«Фольклор, как средство развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста»
статья по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Фольклор, как средство развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста»
Фольклор – это слово означает творчество народа, которое передается из поколения в поколение. Определение «фольклор» ввел английский ученый Уильям Томс в 1846 году.
Фольклор – это песни, пословицы, частушки, сказки, загадки. Современная литература уходит своими корнями в фольклор, многие произведения очень похожи даже в совершенно разных культурах. Главная особенность фольклора – это отсутствие известного автора, потому что любое фольклорное произведение существует очень давно и множество, раз было преобразовано новыми рассказчиками. Со временем литераторы заимствовали многие сюжеты из фольклорных произведений и подписывали эти произведения своим именем. Вот почему во многих литературах мира встречаются похожие сюжеты, произведения и персонажи. При этом фольклор постоянно развивается и меняется вместе с жизнью людей. Тем не менее, именно фольклор отражает индивидуальные особенности народа, его отличия от других. Благодаря народным песням, сказкам и другому фольклору ученые-историки могут узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, что огорчало, и как они проводили время.
Русский фольклор — кладезь народной мудрости: пословицы, поговорки, считалки, загадки, дразнилки, небылицы, русские народные песни, заклички, календарные песни — всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ.
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора — повернуться лицом к народной музыке. Приобщать к ценностям народной культуры необходимо с малых лет, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Детские впечатления неизгладимы. Именно фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, развивает его образное мышление.
Благодаря мышлению ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
В течение многих веков народные прибаутки, песенки, потешки, приговорки любовно и мудро сопровождают малышей, привлекая их внимание, веселят, успокаивают, поучая малышей и приобщая их к высокой моральной культуре своего народа. Ребенок с раннего возраста активно откликается на фольклор и его роль в воспитании детей трудно переоценить. С детства у нас в доме звучат колыбельные песни, русские народные песни, частушки.
Русская народная музыка очень меня волновала, интересовала и вдохновила на работу с детьми по ознакомлению с русским народным творчеством. Кроме того, русская песня обладает огромной художественно — воспитательной ценностью.
С большим удовольствием дети поют песни: «Два весёлых гуся»,
«Жил у бабушки серенький козлик», «На горе то калина»,
«А я по лугу», «Во поле берёзка стояла», «Во кузнице»,
«По малину в сад пойдем», «Было у матушки двенадцать дочерей», «Калинка».
Пение напевных песен, удлиняя выдох и углубляя вдох, активизирует главную дыхательную мышцу — диафрагму и вырабатывает при этом постепенное расходование воздуха. Таким образом, напевные народные песни являются певческим материалом, который необходимо использовать для выработки нужных качеств певческого дыхания.
Народные песни привлекают своей простотой построения мелодии, богатством и разнообразием содержания, яркой образностью, юмором – все это вызывает желание петь желание петь даже у самых застенчивых и молчаливых ребят. Интонационные достоинства русских народных песен позволяет петь их как в младшем, так и в старшем возрасте.
Протяжность в пении зависит от предания в словах текста гласных. Русские народные песни – отличный материал для обучения детей напевному пению.
Например в ясельной группе мы подпеваем такие русские народные песни. «Ладушки», «Дождик» и т д.
В младшей группе – «Петушок», «Зайка», « Гуси» и т д .
В средней группе - «Андрей- воробей», «Сорока-сорока», «Колыбельная».
Воспитывать любовь к русскому народному искусству и с его помощью развивать музыкальные творческие способности дошкольников — такую задачу ставлю перед собой я.
Для более интересного общения и изучения данной темы, решила собрать материал об устном и музыкальном фольклоре, о прикладном искусстве, о народном быте, о народных костюмах, играх, о народном творчестве России, ее обычаях и традициях, духовно- нравственное воспитание.
Произведения устного и музыкального фольклора имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они способствуют развитию образного мышления, обогащают речь дошкольников, развивают музыкальный слух, формируют художественный вкус ребенка, воспитывают любовь к русскому народному творчеству, всесторонне развивает личность ребенка.
На музыкальных занятиях дети знакомятся с движениями русской пляски. Хороводным, топающим, переменным шагом, шагом с притопом, распашонкой, самоварчиком, ковырялочкой, присядкой и другими элементами русской народной пляски. .
Народные танцы можно изучать и танцевать в любом возрасте. Движение под музыку приносит удовольствие от взаимодействия с ней. Общение с народными танцами позволяет прикоснуться к огромному пласту культуры, сформированной на протяжении столетий.
После того, как дети освоили танцевальные движения, стала включать их в пляски «Сапожки», «Чудо - балалайка», «Русские матрёшки», «Калинка»,
«Весёлая кадриль», «Солнышко», «Русская полька» и другие.
Кроме плясок, мы разучиваем игры с пением, хороводы, и потешки с движением. Короткий текст потешки легко усваивается детьми. Яркий образ, динамичность вызывает у них желание двигаться. Эти игры и потешки дети переносят в свободные игры.
