Конспект занятия «Музыкальное путешествие в русскую народную культуру»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Образовательные задачи:

Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей. Способствовать дальнейшему формированию  певческого голоса, развитию навыков движения под музыку. Обучать игре на шумовых музыкальных инструментах.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Музыкальное путешествие в русскую народную культуру»

Образовательные задачи:

Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей. Способствовать дальнейшему формированию  певческого голоса, развитию навыков движения под музыку. Обучать игре на шумовых музыкальных инструментах.

Детские музыкальные инструменты, картинки для игры «Убери лишнее», сундук, кокошник, шкатулка.

Ход занятия.

М. Р. : здравствуйте, гости дорогие!

Здравствуйте, ребятки, розовые пятки.

Звонкие соловушки, умные головушки!

Ребята, мне сегодня почтальон принес письмо и просил передать его вам. Пишет Вам письмо Алеша Попович

«Здравствуйте, ребята. Моя жена, Любава, собиралась идти к подругам на посиделки, да вот случилась беда. Злая Баба Яга заколдовала все сундуки и теперь они не открываются. У Любавы в сундуке лежал ее любимый и самый красивый кокошник, теперь она сидит и горько плачет у окна. А я не могу Любаве помочь, далеко от дома я, а не то бы проучил  бы  Бабу Ягу. Ребята, помогите развеять чары Бабы Яги и достать золотой кокошник Любавы»

М. Р. Ребята, поможем мы Любаве и Алеше Поповичу?

М. Р. Значит, что нам надо сделать?

Дети: отправиться в гости к Любаве и расколдовать сундук.

-А что в сундучке лежит? (Кокошник)

М. Р. Все верно, нам надо достать кокошник Любавы из сундука, а для этого надо отправится в путешествие в сказку. Давайте закроем глаза и медленно-медленно повернемся вокруг себя, остановитесь и откройте глаза.

М. Р. Ребята, посмотрите, девицы и молодцы водят веселый хоровод и пляшут, а давайте и мы с вами в хороводе пойдем только не в обычном круговом, а змейкой, и тоже попляшем.

Упражнение «Хоровод».(Дети идут по кругу за направляющим, танцуют)

М. Р. Ребята, посмотрите, а вот и изба Алёши Поповича и Любавы. Из чего сделан дом?

Дети: Из дерева, из бревен.

М. Р. Правильно, раньше не было многоэтажных домов, у каждой семьи была своя изба. Это был деревянный дом, срубленный из бревен. Давайте мы зайдем в дом и присядем.(Под музыку дети садятся на стульчики)

М. Р. Вот мы пришли в избу. Ребята, посмотрите на убранство избы, как у Любавы тут красиво, что мы с вами тут видим?

Дети: В доме стоит печь.

М. Р. А зачем нужна была в доме печь?

Дети: Она раньше обогревала дом, на печи сушили грибы, ягоды на зиму, а также одежду и обувь. В печи готовили еду себе и домашним животным.

М. Р. А в чем готовили еду? (в чугунке)

А чем доставали чугунок из печи? (ухватом)

М. Р. А как раньше называли угол, где стояла печь?

Дети: Все хозяйство у печи называлось бабьим углом. Здесь было все, что нужно, чтобы приготовить обед. А готовить приходилось много, ведь семьи были большие. В каждой избе был красный угол. Красный - значит красивый, главный. В углу на полочке стояли иконы, украшенные тканым или вышитым полотенцем. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу. Это было самое почетное место. В этом же углу всегда находился большой стол, где сразу могла разместиться вся семья. Около стола стояли лавки.

Дети: В каждой избе всегда была Прялка и веретено. Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

Дети: В избе находится еще люлька.

М. Р. А что это такое?

Дети: это детская кроватка. Раньше малышей укладывали спать в напольную или подвесную кроватку, а называлась она колыбель или люлька.

Дети: В каждом доме обязательно был сундук, раньше там хранили одежду.

М. Р. Конечно, ребята как вы думаете в этом сундуке лежит кокошник Любавы? Надо попробовать открыть. Эх, не открывается сундук, сильные чары у Бабы Яги.

Аудиозапись голоса Бабы-Яги

«Что, касатики, сундук открыть захотели? Деловые какие! А вот не видать Вам никаких нарядов и не быть посиделок. Ишь чего удумали, посиделки устраивают, а меня, Бабулечку Ягулечку и не позвали. Теперь если хотите наряды вернуть, то для этого вам надо меня развеселить и позабавить, тогда может быть и открою вам ваш сундук»

М. Р. Ребята, чем недовольна Баба Яга?

Дети: тем, что ее не позвали на посиделки.

М. Р. Ребята, а что такое посиделки? И когда они проводились?

Дети: Раньше был такой обычай, как только наступала осень, и урожай весь был собран, все дела были сделаны, то народ русский собирался вместе, коротали осенние да зимние вечера вместе, такие вечера и назывались посиделками. Как говорится в русской пословице: "от скуки бери дело в руки».

М. р. Чем занимались на посиделках?

Дети: Проводили время за любимым да полезным занятием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает, кто вяжет. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки да плошки вытачивают, корзины да лапти плетут. А когда дела были все сделаны, тогда народ начинал веселится, как говорится «Сделал дело – гуляй смело». И тогда звучали песни, частушки, сказки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, скороговорки, небылицы…

М. Р. Ребята, а как это все можно назвать одним словом?

Дети: народный фольклор.

М. Р. Правильно, а что это такое?

Дети: Это устное народное творчество.

М. Р. Правильно. Ребята, что нам надо сделать, что бы Баба Яга расколдовала сундук?

