деятельности детей.


Для воспитанников: 

  • повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной  деятельности;
  • проявление интереса к музыкальной культуре; активизация эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности; проявление творческого самовыражения.


Для родителей: 

  • повышение музыкальной культуры;
  • мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания;
  • эмоционально-эстетическое обогащение в совместной творческой деятельности детей и родителей;
  • повышение компетентности родителей в вопросах музыкально- эстетического развития ребёнка;
  • повышение статуса семейного воспитания.

Продукты проекта:

Изо-деятельность: рисунки, аппликация; Приложение 5,6.

Музыкально-ритмическая деятельность: создание музыкальных этюдов  (озвучивание стихов шумовыми музыкальными инструментами),

ритмопластика под музыку- создание танцевальных композиций с предметом на заданную тему;

Фото-выставка, стендовая презентация, концерт «Музыкальные стихи».

Оборудование:

Набор детских музыкальных инструментов «Шумовой оркестр»;

Музыкально - дидактические игры: «Музыка в картинках», «Настроение в природе», «Послушай - назови» (на определение звучания  инструментов шумового оркестра), « Настроение в движениях»;

Музыкально - дидактические пособия: картины и иллюстрации осенней природы, видеозаписи  осенней погоды;

Пособия для создания музыкально - ритмических этюдов: осенние листочки и веточки, разноцветные ленты,  платочки, зонты, шарфики из лёгкой ткани.


Основные направления проекта:

Этапы

Описание

Время
реализации

Ответственные

1 этап.

 Подготовительный

- работа с методической литературой;

- подбор музыкального репертуара;

- разработка конспектов занятий;

- подбор картин об осени для презентаций;

сентябрь

Музыкальный руководитель

Воспитатели группы

2 этап.

Основной

- чтение литературных произведений и стихов об осени;

- проведение тематических занятий в группе посвященных приметам, периодам осени, явлениям природы, приспособленности растений и животных к изменениям в ней;

-занятия с использованием презентаций об осени

“Художники рисуют осень”, “Композиторы и осень”;

- знакомство с произведениями П.И Чайковского “Осенняя песнь”,

А. Вивальди “Осень” (“Времена года”) 2, 3 части,

Г. Свиридов “Дождик”

- оформление информационной папки для родителей

“Осень, осень в гости просим”

октябрь

Музыкальный руководитель

Воспитатели группы

Преподаватель изо-студии.

3 этап.

Итоговый.
Заключительный

-проведение развлечения “Осенние мотивы. Художественное осмысление осени, как времени года и фантазии детей”.

Выставка детского рисунка на тему: “Краски осени”

01.11.2021-

05.11.2021 г.

 

Музыкальный руководитель

Воспитатели группы

Литература:

  1. Тютюнникова Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение. М: 2003г.  
  2. Каплунова И.М. Новоскольцева И.А. Мы играем, рисуем, поём. Комплексные занятия в детском саду. Композитор, С-Петербург: 2005г.
  3. Каплунова И.М. Новоскольцева И.А. Музыка и чудеса. Музыкально-двигательные фантазии. Композитор, С-Петербург: 2000г.
  4. Тютюнникова Т.Э. Дождинкины осенины.// Дошкольное воспитание – 1997г., №10.
  5. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитания в детском саду. Раздел «Музыкально-ритмическое движение» – М: Мозаика-Синтез, 2005 г.
  6. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду – М: Мозаика-Синтез, 2005 г.
  7. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников – М: Просвещение, 1991г.
  8. Слутская С.Л. Танцевальная мозаика – М.:Линка-Пресс, 2006 г.
  9. Буренина А.И. Ритмическая мозаика – Спб.: ЛОИРО, 2000 г.

10. Ерохина О.В. Школа танцев для детей – Р-на-Д.:Феникс, 2003 г.

11. Грибовская А.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Коллективное творчество – М: Творческий центр Сфера, 2010г.

12. Саморукова П.Г.  Методика ознакомления детей с природой-              

       М: Просвещение 1992г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческо-познавательный проект «Краски осени»

Работа по проекту расчитана на два месяца, участниками являются воспитатели, дети, родители....

Познавательный информационно-творческий проект "Дары осени"

Формирование познавательного интереса к окружающей среде ; уточнение представления о значении леса в жизни человека; систематизирование представления об осени; обогащение и совершенствование представл...

Познавательно-творческий проект "Золотая осень"

Коллективная проектная деятельность педагога ДОУ, детей и родителей, посвященная углублению представлений об осени через поисковую и творческую деятельность...

Паспорт творчески-познавательного проекта для детей младшего дошкольного возраста «Осень»

Паспорттворчески-познавательного проекта для детей младшего дошкольного возраста«Осень»...

Творческий познавательный проект «Осень в лесу»

В разновозрастной группе (3-5 лет) закончилась работа над проектом "Осень в лесу".Возле нашего детского сада "Василёк" растёт берёзовая роща, которая очаровательна в любое время года. Мы с ребятами со...

Творчески-познавательный проект: "Осенние фантазии"

Обобщить  и  систематизировать   представления  детей  об  осенних  изменениях  в  природе,о  характерных  сезонных  явлениях;расширять...

Творческий - познавательный проект «Осень. Чем отличаются осенние месяцы друг от друга?»

Детям порой сложно понять, что зелёные листья, цветы на клумбах, лёгкая одежда - это ОСЕНЬ; голые кусты и деревья, снег, дождь, холод - это тоже ОСЕНЬ. Почему она такая разная и как меняется от месяца...