Программа кружка "Волшебный каблучок"
рабочая программа по музыке (средняя группа)
Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности. Причинами создания этой программы явились высокий интерес детей к танцевальной деятельности, возможность раскрытия творческого потенциала каждого ребенка в процессе дополнительных занятий танцами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа хореографического кружка "Волшебный каблучок" | 46.62 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рабочая программа хореографического кружка « Волшебный каблучок»
Пояснительная записка.
В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляются все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным, всесторонне развитым. Наиболее полное раскрытие творческих потенциалов личности дошкольника в ДОУ определено через выбор приоритетного направления – музыкальное воспитание, которое занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения.
Именно музыкально-ритмические и танцевальные движения дают возможность обучатьдетей свободно управлять своим телом через работу всех мышц. Постепенно через умение управлять своими мышцами начинает вырабатываться навык раскрытия эмоционального внутреннего состояния ребенка. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир. Музыкально-ритмическая деятельность не только удовлетворяет потребность детей в движениях, в увлекательных игровых действиях, но и развивает эмоциональное восприятие музыки. Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности. Причинами создания этой программы явились высокий интерес детей к танцевальной деятельности, возможность раскрытия творческого потенциала каждого ребенка в процессе дополнительных занятий танцами.
Базой данного курса являются программы «От рождения до школы» и «От жеста к танцу» Е.В.Горшковой. Особый акцент в предлагаемой программе сделан на взаимопроникновении обучающих и творческих моментов в едином процессе , который строится по принципу: от обучения языку выразительных движений к исполнительному творчеству, а от него к «композиционному» творчеству в танце. Принципиальная особенность предлагаемой программы в том, что работа над выразительным исполнением начинается не после, а до того, как дети полностью овладеют двигательным навыком, точнее сразу же после первого их знакомства с движением и на протяжении всех этапов его освоения: от упражнения до сюжетного танца.
Главная идея программы - научить детей осмыслить образное содержание, творчески воплощаемое ими в танце. Это достигается через освоение дошкольниками языка выразительных движений (пантомимических и танцевальных), который используется в танце для образного воплощения. Программа соответствует средним возможностям детей. На занятиях идет формирование двигательных навыков и умений, но это не цель, а средство для развития способностей ребенка. Главное – радость, возможность самовыражения в танце. А эту радость свободы он ощутит тогда, когда научится свободно, легко двигаться в пространстве. Такая форма занятий, где пластика тела и музыка соединяются в целое, помогает раскрыть потенциальные способности ребёнка, создает разностороннюю творческую личность. Данная программа построена в соответствии с федерально-государственными требованиями подготовки воспитанников по музыкальному воспитанию.
1.1. Концепция программы.
В процессе танцевально-ритмических занятий формируются все психофизические процессы, развивается образно-пластическое взаимодействие через образное перевоплощение. Формирование танцевальных навыков и умений происходит в едином процессе знакомства детей с движением на протяжении всех этапов его освоении: от упражнения до сюжетного танца. Досуговая деятельность способствует приобщению дошкольников к выразительным движениям в танце, к образно-пластическому перевоплощению в игровых упражнениях и этюдах.
1.2 Актуальность.
Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека.
В результате ежегодного опроса родителей на предмет удовлетворенности услугами ДОУ из предложенных направлений дополнительного образования родители отдают предпочтение физическому (45%) и художественно-эстетическому (43%) развитию.
Развивать творческое отношение к музыке необходимо прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, умение танцевать. Музыкально – ритмические движения включены в музыкальные занятия в детском саду, но их количество ограниченно
Кружок позволяет уделить больше времени постановке танцев выражающихся в совместном творчестве педагога и детей. В процессе постановки танцевальных композиций предлагать идею танца, сюжет, детали и движения придумывать совместно, что способствует повышению творческой инициативы у детей. Занятия в кружке развивает творческое воображение дошкольников и партнерское взаимопонимание. Способствуют укреплению здоровья ребенка, его физическое и умственное развитие. Позволяют самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего творчества.
1.3. Цель программы:
Развитие творческих способностей, артистичности, внутренней свободы, раскрытие творческого потенциала ребенка средствами музыкально-ритмических и танцевальных движений.
1.4 Задачи:
1.5 Возраст детей
Данная программа рассчитана на детей 4,5,6 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность, творческие способности, самостоятельность в определении замысла движения.
