Дополнительная программа "Задорный башмачок" для детей дошкольного возраста
рабочая программа по музыке

Алексеева Людмила Леонидовна

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа направлена на развитие танцевальных навыков детей дошкольного возраста. Написана для оказания платной образовательной укслуги "Танцевальная хореография" для дошкольников.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации г. Чебоксары

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 125 «Дубок»

 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

 по познавательно-речевому развитию детей»
города Чебоксары Чувашской Республики

 ПРИНЯТА                                                                                                                      УТВЕРЖДЕНА
на заседании педагогического совета                                                                           приказом заведующего  
МБДОУ «Детский сад № 125» г. Чебоксары                                                              МБДОУ «Детский сад № 125» г. Чебоксары
от 30 августа 2022 г. протокол № 1                                                                           от 30 августа 2022 г.  № 95

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Задорный башмачок»
для детей дошкольного возраста.

                                                       Возраст обучающихся: 3-7 лет.
                                                                                                                      Срок реализации программы: 1 год (сентябрь 2022 – май 2023 года).

                                                                         Составители: музыкальный руководитель
                                                          Алексеева Людмила Леонидовна,

                                                                               старший воспитатель Героева Нина Львовна.

г. Чебоксары, 2022.

Содержание:

  1. Комплекс основных характеристик программы.

1.1.Пояснительная записка        3

1.2.Цель и задачи программы        4

1.3. Содержание программы........................................................................................................5


   1.4.Планируемые результаты……………………………………………………………….…..17

  1. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарныйучебный график        ..17

2.2. Условия реализации программы……….………………………………………………..…20

     2.3. Формы аттестации…………………………………..……………………………………..22

     2.4. Оценочные материалы……………………………………………………………………..22

     2.5.Методические материалы…………………………………………………………………  25

2.6. Список литературы        .26

  1. Комплекс основных характеристик программы.
    1. 1. Пояснительная записка.

Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, т.е. мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формирует  его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Задорный башмачок» (далее – Программа) – художественной направленности, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере развития двигательной деятельности, музыкальной культуры. Программа соответствует уровню дошкольного образования, направлена на формирование двигательных навыков, развитие ритма, пластики и координации движений.

Нормативно-методические документы по организации Программы  «Задорный башмачок»:

• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

• ЗаконРоссийской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»,

• Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»,

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р),

Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»,

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

• ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2015 г.,

• Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования".
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение. И даются они детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительной особенностью является активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса (значительная часть практических занятий). Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Задорный башмачок» является:

по степени авторства –  авторской;по уровню усвоения – общекультурной (базовой);по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – интегрированной.

Программа реализовывается самостоятельно, в очной форме (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2). Занятия проводятся по группамодного возраста, являющиеся основным составом дополнительной платной услуги, состав группы постоянный. Занятия проходят во второй половине дня в музыкальном зале детского сада с использованием музыкального оборудования и ИКТ.

Объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы: 72 часа; определяется содержанием и прогнозируемыми результатами программы; характеризуетсяпродолжительностью программы (9 месяцев, необходимых для ее освоения).

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий: общее количество часов в год- 72 часа; количество часов и занятий в неделю - 2; периодичность - по вторникам и четвергам; продолжительность занятий - 20 минут для детей 3-5 лет, 30 минут для детей 5-7 лет.

Возрастные особенности развития детей от 3 до 5 лет.
             В этом возрасте дети имеют определенный круг представлений в связи с окружающей действительностью, ориентируются в разных видах деятельности, владеют определенными навыками. Они уже достаточно развиты и проявляют такие свойства, как уверенность, самостоятельность. Это сказывается, прежде всего, в характере движений, которые становятся довольно разнообразными, более координированными, приобретают новые качества. Например, дети овладевают не только обычной ходьбой, но и ходьбой на носках, высоко поднимая колени, со сменой направления, врассыпную.Дети уже обладают определенным объемом навыков восприятия музыки, пения, ритмического движения. Исполнительская деятельность их в ее простейших формах начинает играть все большую роль.

В процессе обучения формируется координация движений, решается основная задача – воспитание согласованности движений и музыки, развитие ритмичности. Осваивая гимнастические, танцевальные образные движения, дети учатся передавать контрастный характер музыки (марш, пляска), изменять движения в соответствии с частями произведения, различать силу звучания, изменения темпа.

Возрастные особенности развития детей от 5 до 7 лет.
              Дети  начинают больше осознавать себя членами коллектива, что облегчает проведение совместных занятий. У них появляется чувство ответственности при исполнении хороводов, танцев, они откликаются на понятные общественные явления и хотят быть соучастниками деятельности взрослых. В этом возрасте более отчетливо проявляется интерес, стремление слушать, понимать музыку.  Предпочитая тот или иной вид деятельности, ребенок избирательно относится к ним.  Например, больше любит танцевать, чем водить хоровод, выделяет любимые песни, игры, хороводы, пляски. Движения детей становятся свободнее, определеннее, выразительнее в передаче характера музыкального произведения. Проводится активная работа по развитию слуха, что способствует дальнейшему формированию музыкальных способностей.

Своевременное внедрение комплексных занятий, направленных на развитие двигательных навыков, художественно-эстетического мышления, развитие гибкости и пластики движений, является наиболее значимым фактором создания данной программы. Подбор специальных упражнений, разнообразие танцевальных движений, а также подбор подвижных игр, способствует развитию у ребенка правильной осанки, предупреждению нарушений опорно-двигательного аппарата (плоскостопия, сколиоза, сутулости).

  1.2. Цели и задачи программы.

Цель программы - прививать интерес дошкольников к хореографическому искусству.

Задачи:
Образовательные:

  • Обучить детей танцевальным движениям.
  • Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.
  • Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
  • Формировать умение ориентироваться в пространстве.
  • Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.

Воспитательные:

  • Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
  • Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
  • Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
  • Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.

Развивающие:

  • Развивать творческие способности детей.
  •  Развить музыкальный слух и чувство ритма.
  • Развить воображение, фантазию.

Оздоровительные:

1.3. Содержание программы.

Программа рассчитана для детей дошкольного возраста (3 -7 лет).

Учебный материал включает в себя:

- Музыкально-ритмические занятия.

- Элементы народного танца.

- Элементы детского бального танца

- Элементы историко-бытового танца.

- Элементы эстрадного  танца.

Занятия направлены на общее развитие дошкольников, на приобретение устойчивого интереса к занятиям хореографией в дальнейшем, но не может дать детям профессиональной хореографической подготовки. Поэтому учебный материал включают в себя лишь элементы видов танцев, объединенных в отдельные танцевально тренировочные комплексы, игры и танцевальные композиции. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий.
Работа ведется определенными периодами – циклами. В течение месяца педагог разучивает с детьми материал одного из разделов. Первая неделя цикла отводится освоению новых знаний. Вторая – повторению пройденного материала с некоторыми усложнениями, дополнениями. Третья, четвертая – окончательному закреплению пройденного материала. Такой метод позволяет детям более последовательно и осмысленно вживаться в изучаемый материал.
Кроме основных разделов занятия включают в себя упражнения на развитие ориентирования в пространстве, ритмическую разминку на развитие групп мышц и подвижность суставов, вспомогательные и координирующие упражнения, упражнения с предметами, музыкально – подвижные игры, упражнения на импровизацию.

Занятие состоит из трех частей:

  1. Вводная - в нее входит поклон, маршировка, разминка.(3-5 минут)
  2. Основная - она делится на тренировочную (изучение нового материала, повторение, закрепление пройденного) и танцевальную (разучивание танцевальных движений, комбинаций, композиций).(15-20минут)
  3. Заключительная – музыкальные игры, вспомогательные и корригирующие упражнения, поклон. (5 минут)

Изучение программы начинается с несложных движений и заданий, затем расширяется, совершенствуется и обогащается.

В самом начале обучения внимание уделяется постановке корпуса, рук, ног, головы. Затем дети занимаются ритмикой, детскими бальными, историко–бытовыми, современными, доступными народными танцами, изучают элементы классического танца. Весь материал подобран исходя из возрастных особенностей детей.

Учебный план для детей 3-5 лет.

Название раздела

Тема занятий

Количество часов

Форма аттестации/контроля

теория

практика

1

Вводное занятие

«Давайте познакомимся»

0,5

0,5

Опрос, беседы

2

Ознакомление с элементарными музыкальными понятиями

«Ее Величество Музыка»»

6

2

Наблюдения, собеседования

3

Комплекс упражнений игровой ритмики

«Играя танцуем»

2

5

Наблюдения, собеседования

4

Комплекс упражнений на укрепление тела

«Игровой стретчинг»

2

14

Наблюдения, собеседования

5

Ознакомление с основными элементами танца

«Азбука танца»

3

7

Наблюдения, собеседования

6

Ознакомление с основными рисунками танца

«Рисунок танца»

2

10

Наблюдения, собеседования

7

Музыкально-ритмические движения

«Танцевальная мозаика»

4

14

Наблюдения, собеседования. Участие в конкурсном движении

Итого - 72

19,5

52,5

Содержание Программы

Тема занятия

Программное содержание

Задачи

1.Вводное занятие«Давайте познакомимся»

Беседа, игры на сплочение группы.

Вызвать у детей интерес дошкольников к хореографическому искусству.Создать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве.

2.«Ее величество Музыка!»
(Ознакомление с элементарными музыкальными понятиями)

Игра «Жуки и бабочки».

  • Темпы музыкальных произведений (быстрый, медленный, умеренный).
  • Слушая музыку, определить ее темп (устно).

Игра «Зайцы и охотник».

  • Творческое задание: изобразить черепаху, мышку.
  • Исполнить движение «Пружинка» в соответствии с заданными различными темпами.
  • Динамические оттенки (громко, тихо, умеренно).
  • Слушая музыку, определить динамические оттенки (устно).
  • Творческое задание: изобразить хлопками дождь стучит по крышам (громко); дождь моросит (тихо).

Игра «Тихо и громко».

  • Ритмический рисунок.
  • Воспроизведение хлопками и притопыванием ритмического рисунка.
  • Комбинация с хлопками: перед собой, по коленям, над головой, по бедрам.
  • Строение музыкального произведения (вступление, часть).
  • Учить детей менять движение в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.

Игра «Ку-чи-чи».

  • На примере изучаемых танцевальных этюдов учить самостоятельно начинать движение после вступления.

Формировать умение слушать музыку.

Формировать умение воспринимать и оценивать музыку.

Развивать умение организовать свои действия под музыку.

3.«Играя, танцуем» (Комплекс упражнений игровой ритмики)

  1. Комплекс игровой ритмики «Мы пойдем сегодня в лес, полный сказочных чудес».
  2. Движения рук («Путаница», «Догонялочки», «Жадина»).
  3. Игра «Зверушки, навострите ушки».
  4. Игры на внимание «Учительница», «Сделай этак, сделай так», «Вправо – влево».
  • Развивать внимание,  координацию движений,  зрительную и слуховую память.Подготовить детей к исполнению  сложных элементов.

4.«Игровой стретчинг»

  1. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Змея», «Кошечка», «Качели», «Лодочка», «Кузнечик».
  2. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед: «Книжка», «Горка», «Страус», «Черепаха».
  3. Упражнения на укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в стороны: «Морская звезда», «Месяц», «Маятник», «Орешек», «Лисичка».
  4. Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Бабочка», «Елочка», «Жучок», «Зайчик», «Велосипед».
  5. Упражнения на укрепление и развитие стоп: «Лошадка», «Гусеница».
  6. Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса: «Пчелка», «Мельница».
  7. Упражнения на упражнения для тренировки равновесия: «Аист», «Цапля», «Петушок», «Ласточка».
  8. Дополнительные упражнения: «Березка», «Гребцы».
  • Развивать и тренировать суставно-связочный аппарат.
  • Улучшать эластичность мышц и связок.
  • Развивать ловкость, силу, апломб (устойчивость), вестибулярный аппарат.

5.«Азбука танца»

  1. Шаги:бытовой,танцевальный легкий шаг с носка,на полупальцах,легкий бег,
  • шаг с подскоком,боковой подскок – галоп,бег легкий с оттягиванием носков.
  1. Постановка корпуса.
  2. Позиции ног: I-я, VI-я
  3. Подготовка к изучению позиций рук
  4. Этюд «Воздушный шар»
  5. Танцевальные положения рук:на поясе,за юбочку,за спиной,на поясе в кулачках.
  1. Полуприседания (demie plie) по VI позиции, I позиции
  2. Выдвижение ноги ( battement - tendu):вперед по VI позиции,в сторону по I позиции.
  1. Подъем на полупальцы (releve) по VI позиции.
  2. То же в сочетании с полуприседаниями.
  3. Прыжки  по VI позиции.
  • Развивать мускулатуру ног, рук, спины.
  • Формировать правильную осанку и координацию движений.
  • Подготовить детей к изучению более сложных элементов, этюдов, танцев.

