Консультация для родителей: "Развитие вокально-певческих навыков детей дошкольного возраста посредством песенного народного творчества"
консультация по музыке
Народный фольклор – это дорожка от прошлого, через настоящее в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, творчества, музыкального фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представление о добре, красоте, правде, верности и т.д. особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Что такое детский фольклор?
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Нефтеюганска
«Детский сад №14 «Умка»
Консультация для родителей
Развитие вокально-певческих навыков детей старшего дошкольного возраста посредством песенного народного творчества
Подготовила: музыкальный руководитель
Кононова Ирина Игоревна
Развитие вокально-певческих навыков детей старшего дошкольного возраста посредством песенного народного творчества
Народный фольклор – это дорожка от прошлого, через настоящее в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, творчества, музыкального фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представление о добре, красоте, правде, верности и т.д. особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Что такое детский фольклор? Это народные песни, хороводы, игры, загадки, скороговорки, пословицы, потешки, прибаутки. Хочется отметить, насколько важны различные жанры фольклора для развития и становления речи ребенка. Произведения фольклора детям легко запомнить, ведь маленький отрезок мелодии, называемый мотивом, часто повторяется в песне, не изменяясь, да и по объему они не велики. Они как бы заранее рассчитаны на быстрое запоминание. Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить его к народной поэзии.
Детский фольклор — это синтез поэтического народного слова и движения. Связь поэтического слова и движения идет от народной педагогики. Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, так как задачи решаются в комплексе.
Первое направление — это установление и формирование доверительных, добрых отношений между взрослым и ребенком (тактильные взаимодействия, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов в словах)
Второе направление — выполнение детьми различных движений при проговаривании или пропевании народных потешек, прибауток, приговорок и так далее.
Какие конкретно движения дети выполняют? Прежде всего - это мелкая моторика. Движения самомассажа:
– потирание ладоней;
– образное движение «моем руки»;
– круговые движения, шевеление пальчиков, хлопки ладонями и т.д. Развитие мелкой моторики и руки непрерывно связано с развитием речи детей. Помимо потешек, развивающих мелкую моторику и руку ребенка, мы учим его на материале детского фольклора и разнообразным выразительным движениям. Например, ребенок показывает, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и бодается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты играют на разных народных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке). Материал детского фольклора дает детям большой опыт в навыках правильной речи и выразительных движений, помогает развивать чувство ритма, творческие способности.
Одним из любимых дошкольниками фольклорных жанров является народная песня. Мелодии народных песен отличаются простотой и ясностью. Исполнять их не сложно: мелодии состоят из двух-пяти нот. Петь их можно легко, не напрягая голос, не надо брать ни очень высоких, ни слишком низких звуков. Эти мелодии не затрудняют дыхание исполнителя. Такие песни легко исполнять в движении. Ведь давно доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп и формирует правильное произношение.
Дети в детском саду неравнодушно относятся к народной музыке. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью. Она формирует художественный вкус ребёнка, обогащает речь народными поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, рассыплюсь яблонькой, Ваня-простота и др.). Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст.
Народные песни хороши ещё и тем, что их можно инсценировать. Пение напевных песен, удлиняя вдох и углубляя выдох, активизирует главную дыхательную мышцу – диафрагму – и вырабатывает при этом постепенное расходование воздуха.
В процессе обучения пению без сопровождения у детей формируются такие важные певческие навыки, как напевность исполнения и чистота интонирования. Умение детей петь без сопровождения является хорошей тренировкой для развития внутреннего слуха.
Необходимо привлечь внимание к народной педагогике, имеющей большую воспитательную и образовательную ценность. Воспитывая детей на народных традициях, можно развить у них национальное самосознание, а значит, и уважение к своему народу. Основной путь воспитания общечеловеческих качеств – это приобщение ребёнка к своей национальной культуре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Основные виды развития мелкой моторики рук. Пальчиковые игры. Графические упражнения....
«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества (детского фольклора)»
Рождественские чтения. Духовно-нравственное воспитание....
План самообразования воспитателя средней группы на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»
quot; Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества 4-5 лет ".Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности.Задачи. Рабо...
Консультация для педагогов на тему: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через русское народное творчество»
Проблема нравственного воспитания в настоящее время очень актуальна....
«Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»...
Укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества и художественного слова
укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества и художественного слова...