"Здоровьесберегающие технологии на музыкальном занятии"
статья по музыке
В статье рассматривается определение понятий "здоровьесберегающие технологии", "музыкально-оздоровительная работа", предлагается алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_muzykalnom_zanyatii.docx | 21.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на музыкальном занятии.
Здоровьесберегающие технологии - один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для ребенка. Например, начинать каждое музыкальное занятие с жизнеутверждающей валеологической песенки-приветствия, дающей позитивный настрой на все занятие. Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем, самомассажем, пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний и укрепления певческого аппарата ребенка. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на ДМИ, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.
Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий:
- Приветствие: валеологическая песенка-приветствие;
- Музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения;
- Слушание музыки (активное или пассивное). Физкультминутка – пальчиковая игра или сказка;
- Пение, песенное творчество: артикуляционная, дыхательная гимнастика, фонопедические упражнения, музыкальные скороговорки, чистоговорки, распевки, собственно пение. Физкультминутка – игровой массаж или самомассаж;
- Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики;
- Театральное творчество с элементами логоритмики, ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика), музыкальные игры, хороводы;
- Игра на ДМИ. Творческое музицирование;
- Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.
Особенности проведения музыкальных занятий для детей с нарушениями речи:
Музыкальные занятия с детьми с нарушениями речи проводятся с учетом индивидуальных возможностей детей. Так, для детей с диагнозом общее недоразвитие речи (ОНР) занятия строятся эмоционально, с быстрой сменой видов музыкальной деятельности, чтобы избежать утомления детей. Особое место в певческой деятельности уделяется пропеванию гласных звуков, так как именно они придают речи четкость, разборчивость.
Речь, музыка и движение на занятиях должны быть тесно взаимосвязаны. Только в этом случае педагог может добиться чистоты интонирования и выразительности в пении детей. В различные виды движения под музыку вводится речевой материал в разнообразных формах: тексты песен, хороводы, драматизации с пением, инсценировки.
В работе по слушанию музыки следует использовать речевой материал (прозу и стихи), поскольку он помогает ребенку понять содержание музыкального произведения.
В работе по пению можно выделить несколько этапов: 1) пропевание гласных, работа над дыханием, постановкой голоса, темпом и ритмом речи; 2) использование чистоговорок и музыкальных скороговорок с пением на закрепление свистящих и шипящих звуков; 3) закрепление сонорных звуков; 4) закрепление всех звуков в свободной речи.
Система музыкально-оздоровительной работы, работы по здоровьесбережению на музыкальном занятии предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий:
Валеологические песенки-приветствия
С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон всему занятию, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, петь песни – приходится вдыхать воздух чаще.
Именно поэтому основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются укрепление физиологического дыхания детей (безречевого), формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох – длинный выдох), тренировка силы вдоха и выдоха, развитие продолжительного выдоха. Все упражнения дыхательной гимнастики, предложенные детям, основаны на разработках Б. Толкачева, К. Бутейко, А. Стрельниковой и проводятся в игровой форме.
Артикуляционная гимнастика
Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.
Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях: развитие певческих способностей детей, формирование артикуляции различных звуков, закрепление артикуляционных укладов этих звуков в слогах, словах фразах, совершенствование дикции детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ, развитие чувства ритма, музыкальной памяти, внимания.
На музыкальных занятиях упражнения артикуляционной гимнастики проводятся под счет, с хлопками, под музыку, в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной. Игра с язычком проводится не более 2-3 минут, чаще перед пением. Кроме того, в работе применяются чистоговорки и музыкальные скороговорки, которые также способствуют работе и укреплению голосового аппарата.
Оздоровительные и фонопедические упражнения
Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом. Эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе. Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. Из существующих уровней голосовой активности (доречевой, речевой и певческий), певческий основан на сигналах доречевой коммуникации, ведь голосовой аппарат - саморегулирующая система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой, а на все остальные компоненты можно воздействовать только косвенно, через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции.
Разработки В. Емельянова и М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга.
Игровой массаж и самомассаж
Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. На музыкальных занятиях массаж проводится под музыку – слова пропеваются или ритмодекламируются, музыка звучит фоном. Дети закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук.
Кинезиологические упражнения и кинезитерапия
Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.
Кинезитерапия - коррекция средствами движений, терапия движением.
Эти технологии в системе помощи детям, системе их здоровьесбережения могут быть представлены в различных формах: пальчиковые игры и сказки (развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление); коррекционная ритмика (логоритмика, логопедическая ритмика, фонетическая ритмика); танцетерапия; психогимнастика (включает в себя некоторые игровые варианты психотерапии, суггестивные, тренировочные, разъясняющие, активизирующие психомоторику этюды, упражнения, игры. В процессе психогимнастики дети учатся различать эмоции, выраженные в мимике, пантомимике. С помощью двигательных театрализованных этюдов, игр дети учатся преодолевать разные варианты страхов, в результате чего снимается тревожность, связанная с ними); сюжетно-игровая кинезитерапия (вариант двигательной терапии, где все упражнения объединены одним сюжетом и проводятся в игровой форме. Специально подобранные игры и упражнения могут стимулировать и повышать энергетический потенциал, помогать в оптимизации тонуса, снимать мышечные зажимы, повышать уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов (игры на смену состояния напряжения и расслабления); ритмопластика.
Музыкотерапия
Один из видов арттерапии (терапии искусством), направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого направлено на катарсис, регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка. Основная цель музыкотерапии применительно к ребенку с особенностями развития состоит в гармонизации личности через развитие способности самопознания, самовыражения, и связано это с продуктивным характером искусства вообще и музыки в частности.
Результатами использования здоровьесберегающих технологий на музыкальном занятии являются:
- Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
- Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
- Повышение уровня речевого развития;
- Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»
Форма организации деятельности: подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи, де...
Консультация по теме:"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях виды музыкальных занятий."
Данная консультация предназначена для музыкального руководителя детского сада. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, ...
Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОО - достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Новизна данного направления состоит в том, что на музыкальных зан...
проект "Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"
Проект предусматривает использование здоровьесберегающих технологий. Главная тема проекта-музыкально-ритмические жвижения,которые всгда используются на музыкальных занятиях.Оздоровление происходит мет...
Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Так я начала организовывать музыкально-оздо...
Презентация «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в рамках ФГОС ДО посредством игры на детском музыкальном инструменте свирель »
Материал может быть полезен музыкальным руководителям . родителям . педагогам для расширения кругозора и знакомсва с этой темой....
Музыкальная гостиная для воспитателей "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ"
В материале рассказывается о том, какими здровьесберегающими технологиями, связанными с музыкальным воспитанием, могут воспользоваться воспитатели в свободное от занятий время....