Певческие навыки у детей дошкольного возраста
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Машошина Ирина Анатольевна
Певческие навыки у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich.razrabotka.docx111.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Содержание разработки раздела общеобразовательной программы дошкольного образования.

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………..................3
  2. Цели и задачи раздела  «Музыка» общеобразовательной программы «Детство» по

развитию певческих умений детей старшего дошкольного возраста………...…............6

  1. Психолого-педагогическое объяснение специфики развития певческих умений  

 у детей старшего дошкольного возраста………..……………………………………..…7

  1. Ожидаемые результаты освоения детьми старшего дошкольного возраста певческих

умений по разделу «Музыка» примерной основной общеобразовательной программы

дошкольного образования «Детство»………………..…………………………….………9

  1. Обоснование используемых в образовательном процессе  образовательных

технологий, методов, форм организации деятельности  детей старшего дошкольного

возраста  по развитию певческих умений………………………………..…………..…. 12

  1. Система знаний и система деятельности…………………………………………..……..21
  2. Комплексно-тематическое планирование………………………………………………..22
  3. Проект непосредственно образовательной деятельности……………………………….26

“Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которого успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально – слуховые представления звуковысотных отношений” (Н.А.Ветлугина)

  1. Пояснительная записка

            Природа одарила человека самым тонким и чутким инструментом особого качества – голосом. Голос позволил человечеству выработать особую форму общения – речь.  Но речь – это не только форма общения, это - важный механизм интеллектуальной деятельности, способ существования сознания.  Следовательно, речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий  познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям. Речь имеет множество характеристик, важнейшей из которых является выразительность. Выразительность  речи - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности  речь  может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.  Выразительность речи позволяет   улучшить качество общения между людьми. Для того, чтобы усилить выразительность речи, люди придумали  пение.   

            Пение — один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение является одним из самых важных компонентов  музыкального воспитания  дошкольников.

            В  отечественной системе музыкального воспитания певческая деятельность занимает одно из ведущих мест. М.С.Осеннева, Л.А.Безбородова,  Н.А.Ветлугина, А.Н. Зимина,

О. П.Радынова и другие считают, что певческая деятельность возникает у ребенка еще в раннем возрасте.  Уже к  трем годам дети могут  точно воспроизвести  ритмический рисунок песни, могут узнать и назвать песню, рассказать о ее содержании, характере музыки. Многие исследователи изучали  возрастные особенности  певческих диапазонов детей. Н.Д.Орлова определила  так называемый рабочий диапазон, "звучащую зону" (в пределах звуков ми - си первой актавы). Е.И.Алмазов,  Н.А.Метлов,  Н.А.Ветлугина,  А.Д.Войнова,  Р.Т.Зинич, А.И.Катинене и другие отмечают, что ненапряженно, естественно звучат детские голоса в пределах  ре - си первой октавы, хотя многие дети  могут воспроизводить и более высокие звуки.

            Музыкальные руководители детских садов России  используют разнообразные парциальные программы музыкального воспитания для развития певческих умений. Например, программу «Фольклорный театр» (МГДД(Ю)Т ), которая  определяет приоритетным направлением  изучение и исполнение детьми фольклорных произведений.  Представляет интерес авторская методика музыкального воспитания детей  Кацер О.В.  «Игровая методика обучения детей пению». Методика отличается новизной в последовательности  и системе приобщения детей к искусству пения, она создана на основе многолетней опытно-экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста. Предлагаемый практический материал доступен  всем детям, независимо от их возможностей и способностей, но главное - очень эффективен при формировании певческой  интонации детей.

            В программе Н.А.Ветлугиной главной задачей,  которой является овладение детьми действиями, навыками, умениями в области восприятия музыки  (пения, движения, игре на детских музыкальных инструментах) в разделе «Пение на музыкальных занятиях» акцентируется внимание на использовании  попевок - упражнений, многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонирования. Н. А. Ветлугина считает, что для полноценного восприятия музыки необходимо обучать дошкольников пению по нотам. Методика обучения пению по нотам изложена в «Музыкальном букваре».

            Программа О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»  в отличие от программы Н.А.Ветлугиной не предполагает обучение детей пению по нотам. Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста  через  научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста от трех до семи лет.

            Программа «СИНТЕЗ» (авторов  К.В.Тарасовой, М.Л.Петровой, Т.Г.Рубан)

значительно отличается от двух предыдущих. Данная программа основана на использовании синтеза искусств. Она   в  большей степени  расширяет кругозор дошкольника, приобщает его к мировой культуре в целом, а не только к музыке, что немаловажно для становления полноценной личности. Что касается непосредственно музыкального воспитания, основной акцент в этой программе делается на слушание музыки.

