Мастер -класс "Формы взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников"
учебно-методический материал по музыке (подготовительная группа)

Музыка - один из важных инструментов нравственно - патриотического воспитания. Эта работа планируется и проводится с дошколятами в течении учебного года. Только совместные усилия воспитателей и музыкального руководителя дают положительные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass.docx17.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Формы взаимодействия музыкального руководителя и  

педагогов ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.  

                                                                                                  Д.С. Лихачев

Формирование патриотизма возможно не только через знания, но и через эмоции.  Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Поэтому, музыка  -  один из важных инструментов нравственно - патриотического  воспитания

Согласно Программе воспитания и обучения «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач. С помощью ромашки, которую можно считать одним из неофициальных символов России, напомним эти задачи.
 Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду,  родной улице, городу;
 Уважение к людям труда;
 Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
 Элементарные знания о правах человека;
 Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
 Чувство ответственности и гордости за достижения Родины;
 Толерантность, чувство уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
 Расширение представлений о стране, ее городах;
 Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Комплексно - тематическое планирование в ДОУ способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний по темам. На лепестках следующей ромашки читаю: «День знаний», «Детский сад», «Я вырасту здоровым», «Мой дом», «День народного единства», «Народная культура и традиции», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» - это только часть изучаемых тем. Они являются общими для воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ и охватывают всю работу по нравственно – патриотическому воспитанию.

Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а его первый помощник – это воспитатель.  Если говорить о музыкальном занятии, то у воспитателя должна быть основная цель – оказывать помощь детям в преодолении трудностей, возникающих при занятии различными видами музыкальной деятельности, наблюдение и контроль за индивидуальными особенностями своих воспитанников! Для чего? Для того, чтобы при необходимости доработать с ребёнком то, что у него не получилось. Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности: воспитатели активны на музыкальных занятиях, проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические игры, используют музыкальные произведения на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим. 

Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием.  Оформление музыкальных зон в группе – совместный труд воспитателей и музыкального руководителя. Воспитатели создают музыкальную предметно-развивающую среду  в своих возрастных группах.  Музыкальный руководитель направляет работу воспитателей: рекомендует, подсказывает, помогает. Важно оформление музыкального зала.  Недавно в детском саду мы отмечали масленицу. Зал украсили платковые народные куклы, наверху петушок. От него тянутся разноцветные ленточки. Кажется, что куклы катаются на карусели. А в групповых музыкальных уголках музыкально- дидактические игры, картинки с изображением народных музыкальных инструментов, хоровод матрёшек.

Семинары, консультации, мастер – классы являются эффективными формами  методической работы в ДОУ, так как позволяют воспитателям изучить музыкальный репертуар группы, более глубоко понять рассматриваемые проблемы, подкрепить теоретический материал примерами из практики.  

 Неотъемлемой частью педагогического процесса стала не так давно появившаяся проектная деятельность. Она открывает неограниченные возможности для реализации взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей, позволяет рассмотреть изучаемую тему с разных сторон.

 Важнейшей формой взаимодействия воспитателей с музыкальным руководителем является проведение праздников  и развлечений с последующим анализом и обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей.

Давайте вспомним некоторые из них:

Всю неделю отдыхаем, всех блинами угощаем. 
Холод зимний провожаем, а весну с теплом встречаем. (Масленица)

Это что за праздник зимний нас заждался у ворот?
На ветвях деревьев иней. Наступает… (Новый год.)

В этот светлый день весны дарят женщинам цветы.
А в садах и школах детки мамам мастерят поделки! (8 Марта)

Долгожданный светлый праздник дарит счастья волшебство —
Что же это, догадайтесь! Ну, конечно,… (Рождество.)

Нам когда-то, в сорок пятом, завещали наши деды:
Всем — и мирным, и солдатам — в мае праздновать… (Победу.)

Не кривя своей душою, любим Родину мы сильно
И в июне всей страною отмечаем День… (России.)

Это самый веселый из праздников: юмор всюду царит в этот день.
Это день шалунов и проказников, шутят все: кому лень и не лень. (1 Апреля)

С этим праздником никто не поздравляет ни родных и ни знакомых, ни друзей,
Но про этот день, наверно, каждый знает — мы обычно отдыхаем в этот день.
Примечателен одним он документом, где расписано, какой России быть,
Всех касается, кончая Президентом, по нему нам следует всем жить. (День Конституции РФ.)

Это праздник не простой, он для всех мальчишек,
Ведь любой из них — герой, будущий защитник!  (23 Февраля
)

Этот праздник самый светлый, самый добрый и заметный,
Он припас для всех людей и яиц, и куличей!   (Пасха
)

Этот день зовет всех в школу, он торжественный, веселый,
Первоклашки все в цветах, мамы в радостных слезах. (1 сентября
)

Много праздников старых, традиционных.  А вот День России (12 июня), День Российского флага (22 августа), День народного единства (4 ноября) - это самые «молодые» государственные праздники в нашей стране. Они воспитывают уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Подготовка к ним требует творческих усилий и поисков музыкального руководителя, воспитателей в выборе музыкального репертуара, стихов, новых сценариев, элементов оформления. Такие праздники украшают яркие полотна триколора, флажки, презентации.

Интересной формой работы в этом направлении являются и ежегодно проводимые конкурсы сказок, музыкально – литературных композиций о Родине.

НОД, беседы, рассматривание репродукций, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, викторины, экскурсия в музей, к мемориальным памятникам, восприятие народной музыки, классических произведений, игры – путешествия, подвижные народные игры, разучивание русских народных танцев, хороводов – эта работа важна, интересна и актуальна всегда. А закончить свой мастер – класс я хочу маленьким стихотворением.

«Моя страна»
Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля.
Есть леса тут и озера, (поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)                                                                  Ты же Родина моя!  (прикладывают руки к груди).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей и педагогов на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Рекомендации для родителей и педагогов на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"...

Доклад музыкального руководителя о проделанной работе по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа в сфере нравственно-патриотического воспитания дошкольников в нашем детском саду способствует эстетическому и интеллектуальном...

Аналитический отчет музыкального руководителя о проделанной работе по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

       Музыкальное искусство  в педагогике является  важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких  детей в прекрасн...

Совет педагогов на тему "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Федеральные государственные образовательные стандарты ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать духовные и культурные ценности своего народа, гордит...

«Музыкальные праздники и развлечения, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников ДОУ»

Нельзя пробудить чувство Родины без   восприятия и переживания          окружающего  мира.Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминан...

Опыт работы музыкального руководителя Евсенкиной И.В. по нравственно- патриотическому воспитанию детей посредством музыкакльно- ритмических движений

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают ...