Развитие чувства ритма у дошкольников.
методическая разработка по музыке

Митрофанова Екатерина Сергеевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka._razvitie_chuvstva_ritma.doc57.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное  образовательное  учреждение    детский сад №117             

                         Методическая разработка

       «Развитие чувства ритма у  дошкольников»

                                                                                  Музыкальный руководитель:

                                                                      Митрофанова Екатерина Сергеевна

                                                       Санкт-Петербург 2021г.

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства  ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

Развитие музыкально-ритмических способностей у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах

Актуальность своей работы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста.

Цель:

- развивать чувство ритма;

- тренировать внутренний слух;

- способствовать развитию познавательного интереса;

- учить выделять сильную долю такта;

Задачи:

- осуществить теоретический и музыкально-методический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;

- выявить критерии и показатели уровня сфомированности чувства ритма у детей;

- разработать систему занятий музыки с применением детских музыкальных инструментов, направленную на развитие чувства ритма.

- использовать в работе теоретический и практический материал по обучению детей дошкольного возраста чувству ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.

Объектом исследования является процесс развития чувства ритма у детей дошкольного возраста;

Предметом исследования - педагогические условия развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе обучения на музыкальных инструментах.

Гипотеза исследования – эффективность процесса развития чувства ритма у детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах может быть обеспечена при условии:

- если будет разработана система работы с детьми, включающая в себя III блока:

I блок – ознакомительный (ритмические упражнения; тематические уроки музыки);

II блок – основной (обучающие уроки игре на ДМИ);

III блок – итоговый (игра в детском оркестре).

Ожидаемый результат:

Чувство ритма, чувство музыкального ритма является первоосновой музыкально-исполнительской грамотности. Развитие чувства ритма для современной музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу. Развитие чувства ритма в процессе игры на ДМИ сближает возможности всех учащихся и превращает группу на определенном этапе в единый музыкальный коллектив. Создавая благоприятные возможности для анализа элементов музыкального языка, игра на музыкальных инструментах становится важным и необходимым условием для развития у детей полноценного восприятия музыки.

ВВЕДЕНИЕ

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая. Своеобразие ритма, однако, заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и других искусств. Мало того, ритм встречается и вне искусства, являясь, следовательно, не только художественной категорией. Поэтому наряду с понятием «музыкально ритмического чувства» выступает понятие «ритмического чувства вообще». Наряду с задачей воспитания «музыкально- ритмического чувства» возникает задача воспитания «чувства ритма вообще» и не может не стать вопрос о том, в каком отношении друг к другу находятся эти задачи. Конечно, огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Все мы знаем, что игра на ДМИ в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма. Позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ансамблевая игра не только даёт взрослому возможность диктовать правильный темп, но и формирует у дошкольника верное темпо ощущение. Требует, прежде всего, синхронности исполнения, метроритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую, слышать друг друга. Игра на шумовых и, особенно, ударных, инструментах способствует развитию чувства ритма у детей. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети более чётко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах. Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают превратить занятие в увлекательную музыкально – эстетическую игру.

«Игра - приветствие с бубном»

Цель: развитие творческих способностей детей.

Задачи: развивать метроритмический слух; закреплять навык игры на бубне; развивать коммуникативные навыки.

Ход игры.

Дети сидят по кругу, передают бубен по кругу со словами. Сопровождают слова хлопками. Ребёнок, у которого в руках бубен стучит в него и говорит со всеми слова:

«К нам (имя ребёнка) пришла,

Она бубен взяла.

Поиграла, поиграла

И(имя ребёнка) отдала».

После слов бубен передают следующему, сидящему по кругу ребёнку и игра повторяется.

Упражнения при обучении игре на металлофоне и ксилофоне.

Цель: познакомить с металлофоном (ксилофоном) и способам игры на нём.

Играть на металлофоне двумя руками, как хочется, под аккомпанемент педагога.

С окончанием музыки прекратить играть.

Играть только одной рукой, потом другой, ударяя по пластинкам вразнобой.

Играть одной рукой все пластинки подряд вверх, затем вниз. Повторить другой рукой.

Сыграть снизу – вверх одной рукой, ударяя по каждой пластинке 2 раза, сверху – вниз таким же образом. Повторить тоже другой рукой.

Играть через пластинки, меняя руки: правая – левая, по два удара по пластинке, потом по три удара по пластинке.

Поставить обе палочки на середину металлофона: играть произвольно, разводя руки в стороны, затем соединяя обратно ударяя палочками одновременно.

Поставить обе палочки на первые две пластинки и подниматься вверх, ударяя палочками одновременно, повторить так же вниз.

 «Сказка про бубен и погремушки».

Цель: повышение интереса к музыкальным инструментам.

Задачи : формировать эмоционально – радостные ощущения от активного участия в музицировании; развивать тембровое восприятие музыкальных инструментов; развивать творческое воображение.

Ход игры.

