Организация совместной музыкальной деятельности детей как условие позитивной социализации
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)
Участие в кружке даёт возможность каждому ребёнку попробывать свои силы в разных видах творчества. Сотрудничество педагога и ребёнка в творчестве позволяет ему самоутвердиться, обогатить свой внутренний мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proshina_1_.docx | 19.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы «Организация совместной музыкальной деятельности детей как условие позитивной социализации»
Музыкальная деятельность, благодаря доступности, разнообразию своих видов и форм является универсальным средством в социализации дошкольников. В музыкальной деятельности дети познают искусство, а через него окружающую жизнь и самого себя.
Кружковая деятельность создает благоприятные условия для успешной социализации воспитанников. В этом году я веду кружок «Весёлые нотки». Его посещают ребята разновозрастной группы.
Цель кружка: создание благоприятных условий для позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста при формировании основ художественной и общей культуры средствами интеграции искусств.
Познакомившись с программой художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста О.П. Радыновой «Ребёнок в мире прекрасного», я поняла, что эта программа близка мне по духу и что я буду опираться на неё при планировании кружковой работы.
Программа оснащена развивающими альбомами с СD диском «Слушаем и рисуем музыку», в которых напечатаны репродукции картин известных художников. Под картиной фрагменты стихотворений, сказок, прозы. Даны рекомендации для педагога о чём говорить, как говорить. Также рекомендации о том, что и как мы будем рисовать. В программу входит методическое пособие «Праздничные утренники и музыкальные досуги в детском саду».
Познакомиться с пособиями ближе мне помог просмотр вебинара «Развитие творческих способностей ребёнка. Слушаем и рисуем музыку». Музыкальный руководитель Барышева Наталья Вячеславовна и старший методист Панова Юлия Васильевна, авторы указанных пособий, поделились опытом работы по развитию творческих способностей ребёнка в условиях интеграции трёх видов искусств: музыки, живописи и литературы.
Пособия рассчитаны на определённый возраст детей. Поэтому при планировании работы кружка «Весёлые нотки», учитывая возраст детей, я работала с развивающими альбомами для детей 5-6 лет и 6-7 лет. Первой изучаемой темой у нас стала тема «Клоун» (старший возраст). Она несла большой позитив, радость. На праздники, развлечения к дошколятам частенько приходили клоуны, шутили, смеялись, танцевали, играли. Многие дети не раз побывали в цирке, смотрели мультфильмы, сами участвовали в концертных номерах. Мы изготовили макет цирка. Теперь же они с вниманием слушали отрывок из рассказа «Каштанка» А.П. Чехова, рассматривали эскизы театральных костюмов художника С.В. Чехонина. Слушали произведение Эйтора Вилла – Лобоса «Петрушка». Я побуждала детей представить, что делает клоун под эту музыку, как он движется, что держит в руках, может ли у клоуна номер не получится? Вместе мы подбирали прилагательные (весёлый, шустрый, смешной, добрый, улыбающийся, солнечный, яркий, шумный). С заданием на страничке для творчества справились все ребята: поэтапно обвели контур клоуна и раскрасили, кто как хотел. Дети были довольны: у них всё получилось!
Следующая тема «Осенние листья» (подготовительный к школе возраст). Слушали очень красивые, нежные, взволнованные пьесы Антонио Вивальди «Сицилиана» и «Мелодию» П.И. Чайковского. Дети выбирали, какое из двух прослушанных музыкальных произведений больше подходит для пейзажа И.И. Левитана «Осенние листья», отгадывали, какая осень изображена художником: ранняя, золотая или поздняя, определяли, какое настроение было у художника, когда он писал картину? То есть сами вопросы заставляли детей задуматься, анализировать, сравнивать. Мне важно было выслушать мнение каждого желающего высказаться, проявить доброжелательное, уважительное отношение к воспитаннику. Задание на страничке творчества оказалось для детей сложным (а именно дорисовать листочки в зеркальном изображении). Воспитатель попросила родителей подключиться к выполнению задания: помочь дорисовать каждый листочек по образцу вместе с сыном или дочкой.
Следующая тема – «Снегурочка» (подготовительная к школе группа). С помощью средств ИКТ мы познакомили ребят с творчеством художника Виктора Михайловича Васнецова: рассказали о художнике, показали его знаменитую картину. Дети не только слушали «Русский танец» из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского в исполнении симфонического оркестра Государственного академического Большого театра, но и смотрели видео изумительного танца Ильзе Лиепе. Так формируются основы художественной культуры у дошкольников с помощью замечательного метода побуждения к сопереживанию произведению искусства как эталону красоты. Несколько девочек подготовительной группы по желанию нарисовали внучку Деда Мороза. Мы посмотрели фрагмент видео, на котором бывшие выпускники изображали суровый ритм зимы с помощью воздушных шаров. Я предложила изобразить сказочный, ледяной мир, в котором живёт Снегурочка с помощью музыкальных инструментов. Ребята самостоятельно отбирали инструменты, звучание которых напоминало зимушку, кружение снежинок, звон льдинок, завывание метели: колокольчики, треугольники, металлофоны, ксилофон, арфу, пустые баночки, подув в которые, можно добиться звука ветра. Сотрудничество педагога и ребенка в творчестве позволяет детям самоутвердиться, решить самостоятельно поставленную задачу и, конечно, порадоваться успеху.
