Музыкальное занятие "Формирование музыкально-художественной грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Яхина Наталья Леонидовна

Цель: целостное восприятие балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Задачи: 

  • продолжать знакомить детей с музыкой балета П. Чайковского «Щелкунчик»;
  • развивать у детей умение слушать и понимать классическую музыку;
  • развивать умение определять характер музыки, передавать его мимикой и движением в импровизациях; 
  • развивать вокально-хоровые навыки в пении А-капелла;
  • расширять словарный запас для определения характера музыкального произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz.zanyatie_po_baletu_shchelkunchik.docx24.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Автор:

Яхина Наталья Леонидовна,

музыкальный руководитель

МДОУ «Детский сад

«Аленький цветочек» г. Надыма»

Формирование музыкально-художественной грамотности у детей старшего дошкольного возраста

на основе балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»

Цель: целостное восприятие балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Задачи: 

  • продолжать знакомить детей с музыкой балета П. Чайковского «Щелкунчик»;
  • развивать у детей умение слушать и понимать классическую музыку;
  • развивать умение определять характер музыки, передавать его мимикой и движением в импровизациях; 
  • развивать вокально-хоровые навыки в пении А-капелла;
  • расширять словарный запас для определения характера музыкального произведения.

Ход

Под марш из балета «Щелкунчик» дети входят в музыкальный зал,

становятся полукругом.

Музыкальный руководитель: 

Ребята! Я рада снова вас видеть в музыкальном зале. Давайте поздороваемся по музыкальному.

Дети исполняют музыкальное приветствие.

Музыкальное приветствие «Музыка, здравствуй!»

-Посмотрите, что я вам принесла.

Дети: Афиши.

-О каких представлениях эти афиши? Что на них изображено?

Дети: балет «Лебединое озеро» и «Спящая красавица».

-Кто написал музыку к  балету «Лебединое озеро» и «Спящая красавица»?

-Вы хотели бы посмотреть балет? Я приглашаю вас в театр на балет Петра Ильича Чайковского.

-Ребята! Когда вы вошли в музыкальный зал, какая музыка звучала?

Дети: Марш из балета «Щелкунчик»

-Чьи шаги слышатся в этом марше?

Дети: Героев из сказки: Щелкунчика, солдатиков, Девочки Мари, Мышиного короля, мышей, Волшебника и т.д.

-Давайте мы с вами превратимся в героев этой сказки и как эти герои пройдем по залу.

Дети под музыку, выполняют движения: марш, поскоки, бег на носочках, перестроение через центр зала парами. С окончанием музыки встают в полукруг.

-Сегодня в нашем театре идет балет по сказке «Щелкунчик». Давайте вспомним, как начинается сказка?

Дети: Снежные хлопья летят за окном, дети танцуют около елки. В зале появляется Фокусник Дроссельмейер, он дарит Мари игрушку, которая может щелкать орехи. Но брат Мари Франц сломал игрушку, и она грустит. Праздничный вечер заканчивается. Все укладываются спать, но Мари не спится. Она заходит в зал. Ей кажется, что игрушки оживают, и начинают расти.

-Тише, кажется кто-то крадется…давайте мы с вами займем места в зрительном зале и посмотрим.

Инсценировка по сказке, участвуют дети

Появляется Мышиный король и мыши

Мышиный король:

Почему здесь песни слышны,

Их не любят наши мыши!

Я мышиный король

Никому петь не велел.

Уходите-ка отсюда

Только я у елки буду.

Мой теперь черед настал

Мы теперь устроим бал.

Все подарки отниму

И с мышами погрызу

Ну-ка, мыши, выбегайте,

Всех на елке напугайте.

Выбегают мыши

Мышь 1:

Все попрятались игрушки,

Шарики, хлопушки!

Будет здесь большая драка,

Ведь зовусь я  - Забияка.

Мышь 2:

Слишком много говоришь,

Зато я  - принцесса мышь

Что за хвостик,

Ушки, глазки,

Я  из самой лучшей сказки!

Солдатик:

Добрые Солдаты,

Отважные ребята!

Честь свою не посрамите,

Нам победу принесите.

Звучит Марш солдатиков

Дети исполняют марш солдатиков, затем герои проходят в «зрительный зал»

-Ребята, что же произошло дальше?

Дети: Щелкунчик вступает в поединок, и войско спасается бегством. Щелкунчик превращается в принца - юношу. Принц и Мари попадают в королевство сладостей.

-Как зовут главную героиню королевства сладостей? Давайте посмотрим танец самой королевы.

Видеофрагмент из балета «Щелкунчик»

Танец феи Драже

-Какие чувства вызвала у вас эта музыка? А какая она по характеру?

