Конспект непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Музыкальная гостиная»
методическая разработка по музыке (старшая группа)
Методическая разработка НОД по музыкальному занятию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_muzykalnaya_gostinaya.doc | 447.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад №414 комбинированного вида Ново-Савиновского района» г. Казань
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей
в старшей группе по теме «Музыкальная гостиная»
Провела: Белоусова Екатерина Владимировна, музыкальный руководитель
Задачи приоритетной образовательной области /Художественно- эстетическое развитие/: Формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания классической музыки (К.Сен-Санс, сюита «Карнавал животных»); становления эстетического отношения к окружающему миру.
Задачи ОО в интеграции:
Познавательное развитие: создать условия для формирования первичных представлений о творчестве композитора К.Сен -Санса (сюита «Карнавал животных»); для экспериментирования со звуками (рык льва); для развития творческой активности (придумывание характеров музыкальных образов); для решения проблемной ситуации.
Социально-коммуникативное развитие: создать условия для обогащения опыта слушания музыкальных произведений средствами ИКТ; для развития игрового сюжета на основе имеющихся знаний («Творчество под полями белой, зеленой, красной шляпы», Э.де Боно «6 шляп мышления»); для установления положительных отношений со сверстниками; для проявления эмоциональной отзывчивости и адекватного отклика на эмоциональное состояние товарища (подвижные музыкальные игры с импровизацией).
Физическое развитие: создать условия для самостоятельного, инициативного, творческого участия в подвижных музыкальных играх (умение самостоятельно находить выразительные позы и движения под соответствующий музыкальный отрывок; импровизировать); для красивого, грациозного и ритмичного выполнения движений в сочетании с музыкой, для пространственной ориентации.
Речевое развитие: создать условия для обогащения активного словаря (арфа, виолончель, фортепиано); для формирования звуковой аналитико-синтетической активности (соотнесение музыкального сопровождения (тембр, регистр, ритм, громкость, интонация) с изображением); для использования невербальных средств общения (мимика, жесты, движения под музыкальное сопровождение).
Предпосылки учебной деятельности:
Коммуникативные: слушают, говорят, понимают, о чем идёт речь, учатся диалогу; ориентируются на партнера по деятельности; согласовывают совместные действия.
Познавательные: анализируют, выделяют отдельные критерии и на их основе делают вывод; распознают объекты.
Регулятивные: слышат инструкцию, действуют в соответствии с ней; проявляют произвольность действий.
Личностные: проявляют положительные установки и желание узнавать новое.
Оборудование для педагога: ноутбук, аудио-колонки, проектор, презентация – «Зоопарк», текст стихотворения С.Маршака «Где обедал воробей?», музыкальная сюита К.Сен-Санса «Карнавал животных», отрывок из концертного номера – «Умирающий лебедь», музыкальный отрывок для подвижных игр – Вернер Томас «Танец маленьких утят», музыкальный отрывок для входа в зал – М.Лазарев «Зоопарк».
Оборудование для детей: Белая, зеленая и красная шляпы.
Ход:
Содержание НОД | ОО/вид детской деятельности | Средства для достижения результата | Формы работы | Образовательные цели и задачи | Итоговый образовательный результат |
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) | |||||
Под легкую музыку (в записи) дети входят в зал и становятся в круг. М.Р: Ребята, я рада видеть вас в музыкальном зале и предлагаю провести «Музыкальное приветствие»: Пока звучит первый музыкальный отрывок, дети свободно передвигаются по залу, как только начинается новый музыкальный отрывок, дети находят себе пару, здороваются разными частями тела (соприкасаясь аккуратно с партнером) и при этом пропевают фразу: «Добрый день!» | Социально-коммуникативное развитие/ коммуникативная, музыкальная деятельность | Слова и движения | Подвижная игра с речевым и музыкальным сопровождением | Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Проявление эмоциональной отзывчивости и адекватного отклика на эмоциональное состояние товарища | Ребенок обладает развитым воображением, умеет подчиняться правилам, способен выбирать участников по совместной деятельности |
Основная часть | |||||
