Значение музыкально - дидактических игр в развитии дошкольников.
статья по музыке (старшая группа)
В данном материале представлены музыкально - дидактические игры на развитие музыкальных способностей дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_didakteskih_igr_v_razvitii_doshkolnikov.docx | 469.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Значение музыкально-дидактических игр в развитии дошкольников.
Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие
музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста.
Развитие музыкальных способностей – цель музыкального воспитания детей. Именно поэтому применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые, воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.
Педагогическая ценность музыкально – дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Музыкально – дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания детей петь, слушать, играть и танцевать. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.
Классификация музыкально-дидактических игр:
- Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма у дошкольников
- Музыкально-дидактические игры на развитие тембрового слуха у дошкольников
- Музыкально-дидактические игры на развитие звуковысотного слуха у дошкольников
- Музыкально-дидактические игры на развитие динамического слуха у дошкольников
- Музыкально-дидактические игры на развитие музыкальной памяти у дошкольников
- Музыкально-дидактические игры на знакомство с музыкальной грамотой для дошкольников.
Предлагаемый методический материал имеет основное назначение – формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме и объединяет в себе игры на развитие у детей слуха, ритма, музыкального творчества, различение звуков по высоте и длительности.
Описание музыкально-дидактических игр.
Музыкально – дидактическая игра «Дятел»
Возраст: 5 – 7 лет
Вид игры: Игра на развитие чувства ритма, психических процессов.
Цель: Развитие чувства ритма.
Дидактические задачи:
- Развитие внутренних психических процессов: внимания, памяти, мышления
- Развитие креативных способностей: творческого воображения и фантазии
- Формирование артикуляционно – телесных и двигательных ощущений элементарных ритмических рисунков
- Развитие ритмического слуха на основе простейших ритмов с речевой поддержкой
- Развитие коммуникативных качеств, умения сотрудничать
Дидактический материал: Мнемотаблица, карточки с изображением ритмического рисунка, ритмические палочки.
Правила игры: Число участников – вся группа. В мнемотаблице зашифровано стихотворение О.С.Боромыковой «Дятел».
Дятел сядет на сучок:
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Дятел смотрит, где жучок:
Туки-туки-туки-тук,
Снег идет, метут метели:
Так-так, так-так-так,
Прячьтесь птицы, прячьтесь звери:
Туки-туки-туки-так.
Назначается ребенок ведущий, который проговаривает строчку из мнемотаблицы, и в пустую клетку вкладывает карточку с изображением ритмического рисунка. Дети повторяют строчку из мнемотаблицы, и отстукивают ритмическими палочками заданный ритм. Игра повторяется снова, со следующей строчки. Отстукивать ритмический рисунок можно любым другим способом, например – звучащими жестами. Как вариант игры возможно разделить детей на две подгруппы: первая читает строчку из мнемотаблицы, сопровождая речь звучащими жестами, вторая подгруппа отстукивает заданный ритм палочками.
«Веселое путешествие»
Возраст: 4 - 5 лет
Вид игры: Игра на формирование музыкальной памяти
Цель: Комплексное развитие музыкальности у детей; объединение опыта и знаний детей для создания у них целостной картины мира
Дидактические задачи:
- развитие слухового внимания;
- формирование ритмического слуха;
- расширение и обогащение знаний детей о транспорте.
Дидактический материал: Карточки с рисунками по количеству детей, фишки. Музыкальные произведения: «Веселые путешественники», музыка М.Старокадомского, «Солнышко», музыка М. Раухвергера, «Есть у солнышка друзья», музыка Е. Тиличеевой, «Машина», музыка Т. Попатенко, «Самолет», музыка Е. Тиличеевой, «Самолет», музыка Л. Магиденко, «Самолет», музыка Т. Морозовой, «Виноватая тучка», сборник «Ку – ко – ша», «Поезд», Т. Суворова, «Поезд», музыка Н. Метлова, «Паровоз», музыка Г. Эрнесакс, «Веселый паровоз», музыка Л.Компанейца, «Капитан», музыка Е. Протасова, «Автомобиль», музыка М. Рустамова.
Правила игры: Число участников – вся группа. Музыкальный руководитель предлагает прослушать знакомое детям музыкальное произведение. Угадавший ребенок кладет фишку на соответствующую картинку. Побеждает тот, кто первый правильно закрыл все картинки фишками. По ходу игры, музыкальный руководитель может предложить исполнить детям угаданную песню, ритм или танец.
Музыкальный материал может варьироваться на усмотрение музыкального руководителя.
«Угадай-ка»
Возраст: 5 - 7 лет.
Вид игры: Игра на формирование музыкальной памяти.
Цель: Комплексное развитие музыкальности у детей.
Дидактические задачи:
-развитие слухового внимания;
-формирование ритмического слуха, музыкальной памяти.
