Методическая разработка «Реализация проекта постановки оперы Г. Портнова «Ухти-Тухти» для старшего дошкольного возраста
методическая разработка по музыке (старшая группа)
Методическая разработка «Реализация проекта постановки оперы Г. Портнова «Ухти-Тухти» для старшего дошкольного возраста в детском саду»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka1.docx | 24.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Реализация проекта постановки оперы Г. Портнова «Ухти-Тухти» для старшего дошкольного возраста в детском саду»
ГБДОУ 18 Курортного района
Санкт-Петербург
Музыкальный руководитель
Зданович Наталья Вячеславовна.
Цель:
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе знакомства детей с детской оперой Г Портнова «Ухти-Тухти».
Задачи:
Развивающие:
- Развивать у детей внимание и память;
- Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, пение и танец;
- Развивать воображение и свободу в творчестве;
- Развивать интонационную речь ребенка;
- Обогащать музыкальные впечатления и вовлекать детей в творческий процесс.
Образовательные:
- В процессе знакомства детей с оперой сформировать понятия: увертюра, ария, речитатив, хор, танец;
- Совершенствовать вокальные навыки;
- Приучать детей слышать и различать средства музыкальной выразительности: темп, динамика звука, легко, плавно;
- Осознанно воспринимать настроение музыки и передавать настроение и характер в движении и пении;
- Обогащать словарный запас ребенка.
Воспитательные:
- Воспитание музыкального и эстетического вкуса;
- Воспитывать позитивное отношение друг к другу.
Методы:
- Метод положительного примера, наглядно-слуховой;
- Артикуляционная гимнастика;
- Упражнения для интонации речи;
- Упражнения для развития певческого голоса и слуха;
- Театрально-игровой: решение творческих задач по характеристики персонажей, мимики.
Предварительная работа:
- Знакомство детей с либретто оперы;
- Разучивание арий, речитативов;
- Изготовление декораций и костюмов.
Предполагаемый результат:
- Дети расширят знания об одной из музыкальных форм – опера;
- Владение собой на сцене, творческая раскрепощенность;
- Вокальное и речевое совершенствование.
Детство проходит в мире ролевых игр. Ролевые игры помогают ребенку освоить окружающий мир с его правилами и законами. Ребенок выбирает себе роли сам, выбирает игрушки для этой роли и играет по-своему. Игра это копирование взрослых в определенных обстоятельствах. Поэтому, очень важно уделять внимание театрализованной деятельности через которую можно познакомить ребенка с правилами этикета, межличностным общением, этикетом, литературой, музыкально-театральной формой. Музыкально-театрализованное творчество становится ярким впечатлением детства, радостным ощущением праздника,проведенного вместе с родителями, воспитателями и со своими сверстниками. Дети учатся создавать образ и характер героя, развивается творчество, свобода в проявлении особенностей персонажа. Учавствуя в музыкально-театральной постановке, ребенок социализируется, формируются коммуникативные навыки в общении с окружающими, формируется чувство понимания собственной значимости и радости при достижении положительных результатов. Музыкально-театральная деятельность совмещает в себе несколько видов искусства: музыку, слово, танец. Музыка усиливает эффект эмоционального воздействия, как на настроение, так и на мироощущение ребенка, добавляется музыкальный язык чувств, учит сопереживать, что оказывает сильное влияние на формирование личности. Театральная деятельность развивает наблюдательность, помогает совершенствовать речь в процессе работы над ролью, пополняется словарь ребенка, совершенсвуется интонационная речь. Предрасположенность детей к пению и движению объясняет их интерес к восприятию музыкально-театрального действия и участия в нем с удовольствием. Постановка оперы достаточно трудоемкий процесс, но очень интересный и творческий. При выборе музыкально-театральной постановки необходимо учитывать возможности детей: степень их подготовки как вокальной так и двигательной. Выбирая оперу «Ухти-Тухти», принималось во внимание количество детей в группе. В опере 8 героев. а в группе – 10 детей. По сценарию сказки- 1 зайчик и 1 белочка, а мы в постановку ввели 2 белочки и 2 зайчика.
