Картотека музыкально – дидактических игр подготовительная к школе группа
картотека по музыке (подготовительная группа)
Игра — основная деятельность и первая социальная практика детей в обществе. Через неё дети знакомятся с окружающим миром и приобщаются к действительности. Поэтому музыкальные игры, направленные на творческое развитие, занимают особое место среди них. Существуют исследования, доказывающие положительное влияние музыки на развитие детей. Те, кто с раннего возраста знакомятся с её красотой, лучше сверстников усваивают школьную программу и отличаются высокими творческими и интеллектуальными способностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalno-didakticheskie_igry.docx | 17.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Картотека
музыкально – дидактических игр
подготовительная к школе группа
Игры на развитие звуковысотного слуха.
Музыкальные лесенки.
Игровой материал: Четыре комплекта карточек - с обоих сторон красного, жёлтого, зелёного цвета. В один комплект входят 12 карточек (6пар). Каждая пара состоит из карточки на которой нарисована лесенка, карточки с изображением кружков, соответствуют ступенькам лесенки. Всего две карточки с 3-мя ступеньками вверх и вниз; 2 по 4 ступеньки; 2 по 5 ступенек. Металлофон, ширма.
Ход игры: Играют от 3-х до 7 детей, один – ведущий. Ведущий делит все карточки поровну: карточки с кружочками складывает перед собой, карточки с лесенками раздаёт поровну играющим. Затем показывает карточку с кружочками, дети поют звуки в определённом порядке вниз или вверх. На вопрос ведущего, у кого есть такая лесенка отвечает тот, у кого такая карточка. Побеждает тот, у которого первыми подберутся парные карточки.
Бубенчики.
Игровой материал: 12 парных карточек. На их нотоносцах ноты до-2, ля-1, фа-1. 12 карточек с изображением бубенчиков на линейках соответствующих этим нотам. Карточки с отдельными нотами и бубенчиками: красные, синие, зелёные и жёлтые. Металлофон, ширма.
Ход игры: Ведущий раздаёт детям карточки разноцветные с бубенчиками. Карточки с нотами и металлофон прячут за ширму. Дети поют песню «Бубенчики», затем ведущий показывает карточку с обратной стороны, играет звук, предлагает угадать детям, какая эта нота. Ребёнок отгадывает и накрывает изображение у себя на карточке. Выигрывает тот, кто первый соберёт парные карточки.
Лесенка-чудесенка.
Игровой материал: Лесенка со ступеньками, каждая ступенька разного цвета, 5 фишек, соответствующих по цвету ступенькам.
Ход игры: Воспитатель играет определённую мелодию, дети на лесенках выкладывают эту мелодию (движение вверх, вниз, через ступеньку, на одном звуке и т.д.)
Учёный кузнечик.
Игровой материал: Картинка с изображением цветов и ученого кузнечика, металлофон.
Ход игры: Вот ученый кузнечик. Он прыгает по цветам так, как ему указывают. Ну-ка, кузнечик, прыгай до третьего цветка, а оттуда – вниз. А теперь до пятого цветка – и опять вниз. А теперь на второй цветок – и вниз.
Примечание. Пение слов «Скок, скок, скок!» сопровождайте движением руки. Движение кузнечика по цветам сопровождается на мелодическом инструменте. Ребёнок в это время внимательно смотрит на картинки и выбирает подходящую той музыке, которую сыграл взрослый. Кузнечика можно вырезать из картона и прикрепить его к кончику указки. Во время пения ребёнок сможет управлять кузнечиком, пропевая слова «Скок, скок…».
Игры на развитие чувства ритма.
Весёлый поезд.
Игровой материал: Небольшая игрушка паровоза с вагонами, фортепиано.
Ход игры: Педагог исполняет музыкальную пьесу, передавая движение паровоза: сначала он двигается медленно, затем быстрее и совсем быстро, к концу пьесы музыка замедляется и останавливается. Пир повторном исполнении пьесы педагог предлагает детям представить себя паровозом и вагонами и двигаться в соответствии с музыкой.
Наше путешествие.
Игровой материал: Металлофон, бубен, ложки, барабан.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям придумать рассказ о своём путешествии, которое можно изобразить на каком-нибудь музыкальном инструменте. Например: Оля вышла из дома и побежала вниз по лестнице, затем попрыгала на скакалке, а когда ей надоело прыгать, решила снова пойти домой и побежала вверх по лесенке к своей квартире (показ на металлофоне).
Выполни задание.
Игровой материал: Фланелеграф, карточки с изображением длинных и коротких звуков, музыкальные инструменты (металлофон, баян, триола, пианино).
Ход игры: Воспитатель проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок, ребёнок должен этот рисунок выложить на фланелеграфе. Дети, которые сидят за столом выкладывают ритмический рисунок на столе.
Игры на различие тембровой окраски.
Музыкальные загадки.
Игровой материал: Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.
Ход игры: Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребёнок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на одном из инструментов, дети отгадывают. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
Музыкальные инструменты.
Игровой материал: 8 карточек по типу лото с цветными полосками внизу (2 – красной, 2 – зелёной, 2 – жёлтой). На 4-х карточках каждого цвета по две пустые клетки. На остальных по одной пустой клетке. На всех остальных клетках контурное изображение музыкальных инструментов, повторяющееся 4 раза, на 28 маленьких карточках изображены такие же музыкальные инструменты, обратная сторона которых соответствует цвету полосок на больших карточках. Музыкальные инструменты: триола, аккоррдеон, барабан, бубен, цитра, домра, металлофон.
Ход игры: Играют четверо детей и пятый ведущий. После пения песни, ведущий напоминает звучание каждого инструмента, и все начинают играть. На вопрос ведущего: «Какой инструмент играет?», отвечает тот ребёнок, у которого соответствующая по цвету полоска на карточке цвету карточке водящего. Выигрывает тот, кто первым закроет свои рисунки на карточках цветным изображением музыкальных инструментов.