           Программа «Ладушки» 1998 года питерских авторов И. Каплуновой,

И. Новооскольцевой ориентирована на возраст от трех лет до семи лет. Цель программы – музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов). Основная задача программы – введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Основные методические принципы: создание непринужденной обстановки, целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем

          В последние десятилетия  в  системе дошкольного образования произошли определенные положительные перемены в плане обновления содержания образования и воспитания детей. Появились новые комплексные образовательные программы: "Развитие", "Радуга", "Детство", «Истоки», «Камертон», «От рождения до школы» и многие другие, где разделы музыкального воспитания получили обновленное содержательно-методическое обеспечение. 

          Последний вариант программы «Детство» (2011 год издания) взятый за основу основной общеобразовательной программы дошкольного образования  нашего детского сада, полностью соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы, построен с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой  и  возможностями самих образовательных областей. Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное  содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.      

          В образовательной области «Музыка» выделены две основные  задачи: развитие музыкально-художественной деятельности  и  приобщение к музыкальному искусству, которые  предполагают освоение детьми  музыкальной  культуры, музыкальной  деятельности, сотрудничества и  творчества.  

        В разделе «Образовательная область «Музыка»  выделен  подраздел «Ребенок и музыка», в котором достаточно подробно раскрываются  задачи, содержание и организация  музыкального исполнительства, импровизации и творчества дошкольников.  Программа   оснащена многими методическими рекомендациями и дидактическими материалами для обеспечения образовательной области «Музыка».

Для углубленного осуществления, реализации  задач  музыкального воспитания, в том числе развития певческих умений,  мы  используем следующие  педагогические технологии:  

  • «Детство с музыкой» авторов А.Г.Гогоберидзе и В.А.Деркунской (ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011 );
  •  «Образовательная область «Музыка»  авторов А.Г.Гогоберидзе  и В.А.Деркунской  (ООО   «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012)

  1. Цели и задачи работы.

Цель: развитие музыкальности детей старшего дошкольного возраста, способности переносить эмоциональные впечатления в исполнительскую деятельность.  

Образовательные задачи:

Учить  детей исполнению песен  на занятиях и в быту, с помощью педагогов и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента. 

Развивающие задачи: 

Развивать певческие умения детей, расширять диапазон звучания детского голоса.

Развивать  вокально-слуховую координацию (интонирование, звуковысотный слух, длительность, ладовое чувство,  метроритмическое чувство).

Развивать способности эмоционального сопереживания и отзывчивость на исполняемые песни.

Развивать творческую активность в  певческой деятельности.

Способствовать  развитию интегративных качеств личности.

Воспитательные задачи:

Воспитывать основы певческой и общемузыкальной культуры.

Воспитывать эстетическую потребность в слушании и исполнении песен различного характера, ценностные ориентации по отношению к певческому искусству.

Воспитывать желание сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности (хоровом пении).

  1. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения содержания раздела программы воспитанниками в соответствии с возрастными особенностями.

          Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период  жизни начинают формироваться новые  психологические механизмы деятельности  и  поведения.  Совершенствуются  основные нервные процессы – возбуждение и торможение - эмоциональные реакции  становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив  психически. Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все еще выражена недостаточно и требует внимания взрослых. Под влиянием воспитания постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Формируются социальные представления морального плана.  Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками.

           Совершенствуются полнота и качество ощущений зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные (тактильные), двигательные, ощущения положения тела в пространстве, ощущения координации движений, болевые, температурные.  Вследствие этого улучшается восприятие - качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.  Хорошо развитое восприятие позволяет ребенку стать более внимательным наблюдателем объективной действительности.

           Полученная ребенком  на основе восприятия  информация  объективного мира, далее фиксируется памятью.   Объем памяти (количество хранящейся информации) у старшего дошкольника значительно увеличивается. Возрастает также быстрота и точность запоминания, длительность хранения информации, время для воспроизведения (припоминания).      

           Значительный объем информации, хранящийся в памяти у ребенка, способствует созданию представлений, которые в свою очередь являются основой  для мыслительных операций:  ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Расширяются интеллектуальные возможности детей  и общий кругозор, продолжает совершенствоваться речь (активный словарный запас  увеличивается до  3,5 тысяч слов,  дети способны составить рассказ из 5-6 предложений),  развивается продуктивное воображение, являющееся основой творчества.

         По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека.

         Ребенок  шестого года жизни ориентирован  на самоценные,  детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. В детской деятельности современного пятилетнего ребенка можно увидеть  стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности в один процесс. В новых видах деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, коллекционирование, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности  и свободы, реализации замыслов,  возможность выбирать и менять что-то самому.

        Не ослабевает интерес старших дошкольников к общению со взрослым, что позволяет педагогам организовать познавательное, деловое и личностное взаимодействие. Музыкальный руководитель,  зная  закономерности  и особенности развития психических процессов старшего дошкольника,  может  формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию, а  пение может сделать  одним из реабилитационных средств для заикающихся детей  и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Ребенок старшего дошкольного возраста не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций, проявляет певческую активность.   Доктор Е.И.Алмазов, изучающий природу детского голоса, в своих исследованиях отмечал, что общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако, голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый, он усиливается резонаторми.  Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий.

         Возрастные возможности детей  и  уровень  художественной культуры  позволяют устанавливать связи  музыки с литературой,  живописью, театром. С помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный  подход  к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, красками, движениями, словом.  

        Источником получения  музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки.  Ребенок начинает понимать, что музыка позволяет общаться и быть понятым любому человеку. Чувства, переживаемые при  восприятии музыкального произведения, вызывают эмоциональный подъем, активизируют творческий  потенциал старшего дошкольника. Глубина эмоционального переживания выражается в способности  ребенка интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке. 

4. Ожидаемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Интегративные качества ребенка старшего дошкольного возраста. Итоги освоения содержания программы.

К концу шестого года жизни ребенок:

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

Физическое развитие. Ребенок проявляет интерес к физическим упражнениям. Правильно выполняет физические упражнения, проявляет самоконтроль и самооценку. Может самостоятельно придумать и выполнить несложные физические упражнения, стремится к проявлению индивидуальности.

Освоение культурно-гигиенических навыков. Дошкольник самостоятельно выполняет основные культурно-гигиенические процессы (культура еды, умывание, одевание), владеет приемами чистки одежды и обуви с помощью щетки. Самостоятельно замечает, когда нужно вымыть руки или причесаться. Освоил отдельные правила безопасного поведения, способен рассказать взрослому о своем самочувствии и о некоторых опасных ситуациях, которых нужно избегать.

Любознательный, активный. Ребенок проявляет интеллектуальную активность, у него проявляется познавательный интерес. Он может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными способами (понаблюдать, сравнить, высказать предположение, доказать). Проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует. Испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, интересуется событиями прошлого и будущего, жизнью родного города и страны, разными народами, животным и растительным миром. Фантазирует, сочиняет разные истории, предлагает пути решения проблем.

Эмоционально отзывчивый. Ребенок понимает эмоциональные состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи (радость, огорчение, удивление, обида, доброта и т. п.), проявляет готовность помочь, сочувствие. Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения (радость, печаль, восторг, задумчивость). Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве или музыке (цвет, композиция, интонация, темп), в художественной литературе.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок проявляет уважение к взрослым, называет их по имени и отчеству, вежливо обращается с просьбой, отвечает на вопросы развернутой фразой. Умеет интересоваться состоянием здоровья близких людей, ласково называть их. Стремится рассказывать старшим о своих делах, любимых играх и книгах. Ребенок внимателен к поручениям взрослых, проявляет самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступает в сотрудничество.

Дети могут самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер взаимоотношений («Мы дружно играли»).

Ребенок стремится регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей. Проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей.

Ребенок имеет богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные виды суждений об окружающем. Ребенок пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Ребенок соблюдает установленный порядок поведения в группе, ориентируется в своем поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил, владеет приемами справедливого распределения игрушек, предметов: по очереди, по жребию, с помощью считалок. Понимает, почему нужно выполнять правила культуры поведения, представляет последствия своих неосторожных действий для других детей (толкнул, напугал и др.). Стремится к мирному разрешению конфликтов, к сдерживанию негативных проявлений поведения. Ребенок может испытывать потребность в поддержке и направлении взрослого в выполнении правил поведения в новых условиях.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе. В играх проявляет инициативу, выступает с предложениями по созданию игровой обстановки, развитию сюжета, выполнению ролей. В художественной деятельности ребенок охотно принимает тему, предложенную педагогом, может ее конкретизировать; уверенно использует освоенные техники, создает выразительные образы, верно подбирает для их создания средства выразительности; по собственной инициативе рисует, лепит, мастерит необходимые для игр объекты, подарки родным, предметы украшения интерьера. Активен в театрализованной, игровой деятельности по литературному произведению, проявляет речевое творчество в сочинении загадок, сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности, способен к музыкальным импровизациям в пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах.