Дети познакомились с оперой на музыкальном занятии. Объяснила детям, что перед началом спектакля звучит увертюра. В нашем спектакле звучит партия фортепиано – так начинается действие. Очень яркая музыкальная характеристика героев. Дети сразу услышали, где курица Пеструшка, где Дрозд, где кот Полосатик. Работая над оперой, предлагала рассказать, как дети представляют данный персонаж. Учитывая , что опыт у детей не большой помогала, подсказывала, какие особенные черты данного персонажа. Очень интересные творческие этюды:-«Кто это?» - ребенок показывает персонажа из постановки, а дети угадывают. Для поиска пластического решения образа в рамках музыкальных занятий использовали упражнения:
«Ветерок», «Волна», «Ленточки», «Поющие руки», «Крылья».
Этюды на мимику: Ребенок показывает змоцию, а дети отгадывают. . Игра с карточками эмоций: выбери карточку и покажи эмоцию мимикой.
Игра для развития интонации диалогов:
Глиссандо на звук «у» голосом вверх-вниз; На одном или слоге увеличивать и уменьшать силу звука.
Сложностей с распределением ролей не было, так как дети пробовали себя в разных ролях и определились с выбором.
Интересно было осваивать пространство сцены. Дети сначала терялись, но помогло ориентироваться в пространстве декорации и взимодействие с партнерами в мизансценах:
Люси и кот Полосатик, Люси и курица Пеструшка Люси и Дрозд Люси и Ухти-Тухти Ухти-Тухти и гости: Крот, Белочки, Зайки Чаепитие у камина Заключительный хор в финале.
И вот наступило время премьеры. Выступление самый волнующий этап проекта: роли выучены, декорации и костюмы готовы, все в ожидании…
Ход премьеры:
Ведущий взрослый:
Мы предлагаем вам посмотреть маленькую оперу для маленьких артистов в двух картинах по мотивам сказки Беатрис Поттер « Ухти-Тухти».
Эта удивительная история произошла в Англии, а могла произойти и у нас, в России… Случилась она с девочкой Люси, а могла случится и с девочкой Машей… Люси жила на окраине города, который назывался Литл-Таун, что в переводе на русский означает « маленький городок».
Люси хорошая девочка. Она жила с дедушкой, но вот незадача: у нее все время куда-то теряются то носочки, то фартучки… Если бы она жила у нас, то ее бы звали Мша-растеряша. (Люси выходит на середину сцену). Вот и вчера она закричала довольно громким голосом. Люси: «Кто видел мои носочки? И фартучек тоже пропал!...» Звучит тема кота Полосатика Выходит кот…
Ведущая: Это она как-бы пожаловалась коту Полосатику, который сидел и старательно умывался, и мурлыкал вот такую песенку: Ария кота Полосатика: Умываюсь каждый день я От ушей и до хвоста. Мой девиз со дня рожденья- Чистота и красота! Речитатив: И нет к неряхам уваженья, И растерях я не люблю Поет: Мяур-мя, мяур-мя, Я плохого отношенья Сам к себе не потерплю!
Ведущая: Закончив петь, кот Полосатик спрыгнув с крыльца, посмотрел на Люси и сказал:
Кот Полосатик:
Надеюсь найдете то, что вы потеряли, а я, к сожалению, Вам не помощник. Иду я на гору, а времени мало, чтоб выполнить поручение кошки! (под музыку кот уходит)
Ведущая: Люси очень удивилась, услышав такое от кота Полосатика, но решила, что сегодня волшебное утро, она тихо подошла к курице Пеструшке, хотела спросить про платочки и фартучек, да так и застыла, услышав, что курица рассуждает сама с собой.
