Музыкальное занятие "Путешествие в мир музыкальных инструментов"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Дашибалова Янжима Батомункуевна

Музыкальное занятие "Путешествие в мир музыкальных инструментов" предназаначена для детей подготовительной группы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и социальной политики Забайкальского края

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  «Туяа»

ГО «Поселок Агинское»

C:\Users\User\Desktop\ritmika.jpg

Автор-разработчик: Дашибалова Я.Б., музыкальный руководитель

Проект музыкального занятия  «Путешествие в мир музыкальных инструментов»

Цель: познакомить  детей с  музыкальными инструментами (треугольник,  колокольчик,  ксилофон).

Задачи:

  • выявление понятия оркестр, дирижер, палочка дирижера.
  • содействие развитию творческих способностей и слуховую дифференциацию.
  • содействие воспитанию  эмоциональной отзывчивости на музыку, толерантности.

Прошлый опыт детей:

Знакомство с маракасами, бубном, ложками (небольшая сказка  о музыкальных инструментах)

Подбор музыкального оформления к занятию.

Динамические оттенки: форте, пиано.

Форма организации обучения: групповая.

Технология:  развивающее обучение.

Контингент участников: старшая группа

Оформление и оборудование к занятию: фортепиано, музыкальный центр, мультимедиа проектор, музыкальные инструменты, слайды с изображение инструментов.

Музыкальный материал: «Золотая мама» в нотном приложении;музыка для оркестра «Варенька»;музыка для разминки «Пружинистый шаг и бег»; видеофайл с исполнением шумового оркестра; фрагмент композиции «Па-де-де» из балета «Щелкунчик».

Ход занятия:

Вводно-мотивационный этап:

1.Организационный момент
I. Вступление  (3 мин.)
Музыкальный руководитель  входит в музыкальный зал, приветствует детей.

Педагог: Ребята, я очень рада вас видеть.  За окном весна и  такое прекрасное настроение, что очень хочется поделиться им с вами. Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга.

Приветствие

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро – солнцу и птицам,

Доброе утро – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера! Какое  у вас  настроение? (ответы детей)

Посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте им скажем доброе утро!

        

Педагог:  Скажите, с чего начинается ваше утро?  (с разминки).  Это очень полезно, и детям, и взрослым, начинать каждое утро с весёлой разминки.

Музыкально-ритмические разминка«Пружинистый шаг и бег» Тиличеевой А.Н.

Педагог:Сегодня у нас интересное  занятие, мы с гостями отправимся  в  путешествие. Готовы ли вы совершить со мной путешествие в страну  Музыки?

Педагог: На каком транспорте поедем? (дети выбирают сами).

Содержательно-операционный этап:

Педагог:Посмотрите на экран  (слайд с изображением шумового оркестра с дирижером) Что вы там видите?

Дети:(ответы детей, оркестр, дирижер).

Педагог: Играющих на музыкальных инструментах детей? А кто это (показываю на дирижера)?

Дети: (ответы детей)

Педагог: (след.слайд) Все ли инструменты нам знакомы? (ответы детей). Знаем ли, мы как они звучат? (проблемная ситуация).

Учебная задача: О чем поговорим, что сегодня будем делать? Чему мы научимся?  (ответы детей, научимся играть на инструментах, узнавать, как они звучат).

2. Формулировка  темы занятия:

Педагог: Сформулируйте, цель занятия. (Выявить понятие оркестр, дирижер, познакомиться с инструментами) И тему занятия  (Мир музыкальных инструментов).
Дети: формулируют тему занятия.

Педагог:Продолжаем наше путешествие (на поезде). Подойдите все к столу. Перед вами лежат музыкальные  инструменты, разделите их, на которые знаете, и с которыми предстоит познакомиться (мыслительная деятельность детей, дети перебирают инструменты).

Педагог знакомит детей с треугольником, ксилофоном и колокольчиком.

Педагог: сыграйте музыку на инструменте, как вы хотите; изучите, какие звуки там живут.(Дети пробуют поиграть и задают вопросы: из чего сделаны эти инструменты, их звучание, сравнение одного с другим, маленький эксперимент с треугольником, диалог между педагогом и детьми).