Дидактический материал: Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты (барабан, ложки).
Музыкальный материал: «Гуси», музыка А.Филиппенко, «Машина», музыка Т. Попатенко, «Елочка», музыка Е.. Красева, «Во поле береза стояла» р.н.п., «Детский сад» музыка А. Филиппенко, «Барабанщик» музыка Е.Красева, «Рыбка» музыка Е. Красева и т. д.
Правила игры: Число участников – вся группа. Каждому ребенку дается 2 – 3 карточки. Музыкальный руководитель предлагает прослушать ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки, которую дает педагог. При повторении игры ведущим может быть выигравший ребенок. Музыкальный материал может варьироваться на усмотрение музыкального руководителя.
«Весело - грустно»
Возраст:5 - 7 лет
Вид игры: Игра на развитие основ музыкальной грамоты.
Цель: Дать представление о мажорном и минорном ладе.
Дидактические задачи:
- развитие слухового внимания;
- формирование представлений о веселом и грустном;
- расширение и обогащение знаний детей холодной и теплой гамме цвета;
Дидактический материал: Разноцветные шарики на палочках по количеству детей.
Музыкальный материал: «Весело – грустно» Л. Бетховена, «Новая кукла», «Болезнь куклы» П. И. Чайковского.
Правила игры: Число участников – вся группа. Музыкальный руководитель рассказывает детям, что музыку веселую и грустную можно отобразить не только эмоциями, но и цветом.
Минор – выражает в музыке грусть, шары холодных тонов.
Мажор – выражает в музыке радость, шары теплых тронов.
Далее предлагаются вниманию детей картинки с изображением двух клоунов: веселого и грустного, и, раздав шарики, предлагается поиграть. Дети слушают музыку, предложенную музыкальным руководителем, и поднимают в конце соответствующий шарик. Побеждает тот, кто правильно показал соответствующий музыке шарик.
Музыкальный материал может варьироваться на усмотрение музыкального руководителя.
«Музыкальная елочка»
Возраст:5 - 7 лет
Вид игры: Игра на развитие основ музыкальной грамоты.
Цель: Развитие общей музыкальности детей.
Дидактические задачи:
- развитие слухового внимания;
- развитие чувства ритма;
- формирование вокальных навыков;
- развивать у детей способность передавать в пластике музыкально – игровой образ.
Дидактический материал: Плоскостная елочка с отрывными конфетами, на обратной стороне которых изображены различные задания.
Музыкальный материал: «Весело – грустно» Л. Бетховена, «Солнышко»
М. Раухвергера, «Дождик» Б. Антюфеева, «Зайчик» В. Тиличеевой, «Воробушки»
М. Раухвергера, «Мишка» М. Раухвергера
Правила игры: Число участников – вся группа.
Музыкальный руководитель предлагает детям рассмотреть елочку:
На большой еловой ветке
Музыкальные конфетки.
Как конфетку повернешь,
Ты задание прочтешь.
Вызванный ребенок снимает конфетку и выполняет предложенное задание, затем это задание может быть выполнено всей группой. За правильное выполнение дети получают фишки (в форме конфет), побеждает тот, кто наберет большее количество фишек.
Задания
* Угадать, какая музыка грустная, а какая веселая
* Пропеть гамму
* Простучать ритмический рисунок
* Отгадать загадку о штрихах в музыке: Лодка плавает (легато).
Зайчик прыгает (стаккато).
Мишка ходит (нон легато).
Верно говорю, ребята?
Дятел долбит сук, легато?
Самолет летит, стаккато?
Нон легато, плывет рыбка?
Здесь, по – моему ошибка.
Лебедь плавает (легато),
Скачет воробей (стаккато),
Слон шагает нон легато.
Как вы ходите, ребята?
- Ходим мы и нон легато, и легато, и стаккато.
Словом, можем так и сяк, даже наперекосяк!
(Дети могут подвигаться под соответствующую образу музыку)
Музыкальный материал и задания на конфетках могут варьироваться на усмотрение музыкального руководителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение музыкально-дидактических игр в жизни дошкольников
Консультация для педагогов...
Значение музыкально -дидактических игр в развитии дошкольников.
Консультация для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольников и их родителей о значении и методах проведения музыкально -дидактических игр....
«Значение музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Очень важно использовать в музыкальной деятельности, самостоятельной деятельности музыкально-дидактические игры. Особенно важно их использовать на музыкальных занятиях, потому как они развивают музыка...
статья "Значение музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей."
В игровой форме музыкальные способности детей развиваются гораздо эффективнее....
Консультация "Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков дошкольников"
Основное название музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить...
Консультация для воспитателей - «Значение музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Материал предназначен для воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ...
Значение музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей дошкольников
Доклад на тему: «Значение музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей дошкольников»...