-Как вы можете рассказать о фее Драже, какая она?  

-Как об этом нам подсказывает музыка танца феи Драже? (музыка звучит высоко, легко, вся переливается, и как будто рассыпаются горошины драже).

-Какие инструменты звучат в этом танце? (Колокольчики, треугольники, металлофоны, челеста)

-Как вы думаете, почему композитор выбрал именно эти музыкальные инструменты? (Потому что звук этих инструментов серебристый)

-Посмотрите! У нас на столе лежат различные инструменты.

-Хотите стать  музыкантами и подыграть на музыкальных инструментах Фее Драже?

-Какие бы вы выбрали инструменты для этого танца?

Музицирование. Звучит танец феи Драже

Дети подыгрывают на музыкальных инструментах

-У вас очень красиво получилось.

-Предлагаю посмотреть еще один фрагмент балета. Посмотрите и скажите, о чем он и как называется.

Фрагмент из балета «Вальс белых хлопьев»

-О чем этот фрагмент? (о танцующих снежинках).

-Как называется эта музыка? («Вальс снежных хлопьев»).

-На что она еще похожа? (метель, зимняя ночь).

-Какую зиму вы представляете, слушая эту музыку? (снежную, метельную)

-Какие музыкальные инструменты вы услышали? (Флейта, струнный оркестр, арфа, треугольник, тарелки).

-Что еще слышно кроме музыкальных инструментов? (поет хор).

-Что изображает музыка в исполнении оркестра? (Метель).

-А что показывает хор? (Качание в колыбели).

-Верно, снежинки кружатся в воздухе на ветру, ветерок то сильнее их поднимает верх, то тихо опускает вниз. Давайте мы с вами изобразим голосом метель по движению руки на звук «У».

Дети вместе с педагогом выполняют упражнение

«Полет» на «глиссандо» - интервал октавы вверх-вниз.

-А теперь успокоим голосом метель на звук «А».

Упражнение «Покачаемся» - терция вверх-вниз.

-Ребята, а чем же закончилась сказка?

Дети: Дроссельмейер - (волшебник) останавливает злую метель. Принц привозит Мари в сказочный город, где много сладостей. Жители города танцуют в честь приезда дорогих гостей.

-Какую музыку написал в конце балета Петр Ильич Чайковский для танца Мари и Щелкунчика? (Вальс цветов).

-Давайте вместе с вами насладимся музыкой Петра Ильича и посмотрим «Вальс цветов»

Фрагмент из балета «Вальс цветов»

-О чем этот танец? (О радости, любви, добре).

-С помощью чего артисты балета выражают свои чувства в этом танце? (с помощью движений)

-Какие движения у танцоров? (Мягкие, красивые, плавные).

-Хотите вместе с балеринами и танцовщиками исполнить вальс цветов?

Танец-импровизация с колокольчиками и цветами «Вальс цветов»

Рефлексия.

-Какое произведение из балета П. И. Чайковского вам понравилось больше всего?

-Вы бы хотели кого нибудь пригласить на этот балет? Кого бы вы хотели пригласить?

-Что для этого можно сделать? (оформить афишу).

-У меня для этого приготовлены фигурки балерин и изображение сказочных героев этой сказки. Мы можем сами сделать свою афишу и пригласить на представление других ребят.

Творческая работа по оформлению афиши

-А еще ребята, я хочу дать вам домашнее задание. Вы нарисуете свои рисунки. Что больше всего вам понравилось и запомнилось из этой сказки-балета? И на следующем занятии мы с вами оформим альбом с вашими рисунками. Ну а мы сегодня прощаемся с вами до следующей встречи. До свидания!

Дети прощаются и под музыку уходят.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Основы финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста.

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночн...

Интеллектуальная игра по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Где логика?»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....

Развлечение—музыкально-художественное-театрализованное «Святочные посиделки» для детей старшего дошкольного возраста.

Районное методическое объединение воспитателей по теме «Духовно­нравственное воспитание детей посредством приобщения к православной культуре в соответствии с программой «Добрый мир&raq...

Рабочая программа по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (далее-Программа) направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических предс...

Основы финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка "Основы финансовой грамотности" для детей дошкольного возраста, описание программы: цель, задачи, актуальнуальность, разделы программы, календарный план....

Методическая разработка музыкального досуга для детей старшего дошкольного возраста по произведениям П. И. Чайковского.

Музыкуальный досуг для детей старшего дошкольного возраста "Кукольбник" по произведениям русского композитора П. И. Чайковского...

Сценарий развлечения «Ярмарка» по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ экономического мышления, умения использовать в игре знания о финансовых понятиях....