Кого встретил колобок.
Цель: Развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий).
Игровой материал: Карточка из плотного картона, разделена на две части: слева изображен весёлый колобок; справа вырезано окошко. С обратной стороны – заклеено. В щель вставляется полоска из картона в виде линейки, разделённой на четыре равные
части, на каждой из которой изображён тот или иной персонаж сказки (заяц, лиса, волк, медведь). Линейка должна передвигаться, чтобы каждый раз в окошке появлялся один из персонажей.
Ход игры: Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех героев, которые встречаются колобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы, характеризующие персонажи сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре: «заяц» - высокий, «лиса» - средний, «волк» - низкий, «медведь2 – очень низкий. После прослушивания какой-либо пьесы дети отгадывают, кто изображён в музыке (кого встретил колобок), и передвигают линейку.
Музыкальный репертуар: «Кого встретил колобок?» Левкодимова.
Игры на различие динамики.
Море.
Игровой материал: Три карточки с изображением моря – спокойного, взволнованного, бушующего; грамзапись.
Ход игры: Воспитатель предлагает послушать детям пьесу Римского-Корсакого «Море» и рассказывает, что композитор ярко выразил картины моря, какое оно бывает тихое, спокойное, взволнованное, бушующее. При повторном прослушивании предлагает детям разложить картинки в той последовательности, в которой они звучали.
Кто самый внимательный.
Цель: Упражнять детей в различении четырёх динамических оттенков музыки: громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо. Знать песню «Громко-тихо» Левкодимова.
Игровой материал: Три набора аккордеонов, разных по размеру: большой(красный), средний(синий), маленький(зелёный), очень маленький(жёлтый). Поощрительные жетоны, детский аккордеон, ширмы, карточки с заданиями – с изображением цветных кирпичиков, расположенных в различной последовательности: 1) красный, синий, зелёный, жёлтый; 2) синий, красный, зелёный, жёлтый; 3) жёлтый, зелёный, синий, красный; 4) жёлтый, синий, зелёный, красный.
Ход игры: Играют 4 детей, один из них ведущий. Он раздаёт детям по одному набору аккордеонов и ширму. Вначале дети поют песню, прослушивают звучание каждого аккордеона, стараясь правильно соотнести цвет с силой звучания. Затем ведущий просит прослушать задание. Дети за ширмами выкладывают аккордеоны разной величины в соответствии с предложенной последовательностью динамических оттенков. После этого они проверяют выполненное задание. За правильное выполнение ребёнок получает жетон.
Игры на восприятие музыки.
Наши песни.
Игровой материал: Карточки-картинки, иллюстрирующие содержание знакомых песен, металлофон, записи песен, фишки.
Ход игры: Исполняется мелодия песни на металлофоне, проигрывается в записи, дети по услышанной мелодии узнают песню и указывают на нужную картинку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
Чей это марш?
Цель: Расширить у детей представление о жанрах музыки, развивать умение различать характер марша.
Игровой материал: Прямоугольная карточка (38-13см), разделённая на три квадрата. На первом - изображены марширующие пионеры; на втором - марширующие солдаты; на третьем – игрушечные солдатики. Три картонные фишки (разноцветные)
Ход игры: Дети слушают три разнохарактерные части марша, исполняемые поочерёдно. По характеру звучания, по выразительным особенностям дети должны догадаться, чей это марш и закрыть фишкой соответствующую картинку.
Музыкальный материал: «Детский марш», «Маршируют солдаты», «Марш игрушечных солдатиков» Г.Левкодимова.
Слушаем внимательно.
Игровой материал: Записи инструментальной музыки, знакомой детям, детские музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, скрипка).
Ход игры: Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские музыкальные инструменты. Им предлагают послушать знакомые музыкальные произведения и определить, какие инструменты исполняют это произведение. Найти их на столе.
Весело-грустно.
Цель: Развивать у детей представление о характере музыки: весёлая, спокойная, грустная.
Игровой материал: Карточка из плотного картона или дерева разделена на три квадрата: на первом изображён ребёнок с весёлым выражением лица; на втором – спокойным; на третьем – грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.
Ход игры: Дети слушают пьесу весёлого, спокойного или грустного характера и закрывают соответствующую картинку. Можно прослушать две или три пьесы, закрывая картинки в той последовательности, какой они звучали.
Музыкальный материал: «Три настроения» Левкодимова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого интегрированного занятия по изобразительной деятельности и музыкальному воспитанию "Музыкальный рисунок" в подготовительной к школе группе
Программное содержание:1. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм). Учить детей самостоятельно ...
"Картотека музыкальных дидактических игр" подготовительная группа
Картотека музыкальных дидактических игр в подготовительной группе...
Картотека музыкально - дидактических игр. Подготовительная группа.
Картотека музыкально - дидактических игр. Подготовительная группа....
Интегрированное музыкальное занятие в подготовительной к школе группе тема "Путешествие по музыкальной планете"
Цель данного занятия-развитие и обогащение музыкально-интеллектуального кругозора детей, воспитание интереса к различным культурам мира....
Конспект музыкального занятия по лексической теме «Музыкальные инструменты» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Данный конспект может быть полезен в работе с детьми компенсирующей направленности. В работе его могут использовать музыкальные руководители, не зависимо от стажа и квалификационной категории. Н...
Методическая разработка «Музыкально-дидактическая игра «Собери свой оркестр» как средство развития музыкальных способностей детей подготовительной к школе группы»
Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами...
Картотека музыкально-дидактических игр (подготовительная к школе группа)
Картотека музыкально-дидактических игр(подготовительная к школе группа)...