Музыкальное занятие "Путешествие в мир музыкальных инструментов"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)
Музыкальное занятие "Путешествие в мир музыкальных инструментов" предназаначена для детей подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muz_zanyatie_puteshestvie_v_mir_muz_instrumentov_attestatsiyu.docx | 570.93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования и социальной политики Забайкальского края
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Туяа»
ГО «Поселок Агинское»
Автор-разработчик: Дашибалова Я.Б., музыкальный руководитель
Проект музыкального занятия «Путешествие в мир музыкальных инструментов»
Цель: познакомить детей с музыкальными инструментами (треугольник, колокольчик, ксилофон).
Задачи:
- выявление понятия оркестр, дирижер, палочка дирижера.
- содействие развитию творческих способностей и слуховую дифференциацию.
- содействие воспитанию эмоциональной отзывчивости на музыку, толерантности.
Прошлый опыт детей:
Знакомство с маракасами, бубном, ложками (небольшая сказка о музыкальных инструментах)
Подбор музыкального оформления к занятию.
Динамические оттенки: форте, пиано.
Форма организации обучения: групповая.
Технология: развивающее обучение.
Контингент участников: старшая группа
Оформление и оборудование к занятию: фортепиано, музыкальный центр, мультимедиа проектор, музыкальные инструменты, слайды с изображение инструментов.
Музыкальный материал: «Золотая мама» в нотном приложении;музыка для оркестра «Варенька»;музыка для разминки «Пружинистый шаг и бег»; видеофайл с исполнением шумового оркестра; фрагмент композиции «Па-де-де» из балета «Щелкунчик».
Ход занятия:
Вводно-мотивационный этап:
1.Организационный момент
I. Вступление (3 мин.)
Музыкальный руководитель входит в музыкальный зал, приветствует детей.
Педагог: Ребята, я очень рада вас видеть. За окном весна и такое прекрасное настроение, что очень хочется поделиться им с вами. Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга.
Приветствие
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро – солнцу и птицам,
Доброе утро – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера! Какое у вас настроение? (ответы детей)
Посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте им скажем доброе утро!
Педагог: Скажите, с чего начинается ваше утро? (с разминки). Это очень полезно, и детям, и взрослым, начинать каждое утро с весёлой разминки.
Музыкально-ритмические разминка«Пружинистый шаг и бег» Тиличеевой А.Н.
Педагог:Сегодня у нас интересное занятие, мы с гостями отправимся в путешествие. Готовы ли вы совершить со мной путешествие в страну Музыки?
Педагог: На каком транспорте поедем? (дети выбирают сами).
Содержательно-операционный этап:
Педагог:Посмотрите на экран (слайд с изображением шумового оркестра с дирижером) Что вы там видите?
Дети:(ответы детей, оркестр, дирижер).
Педагог: Играющих на музыкальных инструментах детей? А кто это (показываю на дирижера)?
Дети: (ответы детей)
Педагог: (след.слайд) Все ли инструменты нам знакомы? (ответы детей). Знаем ли, мы как они звучат? (проблемная ситуация).
Учебная задача: О чем поговорим, что сегодня будем делать? Чему мы научимся? (ответы детей, научимся играть на инструментах, узнавать, как они звучат).
2. Формулировка темы занятия:
Педагог: Сформулируйте, цель занятия. (Выявить понятие оркестр, дирижер, познакомиться с инструментами) И тему занятия (Мир музыкальных инструментов).
Дети: формулируют тему занятия.
Педагог:Продолжаем наше путешествие (на поезде). Подойдите все к столу. Перед вами лежат музыкальные инструменты, разделите их, на которые знаете, и с которыми предстоит познакомиться (мыслительная деятельность детей, дети перебирают инструменты).
Педагог знакомит детей с треугольником, ксилофоном и колокольчиком.
Педагог: сыграйте музыку на инструменте, как вы хотите; изучите, какие звуки там живут.(Дети пробуют поиграть и задают вопросы: из чего сделаны эти инструменты, их звучание, сравнение одного с другим, маленький эксперимент с треугольником, диалог между педагогом и детьми).
Просмотр видеофайла «Веселый оркестр»
Теперь, попробуем поиграть в оркестр (новое слово), побыть маленькими музыкантами? Для этого нам нужендирижер? Кто такой дирижер? Что он держит в руке? (ответы детей). Кто желает быть дирижером?(дети сами выбирают дирижера). Возьмите, понравившиеся вам инструменты. Дирижер – свою дир. палочку. И наше путешествие продолжается (полетим на самолете)
Игра на детских музыкальных инструментах «Веселый весенний оркестр» (импровизация, видео слайд с музыкой)
Педагог: понравилось играть в оркестре? Что такое оркестр? (ответы детей). Понравилось быть дирижером? (ответы). Мы с вами узнали, что оркестр-это коллектив музыкантов. Дирижер - руководит оркестром.
(Дети обобщают)
Педагог: Я, думаю, вашим родителям понравилось бы, как вы сегодня работаете, да? И так, как, скоро наступает праздник наших мам, я для вас приготовила несколько песен, на ваш выбор (дети выбирают понравившуюся песенку).
Педагог: Дальше отправляемся в путь!
Музыкально-певческая деятельность(разучивание песни на выбор детей).
Педагог:Перед началом работы подготовим певческий аппарат. Вспомним правила пения.
Дети: (ответы детей, нельзя семечки щелкать, пить газированную воду, громко кричать и т.д. диалог между ними)
Дыхательно-артикуляционная гимнастика.
(работа с язычком: языком проводим влево-вправо, чтобы образовался шарик во рту, проводим по зубам, щелканье, цоканье и т.д.)
- Подготовка певческого аппарата (певческая установка, стойка, плечи, спина прямая, голова приподнята).
- Дыхательная гимнастика (вдох, не поднимая плеч, задержать дыхание на 3 секунды, выдох, повтор 3-4 раза; на последний раз повтор с помощью рук)
- Вокально-хоровые упражнения «Мама», «Баба», «Деда»
1. Отдельное точное звучание каждой ноты и гласной, при переходе в верхний регистр целесообразно петь это упражнение на слова «лес весной».
Артикуляционная гимнастика:
Мама, папа, брат и я
Вместе дружная семья
Раз, два, три, четыре
Мы живем в большой квартире.
Исполнение тематической песни по выбору детей (интонационный анализ произведения). Педагог: Понравилась вам песенка? (ответы детей).
Эмоциональное развитие:
Педагог:А сейчас, с помощью волшебной музыки, мы с вами перенесемся в прекрасный мир музыкальной сказки и поиграем в нее. Сейчас мы попытаемся при помощи мимики, жестов и движений показать…. Я буду рассказывать, а вы мимикой, жестами и движениями будете показывать. Итак, волшебство начинается... (звучит музыка из балета «Щелкунчик»)
За окном капали капельки с крыши. В просторном зале танцевали дети. Вдруг появился волшебник Маракас, принес Маше Колокольчик, который красиво и звонко звучал. Маша обрадовалась, взяла Колокольчик и начала кружиться, веселиться, радоваться. Но вдруг к ней подошел младший брат, отнял Колокольчик и поломал. Маша расстроилась и даже всплакнула. Наступил вечер, гости разошлись по спальням и легли спать. Одной Маше не спится. Она вернулась назад в зал и, увидела, как в коробке ожили музыкальные инструменты, они были маленькими, но постепенно стали расти, расти и расти. Маша удивилась этому и начала радоваться: кружиться, веселиться, танцевать. Как вдруг появился злой Контрабас вместе со своими друзьями. Они начали наступать на Машу. Маша испугалась, присела, и закрыла глаза, но вдруг появился Барабан. Он достал свою саблю и начал наступать на злого Контрабаса, и они отступили. Барабан подошел к Маше, взял ее за руку, посадил ее в башмачок и они понеслись и прилетели в сказочную страну Инструментов. Там их встретила Фея Скрипка, и вдруг произошло чудо. Барабан превратился в прекрасного мальчика. Вот и закончилась добром наша сказка. Этой сказкой закончилось и наше путешествие!!! (по ходу рассказа дети с помощью мимики и жестов передают образы героев).
Педагог: вам понравилась сказка? Мне понравилось, как вы эмоционально показали главных героев этой сказки.
Педагог: Вот и закончилось наше путешествие
Рефлексивно-оценочный этап:
Педагог: Ребятки, я хочу отметить, что сегодня вы меня очень порадовали. Вы справились со всеми заданиями. И я для вас приготовила маленькие подарки, необычные.
Педагог берёт поднос с конфетами, на которых наклеены смайлики двух цветов.
Посмотрите, они разноцветные! Если у вас хорошее настроение от сегодняшней нашей встречи - возьмите желтый, а если вам было скучно, не интересно, возьмите синий смайлик.
Дети разбирают смайлики.
Педагог: Я вижу, что вы выбрали улыбающегося смайлика.
А что сегодня на занятии для вас показалось самым интересным?
Ответы детей.
Педагог: А вам было сегодня трудно? Чему мы сегодня научились? что делали? Ответы детей.
А что было самым трудным для вас? Ответы детей.
Педагог: Вы трудились не напрасно, все согласны?
Дети: Да, согласны!
Педагог: А настроение у вас, я думаю, конечно…
Дети: Класс!!!
Педагог: Ну а теперь, попрощаемся с нашими гостями!
Но улыбаться всем не забывайте!
До свидания, ребята!
Дети под песню «Мамочка, моя!» уходят из зала в группу.
И сегодня нас ждет встреча с замечательным произведением П.И. Чайковского – сказкой балетом " Щелкунчик". А как вы думаете, что такое балет? Что делают артисты во время спектакля, поют или танцуют? (ответы детей). В начале путешествия мы послушаем музыку.
звучит марш сюита П.Чайковского и одновременно показывает слайд с изображением сказки балета «Щелкунчик».
1. Беседа:
Музыкальный руководитель: Как прозвучала музыка? (ответы детей). По характеру? По эмоциям? Как думаете, кто сочинил эту музыку? (ответы детей).
Что вы представили, слушая эту музыку (ответы детей).
( Возможны ряд разных вопросов в зависимости от реакции детей.Главное - создать проблемную ситуацию осознания своего незнания).
Музыкальный руководитель: О чем сегодня поговорим? Что мы будем делать? Чему мы научимся?
2. Формулировка и запись темы занятия:
Музыкальный руководитель: Сформулируйте, цель занятия. (Выявить понятие балет, сказка, композитор). И тему занятия (Сказка в музыке).
Как мы с вами выяснили, балет – это праздник, где артисты с помощью
танца, без слов передают сюжет сказки, рассказа. Балет – это дружба музыки
и танца. А как можно без слов передать образ персонажа? (ответы детей)
Музыкальный руководитель: А что такое мимика? А что можно передать с
помощью мимики?
Содержательно-операционный этап:
Музыкальный руководитель: С помощью волшебной музыки, мы с вами перенесемся в прекрасный мир музыкальной сказки и поиграем в нее. Сейчас мы попытаемся при помощи мимики, жестов и движений показать….
Я буду рассказывать, а вы мимикой, жестами и движениями будете показывать. Итак, волшебство начинается... (звучит музыка из балета «Щелкунчик»)
За окном капали капли с крыш. В просторном зале танцевали дети. Вдруг появился волшебник Маракас, принес Маше Колокольчик, которая красиво и звонко звучал. Маша обрадовалась, взяла Колокольчик и начала кружиться, веселиться, радоваться. Но вдруг к ней подошел младший брат, отнял Колокольчик и поломал. Маша расстроилась и даже всплакнула. Наступил вечер, гости разошлись по спальням и легли спать. Одной Маше не спится. Она вернулась назад в зал и, увидела, как в коробке ожили музыкальные инструменты, они были маленькими, но постепенно стали расти, расти и расти. Маша удивилась этому и начала радоваться: кружиться, веселиться, танцевать. Как вдруг появился злой Контрабас вместе со своими друзьями. Они начали наступать на Машу. Маша испугалась, присела, и закрыла глаза, но вдруг появился Барабан. Он достал свою саблю и начал наступать на злого Контрабаса, и они отступили. Барабан подошел к Маше, взял ее за руку, посадил ее в башмачок и они понеслись и прилетели в сказочную страну. Там их встретила Фея Скрипка, и вдруг произошло чудо. Барабан превратился в прекрасного мальчика. Вот и закончилась добром наша сказка.
(по ходу рассказа дети с помощью мимики и жестов передают образы героев).
Музыкальный руководитель: вам понравилась сказка? Мне понравилось, как вы эмоционально показали главных героев этой замечательной сказки про Машу и музыкальные инструменты. Сейчас вы были великолепными артистами балета. А скажите, где же эти артисты выступают? (в театре). Во многих городах нашей страны (Москва, Санкт Петербург, Улан Удэ) есть большие театры. И сейчас мы отправляемся в виртуальный Большой Театр (показ слайдов Большого театра).
Музыкальный руководитель: Наше путешествие продолжается, сейчас я приглашаю послушать великолепную музыку (звучит фрагмент из сказки «Щелкунчик» танец Феи Драже)
Много лет назад создал Петр Ильич Чайковский эту сказку - балет, но до сих пор эта сказка продолжает нас радовать.
Слушание Марша из балета "Щелкунчик"
Музыкальный руководитель: Под звуки этого марша дети шагают вокруг елки. Марш звучит воинственно и задорно. Давайте и мы пошагаем под этот марш.
Движение под Марш.
Музыкальный руководитель: Так, что такое балет, марш, вальс?
( дети обобщают)
2. Музыкально-творческая деятельность. Исполнение:
Сейчас в практической работе ознакомимся (исполнение песни «Сагаалган»).
Перед началом работы подготовим певческий аппарат.
Вокально-хоровая работа
- Подготовка певческого аппарата (певческая установка, стойка, плечи, спина прямая, голова приподнята).
- Дыхательная гимнастика (вдох, не поднимая плеч, задержать дыхание на 3 секунды, выдох, повтор 3-4 раза; на последний раз повтор с помощью рук)
- Вокально-хоровые упражнения
1. Упражнение в движении вверх мы поём активно акцентируя каждую ноту, а при движении вниз используя штрих legato, формируются активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее интонационно сползать с заданной ноты.
2. Отдельное точное звучание каждой ноты и гласной, при переходе в верхний регистр целесообразно петь это упражнение на слова «лес весной».
Исполнение песни «Сагаалган» (интонационный анализ произведения). Как звучит мелодия песни, какие средства выразительности использованы при сочинении? (ответы детей).
3. Подведение итогов занятия (3 мин.)
III: Рефлексивно-оценочный этап:
Музыка Чайковского звучит,
Всех нас звучаньем удивит
Мягкая, душевная
Легкая, напевная
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство
Осторожно, осторожно
Не вспугнуть бы нам его!
Пусть льется музыка рекой….
Будем, музыка, дружить с тобой!
– Вот и пришло время нам прощаться, вам понравилось путешествие в страну Музыки? (ответы детей)
Музыкальный руководитель: Что нового мы узнали на занятии? С чем мы познакомились? Что больше всего понравилось?
Всех благодарю за активное участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкальной гостиной: "Русские народные музыкальные инструменты"
Данный материал рекомендуется к проведению музыкальной гостиной для старших дошкольников в рамках реализации проекта "Классическая музыка в детском саду"....
Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"
Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты" для детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление знаний о различных группах музыкальных инструментов...
Конспект музыкального занятия «В мире музыкальных инструментов» для младшего дошкольного возраста
Конспект музыкального занятия с театрализованной деятельностью для детей младшего дошкольного возраста....
музыкальная викторина "В мире музыкальных инструментов"
Увлекательно-познавательная икторина-развлечение предназначена для старших дошкольников и их родителей....
Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.
Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...
Музыкально-дидактическая игра "Магазин музыкальных инструментов"
Очень интересная игра с использованием музыкальных инструментов, направлена на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческой активности у дошкольников....
Открытое занятие в младшей группе «Весёлый оркестр» (На основе музыкально-дидактической игры «Мои музыкальные инструменты»)
Обучать детей элементам театрализованной деятельности (инсценировкам песен, движениям под музыку, играм). Продолжать знакомить с музыкальными инструментами, желанием играть на них. Активизировать дейс...