Просмотр видеофайла «Веселый оркестр»

Теперь,  попробуем поиграть в оркестр (новое слово), побыть маленькими музыкантами?  Для этого нам нужендирижер?  Кто такой дирижер? Что он держит в руке? (ответы детей).  Кто желает быть дирижером?(дети сами выбирают дирижера). Возьмите,  понравившиеся вам инструменты. Дирижер – свою дир. палочку.  И наше путешествие продолжается (полетим на самолете)

Игра на детских музыкальных инструментах  «Веселый весенний  оркестр» (импровизация, видео слайд с музыкой)

Педагог: понравилось играть в оркестре? Что  такое оркестр? (ответы детей). Понравилось быть дирижером? (ответы). Мы с вами узнали, что оркестр-это коллектив музыкантов. Дирижер - руководит оркестром.

(Дети обобщают)

Педагог: Я, думаю, вашим родителям понравилось бы, как вы сегодня работаете, да? И так, как, скоро наступает праздник наших мам, я для вас приготовила несколько песен, на ваш выбор (дети выбирают понравившуюся песенку).

Педагог: Дальше отправляемся в путь!

Музыкально-певческая деятельность(разучивание песни на выбор детей).

Педагог:Перед началом работы подготовим певческий аппарат. Вспомним правила пения.

Дети: (ответы детей, нельзя семечки щелкать, пить газированную воду, громко кричать и т.д.  диалог между ними)

Дыхательно-артикуляционная гимнастика.

(работа с язычком: языком проводим влево-вправо, чтобы образовался шарик во рту, проводим по зубам, щелканье, цоканье и т.д.)

  • Подготовка певческого аппарата (певческая установка, стойка, плечи, спина прямая, голова приподнята).
  • Дыхательная гимнастика (вдох, не поднимая плеч, задержать дыхание на 3 секунды, выдох, повтор 3-4 раза; на последний раз повтор с помощью рук)
  • Вокально-хоровые упражнения «Мама», «Баба», «Деда»

1. Отдельное точное звучание каждой ноты и гласной, при переходе в верхний регистр целесообразно петь это упражнение на слова «лес весной».

f_clip_image028

Артикуляционная гимнастика:

Мама, папа, брат и я

Вместе дружная семья

Раз, два, три, четыре

Мы живем в большой квартире.

Исполнение тематической песни по выбору детей (интонационный анализ произведения). Педагог: Понравилась вам песенка?   (ответы детей).

Эмоциональное развитие:
Педагог:А сейчас, с помощью волшебной музыки, мы с вами перенесемся в прекрасный мир музыкальной сказки и поиграем в нее. Сейчас мы попытаемся при помощи мимики, жестов и движений показать…. Я буду рассказывать, а вы мимикой, жестами и движениями будете показывать. Итак, волшебство начинается... (звучит музыка из балета «Щелкунчик»)

За окном капали капельки с крыши. В просторном зале танцевали дети. Вдруг появился волшебник Маракас, принес Маше Колокольчик, который красиво и звонко звучал. Маша обрадовалась, взяла Колокольчик и начала кружиться, веселиться, радоваться. Но вдруг к ней подошел младший брат, отнял Колокольчик и поломал. Маша расстроилась и даже всплакнула. Наступил вечер, гости разошлись по спальням и легли спать. Одной Маше не спится. Она вернулась назад в зал и, увидела, как в коробке ожили музыкальные инструменты, они были маленькими, но постепенно  стали расти, расти и расти. Маша удивилась этому и начала радоваться: кружиться, веселиться, танцевать. Как вдруг появился злой Контрабас вместе со своими друзьями. Они начали наступать на Машу. Маша испугалась, присела, и закрыла глаза, но вдруг появился Барабан. Он достал свою саблю и начал наступать на злого Контрабаса, и они отступили. Барабан подошел к Маше, взял ее за руку, посадил ее в башмачок и они понеслись и прилетели в сказочную страну Инструментов. Там их встретила Фея Скрипка, и вдруг произошло чудо. Барабан превратился в прекрасного  мальчика. Вот и закончилась добром наша сказка. Этой сказкой закончилось и наше путешествие!!! (по ходу рассказа дети с помощью мимики и жестов передают образы героев).