6.«Рисунок танца»

  1. Рисунок танца «Круг».
  2. Движения по линии танца. Игра «Часы».
  3. Движение в круг, из круга. Игра «Надувала кошка шар».
  4. Рисунок танца «Линия».Рисунок танца «Колонна».Рисунок танца «Змейка».
  5. Игра «Змейка».
  6. Танец «Мышиная история» (выход на танец «змейкой»).
  7. Рисунок танца «Спираль». Игра «Клубочек».
  8. Свободное размещение в зале.Игра «Горошины».
  • Формировать умение ориентироваться в пространстве.
  • Научить детей держать равнение в рисунке и соблюдать интервалы.

7.«Танцевальная мозаика» (Этюды и танцы)

  1. Этюд «Лошадка»
  2. Танец «Горошины»
  3. Танец «Красная шапочка»
  4. Танец «Лялечка».
  • Научить детей двигаться в соответствии с музыкой.Развивать память, актерское мастерство.

   Учебный план для детей 5-7 лет.

Название раздела

Тема занятий

Количество часов

Форма контроля

теория

практика

1

Вводное занятие

«Давайте познакомимся»

0,5

0,5

Опрос, беседы

2

Музыкально ритмические движения

«Здравствуй сказка»

2

5

Наблюдения, собеседования

«В коробке с карандашами»

1

7

Наблюдения, собеседования

«На птичьем дворе»

1

7

Наблюдения, собеседования

«Зимняя сказка»

1

7

Наблюдения, собеседования

3

Элементы русского танца

«Во саду ли в огороде»

2

10

Наблюдения, собеседования

4

Детский бальный танец, ритмика.

«Приглашение к танцу»

1

7

Наблюдения, собеседования. Участие в конкурсном движении

«Я хочу танцевать»

1

7

Наблюдения, собеседования. Участие в конкурсном движении

5

Элементы историко-бытового танца.

2

2

Наблюдения, собеседования. Участие в конкурсном движении

6

Элементы эстрадного танца

«Давайте построим большой хоровод»

2

6

Наблюдения, собеседования. Участие в конкурсном движении

Итого- 72 часа

13,5

58,5

Содержание Программы

Раздел

Тема занятий

Программное содержание

Задачи

Методы и приемы

1.Вводное занятие

«Давайте познакомимся»

Знакомство с детьми. Что такое танец.
Приветствие. Основные правила поведения в танцевальном зале, правила техники безопасности. Постановка корпуса. Положение рук на талии. VI, I свободная позиции ног. Танцевальный шаг с носка.
Танец «Топ по паркету»
(шаг с носка, хлопки, притопы, прыжки на двух ногах)Игра «Давайте потанцуем»

- Формировать интерес к занятиям.
- Формировать общую культуру личности ребенка;

- формировать правильную осанку и положение головы, положение рук на талии, позиции ног.

- Обучить детей танцевальному шагу с носка.

- формировать интерес к занятиям.

- Развитие воображения, фантазии.

- беседа

- объяснение.

- показ.

- показ, инструкция.

- импровизация.

2.Музыкально- ритмические движения

«Здравствуй сказка»

Маршировка (шаг с носка, перестроения – круг, из большого в маленький круг и обратно, колонна, круг.)
Разминка «Сказочные герои» (голова – повороты вправо, влево, наклоны к правому, левому плечу; плечи, руки – поочередное поднимание плеч вверх; движения кистями рук вверх вниз, сгибание – разгибание в локтевых суставах, вытягивание вверх–   опускание вниз рук; корпус – повороты, наклоны в стороны, вперед, ноги – поочередное поднимание пятки, приседания, приставные шаги в стороны, вперед - назад, поднимание колен вперед, в стороны, прыжки на двух ногах,  ноги вместе – врозь)
¬ Хлопки в ладоши – простые и ритмические.
- Положение рук: перед собой, вверху, внизу, справа и слева на уровне головы. 
- «Пружинка» - легкое приседание. Музыкальный размер 2/4. темп умеренный. Приседание на два такта, на один такт,  два приседания на один такт.
- «Шаг, приставить, шаг, каблук».
- Подъем на полупальцы.
- Повороты вправо, влево.
Танец «Крошки-малышки»
Игра «Путешественники»
Партерная гимнастика («Солнышко», «Бабочка», «Складочка»)

- формировать правильное исполнение танцевального шага.

-  Формировать умение ориентироваться в пространстве.

- научить перестраиваться из одного рисунка в другой

- разогреть мышцы.

- Развивать первоначальные навыки координации движений.

- научить передавать заданный образ.

- Обучить детей танцевальным движениям.

- совершенствовать исполнение выученных движений.

- познакомить детей с темпами музыки (медленный, умеренный, быстрый)

- познакомить детей с динамическими оттенками музыки (форте, пиано).

- познакомить детей со штрихами музыки (стаккато, легато) отражение их движениями: хлопками, шагами, бегом, плавными и резкими движениями головы.

- повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц.

- инструкция.

- пояснение, повтор за педагогом.

- объяснение, показ, повтор за педагогом, самостоятельное исполнение.

- объяснение, показ.

- объяснение.

- объяснение.

- объяснение.

- показ, объяснение.

«В коробке с карандашами»

Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах, шаг с высоким подниманием колен, приставные шаги в стороны, вперед, назад. Перестроения - круг, из большого в маленький круг и обратно, в колонны).
Разминка «Я рисую солнце»(голова - прямо, вверх-вниз; «уложить ушко» вправо и влево; повороты вправо и влево; упражнения «тик-так» – «уложить ушко» с задержкой в каждой стороне, с ритмическим рисунком.) Руки - поднять вперед на уровень грудной клетки, затем развести в стороны, поднять вверх и опустить вниз в исходное положение. В каждом положении кисти круговые движения с раскрытыми пальцами и «кивание» - сгибание и разгибание кистей. Положение рук: на поясе и внизу. «Мельница » - круговые движения прямыми руками вперед и назад, двумя – поочередно и по одной
Плечи - оба плеча поднять вверх и опустить, изображая «удивление». Поочередное поднятие плеч. Упражнение «Улыбнемся себе и другу»- наклоны корпуса вперед и в стороны с поворотом головы вправо и влево по VI, по II позиции ног. Повороты корпуса вправо, влево. Ноги - подъем на полу пальцы с полуприседанием, «пружинка», высокое поднимание колен вперед, в стороны. Прыжки).
Ритмические хлопки в ладоши. Тройные притопы. «Пружинка» с наклонами головы. Движение «Баю - бай». Подскоки, приставные шаги с приседанием.
Танцевальная композиция «В коробке с карандашами».
Игра «Поезд».
Игра «Музыкальные ворота».
Партерная гимнастика(«Карандаши», «Бабочка», «Солнышко», «Буратино»,«Складочка»).

