игровая технология
презентация по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский
Актуальность работы Вопрос организации активной музыкальной деятельности ребенка с самого раннего детства, обеспечивающей становление и развитие музыкальных способностей на основе его природных задатков стоит перед каждым музыкальным руководителем. Ответ на этот вопрос кроется в высказывании современного исследователя детской игры Д. Колоцца - «Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью». Наибольший развивающий эффект в развитии музыкальных способностей может быть достигнут, если в работе с дошкольниками использовать технологии, отвечающие психофизическим законам и механизмам развития ребенка в дошкольном возрасте. Из множества педагогических технологий, используемых мною в работе с детьми дошкольного возраста, приоритет отдаю игровым технологиям. Использования современных игровых технологий, обеспечивает личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, и рассматривается как ключевое условие повышения качества образования. Актуальность представленной технологии определяется необходимостью полноценного использования игровых технологий как основного способа развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста .
Цель : развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности посредством игровых технологий. Задачи : 1. Обогащать познавательную сферу дошкольников в процессе музыкальной деятельности, расширять теоретические знания о музыке, дать начальные сведения о нотной грамоте. 2. Создать условия для выражения музыкальных впечатлений в исполнительской и творческой импровизаторской деятельности. 3. Формировать музыкально-слуховые представления (мелодия «спускается», «поднимается», звуки «стоят на месте», «скачут», вверх, вниз и т.д.
4. Развивать музыкальную, двигательную и словесно-логическую память, чувство ритма и внутренней музыкальной пульсации. 5. Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой , исследовательской, исполнительской). 6. Стимулировать и поощрять проявления раскрепощения и уверенности при использовании вокальных и инструментальных произведений, закреплять чувство радости от ощущения непринужденности и свободы в выражении эмоций . 7. Воспитание дружеских взаимоотношений среди детей, формирование умение работать в коллективе.
Педагогические условия реализации технологии Системность. Работа по развитию музыкальных способностей детей посредством игровой технологии не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда возможно говорить о полноценном процессе развития музыкальных способностей. Вариативность использования технологии в музыкальной деятельности. Главным принципом организации игр для развития музыкальных способностей является дарить детям радость от музыкальной деятельности в игровом формате. Таких игр очень много, они разнообразны и доступны для мальчиков и девочек разных возрастов, любой из них может найти себе игры, которые соответствуют их потребностям и интересам. Разнообразие оборудования и атрибутов для организации и проведения игр.
Как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям : Технологическая схема - описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы. Научная база - опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей. Системность - технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью. Управляемость - предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов. Эффективность - должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам. Воспроизводимость - применение в других образовательных учреждениях .
Этапы работы по технологии Первый этап - подготовительный. Анализ и систематизация методического материала для работы с детьми и родителями. Составление перспективного плана работы. Второй этап - основной. Проведение спортивных игр в рамках взаимодействия детей в коллективе. Составление картотеки по спортивному тимбилдингу. Участие детей, педагогов, родителей в мероприятиях спортивной направленности. Повышение уровня компетенции педагогов по заданной теме. Проведение мониторинга эффективности реализации технологии. Распространение педагогического опыта.
Ожидаемые результаты работы: Развитие музыкальных способностей детей на уровне выше среднего; Дети легче усваивают и запоминают материал занятия; Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности; В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки. Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.
Этапы реализации игровых технологий в образовательно-воспитательный процессе: 1. Создание условий для реализации этапов игровой технологии; 2. Обогащение опыта детей новыми музыкальными впечатлениями и образами в ходе слушания музыкальных произведений; 3. Обогащение сюжетов игр сюжетами музыкального повествования; 4. Обучение детей умениям переноса музыкального сюжета в игру, с последующим развитием .
