Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования "Звезды"
материал по музыке
В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляют все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным и всесторонне развитым. Поэтому необходимо с раннего возраста развивать ребенка многогранно. Наиболее полное раскрытие творческих потенциалов личности дошкольника в ДОУ определяется через выбор хореографического направления. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности дошкольника. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность ребенка. Ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть общества. Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, духовный мир людей различного возраста. Танец, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне. Из всего этого возник интерес и востребованность в дополнительных услугах художественного направления, что и привело к созданию дополнительной общеразвивающей программы для детей дошкольного возраста «Танцевальный калейдоскоп». Программа составлена на основе авторских программ и методик: «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, «Прекрасный мир танца» О. Н. Калининой, «Музыка, движение, ритм» Н. Л. Фомичевой, «Талант – восьмое чудо света» М. Опришко, «От жеста к танцу» Е. В. Горшковой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zvezdy_1.docx | 552.15 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………. 1.2. Цель и задачи программы ………………………………………………… 1.3. Содержание программы …………………………………………………… 1.3.1. Учебно-тематический план …………………………………………. 1.3.2. Содержание учебно-тематического плана ………………………… 1.4. Планируемые результаты …………………………………………………. РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Календарный учебный график …………………………………………… 2.2. Условия реализации программы …………………………………………. 2.3. Формы аттестации / контроля ……………………………………………. 2.4. Оценочные материалы …………………………………………………….. 2.5. Методические материалы …………………………………………………. 2.6. Список литературы ………………………………………………………… | 3 4 5 5 6 8 10 11 11 12 13 18 |
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Звезды» разработана в соответствии со следующими нормативно - правовыми документами:
- Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, ФГОС ДО от 17 октября 2013 г.
- Законом Кемеровской области «Об образовании в Кемеровской области» от 05.07.2013 №86-ОЗ «Об образовании».
- Приказом Минобрнауки от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573).
• Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Кемеровской области-Кузбассе (раздел V. Порядок включения образовательных программ в систему персонифицированного финансирования) «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» (от 05.05.2019 г. № 740);
• Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детского сада № 34 «Красная шапочка»
Актуальность программы.
В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляют все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным и всесторонне развитым. Поэтому необходимо с раннего возраста развивать ребенка многогранно. Наиболее полное раскрытие творческих потенциалов личности дошкольника в ДОУ определяется через выбор хореографического направления. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности дошкольника. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность ребенка. Ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть общества. Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, духовный мир людей различного возраста. Танец, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне. Из всего этого возник интерес и востребованность в дополнительных услугах художественного направления, что и привело к созданию дополнительной общеразвивающей программы для детей дошкольного возраста «Танцевальный калейдоскоп». Программа составлена на основе авторских программ и методик: «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, «Прекрасный мир танца» О. Н. Калининой, «Музыка, движение, ритм» Н. Л. Фомичевой, «Талант – восьмое чудо света» М. Опришко, «От жеста к танцу» Е. В. Горшковой.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она обеспечивает общее гармоническое, психологическое, духовное и физическое развитие ребенка; формирование разнообразных умений, способностей и знаний в области танца; воспитание у ребенка потребности в здоровом образе жизни.
Адресат программы: дошкольники 5-7 лет
Объем и срок освоения программы: один год
Режим занятий, периодичность и продолжительность: 2 раза в неделю по 30 минут.
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса: заключается в том, что данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.
1.2. Цель и задачи программы
Цель Программы: формирование творческой личности посредством приобщения к миру танцевального искусства.
