Статья : «Воспитание маленького патриота через музыкально-интеллектуальные игры»
статья по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья
Тема «Воспитание маленького патриота через музыкально-интеллектуальные игры»
В настоящее время тема патриотического и духовно-нравственного воспитания является как никогда актуальной.
Именно поэтому президент сделал акцент на формирование чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению. В связи с этим и в закон об образовании были внесены изменения, обязывающие ОУ разработать и реализовывать программу воспитания.
Именно, в дошкольном возрасте, закладываются основные ценности. Дети эмоциональны, восприимчивы, пытливы, у них происходит формирование личностных ориентиров.
С чего начинается воспитание маленького патриота?
Конечно, с раскрытия тех тем, которые ближе всего для ребенка, понятнее, с опорой на яркий собственный опыт. Схематично это можно показать так:
1 Блок включает в себя темы семьи, родных и близких, семейных традиций, уважения к старшим, к труду, родного дома, улицы, двора, детского сада и т.д.
2 Блок включает темы малой родины, поселок, город, достопримечательности, выдающиеся люди в масштабах малой родины и т. д.
3.Блок включает темы страны, государства, государственные и негосударственные символы, традиции народа, промыслы, люди в масштабе страны, природные богатства и т.д.
На эти темы организуются музыкальные досуги, встречи, тематические праздники, экскурсии, театральные постановки, торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам, спектакли, музыкально-литературные встречи, экскурсионные маршруты, проекты, беседы-занятия, геокешинг, развлечения.
В процессе реализации работы по патриотическому воспитанию решаются следующие задачи:
-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-воспитание уважения к труду;
-развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городе;
- воспитание чувства сопричастности к жизни страны;
-воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины;
-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Все эти задачи реализуются через все виды музыкальной деятельности: восприятие музыки ( П.И. Чайковский «Времена года», классической музыки, народной, фольклор..), детское исполнительство песни ( « У моей России длинные косички», военные песни « Блокадный Ленинград»…), музыкально-ритмические движения ( Хоровод « Ручеёк», « Плетень», «Матросы», ..) игра на музыкальных инструментах ( « Во саду ли в огороде»..), игровое и танцевальное творчество ( «Небо, воздух, земля», «Аэродром», музыкально-дидактические игры..)
Стоит отметить, что такие чувства возникнут у ребенка не сразу, а только в том случае, если педагогами и специалистами выстроена системная, целенаправленная работа по воспитанию маленького патриота, выстроенная на познавательном интересе детей.
Одним из средств развития нравственно-патриотического воспитания является музыкальная деятельность. Использование традиционных и нетрадиционных форм, различных педагогических технологий позволяет воспитанникам усваивать тематический материал более эффективно.
Я остановлюсь на использовании в музыкальной деятельности интеллектуальных игр духовно-нравственного и патриотического содержания.
Обратимся к определению интеллектуальных игр.
Интеллектуальная игра - это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и эрудиции.
Интеллектуальные игры способствуют развитию памяти, логического мышления, пространственного воображения, изобретательности, творческих способностей, способствует умению переключаться с одного вида деятельности на другой. Учат правильно относиться к неудачам и ошибкам - анализировать причины, делать выводы и применять их в последующем, мыслить системно и стратегически, учат создавать внутренний план действий (действовать в уме).
К командным интеллектуальным играм относят: «Что? Где? Когда?»; Квиз-игра; Квест-игра; «Угадай мелодию»; Викторина; Геокешинг, Игра по станциям.
К индивидуальным интеллектуальным играм относят: Викторина; «Поле чудес»; «Угадай мелодию».
Самой популярной игрой в моей практике является Игра: «Что? Где? Когда?»
С правилами этой игры вы знакомы. Для детей они могут видоизменяться, упрощаться, в зависимости от уровня развития и возраста детей. В этой игре воспитываются и развиваются и гибкие навыки, которые сейчас у всех на слуху, soft skils (умение работать в команде, навык коммуникации и другие).
Содержание вопросов, правильных ответов составляется и подбирается по какой –либо определенной теме или нескольким темам (например, «Народные промыслы», «Русские народные инструменты», «государственные и негосударственные символы России»). На сектора круга раскладываются цифры, стрелка волчка указывает на цифру и ведущий задает вопрос или просит выполнить задание. В этой игре широко используется интерактивная доска или экран, на котором можно увидеть видео-вопрос, подтвердить свой ответ видео-ответом. В игру можно включать элементы двигательной музыкальной деятельности (динамические паузы, исполнение песен, игру на музыкальных инструментах, декламацию стихов под музыкальное сопровождение). Особым вниманием у детей пользуется сектор «Черный ящик». Мы всегда стараемся положить в него что-то такое, что вызовет интерес, восхищение у детей. Например, настоящие гусли, посуда с росписью гжель. Эта игра хороша тем, что она может меняться по своему содержанию и всегда интересна детям.
