Проект «Волшебный театр» в подготовительной к школе группе
проект по музыке (подготовительная группа)

Светич Татьяна Александровна
Значение театра в развитии личности дошкольника переоценить невозможно. Сила воздействия театрализованной деятельности на ребенка огромна, ее педагогические возможности – неисчерпаемы. Театрализованная деятельность весьма успешно используется в работе с детьми разного возраста в детском саду.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г.Троицка

«Детский сад №32»

Проект

«Волшебный театр»

в подготовительной к школе группе

 

                                                                          Воспитатель I кв. категории:

  Светич Татьяна Александровна

                           

                                                            2021 г

    «Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира

детей…»

( Б. М. Теплов)

Актуальность

Значение театра в развитии личности дошкольника переоценить невозможно.

     Сила воздействия театрализованной деятельности на ребенка огромна, ее педагогические возможности – неисчерпаемы. Театрализованная деятельность весьма успешно используется в работе с детьми разного возраста в детском саду.

     Нарушение речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и другие речевые нарушения, рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.

      Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально – игровая) деятельность оказывает выраженное психо – терапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.

     Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации. В игре формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально – игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально – личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, а главное способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образцом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

        Театрализованная деятельность в психокоррекционной практике следует рассматривать как совокупность методик, построенных на применении этого искусства в своеобразной символической форме. ЕЕ основные функции:

- освобождение от негативных состояний;

- снятие нервно – психического напряжения, моделирование положительного психоэмоционального состояния;

- коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.

       

Интересным, увлекательным и актуальным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать.

В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая при этом огромное эмоциональное наслаждение.

В работе с детьми по организации театрализованной деятельности в группе опираемся на работы современных педагогов: М.Д.Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду», Л.В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников», Т.Н.Дороновой «Играем в театр», в которых рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах, выделены основные принципы организации театрализованной деятельности, предложена методика работы, выявлены особенности проведения театрализованных занятий, разработаны сценарии, пособия, конспекты занятий.

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Но самое главное, что театрализованная деятельность способствует развитию у ребенка общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным, т.е способствует развитию интегративных качеств личности, заложенных в ФГОС ДО.

 

Новизна проекта:

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, нравственного и художественно - эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.

Активно применяются в работе с детьми и родителями информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) – просмотр презентаций, мультфильмов и др. Появляется возможность вовлечения детей, педагогов и родителей в сотворчество на основе предварительной работы по театрализованной деятельности, результатом которой является театрализованное представление «Мешок яблок» В. Сутеева.

Цель проекта:

Формирование творческой личности дошкольников средствами театральной деятельности.

Задачи:

- Систематизировать  знания детей по теме проекта;

- Стимулировать у детей интерес к знакомству с историей театра, с его особенностями, видами и традициями;

- Развивать у детей устойчивый интерес к театрализованной деятельности,  умение воспринимать художественное слово и понимать его значение;

- Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи;

- Развивать эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные особенности ребенка  — средствами детского театра;

- Развивать артистизм и навыки сценического воплощения.

- Стимулировать у детей развитие творческой, поисковой и самостоятельной активности в проектной деятельности средствами театрального искусства;

- Воспитывать у детей чувство любви к театру и драматизации;

- Воспитывать у детей уважительного отношения к сверстникам и старшим, учиться работать вместе и самостоятельно; 

- Воспитывать у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

- Поддерживать стремление искать выразительные средства для создания образа персонажа,  используя движения, мимику, позу, жесты, речевую интонацию.

- Воспитывать гуманные чувства, формировать представление о честности, справедливости, добре, эмпатии (сочувствие).

- Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.

Формы и методы реализации проекта:

Формы работы с детьми:

Музыкальная, интегрированная, образовательная деятельность; тематические выставки в ДОУ; праздники,  игры-драматизации, театрализованные игры.

Формы работы с родителями:

Собрания, консультации, праздники, совместные досуговые мероприятия.

Методы работы с детьми:

Практический метод: практические задания, разные виды игр, постановка сказок, викторины, игры-драматизации, театрализованные игры.

Словесный метод: беседа, чтение художественных произведений, рассказывание, пересказ;  слушание музыкальных произведений по теме проекта;

Наглядный метод: рассматривание наглядно-иллюстративного материала; подбор разных видов атрибутов и костюмов для постановки театральной деятельности, демонстрация мультфильмов и видеофильмов.

Методы исследования: педагогическое наблюдение; анкетирование; опрос; мониторинг.

Участники проекта: дети подготовительной  группы 6-7 лет, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Тип проектатворческий

Продолжительность: средней продолжительности (2 месяца- с 9 января по март)

Образовательные области:

  • художественно-эстетическое развитие
  • социально – коммуникативное развитие
  •  речевое развитие
  •  познавательное развитие
  • физическое развитие

Этапы реализации проекта:

1 этап (январь) - подготовительный

  •  Составление плана мероприятий по работе с детьми и родителями
  • Сбор и накопление материала, изучение литературы
  •  Организация развивающей предметно-пространственной среды
  • Мониторинг творческих способностей детей, их умений и навыков
  • Анкетирование родителей

2 этап (январь - февраль) – реализация проекта

  • Беседа с детьми о театре
  • Чтение художественной литературы, аппликация, лепка, рисование
  • Театрализованные игры, игры - драматизации
  • Совершенствование навыков использования мимики, жестов, голоса,
  • разучивание текстов сказок
  • Настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, пальчиковый и
  • настольный театры, настольно-печатный театр, театр БИ-БА-БО
  • Организация и проведение образовательной деятельности
  • «Творческая мастерская» (совместно с детьми  создание необходимых костюмов или элементов костюмов, декорации, и т.д.).