Задачи Программы:
Обучающие:
- сформировать правильную осанку, ходьбу;
- научить двигаться в соответствии с характером музыки;
- слышать сильную долю в музыке;
- выполнять образные, простейшие танцевальные движения;
- разучить основные танцевальные элементы, движения.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональный отклик на музыку;
- помогать понимать музыку и вызывать желание двигаться в соответствии с динамикой и тембром музыки;
Развивающие:
- развивать у ребенка интерес к танцу в игровой форме, используя сюжетно-ролевые этюды;
- укреплять мышечный аппарат;
- развивать музыкальные способности;
- развивать навыки координации движений;
- развивать пространственную ориентировку;
- развивать творческие способности, используя знакомые движения в свободных
этюдах, играх.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | Опрос |
Раздел №1 «Ритмика» | |||||
1.1. | Партерная гимнастика | 10 | 2 | 8 | Устный опрос названия частей тела. Постановка в правильное положение рук, ног, головы на середине зала. |
1.2. | Азбука музыкально движения | 10 | 2 | 8 | Постановочная практика - танцевальные импровизации под музыку двигаться в такт музыке и перестраиваться. |
1.3. | Элементы классического танца | 10 | 2 | 8 | Устный опрос по классическому танцу, практический тест постановка корпуса, головы. Позиции рук (подготовительная, I, II, III). Позиции ног (I, II, IV, V). |
1.4. | Элементы народно-сценического танца | 10 | 2 | 8 | Устный опрос по народно-сценическому танцу, свободная импровизация танцевальных движений под народную музыку приставные шаги. Составление комбинации в народном стиле |
1.5. | Элементы эстрадного танца | 10 | 2 | 8 | Устный опрос по элементам эстрадного танца, танцевальная импровизация на заданную тему. |
1.6. | Элементы народного танца | 10 | 2 | 8 | Контрольное занятие, концерт |
Раздел №2 «Сценическое движение» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа Наблюдение | |
2.1. | Творческая деятельность. | 5 | 1 | 4 | Практический тест на ориентировку в пространстве. |
2.2. | Музыкально-танцевальные игры. | 5 | - | 5 | Импровизация под музыку. |
2.3. | Итоговое занятие. | 1 | - | 1 | Контрольное занятие, концерт. |
Итого | 72 | 14 | 58 |
1.3.2. Содержание учебно-тематического плана
«Вводное занятие»
Теория: Знакомство с программой, инструктаж по технике безопасности.
Формы контроля: опрос.
Раздел №1 «Ритмика»
Тема 1.1. Партерная гимнастика.
Теория: Знакомство с особенностями двигательного аппарата человека и его возможностями. Практика: Постановка в правильное положение рук, ног, головы на середине зала. Разминка на середине: повороты и наклоны головы, работа руками (кисти, локти, плечи – круговые движения). Повороты туловища. Наклоны туловища в стороны и вперед. Наклоны вниз – упр. Далеко и близко. • упражнения в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров;
• упражнение на развитие гибкости плечевого и поясничного суставов;
• упражнение на подвижность голеностопного сустава;
• упражнение на развитие шага;
• упражнение на развитие гибкости;
• упражнение на укрепление позвоночника;
• упражнение на развитие и укрепление брюшного пресса;
• упражнение на развитие выворотности ног;
• растяжка ног (вперед, в сторону);
• наклоны корпуса к ногам;
• упражнение на полу (шпагат);
• «корзинка»;
• «лодочка»;
• мостик и полумостик;
• «кольцо».
Формы контроля: устный опрос названия частей тела. Постановка в правильное положение рук, ног, головы на середине зала.
Тема 1.2. Азбука музыкального движения.
Теория: Научить детей двигаться в такт музыке и перестраиваться. Привить детям театральные навыки, в виде работы над образными упражнениями.
Основные понятия: музыка, темп, такт.
Практика: Игра «Вперед 4 шага», перестроения из расстановки на середине зала в круг и обратно. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Перекрестное поднимание и опускание рук. Одновременные движения правой руки вверх, левой – в сторону, правой руки – вперед, левой – вверх.
Формы контроля: постановочная практика - танцевальные импровизации под музыку двигаться в такт музыке и перестраиваться.
Тема 1.3. Элементы классического танца.
Теория: Знакомство с творчеством известных хореографов, артистов балета современности. Практика: Работа у зеркала. Постановка корпуса, головы. Позиции рук (подготовительная, I, II, III). Позиции ног (I, II, IV, V).
Формы контроля: устный опрос по классическому танцу, практический тест постановка корпуса, головы. Позиции рук (подготовительная, I, II, III). Позиции ног (I, II, IV, V).
Тема 1.4. Элементы народно-сценического танца.
Теория: Знакомство с элементом народного танца.
Практика: Свободная импровизация танцевальных движений под народную музыку приставные шаги. Хороводный шаг. Упражнение «Идем змейкой». Разучивание танцевальной зарисовки «Светит месяц». Разучивание пляски «Стукалка», танца «Каблучок».
Формы контроля: устный опрос по народно-сценическому танцу, свободная импровизация танцевальных движений под народную музыку приставные шаги. составление комбинации в народном стиле.
Тема 1.5. Элементы эстрадного танца.
Теория: Знакомство с элементом эстрадного танца.
Практика: Позиции и положения ног, рук, корпуса в детском эстрадном танце. Прыжки на месте и с продвижением, вправо, влево. Экзерсис на середине зала. Танец «Зонтики».
Формы контроля: устный опрос по элементам эстрадного танца, танцевальная импровизация на заданную тему. Тема 1.6. Элементы народного танца.
Теория: Знакомство с элементом народного танца. Практика: Основной ход танца. Движения в парах. Разучивание элементов.
Формы контроля: контрольное занятие, концерт.
Раздел №2 «Сценическое движение»
Тема 2.1. Творческая деятельность.
Теория: Знакомство с сюжетом танцевального номера.
Практика: Разводка танца по рисункам. Изучение и отработка движений танцевального номера. Отработка и соединение основных рисунков танцевального номера. Танцы «Губки бантиком», «Сила богатырская».
Формы контроля: практический тест на ориентировку в пространстве.
Тема 2.2. Музыкально-танцевальные игры. Теория: Объяснение правил игры.
Практика: Показ танцевальных движений для игры «Волшебный мешочек», «Львята», «Повтори за мной!». музыкально-танцевальные игры:
1. «Зайки на полянке».
2. «Коты и мышки».
3. «Пушинки-снежинки».
4. «Птицы».
5. «Ниточка и иголочка».
Формы контроля: импровизация под музыку.
Тема 2.3. Итоговое занятие.
Теория: Беседы об искусстве.
Практика: Прослушивание музыки.
Показательное занятие на середине зала. Показ детьми изученных за год танцевальных комбинаций.
Формы контроля: контрольное занятие, концерт.
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты.
К концу освоения программы:
- У обучающихся будут сформированы основные знания, умения, навыки в области ритмики.
- Обучающиеся приобретут опыт творческой деятельности.
- Обучающиеся освоят танцевальные элементы эстрадного танца.
- У обучающихся будет укреплен суставно-связочный аппарат; развиты сила и ловкость.
Личностные результаты.
К концу освоения программы у обучающихся будет:
- Приобретена устойчивая мотивация к творческой деятельности, к танцевальному искусству.
- Сформирован художественный вкус.
- Сформированы такие личностные качества как дисциплинированность, аккуратность, внимание, ответственность.
- Сформирована общекультурная и коммуникативная компетенции; культура общения и поведения в коллективе.
Метапредметные результаты.
К концу освоения программы у обучающихся будут развиты:
- Артистические, эмоциональные качества, умение выразительно передавать содержание произведения средствами танца
- Координация, гибкость, пластика, общая физическая выносливость.