Виды игровых технологий на музыкальных занятиях: Т ехнология элементарного музицирования – использование технологии Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования. Данная технология включает в себя ритмические игры с различными предметами (игра с палочками, игра на ложках, игра с ведерками, со стаканчиками, с воздушными шарами,с мячами, бумажный оркестр и т. д.) Игроритмика – является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку соответственно ее характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
Игрогимнастика – служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при разучивании танцевальных движений: на укрепление осанки, на расслабление мышц, ритмические упражнения: игромассаж , пальчиковые игры. Технология практического освоения музыкальной информации основана на применении полученных знаний, на активизации слухового восприятия и образного музыкального мышления. На начальном этапе обучения практическая деятельность ребенка проявляется в различных действиях с ритмическим, звуковым или теоретическим материалом. Для организации такой деятельности необходимы наглядные пособия: карточки, лото, картинки, таблицы. Оперирование вспомогательными предметами закрепляет полученные ранее звуковые образы и теоретические сведения. Проявление самостоятельности ученика ведет к развитию творческих способностей. К данной технологии относятся: слушание музыки, размышление о музыке, пение хором, игры: «Угадай мелодию», «Угадай на чем играю», «На что похожа музыка», «Музыкальная викторина» и т. д.
Т еатрально-игровая технология. Театрально-игровой технологии отведено особое место в работе музыкального руководителя. Основной задачей работы в этом направлении является развитие театральных способностей дошкольников через все виды музыкальной деятельности. В работе с детьми музыкальные инсценировки и музыкально-ритмические игры имеют большое значение для развития чувства ритма, речевого, певческого дыхания, координация движений, чувства ориентации в пространстве, расширение певческого и речевого диапазона . Танцевально - игровая технология. Игротанец - новый термин в области хореографии. Два слова, столь понятных и известных каждому. Что главное в игре? Кто то скажет, что – получение удовольствия, кто то вспомнит про радость. Что главное в танце? Во-первых – движение, во вторых – ритм, в третьих музыка. То есть танец – это ритмическое движение под музыку, приносящие радость, удовольствие, вселяющие уверенность в свои силы. Игротанец включает в себя : танцевальные игровые песенки, массовые танцы, танцы по показу: зеркальный танец, ритмические игры, анимационные танцы. Каждый игротанец направлен на развитие чувства ритма, на создание особой атмосферы, на умение быстро менять роли .
Формирование развивающей среды 1. Музыкальный зал. 2 . Музыкальный оборудованный уголок в группе. 3 . Уголок уединения.
Принципы построения педагогического процесса 1. Учёт возрастных возможностей детей; 2. Создание естественной, непринуждённой обстановки, в которой будет развиваться свободная творческая личность; 3. Принцип системности; 4. Принцип последовательности.
Методы и приёмы 1. Словесные: объяснения, указания, похвала, беседа. 2. Практические: упражнения, игры, конкретные задания, игровые приемы. 3. Проблемные: создание проблемной ситуации.
Формы работы с детьми по технологии: Образовательно-воспитательная деятельность. 2. Развлечения. 3. Праздники.
Работа с родителями Консультации. Совместные музыкальные развлечения. Мастер-классы.
В условиях музыкального занятия игры ориентированы на развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов. В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи ритм , динамику, темп, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития. Игры с музыкальным сопровождением нравятся всем детям. Музыка помогает найти необходимый двигательный образ, придает движениям пластичность и выразительность. Через музыкальную игру способности детей развиваются естественно и гармонично. Использование музыкально - игровых технологий поможет музыкальному руководителю занимательнее и эффективнее провести тот или иной раздел занятия.
Методическая литература 1. Анисимова Г. И. «100 музыкальных игр для развития дошкольников», Ярославль «Академия развития»2007. 2. Давыдова М. А. «Музыкальное воспитание в детском саду », М . « Вако » 2006. 3. Селевко Г. К. «Современные образовательные технологии», М. 2006. 4. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М., 2010. 5. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5. 6. Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. - 2007 - №6. 7. Пенькова Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников. Шмаков С. А. «Игры учащихся – феномен культуры», – М. : Новая школа, 1999. 8. Щуркова Н. Е. «Практикум по педагогической технологии», М. 2001. Источники : https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac158.htm https:// infourok.ru/igroritmika-osnova-dlya-razvitiya-chuvstva-ritma-i-dvigatelnih-sposobnostey-detey-1706712.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Празднично-игровые технологии Празднично-игровые технологии
АКТУАЛЬНОСТЬ ОБЖ...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии наглядного моделирования, игровые технологии, технологии: презентация Microsoft Pow
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия ...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...
"Игровые технологии". Совместная познавательно-исследовательская деятельность детей с использованием метода проектов и игровых технологий в условиях внедрения ФГОС ДО".
Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась в...
Игровые технологии. Презентация к докладу «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников». Выступление на педсовете.
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его лич...
Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...