1.6 Наполняемость кружка
От 8 до 15 детей
1.6 Продолжительность реализации программы.
Программа рассчитана на год обучения детей от 4 до 5 лет. Дети посещают кружок по желанию. Кроме этого учитываются индивидуальные способности каждого ребенка.
1.7 Режим занятий.
Занятия кружка проводятся 1раз в неделю. Дни занятий кружка музыкальный педагог выбирает в зависимости от интенсивной учебной нагрузки на детей, в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребенок занимается в кружке один раз в неделю, но при реализации творческого замысла количество занятий регулируется индивидуально. Продолжительность занятий не более 20 минут. Гибкая форма организации детей, в досуговой деятельности, позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками танцевальных движений. Состав группы танцующих детей не изменяется т.к. необходима система занятий с постепенным усложнением танцевальных занятий.
1.8 Формы и методы реализации программы:
В начале занятий рекомендуется проводить музыкальную разминку по слову или показу педагога. Комплексы разминок педагог подбирает самостоятельно ,т.к методическая и музыкальная литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Формы и методы проведения занятий различны . Предусмотрены такие методы как: теоретические или словесные – беседы, диалоги с детьми о танцах , жанрах; практические - упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения, подготовка и проведение доминантных показов для зрителей; наглядно–слуховой - представление музыкального материала ,разбор по форме, составление сюжета танца; наглядно-зрительный - показ движений педагогом, показ иллюстраций, помогающий составить более полное впечатление о композиции.
В течение года осваиваются разные способы детализации.
1.9 Ожидаемые результаты.
Занятия по программе будут способствовать:
1. раскрытию творческого потенциала ребенка:
- проявлению интереса к музыкальной культуре, движению, танцу.
- развитию воображения и фантазии.
2.развитию музыкальности:
- умению слушать и понимать музыку;
- умению двигаться под музыку в соответствии с характером музыкального произведения.
- развитию чувства ритма;
- развитию способности различать жанры и стили танцев.
3. Развитию двигательных навыков:
- умению точно исполнять танцевальные движения;
- действовать синхронно и выразительно в группе;
- умению ориентироваться в пространстве;
- умению запоминать и выполнять рисунок танца самостоятельно, без подсказки.
4. Развитию нравственно-коммуникативных качеств:
- умению вести себя в паре ( пригласить, проводить, подать руку, приветствие, поклон);
- умению сочувствовать, сопереживать другим людям.
5.развитию психических процессов:
восприятия, мышления, внимания, памяти, воли и др.
Перспективное планирование.
СОДЕРЖАНИЕ
работы по развитию творческих проявлений детей 4-7 лет
в музыкально-ритмических движениях.
Ребёнок должен неплохо представлять себе, для чего он разучивает цикл специальных упражнений, таких сложных и непонятных на первый взгляд. А нужны они для того, чтобы выразить в танце эмоции, передать настроение и движение.
В музыкальных играх дети также создают определённый образ и передают разнообразные чувства.
Музыкально-ритмическая деятельность развивает в ребёнке следующие умения и навыки: умение отметить начало и конец в движении мелодии, слышать ритмический рисунок мелодии, осознавать средства музыкальной выразительности.
У детей дошкольного возраста недостаточно развита зрительная, слуховая, мышечная и вестибулярная чувствительность. Несовершенно восприятие: дети не могут на долгое время сосредоточить внимание на музыке, не точно воспринимают движение, плохо ориентируются в пространстве и времени. Поэтому моя задача – развивать органы чувств и сенсорные умения.
Систематичность, постепенность и последовательность – основные педагогические принципы. Дети не смогут выполнять движения под музыку свободно и красиво, если танец или игра разучиваются сразу, без предварительной подготовки, то есть без овладения танцевальными навыками.
Весь процесс обучения строится на сознательном усвоении навыков. Это пробуждает у детей интерес к занятиям.
