Звучащие жесты
консультация по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Алейникова Ольга Юрьевна

ЗВУЧАЩИЕ ЖЕСТЫ

МУЗЫКА МОЕГО ТЕЛА

Цели: знакомство со звуковыми возможностями человеческого тела; эмоционально-телесное вовлечение в музицирование; развитие темброво-ритмического слуха.

Задачи:

  1. Создать условия для получения детьми удовольствия от процесса музицирования с использованием звучащих жестов.
  2. Дать детям первоначальное представление о широких возможностях звучащих жестов как тембрового ансамбля "инструментов".
  3. Развивать комплексно музыкальность детей  в разных формах музицирования.

 

"Первым инструментом" человека было, как известно, его собственное тело. Для современного ребёнка оно им является и сейчас. Звучащие жесты - это игра звуками человеческого тела, которое испокон веков и до нынешних времён становится первым и незаменимым "оркестром" разнообразных инструментов. Инструментов которые всегда "с собой", которые позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствии любых других инструментов.

В теле человека заключено все, что необходимо для музицирования. Разнообразие тембров, возникающих при ударе  ладонями по его различным частям, вполне соотносимо с ансамблем ударных инструментов. Эти "инструменты" даны человеку самой природой, и их использование отличается универсальностью.

Термин "звучащие жесты" принадлежит Гунильд Кетман, соавтору "Шульверка" Карла Орфа. Звучащие жесты - это хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами и др. Для каждого из звучащих жестов существуют варианты исполнения.  Хлопки: звонкие - всей ладонью, тихие - согнутыми ладонями, удары верхними частями кистей, удары одним или несколькими пальцами по нижней части ладони. Помимо этого для воспроизведения тихих шелестящих звуков можно использовать потирание ладонями, верхними частями кистей, фалангами согнутых пальцев, ногтями. Притопы: всей стопой, пяткой, носком. Шлепки: по коленям, по груди, по бокам. Щелчки: пальцами в воздухе по коленям, по надутым щекам.

Идея использования в элементарном музицировании те "инструменты", которые даны человеку самой природой, была "заимствована" Орфом у неевропейских (африканских, австралийских, индонезийских) народов и отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, так как подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе в русском фольклоре.

Кроме того, пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов позволяют организовать элементарное музицирование в любых условиях, при отсутствии других инструментов. Четыре основных тембра - это четыре природных инструмента: притопы, хлопки, шлепки, щелчки.

Музицированию с аккомпанементом звучащих жестов целесообразно уделять в работе осообо важное место с самого начала. Игра звуками своего тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому звучащие жесты являются надежным путем к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Легкость  такого типа импровизаций заключается в способности и привычке людей ритмично похлопывать себя, которая, возможно, имеет и биологический смысл. Основа импровизации в звучащих жестах - это непроизвольная, неконтролируемая умом, спонтанная моторика тела.  При своей бытийной простоте она дает человеку удивительную эмоционально-двигательную разрядку. Очевидно, поэтому и существует у всех народов мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuchashchie_zhesty.docx17.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЗВУЧАЩИЕ ЖЕСТЫ

МУЗЫКА МОЕГО ТЕЛА

Цели: знакомство со звуковыми возможностями человеческого тела; эмоционально-телесное вовлечение в музицирование; развитие темброво-ритмического слуха.

Задачи:

  1. Создать условия для получения детьми удовольствия от процесса музицирования с использованием звучащих жестов.
  2. Дать детям первоначальное представление о широких возможностях звучащих жестов как тембрового ансамбля "инструментов".
  3. Развивать комплексно музыкальность детей  в разных формах музицирования.

"Первым инструментом" человека было, как известно, его собственное тело. Для современного ребёнка оно им является и сейчас. Звучащие жесты - это игра звуками человеческого тела, которое испокон веков и до нынешних времён становится первым и незаменимым "оркестром" разнообразных инструментов. Инструментов которые всегда "с собой", которые позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствии любых других инструментов.

В теле человека заключено все, что необходимо для музицирования. Разнообразие тембров, возникающих при ударе  ладонями по его различным частям, вполне соотносимо с ансамблем ударных инструментов. Эти "инструменты" даны человеку самой природой, и их использование отличается универсальностью.

Термин "звучащие жесты" принадлежит Гунильд Кетман, соавтору "Шульверка" Карла Орфа. Звучащие жесты - это хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами и др. Для каждого из звучащих жестов существуют варианты исполнения.  Хлопки: звонкие - всей ладонью, тихие - согнутыми ладонями, удары верхними частями кистей, удары одним или несколькими пальцами по нижней части ладони. Помимо этого для воспроизведения тихих шелестящих звуков можно использовать потирание ладонями, верхними частями кистей, фалангами согнутых пальцев, ногтями. Притопы: всей стопой, пяткой, носком. Шлепки: по коленям, по груди, по бокам. Щелчки: пальцами в воздухе по коленям, по надутым щекам.

