«Применение сказкотерапии в работе с дошкольниками»
статья по музыке
Сказкотерапия – это метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем. Инструментом данной терапии выступает сказка, позволяющая на примере героев проследить особенности поведения и поступков, разобрать конкретную жизненную ситуацию.
Цель терапии – помочь ребенку преодолеть тревожность и страхи, исправить негативные черты характера, раскрыть способности и внутренний мир. Задачи можно выделить следующие: формирование эмоционального опыта; преодоление внутренних противоречий; получение образца поведения в различных ситуациях. Сказку, как лекарство, можно применять с 4-х летнего возраста, потому, что результативным средством воздействия сказкотерапия становится только тогда, когда человек четко осознает отличие сказки и выдумки от жизни и реальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 24.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Применение сказкотерапии в работе с дошкольниками»
Божкова Лариса Николаевна, Пяткова Ольга Михайловна,
музыкальные руководители МАДОУ ДС№69№ «Ладушки»
Давидчук Ирина Александровна,
музыкальный руководитель МБДОУ ДС №67 «Аистенок»,
город Старый Оскол.
Сказкотерапия – это метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем. Инструментом данной терапии выступает сказка, позволяющая на примере героев проследить особенности поведения и поступков, разобрать конкретную жизненную ситуацию.
Сказка не только позволяет лучше понять детей, обучать и воспитывать их, но и лечит, став эффективным, полезным и очень приятным лекарством. Она даёт возможность найти общий язык с ребенком, помочь ему преодолеть первые трудности. И, самое главное, в результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и неравнодушие взрослых, которые находятся рядом с ним. А это ему так необходимо в наш век научно-технического прогресса и тотального одиночества.
Цель терапии – помочь ребенку преодолеть тревожность и страхи, исправить негативные черты характера, раскрыть способности и внутренний мир. Задачи можно выделить следующие: формирование эмоционального опыта; преодоление внутренних противоречий; получение образца поведения в различных ситуациях. Сказку, как лекарство, можно применять с 4-х летнего возраста, потому, что результативным средством воздействия сказкотерапия становится только тогда, когда человек четко осознает отличие сказки и выдумки от жизни и реальности. А у ребенка это осознание начинается как раз на рубеже 4-х лет.
Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
ЖИЛИ - БЫЛИ.
Начало сказки, встреча с ее героями.
Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.
Начиная с 5 лет- фей, волшебников, принцесс, принцев и пр.
Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
И ВДРУГ ОДНАЖДЫ...
Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.
ИЗ-ЗА ЭТОГО...
Показать в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
Кульминация.
Герои сказки справляются с трудностями.
Развязка.
Развязка тарапевтической сазки должна быть позитивной.
В своей работе с дошкольниками мы часто применяем сказкотерапию в театральной деятельности.
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Для развития игры необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передавать свои эмоции, чувства, желания, взгляды, как в обычном разговоре, так и в публичном, не стесняясь слушателя. Театрализованная деятельность неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, приобщение к духовному богатству. Именно поэтому в своей деятельности мы возвращаем ребенка в сказку, где ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе и в этом помогают сказочные персонажи.
Сказка-шумелка «Трусливый заяц» (шумовой оркестр, вторая младшая группа).
Программное содержание:
- познакомить с русским народным инструментом трещотка;
- развивать чувство метро-ритмической пульсации;
- формировать образное воображение, творческое мышление.
Для игры вам понадобятся: кастаньеты, пакет, трещотки, деревянные ложки, рубель, металлофон. (Раздаю участникам инструменты)
Жил-был в лесу заяц трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах как зашуршит. (Шуршим пакетами).
Испугался заяц, и бежать. (Быстро встряхиваем кастаньетами).
Бежал, бежал и присел на пенек отдохнуть.
А дятел на сосне как застучит. (Стучим ложками).
Бросился заяц бежать. (Быстро встряхиваем кастаньетами, трещотками).
Бежал, бежал, забежал в самую гущу, а там сова крыльями как захлопает. (Шлепаем руками по ногам).
Побежал заяц из леса к речке. (Быстро встряхиваем кастаньетами, трещотками, стучим деревянными ложками).
А на берегу речки лягушки сидели. (Палочкой проводим по рубелю).
Увидели они зайца и прыг в воду. (Проводим палочкой по металлофону).
Обрадовался заяц, что лягушки его испугались, и смело поскакал обратно в лес. (Медленно ударяемкастаньетами по ладоням).
Следующая театрализованная игра «Цыпленок» (сказка на выражение эмоций и движений, средняя группа)
Программное содержание:
- развивать у детей творческое воображение, вживаться в художественный образ;
- побуждать к выразительности в сказке (пантомимика);
- соотносить эмоциональное состояние героя с характером музыки;
- выполнять действия в пластике, используя звукоподражание.
Жил на свете цыпленок, он был маленький, вот такой (музыка, выходит цыплёнок).
Но он думал, что он очень большой и важно задирал голову, вот так (пластический этюд).
И была у него мама. Мама его очень любила. Мама была вот такая (музыка, выходит курица).
Мама кормила его червячками. И были червячки вот такие (музыка, клюет).
Как-то раз налетел на курицу черный кот. И прогнал её со двора. (пластический этюд, кот подкрадывается, гоняется, звукоподражание)
Цыпленок остался у забора один. Вдруг он видит: взлетел на забор красивый большой петух. Он вытянул шею вот так (пластический этюд, выход петуха, кричит: «Кукареку! Я – удалец, я – молодец»)
Цыпленку это очень понравилось, он тоже вытянул шею вот так. И что было, силы запищал «Пи-пи-пи! Я тоже удалец, я тоже молодец», но споткнулся и шлепнулся в лужу вот так. В луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялась: «Ха-ха-ха, ква-ха-ха, далеко тебе до петуха».
Тут к цыпленку подбежала мама, она пожалела и приласкала его вот так (курица обнимает цыпленка).
Слушая правильно подобранную сказку, ребенок проводит параллель между собой и сказочным героем, сравнивает себя с ним. Он начинает понимать, что такие же переживания, как у него, бывают и у других, А пример сказочного героя подсказывает ему выход из сложившейся ситуации ито, как именно нужно бороться со своими страхами и проблемами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказкотерапия в работе с дошкольниками
В настоящее время психолого-педагогической литературе остаётся актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребёнка, становление его, личности, раскрытия твор...
"Сказкотерапия в работе с дошкольниками"
Достоинства сказкотерапии при работе с детьми дошкольного возраста....
Сказкотерапия при работе с дошкольниками
Сказкотерапия при работе с дошкольникамиВ настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка,...
Применение сказкотерапии в работе с детьми старший возраст
Применение сказкотерапии в работе с детьми подготовительной группы...
Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Ро...
Описание опытно-экспериментальной работы по применению игры в работе с дошкольниками (5-6лет)
описание экспериментальной работы по применению игры в работе с дошкольниками...