Педагог: вам понравилась сказка? Мне  понравилось, как вы эмоционально показали главных героев этой  сказки.

Педагог: Вот и закончилось наше путешествие

Рефлексивно-оценочный этап:

Педагог: Ребятки, я хочу отметить, что сегодня вы меня очень порадовали. Вы справились со всеми заданиями. И я для вас приготовила маленькие подарки, необычные.

Педагог берёт поднос с конфетами, на которых наклеены смайлики  двух цветов.

Посмотрите, они разноцветные! Если у вас хорошее настроение от сегодняшней нашей встречи - возьмите желтый, а если вам было скучно, не интересно,  возьмите синий смайлик.

Дети разбирают смайлики.

Педагог: Я вижу, что вы выбрали улыбающегося смайлика.

А что сегодня на занятии для вас показалось самым интересным?

Ответы детей.

Педагог: А вам было сегодня трудно? Чему мы сегодня научились? что делали? Ответы детей.

А что  было самым трудным для вас? Ответы детей.

 Педагог: Вы трудились не напрасно, все согласны?

Дети: Да, согласны!

Педагог: А настроение у вас, я думаю, конечно…

Дети: Класс!!!

Педагог: Ну а теперь, попрощаемся с нашими гостями!

Но улыбаться всем не забывайте!

До свидания, ребята!

 Дети под песню «Мамочка, моя!» уходят из зала в группу.

И сегодня нас ждет встреча   с   замечательным произведением П.И. Чайковского – сказкой балетом " Щелкунчик". А  как вы думаете, что такое балет? Что делают артисты во время спектакля, поют или танцуют?  (ответы детей).  В  начале путешествия мы послушаем музыку.

 звучит марш сюита    П.Чайковского и одновременно показывает слайд с изображением сказки балета «Щелкунчик».

1. Беседа:
Музыкальный руководитель:  Как прозвучала музыка? (ответы детей). По характеру? По эмоциям?  Как думаете, кто сочинил эту музыку? (ответы детей).
Что вы представили, слушая эту музыку (ответы детей).
( Возможны ряд разных вопросов в зависимости от реакции  детей.Главное  -  создать проблемную ситуацию осознания своего незнания).
Музыкальный руководитель:  О чем сегодня поговорим? Что мы будем делать? Чему мы научимся?
2.
Формулировка и запись темы занятия:

Музыкальный руководитель: Сформулируйте, цель занятия. (Выявить понятие балет, сказка, композитор). И тему занятия  (Сказка в музыке).

 Как мы с вами выяснили, балет – это праздник, где артисты с помощью

танца, без слов передают сюжет сказки, рассказа. Балет – это дружба музыки

 и танца. А как можно без слов передать образ персонажа? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: А что такое мимика? А что можно передать с

помощью мимики?

Содержательно-операционный этап:
Музыкальный руководитель: С помощью волшебной музыки, мы с вами перенесемся в прекрасный мир музыкальной сказки и поиграем в нее. Сейчас мы попытаемся при помощи мимики, жестов и движений показать….

 Я буду рассказывать, а вы мимикой, жестами и движениями будете показывать. Итак, волшебство начинается... (звучит музыка из балета «Щелкунчик»)

За окном капали капли с крыш. В просторном зале танцевали дети. Вдруг появился волшебник Маракас, принес Маше Колокольчик, которая красиво и звонко звучал. Маша обрадовалась, взяла Колокольчик и начала кружиться, веселиться, радоваться. Но вдруг к ней подошел младший брат, отнял Колокольчик и поломал. Маша расстроилась и даже всплакнула. Наступил вечер, гости разошлись по спальням и легли спать. Одной Маше не спится. Она вернулась назад в зал и, увидела, как в коробке ожили музыкальные инструменты, они были маленькими, но постепенно  стали расти, расти и расти. Маша удивилась этому и начала радоваться: кружиться, веселиться, танцевать. Как вдруг появился злой Контрабас вместе со своими друзьями. Они начали наступать на Машу. Маша испугалась, присела, и закрыла глаза, но вдруг появился Барабан. Он достал свою саблю и начал наступать на злого Контрабаса, и они отступили. Барабан подошел к Маше, взял ее за руку, посадил ее в башмачок и они понеслись и прилетели в сказочную страну. Там их встретила Фея Скрипка, и вдруг произошло чудо. Барабан превратился в прекрасного  мальчика. Вот и закончилась добром наша сказка.