- Формировать правильное исполнение танцевальных шагов.

-  Формировать умение ориентироваться в пространстве.

- Научить перестраиваться из одного рисунка в другой

Разогреть мышцы.

- Учить правильной осанке при исполнении  движений.

- Обучить детей танцевальным движениям.

- Развить чувство ритма.

- Обучить детей танцевальным движениям.

- Учить правильной осанке при исполнении  движений.

- Развивать координацию движений.

- Обучить детей танцевальным движениям.

- Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.

- Развить умение детей пере страивать с одного темпа музыки на другой.

- Учить строить рисунки танца.

- Продолжать знакомить детей с динамическими оттенками музыки (форте, пиано).

- Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.

- Формировать умение ориентироваться в пространстве

- Повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц.

- Формировать умение вытягивать, сокращать стопу.

- инструкция.

- пояснение, повтор за педагогом.

- показ, объяснение, повтор за педагогом, самостоятельное исполнение.

- показ, объяснение.

- объяснение.

- объяснение.

- объяснение.

- объяснение

«На птичьем дворе»

Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах, шаг с высоким подниманием колен, приставные шаги с приседанием. Перестроения – круг, диагональ, змейка).
Разминка «Ку-ка-ре-ку» (голова – повороты в стороны, наклоны в стороны, полукруг впереди. Плечи, руки – подъем и опускание плеч, движение плечами вперед, назад; поднимание  и опускание рук  по очереди, и вместе, движение рук вперед, назад. Корпус – наклоны вперед, в стороны, повороты назад. Ноги – поднимание на полу пальцы, поднимание колен, вытягивание прямых ног вперед в пол. Прыжки – на двух ногах, на одной, перескоки с одной ноги на другую.)
Топающий шаг. Галоп. Подскоки. Положение рук на поясе, вперед, вверх, вниз. Хлопки, притопы. Хлопки, притопы в паре, кружения в паре. Выпад,  выпад с соскоком.
Танцевальная композиция «Я хочу танцевать».
Игра «Цыплята и ворона».
Танец-игра «Ку-чи-чи».
Партерная гимнастика («Солнышко», «Складочка», «Рыбка», «Лодочка»).

- Формировать правильное исполнение танцевальных  шагов.

-  Формировать умение ориентироваться в пространстве.

- Научить перестраиваться из одного рисунка в другой.

- Учить правильной осанке при исполнении  движений.

- Учить передавать заданный образ.

- Развить чувство ритма.

- Обучить детей танцевальным движениям.

- Развивать координацию движений.

- Формировать пластику, выразительность.

- Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать заданный образ движениями.

- Укрепить мышцы спины, живота.

- Повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц.

- инструкция.

- пояснение, повтор за педагогом.

- показ, объяснение, повтор за педагогом, самостоятельное исполнение.

-показ, объяснение.

-объяснение.

- объяснение, повтор за педагогом, самостоятельное исполнение.

-Пояснение.

- показ.

«Зимняя сказка»

Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах, шаг с высоким подниманием колен, приставные шаги с приседанием, галоп, подскоки. Перестроения – круг, две колонны, два круга, круг, колонна, полукруг.)
Разминка «Зимние забавы» - (голова – повороты в стороны, наклоны в стороны. Плечи, руки – подъем и опускание плеч, движение плечами вперед, назад; поднимание  и опускание рук  по очереди и вместе, движение рук вперед, назад, «греем руки». Корпус – наклоны вперед, в стороны, повороты назад. Ноги – поднимание на полупальцы, поднимание колен, вытягивание прямых ног вперед в пол, выпады в стороны, вперед. Прыжки – на двух ногах, на одной, перескоки с одной ноги на другую. Бег на месте с высоким подниманием колен.)
Шаг с ударом, кружение «лодочкой», галоп, подскоки. Хлопки, притопы.
Танцевальная композиция
«Тик -так – тикают часы»
Игра «Круг дружбы»
Игра «Домик»
Партерная гимнастика («Солнышко», «Складочка», «Рыбка», «Лодочка», «Бабочка»)

- Формировать правильное исполнение танцевальных шагов.

-  Формировать умение ориентироваться в пространстве.

- Научить перестраиваться из одного рисунка в другой.

- Учить правильной осанке при исполнении  движений.

- Научить передавать заданный образ.

- Развить чувство ритма.

- Обучить детей танцевальным движениям.

- Развивать координацию движений.

- Обучить детей танцевальным движениям.

- Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.

- Развить музыкальный слух, умение начинать движение с нужного такта.

- Развить музыкальный слух, выделять начало музыкальной  фразы.

- Укрепить мышцы спины, живота.

- Повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц.

- инструкция.

- пояснение, повтор за педагогом.

- объяснение, показ.

- объяснение, показ.

- объяснение.

- объяснение.

-  объяснение, показ.

3.Элементы русского танца

«Во саду ли в огороде»

Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах, шаг с ударом, галоп, подскоки, перескоки. Перемещения – круг, колонна, два круга, круг, звездочка, сужение и расширение круга.)
Разминка «Ах, вы, сени» (голова – повороты в стороны, наклоны в стороны, полукруг впереди. Плечи, руки – подъем и опускание плеч, движение плечами вперед, назад; поднимание  и опускание рук по очереди, и вместе, движение рук вперед, назад, Корпус – наклоны вперед, в стороны, повороты назад. Ноги – поднимание на полупальцы, поднимание колен, вытягивание прямых ног вперед в пол, выпады в стороны, вперед. Прыжки – на двух ногах, на одной, перескоки с одной ноги на другую. Бег на месте с высоким подниманием колен.)
Положение рук на поясе, открывание рук во 2 позицию, закрывание на пояс. Вынос ноги на каблук вперед, в стороны без корпуса, с наклонами корпуса. Притопы.  Полуприсядка. Хлопушки в ладоши, по бедру. Кружения. «Ковырялочка», «ковырялочка» с притопом. Ходы – простой с носка, «елочка», шаркающий шаг. Исполнение движений с одновременной работой рук.
Танцевальная композиция «Варенька»
Игра «Плетень»
«Танец пчелок»
Игра «Веселый оркестр»
Партерная гимнастика (упражнения на растяжку ног, укрепление мышц спины, улучшения выворотности ног)

- Формировать правильное исполнение танцевальных шагов.