Можно использовать фольклор, когда обыгрываю игрушку, например, берем игрушку кошечки и читаем малышам потешку:
Как у котика усы удивительной красы.
Глаза смелые, зубы белые.
Выйдет котя в огород –
Всполошится весь народ,
И петух и курица с деревенской улицы
Станут котю в гости звать,
Станут котю угощать.
Так были инсценированы потешки «Ладушки — ладошки», «Пирог», «Петушок проказник», «Во кузнице…», «Где был, Иванушка?», «На горе то калина», в дальнейшем они же использовались на народных праздниках.
Дети это делают с большим удовольствием. Использование в повседневной жизни потешек, приговорок, закличек раскрывают возможности детского голоса. Сила голоса, его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность помогает дошкольнику легче справиться с поставленными перед ним задачами.
Здесь ведется работа над точным интонирование с музыкальным сопровождением и без него. Развиваются первоначальные творческие проявления детей в пении, умение находить ласковые интонации в пении.
Цель считалок, дразнилок, частушек — использование их в игровой деятельности, развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логические ударения в музыкальных фразах все это позволяет более эмоционально и выразительно исполнять ту или иную песню. Различные виды народных игр широко используются нашими педагогами ДОУ в продуктивной деятельности, при оздоровительных мероприятиях, при закаливании и т. д.
Особенно детям нравится играть на музыкальных инструментах. Мне повезло, что в нашем детском саду есть необходимые музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотки, гусли, бубны, гармошки, балалайки, бубенцы, колотушки), которые используются постоянно.
В дальнейшем можно самим изготовить народные инструменты для исполнения в оркестре и для пения частушек — ложки, коробочки, колотушку, рубель, бубенцы.
Хочется сказать, что вся работа по ознакомлению детей народным творчеством пронизана любовью и радостью к русскому народу.
Итогом работы с русским фольклором считается проведение праздников: «Масленица», «Веснянка», «Яблочный спас», «Осенины», «Осень златокудрая», «Капустные посиделки», «Ярмарка»….. На праздниках были использованы сюрпризные моменты, характерные для русской ярмарки: карусель, русские народные игры. При постановке танцев были использованы народные мелодии, русские народные движения.
Знакомя детей с музыкальным фольклором и проводя повседневные занятия мы, убедились, что совместная деятельность детей и взрослых приводит к более успешному усвоению материала. Так, узнавая, с детских лет русские традиции, народный дух, дети не утрачивают связь с историей родного края. Нельзя прерывать связь времен и поколений. Чтобы не исчезла,
не растворилась в неотразимой вселенной душа русского народа, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников. Петь русские народные песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры, это значит сохранять традиции и обычаи наших предков. Так было всегда, даже в далекие времена, когда собирались наши прабабушки и прадедушки на шумные беседы и посиделки, когда, переодевшись ряжеными, ходили по дворам и славили хозяев, желая им добра и хлебов обильных, когда устраивали игрища и забавы. Русская песня, русское поэтическое слово становится близким детям и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, любви к своей малой Родине. А это значит, что фольклор является незаменимым в музыкальном воспитании дошкольника, он воспитывает любовь к родному краю, дает первые представления о культуре русского народа в целом.
После таких праздников дети стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, о народном быте, обогатился словарный запас, повысился интерес к музыкальному фольклору. Ребята лучше, чем раньше, поют русские народные песни, быстро узнают знакомые мелодии, движения их стали более раскованы, более выразительными, а это значит — развилась музыкальная память, слух, чувство ритма.. Можно с уверенностью сказать, что музыкальный фольклор является средством развития музыкальных творческих способностей дошкольников.
Литература:
1. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством /Т. А. Бударина. –Санкт-Петербург: «Детство-Пресс»,2004.-226с.
2. Веретенников, И. И. Народное музыкальное творчество Белгородского края / И. И. Веретенников. — Белгород, 1996. — 216 3.Жиров, М. С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры. / М. С. Жиров.– Белгород, 2003–310 с.
4. Лямина Л. А. Народные игры в детском саду. Творческий центр Сфера,Москва 2009.
5. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа Учебно-методическое пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева- Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998.-304с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский музыкальный шумовой оркестр, как средство развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста.
Презентация...
Статья " Элементарное музицирование как средство развития музыкально- творческих способностей детей дошкольного возраста".
Статья " Элементарное музицирование как средство развития музыкально- творческих способностей детей дошкольного возраста"....
Мастер класс "Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов и музыкальных руководителей "Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"...
Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста
Мастер-класс для педагогов педагогов дошкольного образования...
Мастер-класс "«Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»"
Мастер-класс "«Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»"...
Доклад "Элементарное музицирование, как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"
Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Основы музыкальной культуры закладываются в детстве. Именно в дошкольном возрасте формирую...
Статья «Классическая музыка как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»
В статье представлен опыт работы музыкального руководителя по слушанию музыкальных произведений, предложены авторские игры, новые методические приемы....