Музыкально-ритмические навыки (программное содержание) | Навыки выразительного движения в области классической, народной и современной хореографии | Упражнения |
1. Умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко-умеренно-тихо, громче-тише), регистрами: высокий, средний, низкий. 2. Слышать и отмечать в движении сильную долю такта (хлопками), менять движение в соответствии с формой музыкального произведения. 3. Различать малоконтрастные части музыки. 4. Двигаться в соответствии с характером музыки, самостоятельно начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки. 5.Различать части и фразы произведения, динамические оттенки и передавать их в движении. 6. Передавать хлопками простой ритмический рисунок. 7. Чувствовать в музыке переход от умеренного темпа к быстрому или медленному темпу. 8. Самостоятельно различать темповые изменения в музыке и отвечать на них движениями. 9. Самостоятельно начинать движения после вступления. 10. Менять движения со сменой частей, музыкальных фраз. 11. Выразительно. Ритмично передавать движения с предметами (мячом, кубиком, лентой), согласовывая их с характером музыки. | 1. Фигурная маршировка: движения по кругу, по линиям, по диагонали. 2. Упражнения на развитие ориентации: поворот вправо, влево; построение в колонну по одному, по два в движении, на месте; построение в шеренгу; построение в круг, расширение и сужение круга; положение в парах. 3. Ходить и бегать ритмично, ходить спокойным шагом, бодрым шагом. 4. Ходить на полупальцах и на пяточках. 5. Легко, свободно выполнять прямой галоп. 6. Развивать навыки пружинящего движения. 7. Закреплять умение выставлять ногу поочерёдно на носок и на пятку. 8. Упражняться в спокойном шаге, шаге с высоким подъёмом ног, лёгком подскоке, в лёгком, более широком беге. 9. Повторять прыжки на двух ногах с продвижением вперёд. 10. Самостоятельно строить круг, ходить по кругу, взявшись за руки; сужать и расширять круг; соблюдать расстояние между парами (или тройками), двигаясь по кругу. 11. Добиваться непринуждённых, плавных движений рук. 12. Упражнения на развитие мышечного чувства: сгибание кистей рук вниз, вверх, отведение их вправо, влево, круговые вращения; те же движения, но постепенно; напряжение и расслабление мышц рук и ног; упражнения для ступней: подъёмы, отведение от себя, к себе. 13. Танцевально-тренировочные упражнения: разучивание позиций рук и ног. Положение рук – на поясе, за платье (у девочек). Поднимание рук из подготовительного положения в ①,③ позиции и обратно. Постановка корпуса, головы. Поворот вправо, влево. Повороты и наклоны головы. Полуприседание по ① позиции. Подъём на полупальцах по ① позиции. 14. Приставной шаг с полуприседанием. 15. Ритмично, выразительно двигаться прямым галопом. 16. Кружиться на подскоке в парах. 17. Мягкий пружинистый шаг. 18. Элементы народных и бальных танцев. 19. В играх действовать самостоятельно, искать выразительные движения, не подражая друг другу; придумывать или выбирать движения в соответствии с характером музыкального произведения. 20. Творчески использовать знакомые движения в свободных плясках, импровизациях, играх. 21. Высокий бег. 22. Двигаться в парах по кругу, сохраняя расстояние между парами. 23. Свободно ориентироваться в пространстве. 24. Переменный шаг. | 1. Пружинящие движения. Навык пружинящих движений важен для правильного бега, прыжков, подскоков и других плясовых движений. 2. Пружинящий бег в парах. Двигаемся ритмично, кружимся в парах на бегу. 3. Передаём в движениях смену частей музыкального произведения. 4. Движение рук. Качаем руками под музыку плавно, непринуждённо. 5. Ходьба под марш. Задачи: самостоятельно начинать и заканчивать ходьбу с началом и окончанием музыки. Шаг – ритмичный, бодрый, чёткий. 6. Спокойная ходьба. 7. Учимся передавать движением смену динамики музыки. Музыкальное сопровождение – любая песенка. Куплет: дети маршируют с вытянутыми носочками, припев – подскоки. Идея смены динамики понятна детям – смена куплета и припева. 8. Шаг и бег (самостоятельная смена движений в соответствии со сменой частей музыки). 9. Менять движение в соответствии с формой музыкального произведения; например: allegro – хлопают на сильную долю такта, adagio – кружась, в такт поднимают ручки. 10. Упражнение с лентами. 11. Бег с лентами. 12. Упражнение с мячом. Передавать мяч по кругу на сильную долю такта. Подбрасывать мяч вверх и ударять о пол, согласуя движения с музыкой. 13. «Зайчики». Произвольно во всех направлениях. Имитируем зайчика (руки). 14. Поскоки в парах. Выполняя поскоки, развиваем умение передавать ритмический рисунок хлопками, притопами. Шаг лёгкий, пружинящий. 15. Прыжки. Тренируемся в исполнении простого прыжка и прыжка с приседанием. 16. Хлопки. Сначала 1 хлопок на 1 четверть. Динамика музыки изменяется – хлопки на одну восьмую. |
В этом возрасте появляется возможность выполнить более сложные по координации движения, возрастает способность передачи тонких особенностей и деталей образа, возрастает способность тонко чувствовать музыкальные произведения, средства музыкальной выразительности и передачи их в движении. Психологические особенности позволяют ребенку лучше координировать свои действия с партнером, у детей возрастает способность к сочинению, фантазии, комбинации различных движений. Поэтому основным направлением в работе с детьми старшего возраста становится взаимодействие нескольких персонажей, комбинации нескольких движений и перестроений.
