Проект ДЕТИ и РИТМ
проект по музыке
Развитие ритма считается одной из самых трудных проблем в музыкальном воспитании детей. Ведь главная задача в развитии чувства ритма: научить детей ощущать в музыке ритмическую выразительность и передавать ее в движениях, а это требует внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что важно для развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_deti_i_ritm.docx | 40.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № г.7 Вязьмы Смоленской области
Проект «Дети и ритм»
музыкального руководителя ДОУ
на 2020/2021 учебный год
Разработчик:
музыкальный руководитель
Винокурова Л.П.
г. Вязьма 2020г.
Содержание проекта:
- Введение
- Актуальность
- Анализ ситуации
- Описание проблемы
- Стратегия реализации проекта. Цели и задачи проекта
- Ожидаемые результаты проекта
- Ресурсное обеспечение проекта
- Механизм реализации проекта
- Этапы реализации проекта
- Механизм сопровождения проекта
- Экология проекта
- Мониторинг проекта
- Используемая литература
Паспорт проекта
Название проекта: «Дети и ритм»
Цель проекта: Развитие у детей чувства ритма в различных видах музыкально-исполнительской деятельности.
Задачи проекта:
- Формировать способности воспринимать развитие музыкальных образов.
- Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);
- Учить различать ритмические изменения в музыке и передавать их звучание ритмичными воплощениями в исполнительской деятельности; понимать простейшие музыкальные понятия: короткие и долгие звуки,
- Воспитывать художественно – эстетический вкус.
Вид проекта: Творческий
Проект по целевой установке: Познавательный
- Введение
- АКТУАЛЬНОСТЬ: Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств личности. В возрасте 6-7 лет потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Очень важно в дошкольном этапе развития личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества.
- АНАЛИЗ СИТУАЦИИ: Анализ научной литературы, программно-методических материалов и практика организации образовательной области «Музыкально -художественной деятельности» позволили выделить многих детей не отличающих особой ритмичностью, что приводит к неправильной оценке музыкального произведения и его характерных особенностей. Это все создает необходимость развития чувства ритма у детей в разных видах деятельности на музыкальных занятиях.
- ПРОБЛЕМА: Развитие ритма считается одной из самых трудных проблем в музыкальном воспитании детей. Ведь главная задача в развитии чувства ритма: научить детей ощущать в музыке ритмическую выразительность и передавать ее в движениях, а это требует внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что важно для развития ребенка.
- Стратегия реализации проекта.
Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к ритму во всех видах музыкальной деятельности, как к одному из средств музыкальной выразительности.
Новизна работы заключается в интеграции педагогического процесса предполагающее использование новых форм и методов музыкального воспитания, позволяющие сформировать и развить у детей музыкально – сенсорные способности, память, мышление, воображение, познавательную активность ребенка.
Задачи проекта:
Образовательные:
- формировать музыкальные способности, слышать различные ритмические отношения в музыке, умение передавать их хлопками, голосом, движением;
- формировать умение исполнять простые ритмические рисунки на детских шумовых и музыкальных инструментах; побуждать детей в процессе слушания музыки к вокальным, пластическим и инструментальным музыкально-ритмическим импровизациям;
Развивающие:
- развивать чувство ритма, тембровый и динамический слух;
- развивать умение соотносить ритм движений с ритмом музыки;
- развивать эстетическое восприятие, музыкальную память, внимание.
- добиваться чистого интонирования, в доступной форме помогать разобраться в соотношении звуков по высоте, их длительности;
Воспитательные:
воспитывать интерес к музыкально-ритмической деятельности;
вызвать интерес к ритмическим играм и упражнениям;
психологическое раскрепощение ребенка, творчество в движениях.
- Ожидаемые результаты реализации проекта.
- накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с ритмическими упражнениями и играми;
- умение детей через ритмические картинки понять и воспроизводить ритмический рисунок музыкальных произведений;
- умение четко выполнять танцевальные движения, так как повышается двигательная активность у детей;
- умение самостоятельно придумывать собственный ритмический рисунок;
- осанка детей, кровообращение (дыхательные процессы);
- развитие речевой активности детей, активный словарь должен пополниться новыми словами.
- Ресурсное обеспечение проекта:
- музыкально – предметно - развивающая среда в группах;
- коллекция детских музыкальных инструментов;
- наглядный материал;
- тесное сотрудничество со старшим воспитателем, педагогами групп старшего дошкольного возраста, с родителями.
Материально – техническая база:
- музыкальный зал
- видео – аудио – аппаратура (музыкальный центр, фотоаппарат)
- ноутбук, принтер, проектор
- методическая литература по данной проблеме.
- фонотека.
- Механизм реализации проекта
Направление работы | Сроки | Ответственные |
Структурно – организационное направление | ||
Разработка плана – программы реализации проекта. | Сентябрь – октябрь. | Муз. руководитель. |
Определение приоритетных направлений работы. | Сентябрь – октябрь. | Муз. руководитель. |
Информационно – аналитическое направление | ||
Первичная диагностика: Детей | Октябрь. | Муз. руководитель. |
Анализ современных программ и технологий. | Сентябрь – декабрь. | Муз. руководитель. |
Самоанализ своего творческого потенциала. | Сентябрь – декабрь. | Муз. руководитель. |
Психолого – педагогическое направление | ||
Первичная диагностика воспитанников. | Октябрь | Муз. руководитель. |
Разработка методов и приемов по ритмическому развитию детей в разных видах музыкальной деятельности. | Сентябрь – апрель. | Муз. руководитель и педагоги. |
Подбор дидактических игр и пособий. | Сентябрь – ноябрь. | Муз .руководитель. |
Проведение консультации для педагогов ДОУ. | январь | Муз. руководитель. |
Изготовление инструментария пособий. | Весь год. | Муз. руководитель. |
Ознакомление с результатами работы по проекту на педагогическом совете. | Май | Муз. руководитель. |
- Этапы реализации проекта.
Проект состоит из трех этапов:
- Организационный этап
- Практический этап
- Обобщающий этап.
Задачи организационного этапа:
- определить приоритетные направления работы
- систематизировать и обобщить теоретический и методологический материал по данной проблеме.
- применить и изучить опыт внедрения современных методик по развитию чувства ритма у детей.
Мероприятия:
- разработка плана программы.
- диагностические исследования.
- анализ современных педагогических программ и технологий.
- создание информационного банка данных.
- подбор информации о музыкально – дидактических играх.
Решение задач организационного этапа:
Понятие «ритм» в философской и психолого-педагогической литературе рассматривается с различных сторон. Проблема ритмической организации Вселенной, Планеты, природы, социальной жизни и искусства затрагивалась многими учеными (В.И. Вернадский, Н.А. Бердяев, А.К. Горский, П.А. Флоренский, А.Л. Чижевский). В психологии (Н.Д. Левитов, Л.Б. Ительсон) ритм, темп и динамика определены как необходимые компоненты трудовой деятельности. К. Бюхер обосновал зависимость развития человечества в филогенезе от развития чувства ритма. Б.М. Теплов раскрыл основу музыкально-ритмического чувства, В.Н. Ягодинский подошел к выявлению эстетической сущности данного понятия.
Теоретические предпосылки изучения чувства ритма в процессе восприятия и осмысления музыки имеются в трудах Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, А.Н. Сохор, Б.М. Теплова, Г.М. Цыпина. Педагогические условия эстетического развития детей средствами музыки отражены в работах О.А. Апраксиной, Э.Б. Абдуллина, Н.А. Ветлугиной, В.И. Петрушина, К.В. Тарасовой,
Опираясь на это и считая главным принципом, мною был разработан:
- план программы проекта. Для внедрения проекта были проведены, диагностические исследования детей и родителей. Было выявлено недостаточное развитие ритмического слуха у детей. Низкий процент восприятия классической музыки в семье, и творческого самовыражение музыкальных образов.
- применение и использование различных методы и приемов обучения.
Задачи практического этапа:
- создать условия для успешного развития ритмических способностей у детей.