-  Формировать умение ориентироваться в пространстве.

- Научить перестраиваться из одного рисунка в другой.

Разогреть мышцы.

- Учить правильной осанке при исполнении  движений.

- Научить передавать заданный образ.

- Познакомить детей с особенностями русского танца.

- Обучить детей танцевальным движениям.

- Учить правильной осанке при исполнении  движений.

- Обучить детей танцевальным движениям.

- Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.

-Научить  передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз.

- Научить строить и передвигаться по рисункам танца.

- Развить фантазию и воображение.

- Развить координацию.

- Укрепить мышцы спины, живота.

- Повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц.

- инструкция.

- Пояснение, повтор за педагогом.

- объяснение, показ.

- объяснение, показ.

-объяснение.

- объяснение.

- объяснение.

-объяснение, показ.

4.Детский бальный танец, ритмика.

Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах, приставной шаг вперед, галоп, подскоки, бег с высоким подниманием колен. Перестроения – круг, змейка, квадрат, колонна, полукруг, две колонны.)
Разминка «Раз, два, три, четыре» (голова – ритмические покачивания, наклоны, полукруг; плечи, руки –поднимание, опускание плеч – вместе, по одному, круговые движения, сгибание, разгибание пальцев рук, движение кистями рук, сгибание – разгибание в локтевом суставе, упражнение «плечи, вверх и обратно» по очереди, корпус – наклоны вперед, в стороны, повороты. Ноги – движения стопами, поднимание на полупальцы, приставные шаги, прыжки.)
Поклон по I позиции ног, галоп, подскоки, приставные шаги, легкие прыжки на месте, хлопки в разных ритмических рисунках.  
Полька «Дружба»
Игра «Давайте потанцуем»
Игра «Музыкальные змейки»
Партерная гимнастика (упражнения на растяжку мышц, укрепления мышц спины и живота, для улучшения выворотности ног, профилактики плоскостопия.)

- Формировать правильное исполнение танцевальных шагов.

-  Формировать умение ориентироваться в пространстве.

- Научить перестраиваться из одного рисунка в другой.

Разогреть мышцы.

- Формировать правильную осанку при исполнении  движений.

- Обучить детей танцевальным движениям.

- Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.

- Развивать творческие способности детей.

- Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.

-Развивать воображение, фантазию.

- Формировать умение ориентироваться в пространстве.

- Формировать правильную осанку.

- Повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц.

- Укрепить здоровье детей

- инструкция.

- инструкция.

- объяснение, показ.

- объяснение, показ.

- импровизация.

- импровизация.

- объяснение.

- объяснение, показ.

5.Элементы историко-бытового танца.

«Я хочу танцевать»

Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах, приставной шаг вперед, пружинящий шаг, шаг марша, галоп, подскоки, бег с высоким подниманием колен, перестроения - врассыпную, шеренга, круг, в пары, врассыпную.)
Разминка «Я танцую» (голова – ритмические покачивания, наклоны, полукруг; плечи, руки –поднимание, опускание плеч – вместе, по одному, круговые движения, сгибание, разгибание пальцев рук, движение кистями рук, сгибание – разгибание в локтевом суставе, упражнение «плечи, вверх и обратно» по очереди, корпус – наклоны вперед, в стороны, повороты. Ноги – движения стопами, поднимание на полупальцы, приставные шаги, переменный шаг в сторону, прыжки.)
Поклон мальчиков, поклон девочек, приставной шаг, покачивание, поворот в паре, кружения.
Вальс «Дружбы»
Игра «Бабочки»
Партерная гимнастика (упражнения на растяжку мышц, укрепления мышц спины и живота, для улучшения выворотности ног, профилактики плоскостопия.)

- Формировать правильное исполнение танцевальных шагов.

-  Формировать умение ориентироваться в пространстве.

- Научить перестраиваться из одного рисунка в другой.

Разогреть мышцы.

- Учить правильной осанке при исполнении  движений.

- Обучить детей танцевальным движениям.

- Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.

- научить «чувствовать» пару.

-развивать воображение, фантазию.

- развить быстроту реакции.

- Формировать навык «легкого шага»

-Развивать воображение, фантазию.

- Формировать правильную осанку.

- Повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц.

- Укрепить здоровье детей.

- инструкция.

- показ, инструкция.

- объяснение, показ.

- объяснение, показ.

- инструкция.

- объяснение.

Объяснение, импровизация.

- объяснение, показ.

6.Элементы эстрадного танца

«Давайте построим большой хоровод»

Маршировка (шаг с носка, шаг на полупальцах, приставной шаг вперед, пружинящий шаг, шаг марша, галоп, подскоки, бег с высоким подниманием колен, перескоки, перестроения – две шеренги, круг, четыре колонны, змейка, квадрат.)
Разминка «Зарядка» (подъем на полупальцы, приседания, наклоны, повороты туловища, выпады –исполняются совместно с движениями рук, головы.)
Танцевальная композиция «Давайте построим большой хоровод».
Игра «Домики»
Игра «Будь внимателен»
Игра « А, ну-ка, покажи»
Партерная гимнастика (упражнения на растяжку мышц, укрепления мышц спины и живота, для улучшения выворотности ног, профилактики плоскостопия.)

- Формировать правильное исполнение танцевальных шагов.

-  Формировать умение ориентироваться в пространстве.

- Научить перестраиваться из одного рисунка в другой.

- Развить координацию движений.

- Обучить детей танцевальным движениям.

- Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.

- Развить музыкальный слух, выделять начало музыкальной  фразы.

- Развить внимание, быстроту реакции.

- Развивать воображение, фантазию.

- Формировать правильную осанку.

- Повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц.

- Укрепить здоровье детей.

- инструкция.

- показ.

- инструкция.

- объяснение, показ.

- объяснение.

- объяснение.

- инструкция.

- объяснение, показ.

1.4.Планируемые результаты освоения программы.

К концу учебного года дети должны знать правила правильной постановки корпуса, основные положения рук, позиции ног. Должны уметь пройти правильно в такт музыки, сохраняя красивую осанку, иметь навык легкого шага с носка на пятку, чувствовать характер музыки и передавать его танцевальными движениями, правильно исполнять программные танцы. Дети должны уметь исполнять движения в характере музыки, сохраняя осанку, уметь правильно открыть и закрыть руку на талию, правильно исполнять танцевальные композиции.
Дети должны приобрести не только танцевальные знания и навыки, но и научиться трудиться в художественном коллективе, добиваясь высоких результатов.