Задачей педагога является формирование способов отношений с несколькими персонажами, развитие умений понимать их, передавать один и тот же образ в разных настроениях, в разном характере, формировать способы комбинации различных танцевальных движений и перестроений.
Детям предлагаются более сложные композиции, яркие, контрастные музыкальные произведения для восприятия и передачи музыкального образа, предлагаются более сложные схемы перестроений, комбинации танцевальных движений.
Исходя из этих особенностей, основными этапами работы с детьми будут следующие:
Раздел занятия | Основной (базовый) компонент | Музыкальный репертуар |
Сентябрь – ноябрь | ||
1.Разминка (3-5 мин) 2.Упражнения и танцевальные движения 3. Танцы 4. Игры | Хороводный шаг, оттягивая носок. Кружение на носочках с поднятыми вверх руками Кружение в парах звёздочкой на беге, пружинящий бег в парах. Боковой галоп вправо-влево Выставление ноги вперёд на пятку, назад на носок, тройной перетоп. Выбрасывание прямых ног с выставлением на носок. | 1. «Весёлые путешественники» 2 «Пусть бегут неуклюже » В. Шаинский 3. «Чебурашка» В. Шаинский (р.м.45) «Сударушка» р.н.м. «Добрый жук» «Антошка»Михайлова,Шаинский «Полянка» р.н.м. « Старинная полька» (р.м. флешка) 1. «Упражнение с осенними листьями» М. Легран (р.м.83) 2. «Танец с зонтиками» виноватая тучка. 3. «Весёлые пары» на песню «Четыре таракана и сверчок» 4. «Калинка» р.н.п.. 5. «Танец колокольчиков» П.Чайковский 6. «Вальс» Сборник «Ритмика»24 1. «Птички и ворона» А. Кравцович (р.м. 54) 2. «Будь ловким» Н.Ладухин (от музыки к движ. вып. 3 стр. 6) 3. «Кто скорей ударит в бубен» Л. Шварц (от м.к дв.№3 – 7) |
Декабрь – февраль | ||
1. Разминка 2.Упражнения и танцевальные движения 3. Танцы 4. Игры | Приставной шаг. Скрестный шаг, ноги параллельно. Присядка полная и пружинка. Плавные движения рук в разных позициях с лентами и без. Бег с лентами. Подскоки на месте и с продвижением. Шаг польки. | 1. «Вместе весело шагать» В. Шаинский (р.м. 67) 2. «Белые кораблики» В. Шаинский (р.м. 55) 3. «Карусельные лошадки» «Светит месяц» р.н.м. (р.м.) «Озорники» (р.м.) Вечерняя серенада» Ф. Шуберт (р.м.) «Песенка о лете» Е. Крылатов (флешка) 1. «Танец с лентами » В. Шаинский «Облака» 2. «Танец снежинок и вьюги» 3. «Танец моряков» О. Газманов (р.м.148) 4. «Птичка польку танцевала» А. Рыбников (р.м.90) 5. «Танго» В. Мюллер . 6.Танец «Звездочек-льдинок» 1. «Козочки и волк», музыка из к/ф «Звуки музыки» (р.м. 62) 2. «Волшебный весёлый бубен» укр.н.танец «Катерина» обр. Т. Ломовая . 3. «Ты катись, весёлый мячик» (поём, играем, танцуем – 194) 4. «Встали вкруг» |
Март - май | ||
1. Разминка 2.Упражнения и танцевальные движения 3. Танцы 4. Игра 5. Развлечение в конце квартала. | Галоп прямой. Боковой шаг с притопом. Переменный шаг, шаг с притопом на месте. «Дробушки», дробный шаг. «Дробушки» в паре. Кружение «лодочкой». Упражнение с мячом | 1. «Марш» Г. Свиридов (р.м. 57) 2. «Кузнечик» В. Шаинский (р.м.49) 3. «Чунга-чанга» В. Шаинский (р.м.59) «Едем к бабушке в деревню» грузинская песня (р.м. диск №1) «Из-под дуба» р.н.м. обр. Н. Метлова (там же) «Полька» П. Чайковский (музыка и движение подг.гр.- 106) 1.«Мы музыканты» русская пляска. 2.«Вальс» Е. Доги (р.м.87) 3.«Пластический этюд » 4. «Танец Кукол и Мишки» Д. Кабалевский (р. м. 71). 5. «Старинная полька» музыка старинной русской польки . 1. «Найди свой предмет» латв. нар мелодия обр. Г. Фрида (музыка и движение ст.гр.-100). 2. «Гори ясно» р.н.п.обр. С. Бодренкова (музыка и движение п.гр. 131) 3. Повторение раннее выученных игр. «Искатели клада навстречу к солнышку» |