- Умение двигаться в соответствии с музыкальным ритмом.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года 1 сентября 2021 | Начало учебного года 1 сентября 2021 |
Окончание учебного года 31 мая 2022 | Окончание учебного года 31 мая 2022 |
Продолжительность учебной недели 2 дня: | Продолжительность учебной недели 2 дня: Старшая группа -вторник, четверг; Подготовительные группы - понедельник, среда. Выходные дни - суббота, воскресенье, а также праздничные дни, установленные законодательством РФ. |
Режим работы ДОУ | 12 часовое пребывание детей, кроме выходных и праздничных дней (7.00– 19.00) |
Педагогическая диагностика | Начало года/конец года |
График каникул | Зимние – 29.12.2021-10.01.2022 Летние –01.06.2022-31.08.2022 |
Праздничные (выходные) дни | 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января — Новогодние каникулы; — Новогодние каникулы (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 № 35-ФЗ); 7 января — Рождество Христово; 23 февраля — День защитника Отечества; 8— Международный женский день; 1- мая — Праздник Весны и Труда; 9- мая — День Победы; 12 июня — День России; 4 ноября — День народного единства; В целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней Правительство Российской Федерации в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса вправе переносить выходные дни на другие дни. В 2022 году в соответствии с Проектом Постановления Правительства РФ "О переносе выходных дней в 2022 году" 10 перенесены следующие выходные дни: с субботы 1 января на вторник 3 мая; с воскресенья 2 января на вторник 10 мая; с субботы 5 марта на понедельник 7 марта. |
Выступление на родительских собраниях | 1 собрание – сентябрь 2021 2 собрание – май 2022 |
2.2. Условия реализации программы
Занятия проводятся в хорошо освещенном и проветриваемом музыкальном зале, который отвечает требованиям санитарно-гигиенических норм, правилам техники безопасности, установленных для помещений.
В Музыкальном зале имеется:
- Музыкальная аппаратура.
- Зеркала.
- Реквизит для танцев.
- Тренировочная одежда и обувь.
- Сценические костюмы.
- Персональный ноутбук.
- Диски, флэшки.
- Музыкальное обеспечение.
- Коврики для занятий.
- Дидактический материал: фотографии, литература по хореографии, ритмике, пластике, танцу, видео- и аудиозаписи
3. Кадровое обеспечения:
По данной общеобразовательной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Утвержден Приказом Министерства Труда и социальной защиты от «05» мая 2018 г. № 298н).
2.3. Формы аттестации / контроля
В процессе реализации программы применяются следующие виды контроля:
Вводный контроль (в начале освоения программы);
- Промежуточный контроль (в конце полугодия);
- Итоговый контроль (по окончании освоения программы - в конце 1-ого года обучения).
Контроль результата освоения программы отслеживается и оценивается с помощью следующих форм:
- Опрос (вводный контроль);
- Наблюдение (промежуточный контроль);
- Концертный просмотр (промежуточный контроль);
- Конкурс, фестиваль, открытые занятие (промежуточный контроль);
- Итоговое занятие, отчетный концерт (итоговый контроль).
Эти формы позволяют педагогу и учащимся увидеть и обсудить результаты своего труда, позволяют педагогу внести изменения в учебный процесс, определить эффективность обучения по программе. Промежуточная и итоговая аттестация осуществляются в форме просмотра и наблюдения (зачетный просмотр).
2.4. Оценочные материалы
Критерии определения уровня усвоения программы.
А. - с трудом повторяет танцевальные движения после показа педагога, хотя присутствует желание воспроизводить движения также хорошо. Навыков выразительности нет.
Б. - выполняет танцевальные движения хорошо, владеет навыками эмоционально-выразительного исполнения.
В. - имеет творческое воображение, импровизирует, танцевальные движения эмоционально окрашены, имеет навыки актёрской выразительности. Сразу может повторить после показа педагога. Карта определения уровня освоения программы заполняется на каждую группу 3 раза в год карандашами разных цветов.
Таблица1
№ | Ф.И. воспитанника | Уровни усвоения программы | ||
А | Б | В | ||
Данная диагностика также позволяет отметить рост психологического и творческого развития детей (независимо от первичного уровня подготовки). У воспитанников формируется адекватная оценка собственных достижений, появляется стремление к совершенствованию и видению перспективы.
2.5. Методические материалы
Методические материалы к программе представлены дополнительно приложением к программе и составляют общий учебно-методический комплект дополнительной общеразвивающей программы «Звезды».