Дети присаживаются на стулья. Педагог включает видеопрезентацию. На первом слайде изображен зоопарк с животными. М.Р. декламирует вслух стихотворение С. Маршака «Где обедал воробей?», обращаясь к опыту детей, давая им возможность закончить фразу, произнести знакомый текст: Где обедал воробей? В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва за решеткой у льва. Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы, Ел морковку у слона, С журавлем поел пшена. Погости у носорога, Отрубей поел немного. Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде у хвостатого медведя. А зубастый крокодил чуть меня не проглотил. М.Р: Предлагаю и нам заглянуть в зоопарк. Но! Сегодня нас будет сопровождать музыка французского композитора Камиля Се-Санса (на слайде – портрет композитора). М.Р: Чтобы добраться до зоопарка, нам нужно преодолеть музыкальный лабиринт. Для этого нужен проводник, который будет указывать нам путь. Проводника надо выбрать. Как будет выбирать (предложения детей: считалочка музыкальная, жребий по инструментам и т.д.). Выбранный проводник комментирует маршрут, с помощью детей расшифровывая фигуры (улитка, змейка, круг). После прохождения маршрута дети садятся на стулья. М.Р: Вот мы с вами и в зоопарке (на слайде-Зоопарк): Рано, рано мы встаем, в зоопарк с утра идем: Много у ворот людей – они пришли смотреть зверей. Вот вошли мы в зоопарк – клетки там стоят все в ряд, У вольеров ходят люди, на зверей они глядят. Устрашающе красив, он свиреп и желтогрив. Даже хвост совсем не прост, с кисточкою хвост. Лапы сильны и могучи, рык несётся выше тучи, Ведь не зря он царь зверей в жаркой Африке своей. Кто это? Ответ детей: лев. (на слайде-изображение льва). Звучит музыка К. Сен-Санса «Королевский марш льва». М.Р: Опишите, пожалуйста, как звучит эта музыка? Ответы детей: громко, устрашающе, величественно. На сладе изображены инструменты – виолончель, фортепиано. М.Р: Ребята, кто знает, что это за инструменты? (с опорой на опыт детей называем инструменты). Именно эти инструменты помогли композитору изобразить раскаленную солнцем пустыню, величавую походку льва, его страшное рычание и силу. Вы сможете изобразить рык льва? (дети пробуют) М.Р: А теперь посмотрите, пожалуйста, на эти изображения животных. Кого мы здесь встретили? Дети: кенгуру, черепаха, слон, кукушка. М.Р: Сейчас будем слушать пьесу композитора Сен-Санса. А после прослушивания надо определить, какой звучал инструмент, и какое животное композитор нам загадал. Слушание музыки «Кенгуру». Ответы детей: это загадка про кенгуру, инструмент – фортепиано. Кенгуру как будто прыгает, озирается по сторонам. Оглянувшись, вновь продолжает свои прыжки. На слайде – изображение кенгуру. М.Р: Предлагаю надеть белую шляпу рассказать все, что вы знаете о кенгуру (белая шляпа передаётся детьми друг другу и все желающие высказываются). М.Р. поощряет правильные высказывания (информация и факты о кенгуру, о его местах обитания и т.п.). М.Р: А теперь предлагаю встать в большой круг. Посмотрите на экран – там круглый аквариум. Превратимся в обитателей этого подводного царства: под музыку композитора Сен-Санса будем выполнять движения (м.р. декламирует стихи и показывает движения, дети за ним повторяют, придумывают свои движения, свободно передвигаясь по залу): Подводный лес качается, Как будто на ветру. Здесь сумрачно, таинственно И в холод, и в жару (дети плавно раскачиваются с поднятыми вверх руками, изображая «водоросли») Несказанной красы в море выросли цветы. А цветы те непростые, лепестки у них живые. (дети приседают, медленно приподнимаются, руки показывают «лепестки», при этом покачиваются) Перламутровые струйки, Разноцветные чешуйки, Рыбки-бабочки порхают, Словно звездочки сверкают (дети двигаются по залу, изображая плавающих рыбок) Мурена, баракуда, куда плывут, откуда. Смешная каракатица по дну куда-то пятится (дети неуклюже передвигаются спиной вперед). Звезды в небе высоко, Звёзды в море глубоко (потянуться руками вверх, присесть, руками коснуться пола). Подводный мир качается, Как будто на ветру. Здесь сумрачно, таинственно И в холод, и в жару (плавно раскачиваются с поднятыми вверх руками, затем опускаются вниз). Дети усаживаются на ковер. М.Р. контролирует, чтобы находились на достаточном удалении от экрана. М.Р. послушайте, пожалуйста, загадку: Горделивый, белокрылый. Он белее белых лилий. Скользит бесшумно над водой, Шея выгнута дугой. Им любуются всегда все на берегу пруда. Кто это? На экране появляется изображение лебедя. Слушание музыкального фрагмента «Лебедя» М.Р: Давайте и мы полюбуемся лебединым танцем. Сейчас мы увидим отрывок из концертного номера «Умирающий лебедь» (на экране – видео «Умирающий лебедь» в исполнении Майи Плисецкой). Просмотр видео. М.Р: А теперь под полями красной шляпы, пожалуйста, расскажите об увиденном (дети передают по кругу красную шляпу друг другу и озвучивают свои эмоции). | Речевое развитие/ восприятие художественной литературы Познавательное развитие/познавательно-исследовательская деятельность Физическое развитие/двигательная деятельность Речевое развитие/коммуникативная деятельность Речевое развитие/коммуникативная деятельность Художественно-эстетическое развитие/музыкальная деятельность Художественно-эстетическое развитие/музыкальная деятельность | Стихотворение с. Маршака «Где обедал воробей?», проектор и презентация (слайд с изображение животных в зоопарке) Презентация слайдов на проекторе с изображением композитора и с графическим изображением маршрута (лабиринта) Музыкальное сопровождение Загадка про льва. Изображение музыкальных инструментов: виолончели, фортепиано. Музыкальный отрывок «Королевский марш льва» Музыкальный отрывок «Кенгуру» Белая шляпа Слайд с изображением аквариума с рыбками. Муз. отрывок «Аквариум» Загадка про лебедя Картинка с изображением лебедя Видео «Умирающий лебедь» в исполнении Майи Плисецкой | Аудирование (смысловое восприятие речи на слух) и частичная