Инновационные формы и виды деятельности для развития музыкальных способностей дошкольников
консультация по музыке

Саволайнен Татьяна Юрьевна

           Основной целью музыкального руководителя является формирование основ духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальной культуре с использованием новых технологий, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Развитие музыкальности детей, способность воспринимать музыку происходит с помощью  решения следующих

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект35.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Инновационные формы и виды деятельности для развития музыкальных способностей дошкольников»

Музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №52 Петроградского района :  Саволайнен Татьяна Юрьевна

Санкт – Петербург

2022

           Основной целью музыкального руководителя является формирование основ духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальной культуре с использованием новых технологий, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Развитие музыкальности детей, способность воспринимать музыку происходит с помощью  решения следующих задач:

●     создание музыкальным руководителем условий,  предоставляющих возможности  каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при   общении с музыкой;

●      творческое развитие природной музыкальности ребенка;

●   высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;

●  помощь в формировании  внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и  психокоррекция).

 Эта тема актуальна и современна, так как в современный век детям не интересен стандартный подход и их надо заинтересовывать новыми технологиями.

      Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.

   Передо мной стоят вопросы: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому  я стараюсь использовать инновационные технологии проведения занятия с которыми я вас сегодня познакомлю.

Современные, формы и виды развития музыкальности, которые используются мною на практике – это:

1. Коммуникативные танцы и игры

2. Музыкальная импровизация

3.Логоритмические упражнения

4.Ритмодекламация под музыку

5. Ритмопластика

 А сейчас остановимся на каждой технологии поподробнее.

Коммуникативные танцы включают в себя не сложные движения с элементами не вербального общения и импровизации направленные на формирование и развитие взаимоотношений с партнёрами и группой. Для использования коммуникативного танца не требуется специальной хореографической подготовки и он легко доступен любому ребёнку. Сюда мы можем отнести такие массовые танцы как флешмоб.

Искусством выразительного движения является новое направление -

Эвритмия - основанное на закономерностях речи, музыкальных  общеразвивающих упражнениях, базовых шагов и элементов аэробики. Её можно отнести к областям речевого и физического развития. В переводе с греческого эвритмия – прекрасный ритм, прекрасное движение. Используя данную технологию «Звучащих жестов»- первых инструментов человека с помощью которых можно реализовывать музицирование и научить детей чувствовать ритм  при отсутствии музыкальных инструментов ( это хлопки, щелчки, притопы ногами).  Подражая движениям педагога дети перевоплощаются в образы растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей.

Игра с использованием звучащих жестов:

Мой весёлый, звонкий мяч (Хлопают)

Ты куда помчался в скач (прыгают)

Красный, синий голубой (поочерёдно поднимают ноги)

Не угнаться за тобой (Бег на месте)

Занятия включают в себя несколько блоков

  1.  Ритмическая игра «Следы» (раздать ложки)

Цель: Развитие чувства ритма.

Педагог показывает следы на ритмо-схеме, дети отмечают ритм.

Каждые следки имеют свой ритмический рисунок

Дети:
Скачет зайка — скок-поскок, скок-поскок, скок-поскок!

 Прохлопывают в ладоши ритм.

А лисичка — топа-топ, топа-топ, топа-топ! 

Поочередно ударяют по коленям, отстукивая ритм.
Ну, а мишка-топотун -топ-туп, топ-туп! 

Поочередно стучат ногами по полу, отмечая ритм.

           Серый волк кругом кругом

           И по лесу всё бегом (отбивают ритм по кругу над головой в одну и       другую сторону)

  1. Развитие мелкой моторики (С элементами самомассажа)

Цель: благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга.

                                        Массаж пальцев «Гусь»

Где ладошка? Тут?                      Показывает правую ладошку.

Тут!

На ладошке пруд?                        Гладят левой ладонью правую.

Пруд!

Палец большой –                          Поочередно массируют каждый

Это гусь молодой,                        палец.

Указательный – поймал,

Средний – гуся ощипал,

     Безымянный – суп варил,

А мизинец – печь топил.

Полетел гусь в рот,                        Машут кистями, двумя ладонями,

А оттуда в живот.                          прикасаются ко рту, потом к  

                                                         животу.

 Вот!                                                 Вытягивают ладошки вперед.

 3.Крупная моторика (Упражнения на развитие координации равновесия, ловкости)

-Игры на замирание

При выполнении большинства основных видов движения необходима устойчивость равновесия. В этом помогут игры в которых ребёнок сохраняет позу с опорой на одну или обе ноги.

Задание:  Дети танцуют. Как только музыка остановится  показываем карточку со схематичным изображением позы человека и дети должны замереть в той же позе которая изображена на карточке.

Игры баланс равновесия:

Ласточки, лягушки:  идут в кругу друг за другом. По сигналу «ласточка» останавливаются и поднимают руки в стороны. С ударами бубна или под счет воспитателя продолжают ходьбу. По сигналу «лягушка» останавливаются и приседают, обхватив колени руками.

Правила: останавливаться быстро, не наталкиваясь на впереди идущего; приседая не терять равновесие.

 «Цапля»

-Динамические игры: Смена движения, направления «Змейка»

-Коммуникативные игры «Снежинка»

-Импровизационно двигательные композиции с муз сопровождением: «Ай да я!» (придумать различные движения и упражнения в соответствии с музыкой вальс марш полька)

Здоровьесберегающие технологии с использованием пальчиковых игр развивают память ребёнка, мелкую моторику, творчество и воображение.

Аквагимнастика – инсценировка при помощи  пальцев рук.

 Сочитать сжатие и растяжение, расслаблять кисти рук, а также использовать изолированные движения для каждого из пальцев:

«Морская звезда» ( поочерёдное поднятие пальцев  рук)

Можно из стишков делать небольшие распевки, сочитая движения рук с голосом что развивает у детей не только чувство ритма но и голосовой аппарат

«Рыбка» (перемещать руки по поверхности воды):

Рыбки – малютки

По морю плывут

Скачут резвятся

И хвостиком бьют

«Дельфин» (Волнообразные движения обоими руками):

Дельфин малыш приплыл ко мне

Он покатает на спине.

«Акула» (Ладони соединить вместе, большой палец выставить над водой)

Вот зубастая акула

Мне хвостом своим махнула

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук. Синхронизирует работу полушарий головного мозга улучшая внимание, память, мышление и речь.

Био –человек или биологический объект

Энергия – сила необходимая для выполнения определённых действий

Пластика – плавные движения рук, которые характеризуются непрерывностью, эмоциональной выразительностью.

«Лодочка» (ладошки сомкнуты лодочкой – «лодочка плывёт» и язычок двигается от края к краю губ)

«Параход» (пальцы ладоней вместе, большие пальцы вверх и губами произносим: п-п-п-)

Кинезеологические упражнения – развитие головного мозга через движения: «гимнастика мозга»

«Кулак – ребро – ладонь»

«Буратино»

«Ухо – нос» (опустить голову, хлопнуть и поменять руки)

Игротанцы (направленные на развитие и совершенствование    танцевальных движений). Включают в себя: движения под текст, игры с ускорением, которые развивают ловкость, подвижность, а смешные стихи, помогают снять нервное напряжение.

«Вперед четыре шага», «Лавата», «У жирафа пятна», «Буги-вуги», «Жили–были зайчики», «Хлоп – ладошки», «Стрекоза», «Колобок», «Танцевальная разминка»

С помощью эвритмии развивается ловкость, концентрация движения, внимание, чувство ритма и координация движений а так же улучшается психическое состояние ребёнка, снимается тревожность и мышечное напряжение.

Музыкальные импровизации включают в себя: речевую,     инструментальную и игровую.

Инструментальная импровизация даёт детям возможность свободно манипулировать инструментами. С помощью  звуков можно выразить характер или образ сказочного персонажа. С помощью музыкальных инструментов и музыки, рожденной из шума. можно озвучивать стихи, потешки и сказки. Озвучивать можно с помощью бросового материала.

 МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
БАРАБАНИТЬ ПАЛЬЧИКАМИ  БАРАБАН / ПУСТАЯ КОРОБКА
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
МЕТАЛЛОФОН
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
ТРЕУГОЛЬНИК ИЛИ?
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ ОРЕХИ
грызли зёрнышки
ТОН - БЛОК (рубель)
И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
ШУРШАТЬ БУМАГОЙ / ПАКЕТ
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
РАСЧЁСКА / ГОФРИРОВАННЫЙ КАРТОН / (Рубель)
А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.
ПОДУТЬ (В БУТЫЛКУ) МИРЛИТОН?? ИЛИ МУНДШТУКИ ОТ ФЛЕЙТ
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
МЕТАЛЛОФОН / НАБОР БУТЫЛОЧЕК

Логоритмиеские упражнения: это использование логопедичкских звуков в речевых играх. В них отражается звучание окружающего мира.