Тема «Красавица Весна» (подготовительная группа). При подготовке к занятиям кружка, мне приходилось много читать, слушать музыку и даже рисовать. Так как я не обладаю таким даром, смотрела видеоуроки. После одного такого видеоурока нарисовала Весну, детям рисунок понравился, а я пригласила их посмотреть сказку Сибилл фон Олферс «Детки Матушки Земли», которую мне якобы «рассказала» красавица Весна. Я показала воспитанникам сказку, использовав кукол, раннее сшитых мною из фетра. Сказка о природе, необычная, мудрая и очень музыкальная. Классическая музыка Феликса Мендельсона, Антонио Вивальди, Петра Ильича Чайковского, Эдварда Грига сопровождала рассказ о временах года, об изменениях, происходящих в природе на Матушке – Земле. Позже я спросила детей, какое время года нравится им, почему? Помогла ли музыка передать настроение весны, осени, зимы, лета? Какое время года и какая музыка в сказке им понравилась больше всего? Большинство ребят назвали весну и лето, им очень понравились цветочные наряды кукол и их незатейливый танец. Музыка помогла детям прочувствовать, пережить события сказки, эмоционально откликнуться в своих ответах на вопросы музыкального руководителя.
Музыка может изображать многие явления природы, подражать звукам голосов птиц и животных, рокоту разбушевавшегося моря. Тема «Среди волн» (старшая группа). Стихи вторят музыке:
Стонет, рокочет могучее море… Волны косматой толпой Шумно вздымаются, тонут в просторе, Тонут во мгле грозовой. Ветер гудит над безбрежной пучиной, По небу тучи ползут… Борются волны с отвагою львиной, Падают, снова встают.
А.М. Гмырёв. В море.
Рассмотрев с детьми репродукцию картины Ивана Константиновича Айвазовского «Среди волн», прослушав этюд-картину С. Рахманинова до-диез минор, соч. 33 и фрагмент «Море и Синдбадов корабль» Н. Римского – Корсакова из симфонической сюиты «Шехерезада», мы решили поиграть с тканью. Изобразить переливы морских волн, передать характер бурлящего, разбушевавшегося моря. Затем поэксперементировали со звуками воды. Т.е. использовали метод эмоционального уподобления характеру музыки (ритмопластический и темброво – инструментальный).
В теме «Жар - птица» (старшая группа) мы обратились к творчеству художника Ивана Яковлевича Билибина, рассмотрели его иллюстрацию к сказке «Иван – царевич и Жар – птица». Познакомились с произведениями А. Лядова «Былина о птицах» и «Вальсом» Мориса Равеля, создавали образ Жар – птицы, используя незаконченный рисунок на странице для творчества. Вопросы, представленные на странице, развивают «словарь эмоций», образную речь, помогают организовать совместную творческую деятельность: как ты думаешь, бывают ли в природе волшебные птицы; какое из двух предложенных для прослушивания произведений понравилось тебе больше и почему; как волшебные птицы могут помочь человеку?
Учебный год завершается, мне радостно отметить, что копилка эмоционально окрашенных ценностных впечатлений от произведений искусства у ребят разновозрастной группы пополнилась. Знания, умения и навыки художественной деятельности дети получали в процессе обучения в творческой обстановке. Широко применялись игровые приёмы. Пополнились развивающая среда музыкального зала, музыкальная зона группы. Распечатаны репродукции картин, на столе простые и цветные карандаши, альбомы, фланелеграфы. Приготовлены новые музыкально – дидактические игры и пособия на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Проводя музыкальные занятия, я использую наработанный материал. Сейчас мы (видео) слушаем музыкальную пьесу С. Майкапара «Тревожная минута», а затем сравниваем её с картиной К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Отвечая на мои вопросы, дети приходят к выводу: характер музыки соответствует характеру картины.
В музыкальном зале оформлен стенд «Рисуем музыку». Дети радуются, увидев там свои рисунки. Кружок «Весёлые нотки» - это возможность приобретения многообразного опыта - опыта речи, движения, переживания музыки, опыта общения, творчества и фантазирования, и, конечно, опыт социализации детей старшего дошкольного возраста, а также их родителей и педагогов ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интерактивный дидактический материал для организации совместной образовательной деятельности детей, родителей и педагогов
данное дидактическое пособие состоит из нескольких частей. дошкольник в доступной игровой форме тренируется в назывании предметов, их обобщении, формирует навык чтения, счета, грамматически правильно ...
Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей по образовательной деятельности «Музыка».
Организация детей в самостоятельной музыкальной деятельности. Виды самостоятельной деятельности....
«Взаимодействие педагогов и специалистов в организации совместной познавательной деятельности детей младшего и старшего дошкольного возраста с целью социализации»
Совместная познавательная деятельность ребенка с детьми разного возраста, безусловно, увеличивает его возможности в познании окружающего мира и является важным условием его интеллектуального и социал...
Применение авторской методики Т.А. Боровик «Двигательное двухголосие» в совместной музыкальной деятельности детей, родителей и музыкального руководителя ДОО.
Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад – это первый внесемейный социальный институт, в котором начинается систематическое педагогическое просвещение родителей. ...
Организация совместной предметной деятельности - как главное условие развитие общения
Сегодня я хочу обсудить с вами такую тему, как важно общаться с детьми во время различных игр, прогулок и т.д. Общение взрослого имеет огромное значение для ребёнка. Ведь малыш в 2-3 года "...