Проявляет творчество в развивающих играх и в преобразовательной деятельности. Ребенок способен к достаточно самостоятельному осуществлению познавательно-исследовательской деятельности, активно использует доступные средства — поисковые действия, сравнения. С незначительной помощью взрослого осуществляет уход за растениями, откликается на предложение взрослого помочь живому. Охотно участвует в разных видах повседневного труда; ярко выражено стремление к самостоятельности.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

Представления о себе. Ребенок знает свое имя, отчество, фамилию, пол, дату рождения, адрес, номер телефона. Располагает некоторыми сведениями об организме, назначении отдельных органов, условиях их нормального функционирования («Надо следить за чистотой рук, дышать свежим воздухом»). Охотно рассказывает о себе, событиях своей жизни, мечтах, достижениях, увлечениях. Имеет положительную самооценку, стремится к успешной деятельности.

Представления о семье. Ребенок имеет представления о семье, семейных и родственных отношениях, знает, как поддерживаются родственные связи (разговор по телефону, переписка, посещения), как проявляются отношения любви и заботы в семье, знает некоторые культурные традиции и увлечения членов семьи. Имеет представление о значимости профессий родителей, устанавливает связи между видами труда.

Представления о государстве и мире. Ребенок имеет развернутые представления о родном городе. Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной.

Имеет некоторые представления о природе родной страны, достопримечательностях родного города и России, ярких событиях ее недавнего прошлого, великих россиянах (воинах, изобретателях, путешественниках, художниках), прославивших Россию, знаменитых жителях своего города, о культурных традициях родного края.  Проявляет интерес к жизни людей в других странах мира. Стремится поделиться впечатлениями о поездках в другие города, другие страны.

Представления о природе. Ребенок имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Ребенок слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия, способен удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания, способен аргументировать свои суждения, стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.

Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками.

У ребенка сформированы специальные умения и навыки (познавательные, коммуникационные, изобразительные, музыкальные), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (ребенок владеет способами самостоятельного познания, обследования, осознано используя разные органы чувств, активно пользуется речью,  как средством общения, имеет богатый словарный запас,  умеет  рисовать, лепить, создавать конструктивные постройки и аппликации, владеет навыками хорового и сольного пения помощью педагогов и самостоятельно с сопровождением и без сопровождения инструментов).

5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу «Музыка» образовательных технологий, методов, форм организации деятельности воспитанников.

               Для углубленного осуществления, реализации  задач  музыкального воспитания авторы программы «Детство»  рекомендуют  использовать педагогические  технологии,  разработанные   авторским коллективом  кафедры дошкольной педагогики  Института дошкольного детства РГПУ педагогики А. И. Герцена.  

1.Педагогическая технология «Детство с музыкой» авторов А.Г.Гогоберидзе и В.А.Деркунской (ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 ) представляет современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. Пособие состоит из двух частей. В первой части даются теоретическое обоснование педагогических технологий и характеристика воспитательных задач, которые могут быть решены с их помощью. Во второй части представлено описание педагогических технологий воспитания музыкальной культуры ребенка, накопления опыта взаимодействия с музыкальными произведениями и педагогических технологий развития у ребенка позиции активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений.  Пособие содержит большое количество практических материалов: описание диагностического инструментария, подбор детского музыкального репертуара, конспекты игр и занятий с детьми. 


2. Педагогическая технология «Образовательная область «Музыка»  авторов А.Г.Гогоберидзе и В.А.Деркунской  (ООО   «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012)

 В технологии    представлены содержание и способы  организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении  по образовательной области "Музыка".  Сформулированы  задачи  педагогов по воспитанию и развитию у детей интереса к музыкально-художественной деятельности, по организации освоения данной образовательной области. В методических рекомендациях педагогам даны советы по обогащению музыкального опыта ребенка, по включению ребенка в активный процесс восприятия музыки, по работе с родителями в этой области, даны рекомендации по развитию исполнительских умений дошкольников. Также перечислены музыкальные произведения, с которыми стоит познакомить детей. В пособии представлены конспекты интегрированных занятий, музыкальных вечеров, а также музыкально-дидактические игры, игровые певческие упражнения.

3. Научно-методическое пособие «Мониториг  в детском саду»  

(ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011)  . Впервые представлен    инструментарий   мониторинга качества освоения  детьми  образовательных  областей  программы  "Детство". Материалы подготовлены  в соответствии с "Федеральными государственными  требованиями  к структуре  основной общеобразовательной  программы дошкольного образования».

            В рамках мониторинга можно отследить:

  1. Качество результатов деятельности дошкольного учреждения.
  2. Качество педагогического процесса, реализуемого в  дошкольном образовательном учреждении.
  3. Качество условий деятельности дошкольного образовательного учреждения.