Занятие делится на 2 части:
подготовительную (разминка) и основную (непосредственно работа над танцами). Подготовительные и танцевальные упражнения (разминка)
Движения головой:
• наклон вперед и назад
• наклон влево и вправо
• поворот вправо и влево
• круговое движение влево и вправо
• выдвигание влево и вправо
• выдвигание вперед и назад Движение плечами:
• поднимание и опускание одновременно двумя плечами
• поднимание и опускание поочередно
• отведение назад и приведение вперед одновременно двумя плечами
• отведение назад и приведение вперед поочередно
• круговое движение вперед и назад одновременно двумя плечами
• круговое движение вперед и назад поочередно
Движение руками:
• поднимание и опускание прямых рук в разных направлениях
• поднимание и опускание согнутых рук в разных направлениях
• вращательные движения, согнутыми в локтях руками перед собой наклоняясь вперед и назад («моторчик»)
• вращательные движения согнутыми, в локтях руками перед собой поворачивая корпус влево и вправо («моторчик»)
• «ударные», пружинистые движения вниз и в сторону одновременно двумя локтями
• «ударные», пружинистые движения вниз и в сторону поочередно правым и левым локтем
• одинарные хлопки в ладошки перед собой, за спиной, над головой, у плеча, внизу
• двойные хлопки в ладошки перед собой, за спиной, над головой, у плеча, внизу
• тройные хлопки в ладошки перед собой, за спиной, над головой, у плеча, внизу
• одинарные хлопки ладошкой по плечу, бедрам, груди, голеностопам
• двойные хлопки ладошкой по плечу, бедрам, груди, голеностопам
• тройные хлопки ладошкой по плечу, бедрам, груди, голеностопам
• диагональное движение правой рукой: правая рука сначала показывает вверх вправо, потом вниз влево
• диагональное движение левой рукой: левая рука сначала показывает вверх влево, потом вниз вправо
• «горизонтальная волна» (выполняется горизонтальным волнообразным движением руки от кончиков пальцев до локтя) правой и левой рукой
• «вертикальная волна» (выполняется вертикальным волнообразным движением руки от кончиков пальцев до локтя) правой и левой рукой
• сжимание и разжимание пальцев в различных положениях рук одновременно двумя руками
• сжимание и разжимание пальцев в различных положениях рук поочередно правой и левой рукой
• сжимание и разжимание пальцев рук в различных ритмических рисунках и темпе Движение корпусом:
• наклон прямого туловища вперед и назад, влево и вправо
• наклон расслабленного, мягкого туловища, с головой вперед-назад, влевовправо
• сдвигание вперед и назад, влево и вправо
• круговое движение: выдвигание вперед-сдвигание влево-выдвигание назад — сдвигание вправо
• «волна-2» (выполняется вертикальное волнообразное движение туловищем, начиная с головы и закачивая тазом) Движение ногами:
• одинарные притопы одной и двумя ногами
• двойные притопы одной и двумя ногами
• тройные притопы одной и двумя ногами
• приставные шаги влево и вправо, вперед и назад
• шаг марша на месте и с продвижением в различном темпе
• выставление ноги на носочек и на пяточку, в разных направлениях
• поднимание и опускание прямой в колене ноги в разных направлениях
• поднимание и опускание согнутой в колене ноги в разных направлениях
• махи ногой вперед и назад, вправо и влево
• «гармошка» (простая и усложненная)
• «ковырялочка» с притопами, поворотом, прыжком, хлопком
Ходьба:
• на носочках
• в полуприседе
• с притопом
• чередуясь с поворотом, с прыжком
• сочетая с хлопками, притопами, разворотом корпуса вправо и влево
• с различным положением и движением рук
• боковой и прямой скрестный шаг
Пространственная ориентация и построение:
• шеренга
• колонна
• построения и перестроения по два и по четыре
• фигурная маршировка с перестроениями из колонны в шеренгу и обратно
• круг по одному, парами, лицом и спиной
• принцип дробления и собирания круга Подскоки:
• на месте
• с продвижением вперед и назад
• влево и вправо галоп: прямой, боковой
Вращения:
• на месте и с продвижением
• на одной ноге на месте и с продвижением
• в беге и прыжках
Приседание и полуприседания:
• на двух ногах с отведенной ногой в сторону, вперед и назад
• пружинка обычная и разворотом корпуса вправо и влево Прыжки:
• одинарные, двойные, тройные
• на двух и одной ноге на месте
• на одной и двух ногах с продвижением вперед и назад, влево и вправо, в повороте на месте и с продвижением
• ноги вместе — ноги врозь на месте и с продвижением
• ноги вместе — ноги крест-накрест на месте и с продвижением
