Статья "Растим маленьких патриотов"
статья

Смутюк Ирина Владимировна

Патриотическое воспитание дошкольников - одна из главных целей в системе российского образования. В нынешнее сложное время, когда мы можем наблюдать искажение истории нашей родной страны, «онулирование» подвигов наших предков, мы все чаще слышим такие слова, как патриотизм, гражданственность, мораль и нравственность. Данные понятия не заложены в генах человека: это не наследственные, а социальные качества. И их формирование необходимо начинать с дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rastim_malenkih_patriotov.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Растим маленьких патриотов. Системный подход к патриотическому воспитанию дошкольников

• Смутюк Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детского сада № 17 «Звёздочка», г. Лесосибирск

• Захарова Евгения Викторовна, заместитель заведующего МБДОУ «Детского сада № 17 «Звёздочка», г. Лесосибирск

Аннотация:

Ключевые слова:

Патриотическое воспитание дошкольников - одна из главных целей в системе российского образования. В нынешнее сложное время, когда мы можем наблюдать искажение истории нашей родной страны, «онулирование» подвигов наших предков, мы все чаще слышим такие слова, как патриотизм, гражданственность, мораль и нравственность. Данные понятия не заложены в генах человека: это не наследственные, а социальные качества. И их формирование необходимо начинать с дошкольного возраста.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности и Госпрограммы по патриотическому воспитанию необходимо усилить работу гражданственно-патриотического направления каждой образовательной организации, в первую очередь – детских садов. Приоритетом выступает создание гражданского общества, в котором человек уважает труд других людей, бережно относится к исторической памяти, а также культурному наследию и традициям нашего многонационального народа.

Тема нашего доклада - «Растим маленьких патриотов. Системный подход к патриотическому воспитанию дошкольников».

Наш детский сад осуществляет патриотическое воспитание детей средствами проектной деятельности. Проекты последовательно сменяют друг друга, расширяются и соответствуют переходу детей из одной возрастной группы в другую.

Мы можем отметить, что систематичный подход к реализации проектных методов в рамках патриотического воспитания детей дошкольного возраста является эффективным. Работа начинается с понятных и близких для детей тем, такой как «семья», «родная улица», и постепенным переходом к более сложным понятиям «родной город», «родной край», «родная страна». Тем самым, преподносимый для детей материал становится более ясным и понятным.

Формирования у детей патриотизма, усвоение принятых норм поведения, культурных ценностей невозможно без создания предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ. В каждой группе созданы условия для приобщения детей к творчеству русского народа, формирования интереса к его истории через центры патриотического воспитания. Центры оснащены семейными альбомами, государственной символикой, тематическими папками и макетами. В наших центрах имеются предметы  старины, народные игрушки, куклы-обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах; дидактические игры. Следует отметить, что большинство экспонатов изготавливается руками родителей. Родители – пример для своих детей. Изготавливая вместе с ребенком даже самую простую куклу-оберег из ниток или ткани, они уже формируют в своем ребенке потребность в ознакомлении с традициями русского народа, его обычаями, что уже является шагом на пути к становлению маленького патриота. А с какой гордостью ребята демонстрируют всем те поделки, которые они сделали вместе с семьей!

Младшие группы реализуют проект «Моя семья». Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».

Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Родители, участвуя в совместных мероприятиях и выставках, таких как "символ семьи", "Моя дружная семья" дают понять ребёнку, что он часть семьи, и это очень важно.

В средней группе ребята реализуют проект «Дорога домой». Мы учим ребят обращать внимание на деревья, растущие рядом с домом, на рядом стоящие постройки и т.п. Учим любоваться маленькими, порой незначительными деталями в окружении дома.

Ребята приносят схемы, рисунки, коллажи, составляют рассказы «Дорога домой». К сожалению, у многих детей на пути встречаются не только красивые деревья, магазины, но и довольно неприглядные места. В связи с этим, совместно с родителями, оформляем газету «Хорошо – плохо», устраиваем субботники.

Старшие группы реализуют Проект Музей «История моего города». В ходе проекта мы знакомим детей с историей возникновения города с помощью мультимедийных средств. Посещаем краеведческий музей леса и городскую библиотеку. Организовываем фотовыставки: «Наш город родной» и выставки рисунков «Мои любимые места». По окончании проекта проводим КВН «Прошлое и настоящее города Лесосибирска. В детском саду организован мини-музей: «История моего города». Экспонаты нашего музея – предметы старины , которые хранились дома у ребят. У каждой вещи – своя история, которой родители поделились со своими детьми, а они – с остальными ребятами.