               Авторы  педтехнологий А.Г.Гогоберидзе и В.А.Деркунская  опираются на  теоретические положения отечественной современной  школы музыкального воспитания детей дошкольного возраста:

теория  Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева о деятельностном подходе к развитию ребенка, согласно которой признается главенствующая роль деятельности (особенно ее ведущего вида) для развития ребенка;

теория  А. В. Запорожца:

—   о  самоценности  дошкольного   периода   в  жизни   ребенка, в соответствии с которой основной линией развития ребенка является амплификация (обогащение) его развития наиболее значимыми для него формами и способами деятельности;

—   о  специфических  видах детской  деятельности   и  их  роли в развитии ребенка;

—   о взаимосвязи обучения и творчества;

 теория Л. А. Венгера о развитии способностей, в соответствии с которой основная линия в развитии ребенка — это способности (художественные, умственные), позволяющие ему самостоятельно анализировать, находить новые варианты решений в проблемных ситуациях;

теория  А. С. Выготского о взаимодействии ребенка со сверстниками и взрослыми как важнейшем условии вхождения его в человеческую культуру;

теория Б. М. Теплова о роли музыкальной деятельности в развитии музыкальных способностей;

теория Н. А. Ветлугиной:

- о художественно-образной основе музыкальной деятельности дошкольников;

—   о взаимосвязи обучения и творчества в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

В основу содержания педтехнологий  положены ведущие дидактические принципы, актуальные для современного дошкольного образования:

—   принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской музыкальной деятельности, их органическую взаимосвязь;

—   принцип  деятельностного подхода,  предусматривающий признание ведущей роли обучения детей музыкальной деятельности в  воспитании  их нравственной сферы,  развития  способностей (музыкальных,   художественных,   интеллектуальных,   физических), познавательных процессов и личностных новообразований.

                   В своей работе по развитию певческих умений детей  старшего дошкольного возраста мы используем педагогическую технологию  «Образовательная область «Музыка».  Данная технология, по нашему мнению, представляет собой  ценное методическое пособие.

В ней даны четкие методические рекомендации по организации процесса музыкального исполнительства.

Представлена  методика   развития певческих умений  детей включающая:

цель        условия реализации         этапы реализации.

I этап

Музыкально-дидактические игры с целью обогащения музыкально-слуховых представлений

детей, развития их музыкального слуха.

Для развития чувства ритма

Для развития звуковысотного слуха

Для развития тембрового слуха

«Веселые матрешки»

«Определим по ритму»

«Прогулка»

«Три поросенка»

«Ступеньки»

«Догадайся, кто поет?»

«Слушаем внимательно»

II этап

Развитие певческих умений детей в процессе игровых певческих упражнений.

Для развития чистоты интонирования

Для развития певческого дыхания

«Пение про себя»

«Песенки-упражнения»

«Телеграмма»

«Понюхаем-подуем»

«Пение по музыкальным фразам (цепочкой)»

III этап

Активизация проявлений певческих умений детей на музыкальных занятиях.

«Музыкальное приветствие»

«Музыкальное прощание»

В технологии представлена также методика  развития песенного творчества детей в процессе организации самостоятельных музыкально-дидактических игр, включающая:

цель               условия реализации                       этапы реализации.

I этап

Индивидуальная работа с детьми (8 занятий)

Дети с низким уровнем развития воображения и

Дети с недостаточно развитыми певческими навыками.

Дети с высоким и средним уровнем певческих умений и навыков

«Весело и грустно»

«Волшебная мозаика»

«Сыщики»

«Узнай по голосу»

«Спой по фразам»

«Попевки»

« Волшебный лес»-дорисуй изображение

«Поляна» -сюжетно-ролевая игра

«Про кого сочиним?»-придумай героя и его характер

«Нарисуй, чего на свете не бывает»

«Волшебные кляксы»

Музыкально-дидактические игры на развитие певческих умений.

Для развития чувства ритма

Для развития диатонического слуха

Для развития памяти и слуха

Для развития звуковысотного слуха

«Прогулка»

«Определим по ритму»

«Громко-тихо запоем»

«Колобок»

«Наши песни»

«Что делают в домике»

«Музыкальное лото»

II этап

Знакомство с музыкально-дидактическими играми, направленными на развитие песенного творчества (12 занятий)

Название игры

Игровая задача

Облегченное задание

1

Музыкальное лото

Пропеть двустишие про животное, изображенное на картинке

Пропеть название животного на картинке

2

Веселый поезд

Придумать мелодию на стихотворный текст (2 строчки)

Продолжить песенку, начатую педагогом или другим ребенком

3

Веселый медвежонок

Выбор роли определяет сложность задания. Спеть длинную фразу

Выбор роли определяет сложность задания. Спеть  короткую  фразу

4

Весело-грустно

Ребенок сам выбирает картинку с веселым или грустным сюжетом. Спеть мелодию на веселое или грустное двустишие.