Ведущий: жили-были погремушки - веселые игрушки. Однажды они захотели поиграть с бубном, но он очень крепко спал. Погремушки решили его разбудить и стали весело звенеть (дети бегут вокруг бубна) Вот бубен проснулся и стал плясать, а погремушки притихли и стали его слушать.(Дети присаживаются ,музыкальный руководитель играет на бубне). Погремушки стали спорить с бубном, кто лучше звенит. Погремушки говорили - мы лучше всех звеним. Наш танец самый веселый.(Звенят) а бубен не уступает: Нет, это мой танец самый веселый. Вот послушайте (пляшет).Вот так они поссорились. Что же было дальше? А потом они помирились и стали плясать по очереди(играют по очереди).Вот и сказочке конец. А кто слушал - молодец.

«Лесное эхо»

Цель :развитие творческих способностей детей.

Задачи: развивать музыкальную память; чувство ритма; формировать навык игры на простейших ударных инструментах.

Ход игры.

Педагог отхлопывает или проигрывает на инструменте определённый ритмический рисунок. Дети повторяют три раза, с каждым разом меняя динамику звучания (всё тише и тише, как эхо).

«Музыкальная карусель»

Цель: формирование мотивации ребёнка к творчеству.

Задачи: закреплять приёмы игра на музыкальных инструментах; побуждать к импровизациям и сочинительству; развивать быстроту реакции.

Ход игры.

Дети стоят по кругу, в руках держат музыкальные инструменты (маракасы, бубенцы, бубны). На первую часть любой польки дети играют все вместе, произвольно. На вторую часть музыки по сигналу барабана, в который ударяет педагог, дети кладут инструменты на пол и бегут по кругу. По окончании музыки дети останавливаются и берут любой инструмент, который лежит перед ними. Игра повторяется 3-4 раза.

«Игра – упражнение с ложками»

Цель: развитие творческих способностей детей.

Задачи: обучать приемам игры на ложках; развивать творческое воображение; развивать ритмический слух.

Ложки парами разложены по кругу на полу. Дети приседают на корточки около своей пары ложек.Музыкальный руководитель говорит текст, дети слушают. Потом под музыку дети ритмично играют на ложках

Ведущий:

1.Утром солнышко проснется,

Сразу деткам улыбнется.

Детки с солнышком встают

В ручки ложечки берут.

Под музыку дети медленно поднимаются, берут ложки в руки.

2.Детки ложки в руки взяли,

Дружно в ложки застучали.

Ударяют ложкой о ложку перед собой

3.Мы сейчас растопим печь –

Надо блинчиков испечь.

Немного наклонив корпус с ложками вправо, левая рука с ложкой сверху, затем тоже самое влево – «печем блинчики»

4.Нам пора повеселиться,

В каруселях прокатиться.

Кружатся вокруг себя топающим шагом, играют на ложках, держат их перед собой

5.С вами мы сейчас, ребятки,

Поиграем вместе в прятки.

Ударяем ложками перед собой на сильную долю музыки, потом отводим руки за спину и ударяем в ложки за спиной

6.Будем в горку подниматься,

А потом с горы спускаться.

Постепенно поднимая прямые руки вверх, быстро ударяя ложками, потом опускаем руки вниз, ударяя ложками

7.Наши ложки так устали,

Очень весело плясали.

На пол ложки мы положим

И ладошки вместе сложим.

Мы немножко отдохнем,

И опять плясать начнем.

Дети сидят на корточках, руки под щечкой - отдыхают

Как мы весело плясали,

Дружно ложками стучали.

Солнце улыбается,

Значит ему нравится.

Заключение.

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение и чувство ритма.

 Систематическая и планомерная работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах дает возможность не только закреплять полученные в процессе музыкальных занятий знания, но и совершенствовать музыкальный слух. Детское музицирование обогащает ребенка впечатлениями, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, формирует моральный облик. Музыкальный опыт, который дети приобретают на занятиях, позволяет успешно применять полученные знания в праздниках, развлечениях и, конечно, заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью.  Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления. Игра на музыкальных инструментах является важным средством для активизации музыкальной памяти и фантазии, для развития творческого воображения и творческой деятельности детей дошкольников. Как говорил Л.Н.Толстой «Музыка – высшее в мире искусство» и я, как музыкальный педагог, призвана помочь детям войти в мир Музыки, понять её законы, приобщиться к её таинствам. Процесс этот бесконечен, как бесконечно и безгранично все музыкальное творчество. Важно его начать, дать ребенку почувствовать, что волшебный мир музыки может принести ему радость, стать понятным и близким.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»

Опыт работы по теме: «Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»...

Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах деятельности.

1. АКТУАЛЬНОСТЬ:  Актуальность проблемы и темы исследования. Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каж...

Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе музыкальных занятий

Ритм – один из важных элементов в различных видах музыкальной деятельности дошкольников (пение, ритмические и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах)....

"Развитие чувства ритма у дошкольников"

Теоретическая часть и практическая часть. Игры....

Развитие чувства ритма у дошкольников.

Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом  (они направлены на снятие эмоционального напряжения...

статья «Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах детской

Чувство ритма является одной из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную природу, но и эмоциональную. В основе развития чувства ритма лежит восприятие выразительнос...