Статья-рекомендация для воспитателей. Тема: "Использование музыки в "Утреннем круге" как средство развития позитивного самоощущения
статья по музыке (подготовительная группа)
Вызывать положительные эмоции на начало дня. Развивать координацию движений, внимание, певческие и коммуникативные навыки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnyy_utrenniy_krug_1.doc | 47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №20 комбинированного вида
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Статья - рекомендация для воспитателей
Тема: Использование музыки в «Утреннем круге» как
средство развития позитивного самоощущения
Музыкальный руководитель:
Зюзина Ольга Николаевна
Санкт-Петербург
2021
Использование музыки в «Утреннем круге» как
средство развития позитивного самоощущения
Рекомендации для воспитателей
Цель. Включение музыкальных игр и элементов слушания в «Утренний круг».
Задачи.
1. Составить представление о новых режимных моментах.
2. Рассмотреть варианты использования музыки в «Утреннем круге», предложить игры для его проведения.
Одно из нововведений инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой и Э.М.Дорофеевой (М.: «Мозайка-Синтез»,2019) – внесение новых элементов в режим дня. Они получили название «Утренний круг», «Вечерний круг». Какова их основная цель?
«Утренний круг» - это начало дня, настрой на комфортное и дружное общение коллектива
«Вечерний круг» - завершение дня, подведение его итогов, рефлексия.
Во время проведения данных режимных моментов с использованием коммуникативных игр, решается ряд очень важных задач: «Формирование детского сообщества, развитие когнитивных и коммуникативных способностей, умение решать конфликтные ситуации, развитие позитивного самоощущения, раскрепощённости, уверенности в себе, умение планировать свою деятельность и действовать в соответствии в соответствии с установленными нормативами и правилами».
В рамках этих форм работы дошкольники учатся активно взаимодействовать, формировать свои мысли и впечатления и обмениваться ими, позитивно оценивать окружающую действительность.
Остановимся на «Утреннем круге», поскольку он задаёт тон всему дню. Как можно привлекать музыку в решение поставленных задач?
Первым вариантом, несомненно будет, ежедневное использование данного режимного момента превращает его в некий ритуал, который призван, прежде всего, вызывать у детей радость и даже, возможно, восторг. С одной стороны, в нём должна присутствовать определённая сюрпризность (приход в гости к детям различных героев или игрушек, использование «волшебных» атрибутов, интересных загадок, необычных заданий и пр.).
С другой стороны необходим какой –то повторяющийся элемент (который дети уже знают и ждут), объединяющий все остальные события утреннего круга. Таким элементом и должна выступать музыка. Прежде всего, она может каждый раз возвещать о начале утреннего круга, служить сигналом к общему сбору. Очень хорошо здесь на мой взгляд использовать классику, которая в процессе регулярного прослушивания станет любимой и узнаваемой. Не одно современное произведение не сможет посоревноваться с классикой по технике исполнения и по красоте звучания. Если не прививать любовь к таким произведениям с детства, то в зрелом возрасте такая музыка может показаться странной, непонятной. Поэтому обязательно включаем классическую музыку для слушания. Например, «Итальянская полька» С.Рахманинова, «Менуэт» ля-мажор Л.Боккерини, полька «Анна» И.Штрауса, фрагмент «Маленькой ночной серенады»В.А.Моцарта, пьесы из «Детского альбома», «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского, Дивертисмент №17 Моцарта, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского
Менять произведение – сигнал нужно не чаще одного раза в месяц, чтобы дети к нему привыкли, а затем регулярно к нему возвращаться. Основное условие для подбора произведений – небольшая продолжительность, подвижный (но не слишком) темп, желательно мажорный лад.
Следующим вариантом использования музыки в «Утреннем круге» является проведение общей музыкальной игры-приветствия «Поздороваемся дружно!». Она позволяет решать сразу несколько очень важных задач.
Во-первых, способствует психологическому раскрепощению детей, во-вторых, позволяет легче овладеть певческими навыками (желательно, чтобы музыкальный руководитель присутствовал при проведении этой игры и помогал закреплению правильных навыков), в-третьих, развивает чувство ритма, в –четвёртых, помогает освоить навык певческой импровизации и, наконец, в – пятых, формирует навыки взаимодействия и умение действовать по правилам.