Допеть начатую педагогом мелодию

5

Волшебные картинки

Выбор картинки с изображением героя сказки. Ребенок выбирает героя сказки и пропевает придуманные им слова с нужной выдуманной интонацией. Слова автора читает педагог

Педагог начинает фразу

6

Спой сказку

Пропеть часть знакомой сказки по очереди. Ребенок поет слова сказки, сам выбирает количество текста и настроение, окраску своего пения в зависимости от содержания.

Поет короткую фразу

III этап

Организация самостоятельной игровой деятельности детей (6 занятий)

Усложнение игр, содействующих  развитию песенного творчества детей, на заключительном этапе педагогической технологии

Название игры

Усложнение игровой задачи

1

Музыкальное лото

Детям нужно придумать веселую или грустную песенку на разные четверостишия. Сначала ребенок выбирает стихотворение по своему желанию, а потом выполняет задание по предложению педагога.

2

Веселый поезд

Детям дается задание маршевую, танцевальную или колыбельную  мелодию  по своему выбору в зависимости от текста стихов.

3

Веселый медвежонок

Дети самостоятельно придумывают текст поющих героев, т.е. изменяют содержание сюжета, сохраняя при этом общую линию игры.

4

Весело-грустно

Детям предлагается продолжить стихотворную строчку(пропеть) в зависимости от содержания (весело-грустно). Например: «Дождь идет весь день с утра, загрустила детвора»

5

Волшебные картинки

Содержание сказки усложняется путем ввода сюжетных картинок. Дети пропевают содержание одной картинки на выбор. Количество слов и фраз не ограничиваются.

6

Спой сказку

Дети сами сочиняют сказку по ходу пения. Каждый может пропеть любое количество слов на мелодию любого жанра (без картинки). По окончании своего пения ребенок передает ход любому игроку на выбор, и тот продолжает сюжет по своему усмотрению.

Технология предусматривают организацию:

  • образовательной деятельности, осуществляемую в процессе различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения;
  • образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
  • в самостоятельной деятельности детей;
  • процесса взаимодействия с семьями детей по реализации программы.

В старшем дошкольном возрасте, в соответствии с важностью предшкольного периода, организованная образовательная деятельность предполагает проведение занятий с детьми, которые осуществляются как увлекательная игровая и проблемно-познавательная деятельность, направленная на решение актуальных, интересных детям задач.

Авторы предлагают использовать традиционные и разработанные ими особые методы.  

К традиционным они относят: наглядные, словесные, практические.

     Наглядные методы  и приемы  включают в себя:

  • наглядно-слуховые  методы;
  • наглядно-зрительные приёмы;

    Перечисленные методы  и  приёмы оживляют занятие, поднимают настроение детей, побуждают к хорошему исполнению, мобилизуют внимание при восприятии задания и при его воспроизведении. Хорошо также использовать жесты, указывающие на высоту звука или на акцент при исполнении, а также мимику, помогающую детям почувствовать, с каким настроением нужно исполнять песню.

     Кроме наглядно-зрительных приёмов на занятии  авторы предлагают   использовать всевозможные  наглядные пособия: иллюстрации, картины, музыкально-дидактические игры, видеофильмы, игрушки, всевозможные пособия и атрибуты (султанчики, листочки, платочки и т.д.

Словесные  методы наиболее часто употребляются в обучении детей пению.

Объяснения. Степень их сложности зависит от возраста детей, времени года, степени продвинутости детей в области словесного восприятия. Объяснение должно быть коротким, чётким, эмоциональным.                

Указания. Их можно использовать  довольно часто, они могут быть обращены как ко всем детям, так и персонально, очень тихо, не отвлекая внимание всех, тому или иному ребёнку.                                                                              Вопросы. Они должны быть  чёткими, конкретными, понятными. Это один из наиболее важных словесных приёмов: побуждает мысленную деятельность, активизирует внимание, развивает память.                                  

 Другие словесные методы и приемы:

  • словесные инструкции;
  • сюжетные рассказы;
  •  пояснения;
  • беседы;
  • команды

 Все словесные приёмы следует использовать в меру, не перегружая ими занятия, не отягощая восприятие детей. Важно также учесть, что словесные приёмы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки или пения.                                                                                                    

Практические  методы, или методы упражнений   связаны с многократным повторением трудных мест или всего произведения в целом.