Дети: развеселить ее.

М. Р. А как мы можем ее развеселить?

Дети: спеть песню, станцевать, поиграть, сказку почитать.

М. Р. Ребята, а музыка может поднять настроение?

Дети: да!

М. Р. А давайте мы вместе с Бабой Ягой послушаем русскую Народную музыку.

Слушание рнм «Ах вы, сени мои сени»

М. Р. какой характер этой песни?

Дети: это - веселая, задорная, радостная. Плясовая песня!

М. р. молодцы! А как вы догадались об этом?

Дети: она звучала в быстром темпе, отрывисто, игриво, весело.

М. р.А вы узнали, что за инструмент звучал?

Дети: Балалайка.

Ребята, а что это за инструмент?

Дети: Это русский народный инструмент, у которой 3 струны.

М. Р. Как думаете, Бабе Яге стало весело? Давайте у нее спросим: «Баба Яга, стало тебе веселее?»

Баба Яга: Нет, не понравилась мне ваша музыка, еще и одна балалайка (гусли, баян) звучала. Другое дело, когда целый народный оркестр звучит, вот это я люблю слушать.

М. Р. А наши ребята и на инструментах умеют играть, правда ребята?

Посмотрите сколько тут на столе инструментов лежит, подходите разбирайте все.

(Дети берут инструменты, и встают лицом к телевизору)

                         Оркестр

М. Р. молодцы ребята, вот как весело играли, Баба Яга, а тебе понравилось? (обращение к Бабе Яге)

Баба Яга: Ой, ну так каждый сможет сыграть, а вот я с любым народным инструментом могу выступить. У меня даже есть коллекция картинок с народными инструментами. В шкатулки они лежат. Ой! А где же она! Не уж-то у Любавы я её забыла? Ребята, найдете шкатулку, так уж и быть, расколдую сундук.

М. Р. Ребята, не видите вы тут где-нибудь тут шкатулку? Давайте откроем ее посмотрим, какие же тут инструменты лежат (открываем шкатулку и достаем картинки).

М. Р. Ребята, посмотрите, как тут много различных инструментов. А давайте мы уберем лишние инструменты, а оставим только русские народные инструменты.

Игра «Убери лишние инструменты»

М. Р. Баба Яга, вот твоя шкатулка с инструментами, ребята тебе в шкатулке даже порядок навели.

Баба Яга: Ох, спасибо вам, удружили бабушке.

М. Р. Бабушка, а ты обещала нам сундук расколдовать, поди запамятовала!

Баба Яга: Как же я расколдую вам сундук, настроение то у меня все не веселое. Лучше вы мне песню спойте.

М. Р. Ребята, в старину больше всего люди любили петь частушки. А кто знает, что такое частушка? От слово “частый” это короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, это песенка -миниатюра, у которой много куплетов. Исполняется на одну мелодию во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Исполнять частушки на праздниках, посиделках это тоже была традиция, потому что частушки могли сочинять многие люди, частушка отражала быт и интересы людей разного возраста. Вы тоже знаете частушки, песни. Давайте споем для Бабы Яги.

Песня.

Баба Яга: Теперь-то мне стало веселее. Ладно уж, расколдую я ваш сундук, все равно на ваших посиделках делать нечего! Что-то я с вами тут засиделась, полетела я в свою избу.

М. Р. Ребята, вот и расколдовала нам Баба Яга сундук. Давайте его скорее откроем.

М. Р. Ребята, посмотрите, вот и кокошник Любавы лежит. Я уверена Любава очень ему обрадуется. А нам, ребята, пора возвращаться домой.

Ой, ребята, посмотрите, что это? (на экране изображены ворота)

Дети: ворота.

М. Р. Правильно, они нас не хотят отпускать домой, что же делать? (ответы детей) Ребята, а давайте мы их развеселим, а для этого сыграем в игру, которая называется «Золотые ворота».

М. Р. Вот ворота и открылись, теперь мы можем вернуться обратно, для этого давайте закроем глаза и медленно покружимся. Открываем глазки.

М. Р. Ну вот мы с вами и вернулись в садик. А помните ли вы где мы были?

Дети: В гостях у Алеши и Любавы

М. Р. Зачем мы туда ходили?

Дети: расколдовать сундук и достать кокошник для Любавы.

М. Р. А кто заколдовал сундук? Как мы задобрили Бабу Ягу?

М. Р. Справились ли мы с нашей задачей? Умнички! Все рассказали правильно!А сейчас давайте прощаться! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект для старших дошкольников по русской народной культуре "Внешнее устройство русской избы"

Сопровождается презентацией, что может быть полезно на любых занятиях...

Конспект занятия НОД по теме: «Русские народные куклы». Изготовление народной куклы»

Конспект занятия НОДпо теме: «Русские народные  куклы».Изготовление народной куклы»...

Конспект НОД "«Приобщение к истокам русской народной культуры воспитанников второй младшей группы»"

Цель: знакомить детей с культурой, традициями и бытом русского народа; вызвать эмоциональный отклик на малые формы русского фольклора (загадки, потешки) .Задачи:-активизировать в речи детей названия п...

Конспект занятия по знакомству с русской народной культурой.

Стимулировать проявление интереса у детей к русской народной культуре....

Конспект НОД «Музыкальные инструменты в русских народных сказках».

Конспект НОД "Музыкальные инструменты в русскх народных сказках"...

Конспект открытого занятия «Музыкальное сопровождение в русских народных сказках»

Цель: знакомство детей дошкольного старшего возраста с русскими народными музыкальными инструментами посредствам русских народных сказок.Задачи:- познакомить детей с русскими народ...