  1. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график.

Занятия проводятся два раза в неделю: у младшей танцевальной группы  по 20 минут, у старшей танцевальной группы по 30 минут. В месяц-8 занятий, в год - 72 занятия. Форма обучения – групповые занятия и индивидуальные упражнения. Отбор детей проводится в соответствии с желанием родителей и индивидуальными  особенностями детей.
Расписание занятий:по вторникам и четвергам: младшая группа с 15.30 по 15.50, старшая группа с 16.00 по 16.30.

Регламентирование образовательной деятельности по Программе

Структурный компонент календарно-учебного графика ДОО

Возрастные группы

Начало организации дополнительных занятий

01.09.2022

Окончание организации дополнительных занятий

31.05.2023

Время начала проведения дополнительных занятий

Младшая группа – вторник 15.30, четверг 15.30

Старшая группа – вторник 16.00, четверг 16.00

Время окончания проведения дополнительных занятий

Младшая группа – вторник  15.50, четверг 15.50

Старшая группа- вторник 16.30, четверг 16.30

Продолжительность проведения дополнительных занятий

Младшая группа - 20 минут
Старшая группа - 30 минут

Объем недельной нагрузки дополнительных занятий

Младшая группа - 40 минут

Старшая группа -  60 минут

Место проведения

Музыкальный зал ДОУ №125.

Формы контроля

-Мониторинг знаний и умений учащихся.

-Виды и методы контроля:

текущий

промежуточный

итоговый – открытые занятия, спектакли.

Календарный учебный график (3-5 лет)

Месяцы

Тема занятия

Форма занятия

Колич. часов

Место

проведения

Форма

контроля

Сентябрь-1 занятие

Вводное занятие«Давайте познакомимся»

Беседы, игры

1

Музыкальный зал ДОУ №125

Опрос, беседы

Сентябрь -7 занятий, Октябрь-1 занятие

Ознакомление с элементарными музыкальными понятиями«Ее Величество Музыка»

Групповое занятие и индивидуальные упражнения.

8

Музыкальный зал ДОУ №125

Наблюдения, собеседования

Октябрь-7 занятий

Комплекс упражнений игровой ритмики«Играя танцуем»

Групповое занятие и индивидуальные упражнения.

7

Музыкальный зал ДОУ №125

Наблюдения, собеседования

Ноябрь -8 занятий,

Декабрь-8 занятий

Комплекс упражнений на укрепление тела«Игровой стретчинг»

Групповое занятие и индивидуальные упражнения. Концерт.

16

Музыкальный зал ДОУ №125

Наблюдения, собеседования

Январь- 8 занятий, Февраль - 2 занятия

Ознакомление с основными элементами танца«Азбука танца»

Групповое занятие и индивидуальные упражнения.

10

Музыкальный зал ДОУ №125

Наблюдения, собеседования

Февраль - 6 занятий

Март - 6 занятий,

Ознакомление с основными рисунками танца «Рисунок танца»

Групповое занятие и индивидуальные упражнения.

12

Музыкальный зал ДОУ №125

Наблюдения, собеседования

Март - 2 занятия,

Апрель - 8 занятий,

Май - 8 занятий

Музыкально-ритмические движения«Танцевальная мозаика»

Групповое занятие и индивидуальные упражнения. Концерт.

18

Музыкальный зал ДОУ №125

Наблюдения, собеседования. Участие в конкурсном движении

ИТОГО

72

Календарный учебный график (5-7 лет)

Месяцы

Тема занятия

Форма занятия

Колич. часов

Место

проведения

Форма

контроля

Сентябрь-1 занятие

Вводное занятие«Давайте познакомимся»

Беседы, игры

1

Музыкальный зал ДОУ №125

Опрос, беседы

Сентябрь -7 занятий, Октябрь-8 занятий

Ноябрь-8 занятий, Декабрь-8 занятий

Музыкально-ритмические движения

«Здравствуй, сказка»

«В коробке с карандашами»

«На птичьем дворе»

«Зимняя сказка»

Групповое занятие и индивидуальные упражнения.

Концерт

7

8

8

8

Музыкальный зал ДОУ №125

Наблюдения, собеседования

Январь- 8 занятий,

Февраль - 4 занятия,

Элементы русского танца«Во саду ли в огороде»

Групповое занятие и индивидуальные упражнения.

12

Музыкальный зал ДОУ №125

Наблюдения, собеседования

Февраль - 4 занятия,

Март - 8 занятий, Апрель- 4 занятия

Детский бальный танец, ритмика.

«Приглашение к танцу»

«Я хочу танцевать»

Групповое занятие и индивидуальные упражнения.

8

8

Музыкальный зал ДОУ №125

Наблюдения, собеседования

Апрель- 4 занятия

Элементы историко-бытового танца.

Групповое занятие и индивидуальные упражнения.

4

Музыкальный зал ДОУ №125

Наблюдения, собеседования

Май - 8 занятий

Элементы эстрадного танца. «Давайте построим большой хоровод»

Групповое занятие и индивидуальные упражнения. Концерт.

8

Музыкальный зал ДОУ №125

Наблюдения, собеседования.

Участие в конкурсном движении

ИТОГО

72

2.2. Условия реализации программы.Успешной реализации программы должны способствовать различные виды групповой и индивидуальной работы: практические занятия, концерты, творческие отчеты, участие в конкурсах, фестивалях, посещение концертов других коллективов и т.д. Кроме того, необходимы условия:

Материально - техническое оснащение программы:

- Светлый и просторный музыкальный зал.

- Музыкальная аппаратура ( музыкальный центр;  ноутбук)

- Тренировочная одежда и обувь.

- Сценические костюмы.

- Реквизиты для танцев.

- Элементы костюмов для создания образов.

Информационное обеспечение программы

В информационное обеспечение программы входят дидактические и методические материалы: сценарии постановок, сборники песен и таецев, музыкального сопровождения (фонотека), дидактические карточки, аудио-, видео-, интернет-источники.

Кадровое обеспечение программы

В реализации программы занят один педагог, руководитель дополнительной платной услуги «Задорный башмачок», музыкальный руководитель Алексеева Людмила Леонидовна с высшим образованием, стаж работы- 15 лет.