• выпад вперед на одну ногу, прыжком поменять ноги («лыжи»)
• двойной прыжок на месте и с продвижением — ноги врозь в полу присед
• в различных ритмических рисунках
Музыкально-ритмические упражнения:
• хлопки в ладошки на счет и через счет
• топанье ногой на счет и через счет
• комбинации хлопков на различных ритмических рисунках
• уменьшение круга на уменьшение звука, увеличение круга на усиление звука
• поднимание и опускание рук на определенный счет
• ходьба на каждый счет и через счет
• прыжки на каждый счет и через счет
• игра в «ладушки» с партнером на определенный счет
Элементы классического танца:
• постановка корпуса
• понятие рабочая нога и опорная нога
• положение рук
• положение и поворот головы
• приседания (plie)
• приведение и отведение ноги вперед, в сторону и назад (battement tendu)
• поднимание на полу пальцы и опускание (releve)
• перегиб корпуса вперед и в сторону
Элементы народного танца:
• поклон
• положение рук (на пояс с раскрытыми пальцами и в кулачке, полочка, в стороны, наверх, с платком)
• положение рук в паре (за руки внизу, вытянутые вперед, под руку, за плечи, за спину)
• движение рук
• простой, боковой, переменный ход
• притопы
• удары полу пальцами и каблуком
• «ковырялочка»
• «гармошка»
• галоп, подскоки
• присядка
• «ползунок»
• хлопки и хлопушки
• вращения на полу пальцах и в беге
Элементы современного танца:
Различные движения:
• головой
• руками
• плечами
• корпусом
• ногами
• вариативные прыжки на месте и с продвижением
• наклоны и прогибы
Творческие задания:
• показать, как танцуют куклы
• показать, как танцуют роботы
• показать, как танцуют животные (кошка, обезьяна, бабочка, попугай и др.)
• показать, как танцует грустный, веселый, усталый человека
• показать, как танцует балерина
• показать, как могли бы танцевать инопланетяне под космическую музыку
• показать, как танцуют люди разных профессий — плотник с молотком, повар с половником, мама с ребенком, водитель с рулем и др.
Методические приемы:
Игровой метод.
Основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на занятии, а о том, чтобы пронизывать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.
Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.
Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.
Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.
Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения.
2.6. Список литературы
1. Барабаш, А.Н. Хореография для самых маленьких – СПб.: Белый ветер, 2002. — 108 с.
2. Бриске, И. Э. Мир танца для детей. – Челябинск, 2005. – 64 с.
3. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.
4. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.
5. Голицина, Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006. – 72 с
6. Зарецкая, Н., Роот ,З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
7. Каплунова, И., Новоскольцева, И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.
8. Мерзлякова, А.С. Фольклор – музыка - театр: Программа и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно – метод. пособие / Под ред. А.С.
9. Михайлова, М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 112 с.
10. Пуртова, Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие –M.: Владос, 2001. – 256 с.
11. Слуцкая, С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. – 272 с. 12. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Са-Фи-Дансе - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. – 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования по грамоте «Грамотейка» для детей от 6 до 7 лет
Цель программы – освоение языка, грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Организац...
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования детей младшего и среднего дошкольного возраста " Капитошка"
Программа кружка "Капитошка" предполагает развитие ребёнка в самых различных направлениях: эмоциональный интеллект, образное, пространственное, не стандартное мышление, развитие волевых и ли...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...
Рабочая программа кружка "Пальчик, ручка, язычок" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования 1 младшая группа.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...
Рабочая программа кружка "Школа юного книголюба" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования старшая - подготовительная группа.
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...