Очень полезны упражнения в пропевании без музыки в своём темпе в течение одной-двух минут.  Следует чаще использовать  предварительную проработку трудных мест до начала разучивания песни. Например, если в песне встречается сложный мелодический ход, то его, в начале, можно дать в виде распевки.  В работе над дикцией полезно использовать прием проговаривания  текста  одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильностью положения губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни. В работе над дыханием следует использовать  показ или жест, помогающий вовремя взять дыхание. Можно предложить детям после вступления к песне “понюхать цветок” и сразу начать петь. Чтобы дети “не разрывали” слово необходим сравнительный  показ правильного и неправильного исполнения. После этого дети, обычно, исполняют  правильно.

Желательно как можно чаще  использовать игровые приёмы,  учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста. Они помогут заинтересовать детей и вызовут желание  спеть лучше. Например, для развития чистоты интонирования можно использовать игровой приём «Паровоз гудит». Если ребёнок правильно спел заданный звук, то педагог поднимает зелёный флажок («Паровоз проезжает»), а если неправильно, красный («Надо паровоз ремонтировать»).              

      Чаще всего используется сочетание приёмов: 

  • упражнение в пении детей по показу взрослого (практический + наглядный методы);
  • показ и объяснение педагога (наглядный + словесный);
  • объяснение педагога и упражнение детей в пении(словесный + практический);
  • индивидуальная помощь педагога «слабым» детям, которые не справляются в силу своих психофизических особенностей или пропуска занятий (тактильно-мышечная наглядность + упражнение).

Надо помнить также и о разнообразии приёмов.    Просто повторять много раз одно и то же скучно.   В этом случае происходит не мобилизация внимания, а наоборот, его рассеивание, что отрицательно сказывается на степени усвоения материала детьми. Вот почему очень важно использовать разные приёмы и разнообразный материал в работе по обучению детей пению.  Важно также учитывать уровень развития детей, их психофизические и возрастные особенности, объём певческих навыков, которыми они владеют на данный момент.

Авторы  разработали  и особые методы, включающие развитие моторно-двигательных, тактильных, словесных  и вокальных реакций,  которые углубляют эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают вокальные способности и творческое воображение.

Например:

Основной формой организации обучения детей певческой деятельности является Непосредственно образовательная деятельность (НОД). Виды НОД:

  • фронтальные;
  • подгрупповые;
  • индивидуальные;
  • типовые;
  • доминантные;
  • тематические;
  • комплексные.

Для углубленной работы по развитию певческих навыков в нашем детском саду функционирует хоровая студия, в которой проводятся все виды вышеперечисленных занятий.

Кроме  того, обучение певческой деятельности может проходить в повседневной жизни в следующих формах:

  • игры-путешествия (с песнями);
  • игры-сказки (с пением);
  • тематические музыкальные вечера;

концерты;

  • развлечения;
  • праздничные утренники.

В нашем детском саду много лет действует театральная студия, которая готовит музыкальные спектакли, важнейшими составляющими которых являются сольное и хоровое пение.

Технология  построена  с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями самих образовательных областей.

Интеграция заключается не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов роста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Содержательные связи между  разделом «Музыка» и другими разделами позволяют музыкальному руководителю интегрировать образовательное содержание при решении специфических задач. Так, например, развивая певческие навыки детей при исполнении колыбельных песен,  музыкальный руководитель предлагает рассказать о том, что чувствуют и представляют себе дети, и нарисовать по представлению  картинку, отражающую характер музыки.  Таким образом, педагог воспитывает  гуманное отношение к малышам, побуждает к эмоциональным  переживаниям, связанным с младшими членами семьи, решает задачи развития речи, учит отражать впечатления от песни  в  изобразительной  деятельности.

Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка, осуществлять связь образовательной области «Музыка» с другими образовательными областями:

«Физическая культура»

Развитие физических качеств в музыкально-ритмической деятельности, использование музыкального сопровождения в разных видах двигательной активности (НОД, зарядка, спортивные праздники и др.)

«Здоровье»

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, логоритмика, релаксация. В процессе пения у детей развиваются различные анализаторы, отвечающие за  слух,  чувство ритма,  координацию движений.

«Коммуникация»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в процессе пения ; практическое овладение воспитанниками выразительными возможностями  речи.

«Познание»

Расширение кругозора детей в области музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества.

«Социализация»

Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве как общемировых категориях; развитие игровой деятельности; формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, формирование чувства коллективизма в хоровом пении.

«Труд»

Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

«Художественное творчество»

Приобщение   к   различным   видам   искусства,   использование художественных   произведений   для   обогащения   содержания   области   «Музыка»,   закрепления результатов восприятия музыки, улучшения исполнительских умений. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества (рисование по восприятию после слушания «Детского альбома» П.И.Чайковского).

«Чтение художественной литературы»

Использование   музыкальных   произведений   с   целью   усиления   эмоционального   восприятия художественных произведений  (комплексное восприятие поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» с использованием музыки М.И.Глинки), использование стихотворных текстов для сочинения песен.