Идея использования в элементарном музицировании те "инструменты", которые даны человеку самой природой, была "заимствована" Орфом у неевропейских (африканских, австралийских, индонезийских) народов и отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, так как подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе в русском фольклоре.

Кроме того, пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов позволяют организовать элементарное музицирование в любых условиях, при отсутствии других инструментов. Четыре основных тембра - это четыре природных инструмента: притопы, хлопки, шлепки, щелчки.

Музицированию с аккомпанементом звучащих жестов целесообразно уделять в работе осообо важное место с самого начала. Игра звуками своего тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому звучащие жесты являются надежным путем к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Легкость  такого типа импровизаций заключается в способности и привычке людей ритмично похлопывать себя, которая, возможно, имеет и биологический смысл. Основа импровизации в звучащих жестах - это непроизвольная, неконтролируемая умом, спонтанная моторика тела.  При своей бытийной простоте она дает человеку удивительную эмоционально-двигательную разрядку. Очевидно, поэтому и существует у всех народов мира.

"Игра звуками  своего тела" в процессе эволюции постепенно осознавалась человеком как небольшой тембровый ансамбль и стала прообразом первых ударных инструментов - барабана и кастаньет. Барабаны имитируют притопы ногами, кастаньеты - хлопки рук.

Звучащие жесты в орфовской педагогической практике принято на определенном этапе "переносить" на инструменты. Например, щелчки пальцами - это могут быть пальчиковые тарелочки, треугольник глокеншпиль; хлопки - деревянные шумовые или ксилофоны; шлепки по бедрам - ручные барабаны или металлофон; притопы - большие барабаны или басовые инструменты.

Использование звучащих жестов вносит элемент движения в освоении ритма, что крайне важно для эффективного развития чувства ритма.

Звучащие жесты - это также и воспитание тембрового слуха в сочетании с движением, развитием координации и реакции.

Сегодня каждому музыканту известно невероятно развитое, с точки зрения европейца, чувство ритма любого жителя Африки. Ритм - бог африканской музыки.  Музыка и танец сливаются воедино при помощи ритма. Логично предположить, что чувство ритма африканцев есть результат абсолютно телесного научения без всякого арифметического счета и понимания соотношения длительностей. Ритмичность африканцев - это спонтанность ритмов живого организма, самовыражение человека, которое всегда немеханистично, если оно естественно.

Телесное освоение ритма помимо прочих своих преимуществ имеет свойство просто доставлять удовольствие: активные ритмические движения направлены на разрядку существующих напряжений и вызывают восторг.

Изучаем, как звучим

Спросите у детей, есть ли у них сейчас с собой какие-нибудь инструменты, которым можно было бы украсить польку, которую вы сыграете? (ответы детей). Затем сыграйте что-нибудь веселое - кто-нибудь из детей обязательно начнет хлопать или  притопывать. Похлопайте в ладоши звонко и глухо, поиграйте по коленям (по бедрам), потопайте ногами, попробуйте с детьми пощелкать пальцами. Пусть они поищут, какие звуки живут у них во рту (артикуляционно- фонематическая игра).

Поём и играем

В начальной части занятия для ритмической разминки и создания непринужденной атмосферы предложить три игры, которые помогут детям освоить простейшую практику звучащих жестов: "Тюшки-тютюшки", "Хлопай - топай", "Раз-два-три". Каждая их них предполагает игру с детьми по типу "эхо": педагог импровизирует 2-4 такта, дети стараются точно повторить ее (1-2 раза): сначала с речевой поддержкой (хлоп-топ), а затем без нее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Звучащие жесты» в музыкальной педагогике

Звучащие жесты – это «природные инструменты» человека, которые воплощают в себе идею телесного происхождения музыки. Их уникальность и незаменимость состоит в том, что на первоначальном этапе об...

Конкурс. Семинар для родителей "Игры со звучащими жестами"

Один из методов обучения детей пению – метод "Звучащих жестов". Звучащие жесты – это: хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами. Так просто – удивитесь Вы. Да, да, так просто! Эти элементарные зв...

Речевые игры со звучащими жестами

Игры используются для отработки чувства ритма, развития фонематического слуха и речи....

Консультация для воспитателей "Музыкальные игры с использованием звучащих жестов для развития чувства ритма"

Краткие теоретические вопросы о развити чувства ритма детей дошкольного возраста и возможности использовать музыкальные игры в условиях совместной деятельности восптателя и детей в режимных моме...

Звучащие жесты как эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей

Дети одновременно и играют, и обучаются, даже не замечая, что их обучают. Игровое общение педагога и детей становится более результативным, эмоциональным, непредсказуемым, ярко запоминающимся. Конечно...

ЗВУЧАЩИЕ ЖЕСТЫ

Вся наша жизнь – это ритм. Музыку создают как маленькие дети, играющие в ладушки, так и резвящаяся толпа футбольных фанатов на стадионе. И чтобы хорошо себя чувствовать, надо просто звучать и дв...

«Музыкальные игры с использованием звучащих жестов для развития чувства ритма»

Консультация для воспитателей для организации совместной деятельности с предлагаемым практическим материалом....