- накапливать у детей музыкально – слуховой, зрительный и кинестетический опыт, их расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.
- обучать приемам точного отражения ритма музыки в различных видах детской деятельности: музыкально – художественной, продуктивной, двигательной, познавательной, коммуникативной, игровой.
- организовывать деятельность по самостоятельному отражению ритмического развития музыкального произведения.
- развивать сотрудничество и сотворчество музыкального руководителя и семьи.
- повысить свой профессиональный уровень в целях нахождения более конструктивных методов воспитания.
Мероприятия, проводимые в рамках практического этапа:
- разработка методов и приемов по ритмическому развитию детей в разных видах музыкальной деятельности
- подбор дидактических игр и пособий.
- проведение консультаций для педагогов, выступление на педсовете.
Решение задач практического этапа:
Работа над развитием чувства ритма по двум направлениям:
- Восприятие музыкального произведения или отрывка, передача его ритма музыки на слух, ритмических рисунков, метроритмических пульсаций, ощущение сильных и слабых долей в такте.
- Сознательное усвоение метроритма на основе изучения ритмических моделей музыкальной грамоты на начальном этапе (коротких и длинных звуков, ритмического рисунка, паузы).
Отражение результатов восприятия в различных видах музыкально - художественно деятельности:
- восприятие музыки
- пение
- музыкально – ритмические движения.
- музыкально – дидактические игры.
- элементарное музицирование.
Задачи обобщающего этапа:
- подвести итоги реализации проекта.
- определить перспективы работы, ориентируясь на положительный опыт и выявление недостатков и трудностей.
Мероприятия:
- диагностические исследования детей – промежуточный результат.
- ознакомление с результатами работы по проекту на педагогическом совете.
- Механизм сопровождения проекта.
- Экология проекта
Если для реализации проекта станет препятствием низкая заинтересованность родителей и некоторых педагогов, то проект будет реализован в более узком направлении: музыкальный руководитель – дети.
- Мониторинг проекта.
Цели и задачи мониторинга:
- Проследить динамику развития музыкально – эстетического сознания. (интерес, эмоции и чувства, оценки музыки)
- Определить степень освоения определенной музыкальной способности – чувство ритма.
- Наметить пути для дальнейшего развития чувства ритма детей.
Субъект мониторинга:
- музыкальный руководитель.
Объект мониторинга:
- дети.
Мониторинг музыкальной способности - чувство ритма, осуществляется два раза в год – в начале и в конце года.
- Используемая литература.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Этот удивительный ритм» СПБ: Композитор, 2005.
- Виноградов Л.В. Развитие музыкальных способностей дошкольников. СПБ: Речь. Образовательные проекты; М: Сфера, 2009.
- Белая А.Е. Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников – М: ООО «фирма» Издательства АСТ, 1999.
- Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников» Москва. Просвещение 1982.
- Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для дошкольников) М. Просвещение 1984.
- Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2005.
- Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М. 1995.
- Бакланова Т.И. Новикова Г.П. Музыкальный мир. М.2008.
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика.
- Информационные ресурсы: сеть интернет, использование компьютерных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: "Развитие чувстсва ритма у детей дошкольного возраста"
Цель проекта: "Формирование у детей осознанного отношения к ритму как к одному из средств музыкальной выразительности"....
Проект. Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.
Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в мн...
Проект «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»
Проект «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»...
Проект по развитию ритма у старших дошкольников "В ритме детства"
Проект "В ритме детства"...
2019-2020 . Памятка для родителей, которые хотят развивать у детей чувство ритма. "Игры, развивающие чувство ритма у детей"
Интересный материал для родителей...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»
Проблема развития чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений всегда была в центре внимания педагогов и в настоящее время изучена хорошо. Однако появляются с...
Памятка родителям, которые хотят развивать у детей чувство ритма. Игры, развивающие чувство ритма.
Памятка родителям, которые хотят развивать у детей чувство ритма.Игры, развивающие чувство ритма:«Научи матрешку танцевать»;«Сыграй попевку»;«Раз, два, три, ну – ка...