«Безопасность»

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности, охрана детского голоса и слуха.

                В главе, посвященной мониторингу достижений детьми планируемых результатов освоения певческих умений, дана система диагностики, определены критерии, на основании которых производится оценка  и даны  подробные рекомендации по проведению  диагностики с указанием методов.

Например, для  диагностики особенностей эмоциональной отзывчивости  к музыке в процессе ее восприятия  у детей старшего дошкольного возраста  используются следующие методы:

  • полихудожественная тест-игра «танцы осенних листьев»;
  • диагностическое задание «Двигательная импровизация под музыку»;
  • диагностическое задание «Темброво-шумовой   аккомпанемент»;
  • диагностическое задание «Рисование музыки»;

Для диагностики субъектных   проявлений  старшего дошкольника в певческой деятельности используются:

  • индивидуальные беседы;
  • наблюдение за проявлениями детей в певческой  деятельности;
  • анкетирование родителей.

Для диагностики особенностей музыкальной субкультуры старших дошкольников используются:

  • индивидуальные беседы;
  • наблюдение за детьми в свободной деятельности;
  • диагностические игровые ситуации.

Для  диагностики певческих  способностей детей используются:

  • диагностическая ситуация «хочу дослушать»;
  • тест-игра «Ладошки»;
  • воспроизводящий тест;
  • воспринимающий тест;
  • диагностическое игровое задание «Куда идет мелодия?»;
  • диагностическое игровое задание «Тембровые прятки»;
  • диагностическое игровое задание  «Громко-тихо»;
  • диагностическое игровое задание  «Незавершенная мелодия»

6.Система знаний и система деятельности.

Система знаний по разделу «Музыка»(развитие певческих умений) .

Дети  знают музыку разных композиторов: западноевропейских (И-С. Бах, В.-А. Моцарт, Р. Шуман и другие) и русских (Н. А. Римский-Корсаков, М. И. Глинка, П. И. Чайковский и другие), современных  (В.Я.Шаинский, А.Н.Пахмутова).

Имеют элементарные представления о профессии певца (оперного, эстрадного).

Имеют представления о хоровом пении, о различных хорах (детском, военном,

народном, церковном, фольклорном).

Умеют различать музыку разных жанров, знают, что характер музыки выражается средствами музыкальной выразительности, знают  средства музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм); знают характерные признаки  оперы.

Знают и различают  звуковые символы – ноты.

Система деятельности  по разделу «Музыка»

            Эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети переносят в исполнительскую деятельность.

            У детей развиты элементы певческой культуры,  позволяющие стать полноценными участниками доступных  возрасту концертов и музыкальных спектаклей.

            Дети  любят  посещать концерты, музыкальный театр, могут отражать впечатления и эмоции от услышанного музыкального произведения в индивидуальном и хоровом пении, в музыкально-художественной театрализации.

            Дети  проявляет себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности, например,  умеют передавать художественно-музыкальный образ в музыкально-ритмических движениях, в индивидуальном и групповом пении, умеют подобрать музыкальный инструмент, который характеризует этот художественный образ  и аккомпанировать себе  на нем.

           Умеют выложить ноты на нотном стане.

            Могут петь песенки на любой интервал: «про мышку», «про кошку», «про медузу», «про оленя», «про носорога»

Могут  создавать оригинальные мелодические фразы и песенки на предлагаемые тексты.

            Умеют отображать музыкальные впечатления в изобразительной деятельности, используя в рисунке соответствующие характеру музыки холодные или теплые тона, яркие, насыщенные или приглушенные оттенки цвета. Передают эмоциональное содержание музыки через адекватную выразительность линий (плавные, мягкие, угловатые, резко очерченные и т.д.)

            Охотно участвуют в вокальных импровизациях, аккомпанируя себе  на металлофоне, лесенке-дровах, резонаторе, ударных, духовых и струнных инструментах.

            Хорошо ориентируются   в театрализации, проявляют творческую активность  при исполнении ролей, сопровождающихся сольным и хоровым пением.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Консультация для музыкальных руководителей. Этапы работы на музыкальном занятии над развитием слуха, голоса и ритма....

"Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"

опыт работы музыкального руководителя по развитию у дошкольников певческих навыков...

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста.

Система  музыкальной  работы  предполагает  использование  на  каждом музыкальном  занятии  следующих  здоровьесберегающих  технологий: Валеологически...

развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста

Эта статья о том,какие способы можно использовать в решении поставленных задач развития певческих навыков....

Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста через игровые методы и приёмы

Обобщение опыта по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Опыт работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...

Опыт работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...