Использование игровых технологий в развитии певческих навыков у детей
статья по музыке (старшая группа)
"Запоют дети - запоёт народ",- писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Вострухова Юлия Николаевна
Использование игровых технологий в развитии певческих навыков у детей
Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент - голос. Пение – это занятие не только приятное, но и очень полезное. Это древнейшее искусство улучшает самочувствие, снимает боль и даже продлевает жизнь. Пение является одним из самых любимых видов деятельности детей дошкольного возраста. Дети поют везде – дома, на улице, в гостях, в детском саду, занимаясь игрой или другим видом деятельности. Обучение правильному пению с детства успешно развивает и музыкальный слух, память, певческий голос, который увеличивается в объеме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности.
По мнению композитора и педагога А.Е. Варламова, надо учить ребенка петь с детства, так как его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом. Педагоги-практики Н.А. Метлов, Т. М. Орлова, Г.П. Стулова говорят о необходимости специальной работы по постановке голоса у детей-дошкольников, о роли занятий вокалом в развитии музыкальности. Л.Б. Дмитриев обращает внимание педагогов на важность соблюдения определённых требований к вокальным упражнениям. О. П. Радынова и другие всё больше обращает внимание музыкальных руководителей – практиков на важность постоянного поддержания и оживления интереса детей к музыкальным занятиям.
В последнее время всё большей популярностью пользуются игровые технологии авторов М.Ю.Картушиной, А.А.Евтодьевой, О.В.Кацер.
Игра - любимый вид деятельности ребенка. В игре он самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции.
Интересна игровая методика О. Кацер, её идея начать развитие певческого голоса с речевого этапа. У музыки и речи одна первооснова - интонация. Речевая интонация выражает чувства, настроение говорящего человека точно так же, как и музыкальная интонация. Игровые технологии позволяют поддерживать интерес к данному виду деятельности; дают специальные знания, умения и навыки; создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности; вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы; позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия; доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности; повышают уровень развития познавательной активности, творческих способностей.
Детям очень нравится петь. А распеваться? Все дело в том, что раздел - «Распевание» это «белое пятно» в программе музыкального воспитания детского сада, он слабо развит и имеет сравнительно небольшой репертуар. Диапазон, текст и вокальные позиции распевок довольно однообразны. И как следствие этого, проходит эта часть музыкального занятия почти формально, а, главное, нерезультативно. Как сделать так, чтобы воспитанникам стало интересно заниматься распеванием, а значит, и пение стало успешным? Вывод: мы имеем дело с детьми, а они больше всего на свете любят играть. Так не совместить ли приятное с полезным? Поэтому на занятиях лучше применять методику игрового распевания, музыканта-педагога, композитора - Аллы Анатольевны Евтодьевой, автора пособия по обучению дошкольников пению и движениям в игровой форме «Учимся петь и танцевать, играя». Распевки А. Евтодьевой включают в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и низкое звучание голоса. Дети с удовольствием их разучивают, так как им понятны сюжеты, герои сказок, образные зарисовки, легкий, быстро запоминающийся текст. Контрастность этих образов помогает детям четко сопоставлять и воспроизводить их голоса, и что немало важно, играть в них.
Игровое распевание развивает:
- чистое интонирование (за счет образности персонажей, пения по ролям);
- дикцию, артикуляцию, дыхание;
- артистические способности (жесты, мимику, через театральные этюды)
Каждый ребенок с самого раннего возраста обладает волшебным инструментом – собственным голосом. Это самый доступный инструмент, навыки владения которым развиваются постоянно. Через песенную деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение – это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительской деятельности. В певческом процессе успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Занятия пением активизируют умственные способности детей, развивают слух, память, внимание, мышление, укрепляют легкие и весь дыхательный аппарат, создают условия для положительного эмоционального общения, улучшают самочувствие, укрепляют здоровье.
Игра – это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь, играть на инструментах, красиво двигаться и танцевать, слушать музыку. Игровая методика воспитания, развития и обучения замечательна тем, что все эти процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно.
Игровое распевание нравится детям, так как оно проходит в игровой форме и является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое так необходимо в пении.
У детей совершенствуются и театральные навыки, и голос, и дыхание, и дикция.
Результаты превосходят все ожидания, т.к. детям интересно распеваться.
Игровое распевание имеет большое воспитательное значение не только для музыкального, но и всестороннего развития ребенка. Игры с пением – это коллективная форма общения детей с музыкой на игровой основе, которая воспитывает у них дружеские взаимоотношения, сознательную дисциплину, так как каждый ребенок должен подчиняться правилам игры и точно выполнять их. Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру детей, а возможность играть без музыкального сопровождения, под собственное пение, делает такие игры наиболее ценным музыкальным материалом. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей, помогает воспитанникам приобрести веру в себя, освободиться от напряженности, стеснения.
Библиографический список
- Евтодьева А. А. Игровые приемы в распевании и обучении пению дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №1. – С. 44–47.
- Емельянов В.В. «Развивающие голосовые игры» Москва 1996г.
- Картушина М. Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду» изд. «Скрипторий 2003» 2010г
- Кацер О. В. «Игровая методика обучения детей пению» «Музыкальная палитра» Санкт-Петербург 2008г.
- Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста.
Система музыкальной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий: Валеологически...
Обобщение инновационного педагогического опыта по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»
Педагогический проект по обобщению инновационного педагогического опыта.Цель: обеспечение положительной динамики в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с помощью здоровьесб...
Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста
Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Данная задача должна осуществляться не только родителями, но и педагогами образовательных учреждений начиная с дошкольного возраста.Каждый че...
Статья на тему «Использование современных игровых технологий для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"
В статье представлены методы и приемы, используемые в работе по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, на основе современных игровых технологий....
Обобщение опыта: «Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»
Обобщение опыта: «Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»Представленные материалы могут быть использованы музыкальными рук...
Опыт работы по использованию игровых технологий в развитии певческих навыков у детей 6-7 лет с ТНР
Презентация...
Конспект открытого интегрированного музыкального занятия с использованием инновационных игровых технологий для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. «ПЕСНИ РАСПЕВАЕМ – НАСТРОЕНИЕ ПОДНИМАЕМ!»
Авторская разработка конспекта открытого интегрированного музыкального занятия с использованием инновационных игровых технологий для развития певческих навыков у детей старшего...
- Мне нравится (1)