Подходы в организации образовательного процесса:

1). Личностно-ориентированный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец)ставит в центр образовательной системы личность ребенка, развитие его индивидуальных способностей. В рамках личностно-ориентированного подхода перед педагогом стоят следующие задачи - помочь ребенку в осознании себя личностью, выявление, раскрытие его творческих возможностей, способствующих становлению самосознания и обеспечивающих возможность самореализации и самоутверждения.
2). Культурно-исторический подход к развитию ребенка – развитие определяется как «...процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» (Л.С.Выготский, 1956). 
3). Системно - деятельностный подход к развитию ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов)предполагает, что в основе развития ребенка лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней. Совместная деятельность ребенка и взрослого выстраивается на основе сотрудничества, ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому и активен не менее взрослого. Организация образовательного процесса осуществляется в различных, адекватных дошкольному возрасту формах, выстраивается с учетом потребностей и интересов детей. Основной мотив участия (неучастия) ребенка в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса.
4). Аксиологический (ценностный) подход – организация развития и воспитания на основе общечеловеческих ценностей.

 Принципы и методы  успешной реализации программы.

Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией в дошкольном учреждении возможно только при использовании педагогических принципов:

- принцип доступности и индивидуальности (учет возрастных особенностей, возможностей ребенка, индивидуальный подход к каждому        участнику кружка.)

- принцип постепенного повышения требований (выполнение ребенком все более трудных, новых заданий, постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузок.)

- принцип систематичности (непрерывность, регулярность занятий.)

- игровой принцип (занятие стоится на игре.)

- принцип сознательности, активности (сознательное, заинтересованное отношение ребенка к своим действиям.)

- принцип повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков.)

- принцип наглядности (практический показ движений.)

  Ведущими методами обучения детей танцам являются:
• наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ);
• объяснение методики исполнения движения;
Основные методы, применяемые при обучении: 
• качественный показ;
• словесное (образное) объяснение;
• повторение.
Итогом занятий является танец. Танец, поставленный на основе выученных движений, помогает развить танцевальность. Преодолевая технические трудности, дети приобретают свободу.

Значимые характеристики Программы.
Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (двигательной, игровой, коммуникативной). Она может быть непосредственно-образовательной деятельностью или  образовательной деятельностью, осуществляемой в ходе режимных моментов. Образовательный процесс носит светский характер.

Национально-региональное содержание  программы определяется нормативами в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства и др. Документом, определяющим объем содержания образования в данной области, являетсяПрограмма воспитания ребенка-дошкольника/ под ред. О.В. Драгуновой. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995 г.

Национально-культурные особенности осуществления образовательного процесса:

а) образовательный процесс осуществляется на русском языке;

б) в образовательной деятельности уделяется внимание чувашским народным танцам;

в) в образовательном процессе учитываются культурные традиции жителей Чувашской Республики.

2.3. Формы аттестации.

Отслеживание результатов реализации Программы направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках детей и на определение эффективности функционирования педагогического процесса. В ходе реализации Программы осуществляется постоянный мониторинг знаний и умений учащихся. Для проверки знаний, умений и навыков детей используются следующие виды и методы

контроля:

текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

промежуточный – праздники, отчетные занятия 2 раза в год (в декабре и мае), конкурсы и мероприятия, проводимые на уровне ДОУ №125, города, республики, России;

итоговый – открытые занятия, спектакли.

Методы диагностики: опрос, собеседование, игра, наблюдение, участие в викторинах, выполнение творческих индивидуальных и групповых заданий, а также участие в мероприятиях разного уровня.

Результаты работы могут быть представлены в форме коллективных и персональных творческих выступлений, проведения мастер-классов, итоговых занятий, концертов, которые могут проводиться в форме конкурсов и игровых программ. Проводится видеозапись занятий и итоговых мероприятий (выступлений) для родителей. Успешные воспитанники награждаются грамотами и дипломами. Педагогом ведется журнал посещаемости, который доводится до родителей.

Качество приобретенных знаний проверяется в течение года, для этой цели проводится два раза в год мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы.

2.4.     Оценочные материалы.

Диагностика хореографических способностей детей дошкольного возраста.

       Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.
     При проведении диагностических мероприятий в хореографическом коллективе чаще всего и наиболее успешно используется метод тестирования.
     Тесты разделяются на два вида – индивидуальные и групповые, которые позволяют диагностировать динамику какого-либо процесса как у одного тестируемого, так и у группы в целом, что даёт более развернутую картину исследуемой проблемы. Следует отметить, что специфика тестирования в условиях хореографического коллектива несколько отличается от общепринятой, здесь применяются тест – игра, тест – движение, тест – импровизация.

       1. Развитие ритмического восприятия (элементы игровой технологии, индивидуальный тест):

 - игра «Ритмическое эхо» – воспроизведение ритмического рисунка хлопками в различных комбинациях (хлопки могут выполняться справа, слева, перед собой, внизу, вверху над головой);
- игра «Повтори ритм» – воспроизведение ритмического рисунка хлопками и притопами в различных комбинациях.

Оценивается правильность и чёткость исполнения:
низкий – ребёнок не может воспроизвести ритмический рисунок;
ниже среднего – неверно воспроизводит ритмический рисунок;
средний – допускает 1-2 ошибки;
выше среднего – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок с небольшими ошибками, которые сам исправляет;
высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок.

       2. Гибкость (индивидуальный тест):

 - «Бутербродик» – складка: И.П. – сидя на полу, вытянуть ноги вперёд, руками скользить по ногам, будто намазывая масло на хлеб, полностью прижаться к ногам, удержать 3 счёта;
- «Улитка» – наклон назад: стоя на коленях, сделать максимальный наклон назад, стараясь руками достать пол;
- «Бабочка»: сидя на полу, разведение согнутых в коленях ног до пола;
- Кувырок вперёд;
- «Кольцо»: лёжа на полу, согнуть ноги и коснуться стопами головы;
- «Берёзка» – стойка на лопатках.

      3. Выразительное исполнение танцевальных движений (групповой тест):

 - игра «Повтори за мной» – дети повторяют за педагогом танцевальные движения: пружинка, приставной шаг с хлопками, подскоки с продвижением, боковой галоп, разнообразные комбинации шагов и т.д.
- метод «Логоритмика»: дети должны выполнить комплекс движений(проученный ранее) с одновременным проговариванием слов (элемент логоритмики).

Оценивается соответствие ритма движений ритму стихов (в усложнённом варианте следует добавить музыкальное сопровождение).

      4. Развитие танцевально-игрового творчества (групповой тест):

 - игра «Угадай мелодию и потанцуй»: проигрывается несколько мелодий разных музыкальных жанров (марш, полька, вальс, плясовая, хоровод). Дети должны ответить, какая мелодия прозвучала, и выполнить танцевальные движения, соответствующие этому жанру музыки;
- тест на выявление артистических данных: под специально подобранный музыкальный материал, применяя в качестве основных выразительных средств только пантомиму и мимику, изобразить любой из заданных персонажей или ситуаций (например, грустный медведь, кошка, охотящаяся на птичку, ловля кузнечика, хитрая лисичка, злой волк, веселый зайка, полёт ласточки);
- методика «Свободное движение»: передача в движении характера незнакомого музыкального произведения. Оценивается подбор танцевальных движений, отзывчивость на музыку, эмоциональность и выразительность.

       4.1 Уровень творческого развития (индивидуальный тест):

- тест на выявление эмоциональности – предложить ребёнку изобразить  эмоциональное состояние (радость, недовольство, злость, грусть, усталость, спокойствие).
- игра «Угадай кто я» – каждый тестируемый в индивидуальном порядке показывает задуманное им животное (птицу) с определённым эмоциональным состоянием, остальные должны угадать кто это и какое у него настроение.
- игра «Расскажи без слов» (тест на воображение) – предложить ребёнку «рассказать» стихотворение  без слов, при помощи движений.
Оценка уровня овладения ребёнком необходимых навыков и умений по хореографическому развитию

0 баллов – ребёнок отказывается выполнять задания;
1 балл – ребёнок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает;
2 балла – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;
3 балла – ребёнок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;
4 балла – ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;
5 баллов – ребёнок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

Границы баллов, определяющие уровень хореографического развития:
низкий – 1 – 1.5  балла
ниже среднего – 2 – 2.5 балла
средний – 3 - 3.5 балла
выше среднего – 4 -  4.5 балла
высокий – 4.5 – 5 баллов.

Оценочные материалы фиксируются педагогом следующим образом:

РЕЗУЛЬТАТЫ диагностики уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Задорный башмачок». Младшая возрастная  группа. 2022 – 2023 учебный год.

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Развитие ритмического восприятия

Выразительное исполнение танцевальных движений

Развитие пластичности и гибкости

Развитие танцевально-игрового творчества

Итоговый показатель (среднее значение)

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

1

 Полина А.

4

5

4

5

4

5

4

5

16

20

2

РЕЗУЛЬТАТЫ диагностики уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Задорный башмачок».  Старшая возрастная  группа. 2022– 2023 учебный год.

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Развитие ритмического восприятия

Выразительное исполнение танцевальных движений

Развитие пластичности и гибкости

Развитие танцевально-игрового творчества

Итоговый показатель (среднее значение)

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

1

 Максим Е.

3

4

3

4

3

4

3

4

12

16

Обследование (выявление уровня развития) воспитанников дополнительной платной образовательной услуги «Задорный башмачок». Младшая возрастная  группа. 2022 – 2023 учебный год.

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Развитие ритмического восприятия

Выразительное исполнение танцевальных движений

Развитие пластичности и гибкости

Развитие танцевально-игрового творчества

Итоговый показатель (среднее значение)

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

1

Полина А.

ВС

В

ВС

В

ВС

В

ВС

В

ВС

В

2

Оценки уровня развития:Н – низкий,НС – ниже среднего,С - средний,ВС - выше среднего,В – высокий.

Обследование (выявление уровня) воспитанников дополнительной платной образовательной услуги «Задорный башмачок».
Старшая возрастная  группа. 2022 – 2023 учебный год.

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Развитие ритмического восприятия

Выразительное исполнение танцевальных движений

Развитие пластичности и гибкости

Развитие танцевально-игрового творчества

Итоговый показатель (среднее значение)

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

октябрь

май

1

Максим Е.

С

ВС

С

ВС

С

ВС

С

ВС

С

ВС

Оценки уровня развития:Н – низкий,НС – ниже среднего,С - средний,ВС - выше среднего,В – высокий.

Обследование воспитанников дополнительной платной образовательной услуги «Задорный башмачок»

Младшая возрастная  группа. 2022 – 2023 учебный год.

№ п/п

ФИ ребенка

«Задорный башмачок»

октябрь

май

1

 Полина А.

С

В

2

Критерии оценки уровня развития: Н – низкий, С – средний, В – высокий

Обследование воспитанников дополнительной платной образовательной услуги «Задорный башмачок»

Старшая возрастная  группа. 2022 – 2023 учебный год.

№ п/п

ФИ ребенка

«Задорный башмачок»

октябрь

май

1

 Максим Е.

С

В

2

Критерии оценки уровня развития: Н – низкий, С – средний, В – высокий.

2.5. Методические материалы:

- сборники игр и сценариев;

- дидактический материал;

- наглядный и раздаточный материал для занятий;

- тематические видео;

- дидактические карточки;

- специальная литература.

2.6. Список использованной литературы.

  1. Барышникова Т. Азбука хореографии. – СПб: Просвещение, 1996.
  2. Бриске И.Э. Мир танца для детей. – Челябинск, 2005.
  3. А. И. Буренина. Ритмическая мозаика.Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – 2-е изд., испр. и доп., СПб.; ЛОИРО, 2000. – 220 с.
  4. Константинова А.И. Игровой стретчинг. – СПб.: Вита, 1993.
  5. Макарова Е.П. Ритмическая гимнастика и игровой танец в занятиях стретчингом. – СПб: Искусство, 1993.
  6. Музыкальная ритмика: Учебно-методическое пособие/ Т.А.Замятина, Л.В.Стрепетова – М.: Издательство «Глобус», 2009. 112 с.
  7. Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М.: Владос, 2003.
  8. Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика». - М.: Линка – Пресс, 2006.
  9. Сулим Е.В.Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг. – 2-е изд., дополн. и  испр. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  10. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. пособие. Вып. 1. СПб.: «Музыкальная палитра». 2004.
  11. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. пособие. Вып. 2.СПб.: «Музыкальная палитра».  2005.
  12. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. пособие. Вып. 3.СПб.: «Музыкальная палитра».2005.
  13. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. пособие. Вып. 4. СПб.: «Музыкальная палитра».2006.
  14. Усова О.В. Театр танца О.Усовой. Методическое пособие. – Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2002.
  15. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе»: Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: «Детство - пресс», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей дошкольного возраста

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«СЕМИЦВЕТИК»для детей  дошкольного возраста...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельностикружок по развитию мелкой моторики "Детские ладошки"...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 5-7 лет - Кружок "Игрушка своими руками"

Программа предусматривает знакомство и изготовление русской народной тряпичной куклы, она расчитана на два года....

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста "Веснушки"

программа предназначена для работы с детьми в хореографическом кружке...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...