 (по ходу рассказа дети с помощью мимики и жестов передают образы героев).

Музыкальный руководитель: вам понравилась сказка? Мне  понравилось, как вы эмоционально показали главных героев этой замечательной сказки про Машу и музыкальные инструменты. Сейчас вы были великолепными артистами балета. А скажите,  где же эти артисты выступают? (в театре).  Во многих городах нашей страны (Москва, Санкт Петербург, Улан Удэ) есть большие театры. И сейчас мы отправляемся  в виртуальный Большой Театр  (показ слайдов Большого театра).

Музыкальный руководитель: Наше путешествие продолжается, сейчас я приглашаю послушать великолепную музыку (звучит фрагмент из сказки «Щелкунчик» танец Феи Драже)

Много лет назад создал Петр Ильич Чайковский эту сказку - балет, но до сих пор эта сказка продолжает нас радовать.

Слушание Марша из балета "Щелкунчик"

Музыкальный  руководитель: Под звуки этого марша дети шагают вокруг елки. Марш звучит воинственно  и задорно. Давайте и мы пошагаем под этот марш.

Движение под Марш.

Музыкальный руководитель: Так, что такое балет, марш, вальс?  

( дети обобщают)

2. Музыкально-творческая деятельность. Исполнение:
Сейчас в практической работе ознакомимся  (исполнение песни «Сагаалган»).

Перед началом работы подготовим певческий аппарат.

Вокально-хоровая работа

  • Подготовка певческого аппарата (певческая установка, стойка, плечи, спина прямая, голова приподнята).
  • Дыхательная гимнастика (вдох, не поднимая плеч, задержать дыхание на 3 секунды, выдох, повтор 3-4 раза; на последний раз повтор с помощью рук)
  • Вокально-хоровые упражнения

1. Упражнение в движении вверх мы поём активно акцентируя каждую ноту, а при движении вниз используя штрих legato, формируются активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее интонационно сползать с заданной ноты.

f_clip_image022

2. Отдельное точное звучание каждой ноты и гласной, при переходе в верхний регистр целесообразно петь это упражнение на слова «лес весной».

f_clip_image028

Исполнение песни «Сагаалган» (интонационный анализ произведения). Как звучит мелодия песни, какие средства выразительности использованы при сочинении?    (ответы детей).

3. Подведение итогов занятия (3 мин.)

III: Рефлексивно-оценочный этап:

Музыка Чайковского звучит,

Всех нас звучаньем удивит

Мягкая,  душевная

Легкая, напевная

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство

Осторожно, осторожно

Не вспугнуть бы нам его!

Пусть льется музыка рекой….

Будем, музыка, дружить с тобой!

– Вот и пришло время нам прощаться, вам понравилось путешествие в страну Музыки? (ответы  детей)

Музыкальный руководитель: Что нового мы узнали на занятии?  С чем мы познакомились? Что больше всего понравилось?

Всех благодарю за активное участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкальной гостиной: "Русские народные музыкальные инструменты"

Данный материал рекомендуется к проведению музыкальной гостиной для старших дошкольников в рамках реализации проекта "Классическая музыка в детском саду"....

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"  для детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление знаний о различных группах музыкальных инструментов...

Конспект музыкального занятия «В мире музыкальных инструментов» для младшего дошкольного возраста

Конспект музыкального занятия с театрализованной деятельностью для детей младшего дошкольного  возраста....

музыкальная викторина "В мире музыкальных инструментов"

Увлекательно-познавательная икторина-развлечение предназначена для старших дошкольников и их родителей....

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

Музыкально-дидактическая игра "Магазин музыкальных инструментов"

Очень интересная игра с использованием музыкальных инструментов, направлена на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческой активности у дошкольников....

Открытое занятие в младшей группе «Весёлый оркестр» (На основе музыкально-дидактической игры «Мои музыкальные инструменты»)

Обучать детей элементам театрализованной деятельности (инсценировкам песен, движениям под музыку, играм). Продолжать знакомить с музыкальными инструментами, желанием играть на них. Активизировать дейс...