3 этап (март) – заключительный

  • Показ театра В. Сутеева «Мешок яблок» с участием детей для младших дошкольников.
  • Выступление на городском семинаре «Театр как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
  • Итоговая диагностика творческих способностей детей, их умений и навыков
  • Анализ результатов диагностики творческих способностей у детей

Пути реализации проекта:

С детьми:

  • Беседа «Что такое театр»; «Правила поведения в театре»;
  • Чтение сказки В. Сутеева «Мешок яблок»
  •  Изготовление декораций к театру В. Сутеева «Мешок яблок».
  •  Дыхательная гимнастика;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Разучивание слов сказки В. Сутеева «Мешок яблок;
  • Рисование по сказке В. Сутеева «Мешок яблок;
  • Отгадывание «Сказочных загадок»;
  • Настольно-печатные игры: «Собери сказку», «Расскажи сказку»;
  • Настольные игры: «Назови сказку», «Любимые сказки»;
  • Игры драматизации по сказкам:
  • В. Сутеева «Мешок яблок»;
  • Настольный театр:  В. Сутеева «Мешок яблок»;
  • Просмотр мультфильмов В. Сутеева «Мешок яблок»,
  • Подвижная игра: «Хитрая лиса»

С родителями:

  • Консультация для родителей – «Значение игр-драматизаций в развитии детей дошкольного возраста и применение различных видов материалов для игр»;
  • Изготовление сказочных героев из природного материала;
  • Опрос родителей – «Играете ли Вы с ребёнком в театр»
  • Изготовление масок, костюмов, декораций для драматизации сказки

В. Сутеева «Мешок яблок».

Реализация проекта:

Январь:

- Беседа «Правила поведения в театре»;

- Разучивание скороговорок;

- Настольные игры: «Путешествие по сказкам», «Сказочное домино»;

- Игра-драматизация с масками;

-Подвижная игра: «Волк во рву»

- Игры «Угадай эмоцию», «Что бы это значило?»;

- Самостоятельная театрализованная деятельность с пальчиковыми куклами»

- Чтение сказки В. Сутеева «Мешок яблок»;

- Рисование по сказке В. Сутеева «Мешок яблок»;

Февраль:

- Просмотр мультфильма В. Сутеева «Мешок яблок

- Пересказ сказки В. Сутеева «Мешок яблок»;

- Разучивание диалогов к сказке В. Сутеева «Мешок яблок»;

- Прослушивание музыки к сказке В. Сутеева «Мешок яблок»

Март:

- Показ сказки В. Сутеева «Мешок яблок» младшим группам;

- Открытый просмотр В. Сутеева «Мешок яблок» на городском семинаре.

Ожидаемые результаты

Дети:

- развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог); творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль);

- обогащение театрального опыта: знаний детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии;

- самостоятельное исполнение и передача образа сказочных персонажей;

- решение основных задач образовательных областей в соответствии с ФГОС (любая задача любой образовательной деятельности решается детьми легче, проще и быстрее, если дети ее обыгрывают);

- целесообразное включение элементов театрализации в образовательную деятельность.

Родители:

- формирование представлений о создании игровой среды для полноценного

творческого развития ребенка

- повышение знаний по театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста

- активное участие в жизни группы.

Использованная литература:

1. Агапова, М.А. Давыдова И.А. «Театральные занятия в детском саду» Развитие, управление, тренинги, сценарии. М.; АРКТИ, 2010

2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с

3.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа «От рождения до школы» М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014г.

4.Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М. Просвещение, 2005г.
5.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка дошкольника: Программно-методическое пособие. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004г.
6.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004г.
7.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М.: Школьная Пресса, 2004г.
8.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М.: АРКТИ, 2004г.
9. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» Библиотека

воспитателя. Мозаика-синтез 2008

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на тему: "Неделя театра" в подготовительной к школе группе

Проектная деятельность на тему: «Неделя театра» в подготовительной к школе группеЦели проекта: нравственное воспитание детей дошкольного возраста, формирование у них культурных ценностей, развитие инт...

Проектная деятельность на тему: "Неделя театра" в подготовительной к школе группе

Проектная деятельность на тему: «Неделя театра» в подготовительной к школе группеЦели проекта: нравственное воспитание детей дошкольного возраста, формирование у них культурных ценностей, развитие инт...

Беседа о театре в подготовительной к школе группе

laquo;Беседа о театре».Конспект занятия-беседы в подготовительной группе Задачи: Формировать у детей представление о видах театра: ТЮЗе, театре оперы и балета, драматическом театре; о круп...

Проект «Волшебный театр» в подготовительной к школе группе

Интересным, увлекательным и актуальным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, гл...

План проведения недели «Волшебный мир театра» в подготовительной к школе группе

Цели: духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, формирование у них культурных ценностей, развитие интеллектуальных и личностных качеств детей.Задачи. Развивать познавательную и двига...

Беседа о театре в подготовительной к школе группе

Целью данной беседы послужило формирование у детей представлений о видах театра: ТЮЗе, театре оперы и балета, драматическом театре; о крупнейших театрах России: «Большом», театре кукол им....