Логоритмика как коррекционно-профилактическая технология преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста
материал по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тренинг-семинар для педагогов ДОУ:
«Логоритмика как коррекционно-профилактическая технология преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Учитель-логопед: Теренко Н.А.
Начать своё выступление я вам предлагаю с прослушивания цепочки звуков. (Звучат звуки - биение сердца, хлопки руками, марш)
Внимательно послушайте и скажите, что обьединяет эти звуки? Что вы чувствуете в биении сердца, хлопках руками, марше? (Определённый ритм)
(Слайд 2) Основной признак ритма принято видеть в более или менее строгой периодичности повторения того или иного явления
«Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма»[1], — говорил Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950) швейцарский педагог и композитор, основатель системы музыкально-ритмического воспитания. Жак-Далькроз утверждал, что всякий ритм есть движение и в развитии чувства ритма участвует все наше тело. Он считал, что без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный
У Далькроза было много последователей, за рубежом - Карл Орф, немецкий композитор и педагог. В нашей стране идеи Далькроза продолжили его ученики Н.Г. Александрова, В.А. Гринер, В.А.Гиляровский. В 30-х годах прошлого века они разработали систему занятий лечебной ритмики сначала для нервно-психических больных, а затем для детей страдающих заиканием. Было выявлено, что ритмика положительно влияет на моторику и регулирует поведение больного.
Поскольку ведущее место в коррекции речевых нарушений занимает слово, активно стало формироваться особое направление лечебной ритмики – логопедическая ритмика.
Благодаря существенному вкладу Г.А. Волковой в 80-х годах XX века логопедическая ритмика выделилась как наука. Г.А. Волкова расширила область применения логопедической ритмики, предложив конкретные методические рекомендации для комплексной коррекции таких речевых нарушений, как дислалия, алалия, ринолалия, дизартрия, афазия, нарушения голоса.
(Слайд 3,4,5) В настоящее время в логопедии разработан целый ряд авторских методик по логопедической ритмике, которые используются в системе коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения речи.
(Слайд 6) Цель логопедической ритмики - преодоление речевого нарушения путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
(Слайд 7) В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми:
1 направление- развитие неречевых процессов:
совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса;
развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
2 направление– развитие речи детей и корректирование речевых нарушений. Эта работа включает в себя:
развитие дыхания, голоса;
выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;
развитие артикуляционной и мимической моторики;
координацию речи с движением;
воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Поэтому логоритмика может использоваться в работе
- С детьми не только с речевыми нарушениями, но и с детьми с ослабленным иммунитетом, которые часто болеют.
- У которых наблюдается отставание в развитии координации движений и моторики.
- Логоритмика показана детям со слишком медленной или быстрой речью, с плохой интонацией и т.д.
- Логоритмика практикуется в возрасте 2-4 лет, когда у детей активно формируется речь как профилактика речевых нарушений.
(Слайд 8) Надо отметить, что логоритмика представляет собой особую методику, включающую в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Средствами логопедической ритмики являются:
ходьба и маршировка в различных направлениях;
упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
упражнения, регулирующие мышечный тонус;
упражнения, активизирующие внимание;
счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера;
упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
ритмические упражнения;
пение;
упражнения в игре на инструментах;
самостоятельная музыкальная деятельность;
Все эти упражнения составляют основу специальных занятий по логоритмике, в нашем же детском саду на логопедических, музыкальных, физкультурных занятиях, мы используем только элементы логоритмики – это логоритмические игры и игровые упражнения (пальчиковые, артикуляционные, музыкально-ритмические, коммуникативные)
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются в согласовании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.
Все упражнения проводятся в основном по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Главный принцип применения логоритмических упражнений и достижения эффективности в работе – это индивидуальный подход к каждому ребенку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей и конечно позитивный настрой.
А сейчас переходим к практической части нашего семинара-тренинга (Показ и выполнение педагогами логоритмических упражнений).
Логоритмика развивает не только речевые навыки, но и моторику, координацию, дыхание, а также нормализует физическое и психоэмоциональное состояние ребёнка.
Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, физическое и музыкальное развитие ребенка. Каждый ребенок с особенностями в развитии, или в норме имеет свои потенциальные возможности развития. Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место.
(Слайд 9) Рефлексия «Метод пяти пальцев».
А теперь я вас попрошу левой рукой показать любой выбранный палец правой руки, и ответить на вопрос, в соответствии с выбранным пальцем:
М (мизинец) – мыслительный процесс. Что нового и интересного было на семинаре-тренинге?
Б (безымянный) – близость цели. Чего достигла?
С (средний) – состояние духа. Каким было настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем вам смогла помочь?
Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё
физическое состояние сегодня? Что я сделала для своего здоровья
Используемая литература:
Волкова Г.В. «Логопедическая ритмика» М., «Просвещение»1985
Шашкина Г.Р. «Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи»: Учеб. Пособие для студ. высш. учебн. заведений: М. Издательский центр «Академия», 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Цели: Углубить знания родителей о работе логопеда в детском саду, дать понятия об общем недоразвитие речи, повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития речи....
Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и родителей в работе по предупреждению и преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Данный план представлен в виде таблицы, в которой указаны направления коррекционно-образовательной работы и основные задачи участников в работе по предупреждению и преодо...
Логопедическая ритмика как метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста путём интеграции
В последнее время идет тенденция к увеличению количества детей с недостатками речевого развития, которое осложняется нарушением психомоторного развития, проявляющееся в нестабильности психоэмоциональн...
Музыкально – координационные игры как метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Статья на тему "Музыкально-координационные игры как метод преодоления речевых нарушений у детей"...
Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Очень часто многие родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения и не видят необходимости переводить своего ребенка в специализированную логопедическую группу. Зачастую, это...
Значение логоритмики в системе работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Значение логоритмики в системе работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста...