Использование музыкально-дидактических игр, театрализованных игр и спектаклей как средств самовыражения детей
учебно-методический материал по музыке
Использование музыкально-дидактических игр, театрализованных игр и спектаклей как средств самовыражения детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mdi_i_teatralnye_igry_microsoft_word_2.docx | 27.15 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование музыкально-дидактических игр, театрализованных игр и спектаклей как средств самовыражения детей
Музыкально-дидактические игры (далее МДИ) – эффективное средство познания музыкальной действительности, которое не только облегчает познавательную деятельность детей, но и организует их восприятие, активизирует процесс запоминания. На это обращали внимание многие видные отечественные педагоги-музыканты, психологи. Б. М. Теплов отмечал, что музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки развивается до широчайших пределов.
Использование МДИ позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, её выразительных возможностях, научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную музыкой. Благодаря применению МДИ у дошкольников активнее развиваются музыкально-сенсорные способности, общие музыкальные способности (ладовысотный слух, чувство ритма, возникает интерес к музыке, появляется желание самостоятельно осваивать музыкальные игры.
МДИ, как игровая форма обучения, явление очень сложное. В ней действуют одновременно два начала – учебное, познавательное, и игровое, занимательное. «Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью» – так писал современный исследователь детской игры Д. Колоцца.
Как и всякая игра другого типа, так и музыкально-дидактическая по своей структуре должна включать развитие игровых действий, в которых всегда есть элемент соревнования, элемент неожиданности, развлекательности с сенсорными заданиями, отличающимися своим дидактическим характером. Развитие самостоятельных игровых действий подсказывается развитием музыкальных образов, литературным текстом песни, характером движения.
По данным авторов,все игры условно делятся на три группы:
игры на развитие ладового чувства;
игры на развитие музыкально-слуховых представлений;
игры на развитие чувства ритма.
Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, можно квалифицировать игры именно по этому основанию – это по их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. Пособия и игры для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены построений в отдельных частях произведения, различению жанра. Здесь могут применяться все виды пособий и игр – это и настольные игры типа лото, где дети закрепляют соответствующий рисунок мелодии; и подвижные игры – сюжетные и не сюжетные, в которых дети согласуют движения персонажей с характером музыки, сменой жанров.
Игры для развития музыкально-слуховых представлений связанных с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Детям нравятся игры, включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте. Для активизации музыкально-слуховых представлений применяются музыкально-дидактические пособия, настольные и хороводные игры.
Развитие чувства ритма, способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить – предполагает использование МДИ, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений. Применяются все виды игр для передачи ритма и характера музыки в движениях.
Таким образом, МДИ соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более успешно.
Театрализованные игры
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребёнку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребёнок имеет свои вещи, игрушки, мебель. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребёнок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество.
Сюжетно – ролевая игра ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, определяющая развитие всех сторон личности ребёнка и создающая «зону ближайшего развития». Среди сюжетно–ролевых игр отмечают особую роль театрализованных игр, как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении, деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление.
Компоненты театрализованной игры и специфика её использования по развитию дошкольников.
Неоценимая роль в эстетическом развитии детей (в процессе восприятия художественного произведения у детей формируется особый вид познания в форме эмоциональных образов; в них, с одной стороны, отражается внешняя реальность, с другой стороны, компонент в виде ощущений и представлений придаёт эмоциональному образу побудительный, действенный характер отражения окружающей действительности)
Особая роль игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному (у них формируются представления о работе артистов, режиссёра, театрального художника, дирижёра; дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам, и зрителям, что позднее послужит основой для формирования обобщённого представления о назначении искусствав жизни общества)
В определённый момент эстетическое восприятие даёт толчок развитию познавательной деятельности ребёнка (поскольку художественное произведение, литературное, мцузыкальное, изобразительное не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете, понять художественный образ)
Использование игры в нравственном развитии детей (дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, способность мысленно действо вать в воображаемых обстоятельствах; старшие дошкольники способны понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер; благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для него лично, но и для окружающих)
Велико значение игры для речевого развития (совершенствования диалогов, монологов, освоение выразительности речи)
Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка.
Для овладения способами умственной деятельности важны ролевая игра, речь рисование, конструирование (т. е. символико –моделирующие виды деятельности, механизмы которых складываются в дошкольном возрасте) .
Вместе с тем в ДОУ развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах организации:
1. Театрализованные игры применяются в качестве некоего «зрелища» на праздниках, ребёнка обучают быть «хорошим артистом»; однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность.
2. Взрослый не вмешивается в игру, дети предоставлены сами себе, воспитатель только готовит атрибуты для «театра», и из группы в группу ребёнка сопровождает однотипный набор шапочек –масок, элементов костюмов, фигурок героев. Младших дошкольников это привлекает из-за возможности переодеться, а значит измениться; старшим дошкольникам это не интересно, т. к. не соответствует их познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5 -7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей.Игры делятся на две основные группы:драматизации и режиссёрские.
В играх драматизациях ребёнок исполняет роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств вербально и невербальной выразительности.Видами драматизации являются:
Игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей
Ролевые диалоги на осонове текста
Инсценировки произведений
Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям
Игры – импровизации с разыгрыванием сюжета или нескольких сюжетов без предварительной подготовки
В режиссёрской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в ДОУ:
Настольный, плоскостной, объёмный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток)
В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребёнка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.
Для исполнения роли ребёнок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, пантомимикой, выразительной по лексике и интонации речью, жестами и т. д.) . Следовательно подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа.
Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно – образовательной работы. Особенно это важно в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, у которых наблюдается недоразвитие познавательной, речевой и особенности эмоционально – волевой сферы.
Опыт работы и длительные наблюдения позволяют сделать вывод о том, что театрализованные игры играют очень важную роль во всесторонней коррекции и в подготовке таких детей к жизни и труду.
Дети с ОВЗ долгое время не понимают эмоциональных состояний. Благотворное влияние на эмоциональный мир ребёнка оказывает сказка – она не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту. Понять эмоциональное состояние персонажей сказки ребёнку помогает не только умелое прочтение её педагогом, но и дидактическое пособие Антошка – персонаж детской песенки, на лице которого отражены разные эмоции. Всё это способствует тому, что ребёнок бессознательно начинает «отражать» на своём лице те чувства, которые он испытывал при прослушивании сказки.
Дети с ОВЗ в зависимости от степени тяжести имеющего дефекта могут принимать участие в постановке театрализованных игр, драматизаций с помощью кукол. Кто-то может участвовать в самой драматизации, кто-то в её подготовке, кто-то будет участвовать только в качестве зрителя.
Даже, если ребёнок является только зрителем, сказка, спектакль положительно влияет на его восприятие, вызывает у него радость, смех. Как показал опыт,даже безречевые дети пытаются звукоподражать персонажам сказок на элементарном уровне: «Ам» - съела Колобка Лиса; «Бум» - яичко упало и разбилось; «Би-би» - сигналит машина.
Интересное сказочное представление оказывает большое влияние на поведение ребёнка, успокаивает его, настраивает на хороший лад; положительно влияет на развитие мимики лица – дети, увлёкшись происходящим на сцене, начинают улыбаться, грустить, нахмуривать брови.
Дети, которые выступают как настоящие артисты - кукловоды, используют настольный театр с объёмными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры («Театр оригами») и куклы – варежки с объёмным изображением лица (мордочки) персонажа, куклы бибабо.
Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений, нести ответственность за управление куклой, проявлять через куклу эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким – либо причинам ребёнок не может проявлять. Эта работа развивает произвольное внимание, совершенствует коммуникативные навыки, культуру.
Часто дети выступают в роли изготовителей персонажей для театрализованных игр. Очень важно, какой персонаж выбирает ребёнок для изготовления куклы, какое придумывает выражение лица, настроение куклы. По этим признакам можно судить об особенностях настроения самого ребёнка.
Дети изготавливают кукол из различного материала: бумаги (используя оригами бумагопластику, ткани, клубочков пряжи, ниток. Как правило детям до 8 лет ещё сложно самостоятельно изготовить даже простую куклу, помогают в этом родители. Совместная работа сплачивает детей и родителей, позволяет им лучше понимать друг друга.
Изготовление кукол своими руками полезно для детей, так как это развивает мелкую моторику руки, фантазию, образное мышление, развивает способность к концентрации внимания, совершенствование навыков общения, происходящее в процессе изготовления персонажей – кукол, является коррекционно – развивающим в работе с детьми с ОВЗ.
В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно – речевое, певческое, музыкально –игровое, танцевальное, сценическое. Дети стремятся к изображению художественного произведения не только как «артисты», но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты» обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребёнка, увлечь детей.
Роль педагога в организации и проведении таких игр заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно чёткие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность, не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребёнка. Очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Театрализованная творческая игра является частью воспитательно – образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребёнка – дошкольника, его сознания. Ребёнок учится действовать, подчиняя свои действия определённому образцу, правилу поведения, учиться жить, проживая жизни своих героев, анализируя их поступки, учится на их ошибках.
В процессе организации театрализованной игры у детей складываются и осознаются, непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, развиваются организаторские умения и навыки.
Таким образом, театрализованная игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребёнка. Театрализованная игра является прототипом будущей серьёзной деятельности – жизни.
При подготовке консультации использованы материалы Светланы Семеновой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие у детей музыкальных способностей через использование музыкально-дидактический игр
Важным средством развития музыкальных способностей детей является использование музыкально-дидактических игр и применение игровых ситуаций в процессе музыкальной деятельности.Основное значение музыкал...
Голос как средство самовыражения детей
Голос – дар, который дан человеку от природы, но это такой дар, который требует постоянной работы, ухода и развития. Голос помогает раскрыть богатство внутреннего мира, в голосе «закодирована» информа...
Опыт работы: Театрализованные спектакли как средство развития детей с общим недоразвитием речи.
Представление опыта организации музыкально-театрализованной деятельности с детьми с нарушениями речи в коррекционной группе. Возможности взаимодействия специалистов в процессе коррекции недостатков...
Использование музыкально-дидактических игр, как средства развития музыкального творчества дошкольников.
Развитие творческих способностей дошкольников через музыкально-дидактические игры....
Изобразительная деятельность как средство самовыражения детей с аутизмом.
Дети с аутизмом испытывают трудности в общении. Изобразительная деятельность является хорошим средством для установления контакта между взрослым и ребенком, а так ...
Всероссийская научно-практическая конференция «Игра как средство самореализации и самовыражения дошкольников» 26 ноября 2022 года. Тема доклада: «Театрализованные игры как средство самовыражения детей дошкольного возраста»
Театрализованные игры как средство самовыражения для детей дошкольного возраста...
Компьютерная презентация музыкального руководителя по теме "Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах"
Презентация о моей работе с дидактическим материалом при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах....