Методическая разработка "Программа "Пластика движения как арттерапия для детей дошкольного возраста""
методическая разработка по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В материале изложены теоретическое обоснование программы, технологии и способы реализации в дошкольном учреждении,включая календарное планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_plastika_dvizheniya_kontemporari_dlya_detey_3-7let_.ndou_.doc | 151.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
ПРОГРАММA ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЛАСТИКА ДВИЖЕНИЯ
как вид арттерапии для детей всех возрастов
дошкольного детства
Автор:
Педагог дополнительного образования
ГБДОУ №27 Красногвардейского р-на СПб
Атнашев Александр Анатольевич
Санкт-Петербург
2020 г.
Программа
ПЛАСТИКА ДВИЖЕНИЯ
для детей дошкольного возраста.
1. Пояснительная записка
- Актуальность программы.
Предмет «Пластика движения» способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, развивает пластичность, гибкость, координацию и физическую силу, расширяет мироощущение, способствует развитию творческого мышления.
- Научная обоснованность.
Пластика - это искусство движения телом. Основоположником системы пластического воспитания актера, известного под названием школы «mim pur», то есть «только пластика (пантомима)», или «чистая пантомима» , является Этьен Декру. Появлению на свет школы Декру сопутствовало осмысление серьезнейших, коренных вопросов театра как такового. Вот почему можно говорить о том, что существует не только школа, но и теория «чистой пластики ( пантомимы)». Отдельные ее положения оговорены в работах учеников и последователей Декру – Жана-Луи Барро, Жана Суберана, Марселя Марсо. Наиболее ценными материалами для постижения идей, выдвинутых Декру, стали его собственные заметки, высказывания и статьи разных лет.
Модерн(контемпорари)-танец как выразительное средство, позволяющее воплотить на сцене переживания и проблемы современного человека. Идеи танца модерн предвосхитил известный французский педагог и теоретик сценического движения Франсуа Дельсарт, утверждавший, что только жест, освобождённый от условности и стилизации (в том числе музыкальной), способен правдиво передавать все нюансы человеческих переживаний.
- Направленность и уровень программы (задачи, категория детей, возраст детей, показания и противопоказания к применению)
Основными задачами занятий являются:
- обучение основам пластики движения с элементами пантомимы;
- обучение модерну, элементам восточной пластики;
- развитие чувства ритма, формирование культуры и эстетики движения;
- развитие координации, гибкости;
- обучение основам актерского мастерства через овладение искусством движения;
- воспитание творческого мышления, художественного вкуса;
- постановка сценических номеров.
Программа «Пластика движения-модерн» доступна и понятна всем категориям детей от 3 до7 лет, без физической и танцевальной подготовки.
Рассчитана на 4 года.
1 год-для детей от 3 до 4 лет
2 год-для детей от 4 до 5 лет
3 год-для детей от 5 до 6 лет
4 год-для детей от 6 до 7 лет
Противопоказания к занятиям пластикой движения-модерн – такие же, как противопоказания к занятиям физической культурой.
1.4. Содержание программы (общая характеристика)
1.4.1. Особенности методики , общие положения
Изучение пластики движения основывается на принципах изучения классической (французской) пантомимы
Пантомима –это искусство движения тела. Основным принципом искусства пантомимы является принцип идентификации , отождествления себя с кем-то или с чем –то, иначе говоря, отождествления творящего субъекта с созидаемым объектом.
Специфическим материалом искусства актера является его тело, он должен научиться с помощью своего тела творить на сцене любые пространственно-временные композиции подобно тому, как творит их живописец на пустом холсте.
Для успешного решения творческих задач актеру прежде всего необходима суставно-мышечная гимнастика, поскольку в дело может быть вовлечен любой сустав ,каждый и которых должен быть готов к определенной нагрузке. Благодаря гимнастике , актер узнает механизм собственного тела, преодолевает его естественную инертность и подчиняет тело своей воле.
Поэтому обучение пластике движения целесообразно начинать с занятий с так называемой суставно-мышечной гимнастики в виде экзерсиса (разминка), которая нацелена на разработку природных и наиболее характерных для человека способов движения : смещение, вращение, наклоны, отклонения корпуса от привычного ему вертикального положения.
При этом тело человека условно разделяется на несколько поясов: голова, шея, плечи, грудь, талия, таз.(Ноги и руки играют роль «продолжателей движений ,начатых корпусом).
Целесообразно занятия пластической гимнастикой в виде экзерсиса (разминки) проводить на протяжении всего курса обучения, добиваясь увеличения амплитуды смещения во все стороны каждого из вышеназванных поясов. То же самое можно сказать о вращениях и наклонах. В конце концов, тело актера приобретет необычайно широкий диапазон пластической выразительности, не нарушая при этом свойственной ему природной органики.
С помощью этой же гимнастики приобретается умение пользоваться так называемым «локальным движением» , когда какая-либо часть тела сохраняет неподвижность относительно других, или может двигаться в ином характере, чем другие.
Изучение модерна основывается на использовании гравитации и работы с весом тела, на отсутствии стремления скрыть усилие, затрачиваемое при движении, на нарушение вертикальной оси держания тела, на фокусирование внимания на центре тела и работа с ним. Результатом ее становится эффективное, т.н. “экономичное” движение. Оно естественно, раскрепощено и прекрасно, как прекрасна свобода.
Итак, основными пластическими упражнениями являются:
- круговые движения головой, шеей, плечевым поясом, грудным отделом, туловищем, тазом;
- смещение вперед, назад, вправо, влево головой, шеей, плечевым поясом, грудным отделом, туловищем, тазом;
- волновые движения в кисти, руке, включая плечо, в туловище до поясницы, во всем корпусе в профиль и фас;
- разминка стоп.
- синтезированные движения разными частями тела в разной и амплитуде.
А так же добавляются разминочно-танцевальные движения для поддержания общей динамики экзерсиса (переступания, махи руками, развороты туловища, сгибания в локтевых и коленных суставах рук, ног). Весь процесс сопровождается танцевальной музыкой.
Основными упражнениями на обучение модерну являются:
- сюжетно-сценическое перемещение в пространстве (нарочито) головой, плечевым поясом, грудным отделом, туловищем, тазом
- сюжетно-сценическое перемещение в пространстве (нарочито) (ведущие запястья, локти, кончики пальцев, кончики пальцев ног, колени.)
- сюжетно-сценическое перемещение в пространстве (нарочито) туловища, в положении «партер».
От занятий пластикой постепенно переходят к элементам пантомимы.
Основными упражнениями на развитие пантомимических навыков движения являются:
- сюжетные игры с воображаемыми предметами или отождествление себя с этим предметом ( «воздушный шар», «дерево», «фрукты», «домашние животные», «тяжелые вещи», «аквариум», «лабиринт», «ветер», «лифт», «кукла-марионетка», «кукловод», «люди-вещи», «скульптор», «роботы» и т.д.);
- упражнение «свеча»- изображение свечи с помощью кисти руки;
- изображение стеклянной стены в различных плоскостях;
- изображение передвижения конвейера с помощью рук в разных плоскостях;
- перетягивание воображаемого каната с разных сторон;
- воображаемое лазание по канату с различными заданиями;
- хождение по воображаемому канату;
- пантомимические шаги – имитация ходьбы вперед, назад, шаг «против ветра», шаг Пьеро, шаг Лакримозы и другие пантомимические шаги, соответствующие различным эмоциональным состояниям;
- движение пассе (имитация нарочито замедленного бега);
- различные движения в рапиде (преувеличенно замедленное движение).
Неотъемлемой частью обучения пантомимой является развитие творческого мышления детей и актерского мастерства посредством этюдов. С первых занятий детям 3-его и 4-ого года обучения предлагается самостоятельно придумать и изобразить тот или иной сюжет согласно своему пониманию. Чтобы пробудить воображение, возбудить творческую фантазию детей в задания вносятся занимательные элементы. При работе над этюдом происходит закрепление пройденного материала, отработка движений и комбинаций будущего номера, а также используется джазовые импровизация.
Существует различное множество объектов ,которые могут быть воспроизведены с помощью пластики движения и использованы в пластических этюдах.
Например:
- Актер играет сразу два объекта : некий персонаж- человека и некий предмет (одушевленный или неодушевленный), с которым персонаж-человек вступает в непосредственное взаимодействие
- Человек, идущий против ветра. Ветер деформирует пластику человека, пытающегося продвигаться ему навстречу.
- Актер может сыграть только ветер, или пламя, или какое-то растение, или животное, или только человека, полностью подчиняя этой задаче пластику своего тела
- Несколько актеров могут создать единый образ, например дерева, или движущегося конвейера.
К концу 1-ого, 2-ого года обучения дети овладевают элементарными основами актерского мастерства через овладение искусством движения, умению подражать, начинают творчески мыслить, координировать себя.
К концу 3-его, 4-ого года обучения дети овладевают элементарными пластическими навыками, элементами пантомимы, у них появляется координация, пластичность, придумывают пантомимические этюды, могут сценически импровизировать, формируется эстетический вкус.
1.5.2.Формы и методы проведения занятия.
Основной формой проведения занятий является групповое занятие. В группе занимается от 6-ти до 14-ти человек . Занятие проводится как в форме игры (придумывается сюжет игры, в который вплетаются различные упражнения по пластике и модерну) , так и в виде разминки и постановки пластических этюдов, номеров.
Чтобы дети сразу поняли и почувствовали точную форму движения, то используется ПОКАЗ его детям; дробление движения на части , отработка каждого элемента , соединение воедино а затем выполнение движения ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ. При этом педагог следит за правильностью исполнения движения, при необходимости индивидуально помогает понять и правильно исполнить то или иное движение.
На занятии используются упражнения, в которых ребенок ИНДИВИДУАЛЬНО работает над выразительностью своих движений, а также упражнения , в которых есть моменты импровизации , о чем говорилось выше. Также используется прием, когда один или два успевающих ребенка показывают движение всей группе. Это учит видеть и оценивать хорошее исполнение.
Если нужно добиться синхронного исполнения движений, прочувствовать ритм, то используется метод исполнения упражнения под счет.
Во время постановки пластических номеров и этюдов очень важную роль играет эмоциональное перевоплощение в задуманного персонажа, которое является стимулом для осознания и более выраженного исполнения движений. Проводится краткая БЕСЕДА с отрывками пластического движения, направляющая воображение детей на понимание того или иного образа.
1.5.3. Структура занятия
1.Сообщение сюжета занятия.
2. Вовлечение детей в игру.(правила игры , распределение ролей)
3. Экзерсис (тематический)
4.Фиксация внимания на разучивании и отработке упражнений на развитие пластических навыков движения.
5.Разработка, постановка, показ пластических номеров (этюдов) детьми или постановочная работа педагогом.
1.6.Условия реализации программы
Занятия проходят в просторном зале. На занятиях используется аудиозаписи на CD-дисках. Известно, что первые впечатления обычно оставляют наиболее яркий след в психике детей и оказывают сильное воздействие на их отношение к занятиям и поведение на занятии. В силу этого, организация и проведение первых занятий может стать фактором, определяющим весь дальнейший ход занятий, а следовательно и решающим для успеха в обучении.
1. Эстетический внешний вид: дети переодеваются в специальную форму ( спортивные брюки, майки и футболки, не стесняющие движения , гибкая спортивная обувь или чешки или балетная обувь. Волосы должны быть убраны или на макушке головы, или внизу затылочной части)
2. При выполнении творческих заданий по возможности соблюдать тишину и проявлять уважение к выступающему.
1.7. Взаимодействие специалистов
При реализации программы по пластике и пантомиме возможно привлечение следующих педагогов : воспитателя, педагога по изобразительному искусству, музыке, театру.
Возможно привлечение художника по костюмам, парикмахеров, визажистов для создания того или иного образа.