Игра- приветствие «Поздороваемся дружно!»
Дети стоят по кругу, подпевают попевку и передают мяч в соответствии с её ритмической пульсацией (на каждую четверть или слог).
Попевка:
Поздороваемся дружно: «Здравствуй, здравствуй, детский сад!»
«С добрым утром! С добрым утром!» – спеть друг другу каждый рад.
Ребёнок, у которого в конце попевки оказался мяч, исполняет музыкальное приветствие («Здравствуйте!» или «Доброе утро!»). Попевку дети разучивают на музыкальном занятии с музыкальным руководителем или ребёнок проявляет в пении свою импровизацию мелодии. Игра проводится несколько раз. В конце дети все вместе исполняют музыкальное приветствие.
У игры могут быть различные варианты проведения в зависимости от поставленных задач.
Игра «Комплименты»
Дети исполняют попевку и передают по кругу любой предмет (мяч, игрушку, цветок, бубен и т.д.), стараясь делать это ритмично на каждую четверть.
Попевка:
«Комплименты я люблю, всем друзьям я говорю…
Ребёнок, у которого в руках оказался предмет, произносит (пропевает, если это старший дошкольник) комплимент любому из детей. Перед началом игры детям объясняют, что нельзя выбирать ребёнка, которого уже кто-то похвалил. Игру нужно проводить динамично, чтобы все услышали добрые слова в свой адрес.
После установления контакта с помощью музыкальных игр педагог вносит любой сюрпризный момент, обсуждает план будущего дня, ставит задачи, путь решения и т.д.
Завершать «Утренний круг» можно попевкой «Здравствуй, день!», оптимистично настраивающей детей на весь день (разучивается на музыкальном занятии)
Попевка «Здравствуй, день!»:
Здравствуй, день! Здравствуй, день! Заниматься нам не лень!
Будем петь, танцевать, рисовать и считать!
Подводя итог, хочется ещё раз подчеркнуть важную роль музыки в проведении утреннего круга. Она не только позволяет решить все поставленные программой задачи, но и помогает в установлении положительного эмоционального фона, достижении психологической раскрепощённости, проявлении детской индивидуальности и инициативы.
Схема включения музыки в утренний круг
№ | Структура утреннего сбора | Содержание | Время | Цель |
1. | Сбор детей | Музыкальный сигнал | 1-1,5 мин | Привлечение внимания детей, сбор в круг |
2. | Приветствие | Игра «Поздороваемся дружно!» | 2 мин | Активизация детей |
3. | Коммуникативная игра | Игра «Комплименты» | 2 мин | Установление дружеского контакта |
4. | Основная часть | По усмотрению воспитателя | 10-15 мин | Планирование дня, обмен новостями, сюрпризный момент |
5. | Завершение круга | Попевка «Здравствуй, день!» | 1 мин | Закрепление позитивного настроя |
Литература:
Методический журнал «Музыкальный руководитель»№8 -2021.-Изд.ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»
По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...
презентация на тему«Использование нетрадиционной техники аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
формирование художественно-эстетического вкуса у детей дошкольного возраста в процессе мероприятий по нетрадиционной аппликации....
Методическая тема «Использование народных подвижных игр как средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность выбранной темы: Наблюдения за дошкольниками показали, что дети мало и грают в подвижные игры, тем более в русские народные. Дети не умеют действовать в соответствии с правилами, осознанно...
Выступление на районном методическом объединении воспитателей в МБДОУ "Детский сад № 10 г. Калининска Саратовской области" на тему: "Использование техники нетрадиционного рисования, как средство развития творческих способностей и воображения у детей".
Выступление на районном методическом объединении....
Сборник методических рекомендаций на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста".
Практическая значимость исследования состоит в том, что данные исследования могут быть использованы с целью усовершенствования процесса развития творческих способностей детей на занятиях изобразительн...
Методическая разработка на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГОВ МОНТЕССОРИ – МАТЕРИАЛОВ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Нетрадиционное использование аналогов Монтессори-Материалов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжен...
Самообразование по теме: «Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей дошкольного возраста» 2019 – 2023 гг
laquo;Использование метода наглядного моделирования, как средства развития связной речи детей младшего дошкольного возраста».Актуальность данной темы ведётся в том, что наглядное моде...