Помимо основных разделов занятия на протяжении всего года ведется работа над импровизационной, творческой деятельностью ребенка.
Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для поиска характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения.
- Детям предлагается найти характерную пластику персонажа:
- Баба-Яга
- добрая волшебница
- злая фея
- снежинки
- звездочки
- механическая кукла
- Детям предлагается освоить несколько композиционных построений:
- три колонны
- из колонны в два круга
- звездочка
- змейка
- движение по диагонали
- сужение и расширение круга
- круг в кругу
Все эти задания сочетаются в разных формах работы: в свободных играх, при подготовке к праздникам и развлечениям, индивидуальной работе с ребенком, в театрализованной деятельности.
Однако необходимо учитывать не только возрастные особенности детей, но и их индивидуальные особенности, возможности, корректировать задачи в условиях работы дошкольного учреждения.
Список литературы:
1.Ломова «Музыка и движение»Москва.1984
2.А.А.Потапчук ,Т.С. Овчинникова «Двигательный игротренинг для дошкольников»Сп-б 2002г.
3.Раевская «Музыкально-двигательные упражнения»Москва. «Просвещение» 1991г.
4.Бекина С.И.,Ломова «Музыка и движение» подг.группа.1983г.
5.Ветлугина «Музыка в детском саду»1985г.
6.Бырченко.Т.,Франио Г., «Хрестоматия по ритмике» Москва. 1991г
7.М.А.Михайлова.,Н.В.Воронина «Танцы игры упражнения для красивого движения».
8.П.И.Чайковский. «Детский альбом»
9. Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду»
10.Горшкова «От жеста к танцу».
11.Е.П.Иова «Утренняя гимнастика под музыку»
12.З.Роот «Музыкальные сценарии для детского сада ,танцевальные движения» Москва
2006г.
13.Н.О.Березина,О.Е.Веннецкая «Успех»методические рекомендации.Москва 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа танцевального кружка "Каблучок"
Программа предназначена для работы с детьми 5 - 7 лет по развитию творческих способностей детей посредством хореографии....
дополнение к программе танцевального кружка "Каблучок"
Дополнительные упражнения и танцевальные игры, используемые на занятиях танцевального кружка «Каблучок»....
Программа танцевального кружка "Весёлый каблучок"
Программа предназначенна для занятий танцами с детьми 6-7лет....
Рабочая программа кружка "Озорной каблучок"
Рабочая программа кружка по ритмике для детей 3-4 лет...
Программа танцевального кружка "Весёлый каблучок"
Программа танцевального кружка для детей от 5-7 лет, рассчитана на один год обучения....
Дополнительная образовательная программа «Весёлый каблучок»
Дополнительная образовательная программа «Весёлый каблучок» направлена на творчекое развитие дошкольников на основе использования современных средств и методов физического, эстетического и музыкальног...
Программа "Веселый каблучок"
Программа «Веселый каблучок» для детей старшего дошкольного возраста направлена на создание условий для развития артистичности и внутренней свободы ребенка средствами музыкально-ритми...