Дили, дили дили дили (медленное поднятие рук на верх)

Динь динь динь динь (качаем кистями)

Колокольчики будили (опустить руки на уровень груди)

Динь динь динь динь (качаем кистями)

Всех жучков: жых жых жых жых (руки развести перед собой)

Паучков х х х х (выброс руки перед собой поочерёдно с раскрытием кисти)

 И весёлых мотыльков у у у у ( плавно сделать волнообразные движения руками в одну сторону)

Дили, дили дили дили (медленное поднятие рук на верх)

Динь динь динь динь (качаем кистями)

Колокольчики будили (опустить руки на уровень груди)

Динь динь динь динь (качаем кистями)

Всех зайчат( играют язычком) (Ушки)

И ежат (трут кулачки)

И ленивых медвежат ра ра ра (качаются)

И воробушек проснулся чик чирик чик чирик(крылья)

И волчонок встрепенулся р р р р (руки сжать в кулачок и приблизить к себе и от себя)

Дили, дили дили дили (медленное поднятие рук на верх)

Встали все кого будили(хлопают)

Ритмодекламация под музыку - синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется и может сопровождаться шумовыми инструментами или звучанием мелодии. Развивает чувство ритма.

В речевых ритмических играх можно использовать шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.

 «Капель»

С крыши капает капель

Кап кап кап кап (щелчки)

Это к нам пришёл апрель

Кап кап кап кап (ладошками похлопать по груди)

Солнце припекло сильней (по коленям)

И капель звенит быстрей (топают)

Упражнение на развитие внутреннего слуха:

«Кузнечик» Шаинский

В траве сидел кузнечик,   вслух
В траве сидел кузнечик,   про себя
Совсем как огуречик        вслух
Зелененький он был.       про себя

Представьте себе, представьте себе - вслух
Совсем как огуречик,                           про себя
Представьте себе, представьте себе - вслух
Зелененький он был!                            про себя

(чётная пропевается, нечётная про себя или прохлопывается)

Речевая ритмическая игра: «Весенняя телеграмма»

(Стучим палочками или музыкальными инструментами в ритм стиха)

Дятел сел на толстый сук – тук да тук, тук да тук

Всем друзьям своим на юг - тук да тук, тук да тук

Телеграммы срочно шлёт - тук да тук, тук да тук

Что весна уже идёт - тук да тук, тук да тук

Что растаял снег вокруг - тук да тук, тук да тук

Что подснежники цветут - тук да тук, тук да тук

Ритмопластика:

В настоящее время всё более активно в музыкальной деятельности применяется такой инновационный подход, как двигательное двухголосие по методике Татьяны Боровик «Хор рук. Двигательное двухголосие».

Технология «Хор рук» является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация. 

 Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». Данная форма направлена на развитие координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.

 

Вывод: Используя инновационные формы и виды деятельности на музыкальных занятиях, музыкальному руководителю удаётся создать атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения. Дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность. Они усваивают элементарные  знания, развивают творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний;

Музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи»

Список используемой литературы:

  1. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Л.П. Савина «Родничок». Москва, 2002.
  2. Социализация ребёнка в современном мире: роль детского сада.

АНОДПО «Аничков мост» 2015.

3. Тарасова, К.В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном        детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г . - №1. – с.10

      4. Буренина А. «Коммуникативные танцы для детей», СПб, 2004

      5.  Богодяж О. «Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников». Москва, 2020.

      6. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка».  Дошкольное воспитание. 2000г. №5 с.133-141.

Интеренет  - ресурсы:

  1. https://www.youtube.com/watch?v=l1tPhhes18I
  2. https://infourok.ru/pedagogicheskie-tehnologii-dlya-muzikalnih-rukovoditeley-doo-2424650.html
  3. https://yandex.ru/video/preview
  4. https://yandex.ru/video/preview/text=видео по музыкальному воспитанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию музыкальных способностей дошкольников через проектирование в условиях инновационной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обусловил необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском...

Система работы по развитию музыкальных способностей дошкольников через проектирование в условиях инновационной деятельности.

      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обусловил необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педаго...

Презентация «Реализация модели развития музыкальных способностей дошкольников через использование инновационных педагогических технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя».

В презентации  представлены современные инновационные технологии, которые применяются в образовательном процессе в музыкальном развитии дошкольников....

Роль продуктивных видов деятельности в развитии творческих способностей дошкольников в условиях реализации ФГОС.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования инди...

Здоровьесберегающий проект «Использование инновационных методов и приемов в развитии музыкальных способностей дошкольников с применением здоровьесберегающих технологий»

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий.В связи с введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов...

Инновационные формы взаимодействия с родителями в процессе музыкального образования дошкольников –залог их успешного развития

Цель взаимодействия музыкального руководителя с семьей – это создание в дошкольной образовательной организации необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьям...

Доклад «Применение инновационных технологий и форм развития музыкальности в целях развития музыкальных способностей дошкольников в ДОУ»

Методический материал для музыкальных руководителей ДОУ.Автор рассматривает новые инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста по музыкальному воспитанию,дает краткий обзор основных...