Следующая интеллектуальная игра по популярности:
Квиз-игра – это интеллектуальная игра, в которой игрокам задаются вопросы, и они должны быстро на них отвечать. В этой игре главное скорость правильных ответов. Мы используем «кнопку» или музыкальный молоточек, чтобы подать сигнал, что ответ готов.
Чтобы задать быстрый тон игре, ведущий должен сам быстро и четко произносить вопросы.
В этой игре необходима роль наблюдателя - взрослого, так как все происходит очень быстро: нажали кнопку, подали сигнал молоточком, ответили правильно или неправильно. Детей желательно разделить на команды одинаково. Договориться о том, что сигнал об ответе команда подает только тогда, когда ответ обсудит вся команда или когда игрок уверен в правильности ответа.
Музыкальные Викторины - это действенный способ увлечь детей музыкальными занятиями, развить их художественный вкус. Содержание также может быть тематически сформировано. (о музыке, композиторах и исполнителях, знаменательных музыкальных событиях, жанрах музыкального искусства и т.д.)
Викторины используются для детей как старшего, так и младшего дошкольного возраста. В младшем возрасте вопросы, задания могут даваться от лица сказочного героя, игрушки. Например, «Матрешкины вопросы», «Самовар Иван Иваныч» и другие.
В старшем возрасте можно организовывать видеовстречи или герой-взрослый в роли мастера по какому либо промыслу задает вопросы и дает задания.
В содержание викторин музыкальная деятельность может включаться частично или все вопросы могут быть построены на ней.
Индивидуальные интеллектуальные игры:
1.«Угадай мелодию»
(Как вариант, можно проводить, как командную, так и индивидуальную.)
Мелодии подобраны по тематическим категориям:
- «Во поле березка стояла» -русские народные мелодии.
- «В танце закружились!»- названия и мелодии танцев (полька, вальс, степ, балет, хоровод).
-«Мульти-пульти» - песни из мультфильмов.
Я считаю, что процесс создания танца, тоже можно отнести к интеллектуальной деятельности. Через отдельные движения, образы, рисунок танца создается целостная музыкальная картинка – танец. Постановка образных танцев на темы, связанные с приобщением детей к русской народной культуре, формирование, уточнение знаний о промыслах России, красотах и богатствах русской природы.
Для развития отдельных движений, рисунка танца я использую схемы, которые дети учатся читать и выполняют заданное движение, фигуры. Это тоже своего рода использование своего накопленного опыта, памяти, внимания, воображения.
Интеллектуальные игры помогают ребенку приобрести интерес к интеллектуальной и творческой работе. Они способствуют «запуску» механизмов развития, которые без специальных условий невозможно. А самое главное, интеллектуальные игры помогают лучше подготовить ребенка к школьному обучению.
Использование интеллектуальных игр можно проводить как в среднем возрасте, так и в старшем, это будет зависеть от содержания игры и вида игры. Игру «Что? Где? Когда?» можно использовать как самостоятельную музыкальную игру, так и итогом тематических недель, проектов. Например: итоговым продуктом проекта был музыкальный досуг « Соседи по планете» и он был построен на этой игре.
В период пандемии для детей и их родителей дистанционно были организованы игры, как «Угадай мелодию», « Музыкальные Викторины», которые выкладывались в интернет журнал « Василёк» на нашем сайте. В результате мы получили положительные отзывы от родителей. Я планирую и в дальнейшем своей деятельности использовать эти игры, обновляя их содержание, видоизменяя правила. Советую коллегам тоже их использовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка о воспитание маленького патриота для родителей
Памятка о воспитание маленького патриота для родителей...
Воспитание маленького патриота
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живет, детского сада....
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию «Маленький патриот»
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь ...
Воспитание маленького патриота.
Рекомендации для родителей....
СТАТЬЯ "РАСТИМ МАЛЕНЬКИХ ПАТРИОТОВ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ"
В статье представлен материал о ярких мероприятиях, посвященных Дню Победы"...
Статья "Воспитание маленького патриота"
Статья "Воспитание маленького патриота"...
Статья "Растим маленьких патриотов"
Патриотическое воспитание дошкольников - одна из главных целей в системе российского образования. В нынешнее сложное время, когда мы можем наблюдать искажение истории нашей родной страны, «онули...