МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по музыке
Одной из главных задач во всестороннем развитии личности дошкольника является эстетическое развитие дошкольника на основе русского народного музыкального фольклора.
Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, поиску инновационных методов обучения и воспитания.
Главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Музыкальный фольклор несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия, и кружковая работа, а также проведение праздников и развлечений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
музыкальный фольклор как средство развития музыкально- творческих способностей дошкольников | 16.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Меткость русского фольклора феноменальна и поразительна.
Сказано в XVIII веке:
"От трудов праведных не поставить палат каменных".
Одной из главных задач во всестороннем развитии личности дошкольника является эстетическое развитие дошкольника на основе русского народного музыкального фольклора.
Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, поиску инновационных методов обучения и воспитания.
Главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Музыкальный фольклор несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия, и кружковая работа, а также проведение праздников и развлечений. При знакомстве с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка.
Значительную роль в воспитании дошкольника играет приобщение его к народной песенной культуре. Народное творчество Н. В. Гоголь образно назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. Наблюдая за ребёнком во время творческой деятельности, можно судить о разнообразии способностей ребенка, так как творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.
Анализ методической литературы и практики музыкального воспитания дошкольников выявил ряд противоречий между:
• Потенциальными возможностями детей в проявлении музыкальных способностей и невозможностью реализации их на практике;
• Между культурой быта в семье и прививаемой в ДОУ традиционной народной культурой.
Эти противоречия помогли определить проблему, состоящую в:
• поиске путей оказания помощи дошкольникам в развитии музыкальных способностей.
Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:
• выделено рабочее определение понятия «музыкальные способности»;
• определены компоненты, критерии, показатели и уровни музыкальных способностей старших дошкольников;
• включение в содержание музыкального воспитания фольклорного материала будет способствовать развитию музыкально-творческих способностей дошкольников.
Цель:
• Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной
народной культуре.
Задачи:
• Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству;
• Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народных танцев, хороводов;
• Развивать и совершенствовать музыкальные навыки и умения, проявлять свои творческие способности;
В ходе работы использую следующие методы:
• Анализ методической литературы;
• Индивидуальные занятия;
• Наблюдения;
• Анализ продуктов детской деятельности.
Анализ наблюдения за развитием певческих навыков позволяет выявить ряд недостатков:
• Напряжение в пении:
• Неправильную певческую установку;
• Зажатость, не эмоциональность исполнения.
Работая с детьми по устранению недостатков по развитию певческих навыков, я использую метод соревнования между рядами. Каждый ряд старается спеть лучше, выполняя правила пения. Это повышает интерес детей к пению.
Большое внимание уделяю дикции. Одним из сложных навыков для детей является чистота интонирования. Дети с фальшивым пением прислушиваются к пению детей с чистой интонацией голоса.
Работая над ритмическим рисунком песни, использую хлопки в ритме мелодии, шумовые музыкальные инструменты.
Условия активизации певческих навыков:
• Ребенок должен понимать, чего нужно добиться, выполняя задание;
• Знать, чего он достиг, выполняя то или иное упражнение;
• Повторение упражнения должно быть направлено на устранение недостатков.
В методике обучения пению необходим индивидуальный подход к ребенку. Стремиться к тому, чтобы дети со средними музыкальными данными приобретали правильные навыки.
В своей работе я использую распевки с элементами игры; игры на развитие правильного звукообразования; песенки-игры для развития певческих навыков; народные попевки, упражнения для развития дыхания, дикции и голоса.
В результате у детей наблюдается правильное формирование певческих навыков, что сказывается положительно на качестве пения и благотворно влияет на развитие музыкальных способностей детей.
Для более успешной работы в развитии музыкально – творческих способностей детей средствами музыкального фольклора необходимо привлекать родителей: нужно проводить больше бесед с родителями и чаще привлекать для проведения совместных мероприятий.
Развитию творческих способностей дошкольников также способствуют педагогические условия:
• Методическая музыкальная литература, программы по музыкальному воспитанию. Основным условием в реализации программ является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
• Успеху педагогического процесса способствует организация уютного обучающего пространства, где воссозданы элементы народного быта, насыщение его подлинными предметами, традиционными игрушками. Мы его назвали «Русская изба». Сейчас в музее много подлинных предметов крестьянского быта, изделия народных промыслов, рукоделия.
• Приобщение детей к традиционной культуре осуществляется посредством проведения специально разработанных комплексных музыкально-фольклорных занятий. Наряду с изучением народно-обрядовой культуры России проводится вокально-хоровая работа.
• В своей работе использую народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям.
• Кружковая работа направлена на развитие творческой личности. В программе предусмотрены различные виды деятельности: игра, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, театрализация игровых песен, участие в концертной деятельности с целью пропаганды народного творчества.
• Планирование работы осуществляется на основе народного календаря. Итог этой работы – проведение народных праздников. При подготовке и проведении народных праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных.
Таким образом, задача приобщения дошкольника к народной культуре является актуальной темой. Дети становятся активными участниками праздников и развлечений, посвященных народным праздникам; принимают участие в концертах для родителей и для детей младших групп; принимают участие в городских музыкальных смотрах и конкурсах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей
Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значим...
Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников
Доклад "Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников"...
Мастер класс для родителей «Игры с музыкальными инструментами, как средство развития музыкально - творческих способностей детей».
Данный материрал преднозначен для родителей, чтобы развивать музыкальные творческие способности детей. Он позволит радостно, весело и с пользой провести время вместе....
Консультация «Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников» 2015
Консультация для родителей...
Опыт работы по теме " Музыкальный фольклор как средство развития музыкально - творческих способностей дошкольников"
В опыте работе раскрывается использование фольклора в разных видах деятельности детей, взаимодействие с родителями и социо-культурными учреждениями....
«Фольклор, как средство развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста»
Статья,основанная на материалах из опыта работы...
«Обучение игре на музыкальных инструментах- как средство развития музыкальных творческих способностей у дошкольников»
laquo;Обучение игре на музыкальных инструментах-как средство развития музыкальных творческих способностей у дошкольников»...