 В подготовительной к школе группе ребята погружаются        в проект «Моя большая и малая родина». Здесь мы активно используем презентации об истории страны и становлении нашего края, об их достопримечательностях, особенностях климата, живой и неживой природы, особенностях и традициях народов, живущих в нашей стране и конкретно в нашем крае. Совместно с родителями организуем фотовыставки «Посмотри, как прекрасна Россия», в которой отражены самые удивительные места нашей страны..

Большое внимание уделяем чтению произведений поэтов и писателей Красноярского края. Проводим конкурсы чтецов, используем в работе элементы русских народных костюмов. Дети участвуют в смотрах-конкурсах патриотических песен.

Однако, каждый ребенок должен знать не только историю своего города, края и страны, но и традиции народной культуры, свой народ, русские народные промыслы, творчество и, конечно же, русские народные игры, в которые дети очень любят играть. Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения, даем представление о повседневной жизни наших предков – их быте и труде. В этом году в календарный план программы воспитания был включен проект "Фестиваль подвижных игр народов Красноярского края". Работа по подготовке была огромная, где и проявилось сотрудничество всех участников образовательных отношений. В течение нескольких месяцев воспитатели с детьми и их родителями изучали быт, культуру, традиции выбранного народа, читали их сказки, просматривали русские мультфильмы по мотивам данных сказок, играли в народные игры.

Каждая группа представляла обычаи и традиции народов Красноярского края.  На фестивале были представлены экспозиции быта хакассов, якутов, татар, русских, чукчей и т.д. Организованы фотовыставки, фотозоны. Дети презентовали народные костюмы и головные уборы, танцы, песни.  Но самое главное, что все участники смогли принять участие в подвижных играх, атрибуты к которым готовили заранее. Каждая группа выбрала и представляла самые интересные, по их мнению, подвижные игры своего народа. И малыши, и старшие дошкольники рвались испробовать в игре каждый представленный атрибут. И здесь, родители были примером для своих детей, активно и по-детски участвуя в играх. Фестиваль прошел как праздник – праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех народов. Фестиваль оставил эмоциональный отклик в каждом его участнике. Надеемся, что данное мероприятие станет еще одной доброй традицией нашего детского сада.

Подводя итог, хотелось бы выделить, что Система патриотического воспитания в нашем детском саду включает в себя следующие компоненты:

-нормативно-правовую базу;

-программно-методическое обеспечение;

-организацию работы  с воспитанниками, которое включает в себя   разнообразные формы: непрерывную образовательную деятельность,   тематические беседы, праздники, досуги, спортивно-патриотические игры, экскурсии, акции, проекты.  

-организацию  работы с педагогическими кадрами в формате традиционных и нетрадиционных мероприятий (педагогические советы, консультации, семинары, открытые мероприятия, дискуссии, деловые игры, мастер-классы, тренинги, ролевые игры);   представление опыта работы на методических объединениях, творческих группах, участие педагогов в конкурсном движении, в работе федеральных инновационных площадок;

-взаимодействие  с родителями воспитанников Родители вместе с детьми участвовали в изготовлении  газет, рисунков, сувениров, памятных подарков для ветеранов, участвовали в акциях «Письмо ветерану», «Георгиевская ленточка», вместе с педагогами совершали прогулки выходного дня, посещали музеи города.  ;

-взаимодействие с социальными партнерами -это прежде всего школы и близлежащая школа №9, которая приглашает на эккскурсии и мероприятия наших воспитанников, детская библиотека- проводит выездные познавательные занятия с детьми по темам, предоставляет детскую художественную литературу, городской музеи, который проводит выездные экскурсии и экскурсии в музеи. Сотрудники готовы помочь с тематическими фестивалями, предоставлением экспонатов для экспозиций, общественные организации, деятельность которых связана с  гражданско-патриотическим направлением. С помощью этих организаций дети участвовали в акциях «Письмо солдату», «.

На сегодня можно с уверенностью сказать, что мы по-новому начинаем оноситься к традициям, в которых народ оставил все ценное, к нам возвращается национальная память. А прикосновение к истории своей страны вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляя сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей. «Как воспитать маленького патриота»

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел э...

Памятка о воспитание маленького патриота для родителей

Памятка о воспитание маленького патриота для родителей...

Маленькие патриоты

Музейная педагогика в ДОУ как фактор интеграции образовательных областей....

«Как воспитать маленького патриота»

«Как воспитать маленького патриота» Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.Чувство Родины начинает фор...

Как воспитать маленького патриота?

Полезные сайты.  Электронные образовательные ресурсы для дошкольника   http://www.baby-news.net – «Babynews» - Огромное количество развивающих материалов для дете...

Перспективное планирование кружка "Маленькие патриоты"

Это материал по патриотическому воспитанию, для детей 6-7 лет....

Рекомендации для родителей. «Как воспитать маленького патриота»

      Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным п...