самостоятельная речевая художественная деятельность Рассматривание изображения; решение проблемной ситуации; моделирование маршрута в лабиринте Подвижная игра с музыкальным сопровождением Отгадывание загадки. Беседа. Знакомство с новым музыкальным инструментом – виолончель. Рассматривание изображения. Прослушивание музыки. Исследование (соотнесение услышанного с личным опытом, представления о львах и кенгуру, построение причинно-следственных связей) Беседа Подвижная игра с музыкальным сопровождением. Музыкально-ритмические движения. Импровизация Слушание музыкального произведения и просмотр видео. | Развитие образного мышления средствами художественной литературы Формирование первичных представлений о композиторе; Развитие познавательно-исследовательской деятельности (предложение способа действия и достижения результата) Совершенствование двигательных умений (в соответствии с музыкальным ритмом), ориентируясь в пространстве, чередуя направление движения Создание условий для обогащения активного словаря Накопление запаса музыкальных впечатлений Развитие интонационно-мелодического слышания музыки, лежащего в основе понимания ее содержания Создание ситуаций речевого общения с использованием заданных ограничений (информация, факты) Создание условий для эмоционального отклика на музыкальное произведение, передачи своего настроения при помощи музыкально-ритмических движений Поддерживать индивидуальные творческие проявления в работе над образными музыкально-двигательными этюдами Создание условий для эмоционального отклика на музыкальное произведение, передачи своего настроения при помощи речевого высказывания | Ребенок знаком с произведениями детской художественной литературы Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность; способен к принятию собственных решений. Ребенок обладает развитым воображением, подвижен, может управлять своими движениями, контролировать их Ребенок проявляет любознательность, склонен наблюдать, интересуется причинно-следственными связями. Ребенок обладает элементарными представлениями в области музыки. Ребенок способен к волевым усилиям (контролирует эмоции) Ребенок обладает развитым воображением, подвижен, различает условную и реальную ситуации, участвует в совместных играх. Ребенок способен к волевым усилиям (слушает внимательно) Может использовать речь для выражения своих чувств, мыслей, желаний |
Заключительная часть | |||||
М.Р: вот и подходит к концу наше путешествие. Но в зоопарке ещё очень много зверей и птиц, которых мы не посмотрели. Предлагаю вам под полями зеленой шляпы в музыкальной игре при помощи движений показать этих животных. Игра: 1 часть: дети двигаются по кругу, в середине круга стоит ребенок в зеленой шляпе; 2 часть: ребенок, стоящий в середине круга, придумывает и показывает характерные движения животного под музыку. Дети должны по движениям угадать что это за животное. Шляпа передается другому ребенку, игра продолжается. М.Р: Ребята, что в нашем путешествии вам понравилось больше всего? А какие встречались трудности? Дети прощаются и под музыку уходят. | Художественно-эстетическое развитие/музыкальная деятельность | Музыкальная игра «Кто живет в зоопарке» | Подвижная игра с музыкальным сопровождением, импровизация | Создание условий для музыкального отклика на музыкальное произведение, передачи своего настроения при помощи музыкально-ритмических движений | Ребенок обладает развитым воображением, подвижен, различает условную и реальную ситуации, участвует в совместных играх |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Правила дорожные – детям знать положено»
Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице....
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Правила дорожные – детям знать положено»
Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице....
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему: « Хлеб- всему голова»
Предлагаю вам конспект открытой непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме: « Хлеб-всему голова» Этот материал полезен для воспитателей старшей группы. Познавательн...
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему "Весна,приметы весны.Перелетные птицы"
Пришла весна. Наступили теплые денечки. Природа проснулась от зимней спячки. Набухают на деревьях почки, пробивается молодая травка, расцветают первые подснежники. Птицы стали петь веселее свои песни....
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Идем в кино»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающей и социальной действительностью (ОО "Познавателньое развитие", ОО "Социально-коммуникативное развитие"). Конспект разработан в соответсвии с ФГОС ДО...
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему «Животные жарких стран и Севера»
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему «Животные жарких стран и Севера»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «...
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Правила дорожные – детям знать положено»
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Правила дорожные – детям знать положено»Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Художественное твор...