На вступление выходит курица Пеструшка и поет:
Я – Пеструшка, курица, Если разобраться, Целый день приходиться Мне в земле копаться. Речитативом: Ко-ко-ко, ко-ко-ко, На ногах протерлись. Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Все мои чулочки.
Поет:
При куриной слепоте, Если разобраться, Будет очень трудно мне Штопкой заниматься.
Речитативом:
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Где мне взять иголку? Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Чтоб заштопать дырку?
Думает… ( пауза)… Курица Пеструшка вытащила из-под «крыла» чулочки
- Может их отнести в стирку?...
Ведущая: Курица Пеструшка посмотрела на Люси, положила под крыло свои рваные чулочки и направилась вслед за котом Полосатиком .
Люси:
- Интересная история получается… Все куда-то торопятся…
Ведущая:
И вдруг на нижнюю веточку дере сел певчий Дрозд, он собирался запеть, но Люси спросила его.
Люси:
Вы кто? Соловей?
Ведущая:
От такого вопроса у Дрозда перья на голове встали дыбом, а крылья опустились, но он взял себя в руки и с достоинством ответил:
Ария Дрозда:
Каждое утро встречаю я песней Песни мои знают все наизусть…
Речитативом:
Я знаменитый, пою я чудесно Все меня любят в нашем лесу…
Поет:
Себе я не даю поблажки, Не отдохну в теченье дня!...
Речитативом:
Но вот крахмальные рубашки. У-вы, проблема для меня!
Дрозд:
Вот и сейчас мне пора на высокую гору за моими крахмальными рубашками.
Ведущая:
Дрозд вспорхнул, а Люси только успела проводить его взглядом.
Люси:
Что там на высокой горе? Куда все торопятся?
Ведущая:
Люси вышла за калитку и увидела идущего кота Полосатика Пеструшку и Дроздаэ
Люси:
Пойду-ка и я за ними…
Ведущая:
И она побежала по дорожке так быстро, как могли бежать ее маленькие ножки. (ведущая говорит под музыку, Люси бежит по сцене между елочек на сцене.)
Второе действие. Смена декораций. Камин, столик с чашечками, стулья, вешалка с выглаженной одеждой, гладильная доска, столик с тазиком, в котором стирает белье Ухти-Тухти.
Ведущая продолжает читать текст под музыку, а Люси бежит:
Тропинка поднималась все выше и выше и вдруг Люси очутилась перед маленькой дверью, за которой кто-то напевал…
Звучит ария Ухти-Тухти:
Ухти-Тухти, Ухти-Тухти, я лесная прачка, Ухти-Тухти, я стираю мышкам и собачкам. И овечкам, и котам, и лисятам, и кротам. Ухти-Тухти (проигрыш) Ухти-Тухти(проигрыш)
Ведущая: (звучит музыка »Кухонька) Люси заглянула за дверь и увидела маленькое симпатичное существо в фартучке и чепчике на голове, из-под которого торчат жесткие волосы, похожие на иголочки, а маленький носик попыхивает: тух- тух-тух. Горел очаг, а за столом сидели и пили чай: кот Полосатик, курица Пеструшка и Дрозд.
Люси: Здравствуйте! (не решительно) Я ищу свои носочки и фартучек… Вы их не видели?
Ухти-Тухти: Здравсвуй! Конечно видела! Я их уже постирала… проходи, попей чайку! (Люси проходит и тоже садится за стол)
Звучит музыка Крота. Ухти-Тухти: Открыто!
Входит Крот: Здравствуйте, тетушка Ухти-Тухти, готова ли моя бархатная курточка?
Ухти-Тухти: (Отдает курточку) Готова, проходите , попейте чайку!
Звучит музыка белки. Входят 2 белочки.
Белки говорят поочереди:
Здравствуйте, тетушка Ухти-Тухти! Мы за своими халатиками!
Ухти-Тухти:
Заходите, проказницы. Вот ваши халатики…
Белочки берут халатики и проходят за столик.
Звучит музыка зайца. Входят 2 зайчика:
Зайцы:
Здравствуйте, тетушка Ухти-Тухти! Готовы наши пиджачки?
Ухти-Тухти:
Конечно готовы! Забирайте! (отдает)
Ведущая:
Лесная прачка Ухти-Тухти всем раздавала чистые, выглаженные платьица, жилетки, носочки… Все звери и птицы благодарили Ухти-Тухти и спели ей хором…
Хор зверюшек.
Ухти-Тухти: Ну, ладно! Ладно вам! Приходите, когда понадобится, а мне пора. Многие не смогли придти и мне надо им отнести. (берет корзину с бельем). Ты, наверное, тоже занята, много работаешь?
Люси: (задумчиво) Я? Да!
Ухти-Тухти: Работала, малышка...Я так сразу и подумала… Все работают. Вот твои носочки и фартучек, а мне пора…
Ведущая: И Ухти-Тухти взяла корзиночку и вместе с Люси вышли из дома. Когда, наконец, тропинка дошла до забора, Люси оглянулась, чтобы поблагодарить Ухти-Тухти, но на тропинке уже никого не было… (звучит музыка « Волшебной горы»). Люси рассказала дедушке, но дедушка сказал, что это ей приснилось, когда она уснула в гамаке. Но тогда почему на следующее утро Люси в чистых носочках и фартучке, умытая и причесанная, вдруг стала сама стирать свои носочки и платьице? И напевает веселую песенку.
Песенка Люси: Я собрала платочки, Ля-ля-ля-ля, Косынки и носочки Ля-ля-ля-ля, В тазу все замочила Ля-ля-ля-ля-ля-ля, У доброй Ухти-Тухти Стирать я научилась
Ведущая: ( под музыку) И я не стала убеждать дедушку и доказывать ему, что Люси рассказала правду. Все так и было. Вот так и закончилась эта удивительная история.
Артисты выходят на поклон.
Педагогу не стоит навязывать свое видение, а тонко корректировать и обживать пространство вместе.
Когда спектакль готов и наступило время премьеры оперы, дети получают возможность проявить себя, используя полученные знания и навыки. Таким образом, можно сделать выводы, что работа над оперой позволяет развить у детей интерес к музыкальной и театральной деятельности, способствует развитию трудолюбия, чувству ответственности за общее дело, личностному росту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Использование лексического материала на занятиях по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста»
Методическая разработка «Использование лексического материала на занятиях по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста»Методическая разработка адресована воспитателям, инструкторам физич...
Методическая разработка по теме "Развитие элементарных естественно- научных представлений у детей старшего дошкольного возраста"
В представленной методической разработке отражены:- пояснительная записка, в которой отражены основные принципы работы с детьми : обучающий и развивающий; поисково- исследовательский; ...
Методическая разработка "Нетрадиционные способы изображения, как средство развития художественного творчество детей старшего дошкольного возраста"
Нетрадиционные способы рисования занимают важное место в обучении детей изобразительному искусству, так как воспитывают их нравственно, формируют эстетический вкус, оказывают огромное влияние на разви...
Методическая разработка «Здоровье - это жизнь» по здоровье сберегающей методике для детей старшего дошкольного возраста
Цель здоровье сберегающих методик в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры....
Методическая разработка сценария вечера памяти, посвященного Дню снятия блокады для детей старшего дошкольного возраста (совместно с родителями).
Тематика: снятие Блокады Ленинграда....
Методическая разработка по теме «Развитие исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектов»
На сегодняшний день новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера, и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если вчера нужен был исполнитель, то сегодня –...
Методическая разработка для воспитателей и педагогов Доклад по теме: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице в условиях дошкольного образовательного учреждения»
В настоящее время сохранение здоровья детей и формирование у них навыков безопасного поведения в отношении своей жизни являются основными задачами системы образования. Согласно Федеральному государств...