2. Учебный тематический план
1 год обучения
№ п\п | Тема | Кол-во занятий |
1 | Знакомство | 2 |
2 | Путешествие | 5 |
3 | Животные | 6 |
4 | Куклы | 3 |
5 | Воздушный шар | 6 |
6 | Деревья | 3 |
7 | Фрукты | 4 |
8 | Тяжелые вещи | 4 |
9 | Стеклянная стена | 6 |
10 | Космическое путешествие | 5 |
11 | Лабиринт | 4 |
12 | Цирк | 6 |
13 | Клоуны | 5 |
14 | Скульптор | 5 |
15 | Насекомые | 4 |
16 | Обобщение пройденного | 4 |
Итого: | 72 |
2 год обучения
№ п\п | Тема | Кол-во занятий |
1 | Знакомство | 2 |
2 | Путешествие | 5 |
3 | Животные | 6 |
4 | Куклы | 3 |
5 | Воздушный шар | 6 |
6 | Деревья | 3 |
7 | Фрукты | 4 |
8 | Тяжелые вещи | 4 |
9 | Стеклянная стена | 6 |
10 | Космическое путешествие | 5 |
11 | Лабиринт | 4 |
12 | Цирк | 6 |
13 | Клоуны | 5 |
14 | Скульптор | 5 |
15 | Насекомые | 4 |
16 | Обобщение пройденного | 4 |
Итого: | 72 |
3 год обучения
№ п\п | Тема | Кол-во занятий |
1 | Знакомство | 2 |
2 | Путешествие | 5 |
3 | Животные | 6 |
4 | Подводный мир | 3 |
5 | Воздушный шар | 6 |
6 | Роботы | 3 |
7 | Люди-вещи | 4 |
8 | Тяжелые вещи | 4 |
9 | Стеклянная стена | 6 |
10 | Космическое путешествие | 5 |
11 | Лабиринт | 4 |
12 | Кукловод | 6 |
13 | Клоуны | 5 |
14 | Скульптор | 5 |
15 | Насекомые | 4 |
16 | Подготовка к праздникам | 4 |
Итого: | 72 |
4 год обучения
№ п\п | Тема | Кол-во занятий |
1 | Знакомство | 2 |
2 | Путешествие | 5 |
3 | Животные | 6 |
4 | Подводный мир | 3 |
5 | Воздушный шар | 6 |
6 | Роботы | 3 |
7 | Люди-вещи | 4 |
8 | Тяжелые вещи | 4 |
9 | Стеклянная стена | 6 |
10 | Космическое путешествие | 5 |
11 | Лабиринт | 4 |
12 | Кукловод | 6 |
13 | Клоуны | 5 |
14 | Скульптор | 5 |
15 | Насекомые | 4 |
16 | Подготовка к праздникам | 4 |
Итого: | 72 |
Примерный план проведения занятия по пластике , контемпорари
Тема « Космическое путешествие»
- Сообщение детям сюжета игры «Космическое путешествие»
- Превращение детей в космические корабли и полет кораблей в заданном направлении с различными условиями : включение, выключение двигателя, повороты корабля, преодоление притяжения, выход в открытый космос, посадка. (отработка пластических движений : движение в рапиде, шаг лакримозы, обыгрывание притяжения планет).
- Посадка на горячую планету , обыгрывание ситуации : горячо различным частям тела.
- Экзерсис (тематический)
- Взлет и посадка на планету ветров : обыгрывание сопротивление ветру в разной динамике, изображение ветра.
- Взлет и посадка на планету воздушных шариков: отработка пантомимических движений надувания воздушных шаров, взаимодействия с воздушным шаром.
- Взлет и посадка на планету роботов: отработка пластических движений (крестообразное смещение головы ,плеч, туловища, избирательные движения руками и туловищем, работа с плоскостями, конвейерами, передвижение туловища в различной динамике.)
- Взлет и посадка на планету Земля.
Список литературы
1.Этьен Декру «Слово о миме», Архангельск., 1992 г.
3.Барро Ж-Л. «Воспоминания для будущего.» М.1979
2.Ваганова А.Я. «Основы классического танца», «Искусство», Ленинград, 1980 г
4.Дункан А. «Танец будущего. Моя жизнь» – Киев,1989 г
5.Зобов Р, Мостепаненко А. «О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства.»-Л. 1974 г.
6.Захаров Р. «Сочинение танца» – М, 1983 г
7.Коротеева Е.И. «Искусство и ты» – М, 2000 г
8.Марис Лиепа «Вчера и сегодня в балете», Москва, «Молодая гвардия», 1986 г
9.Руднева С., Фиш Э. «Музыкальное движение».-СПб,2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект доминантного занятия по музыкально-ритмическим движениям с использованием жестов и имитационных движений "Весенний дождь" для детей дошкольного возраста
Использование жестов и имитационных движений на музыкально-ритмических занятиях с детьми с выраженной умственной отсталостью....
Методическая разработка - Игра "Разноцветные платочки"для детей дошкольного возраста.Развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей, в процессе двигательно-игровой деятельности
Данная игра может быть использована педагогами, психологами и другими специалистами ДОУ....
Методическая разработка на тему: "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста и возможные пути профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Причины агрессивного поведения дошкольника и возможные пути профилактики...
Методическая разработка "Методические рекомендации по развитию позитивного взаимодействия детей дошкольного возраста в играх с правилами"
Методическая разработка " Методические рекомендации по развитию позитивного взаимодействия детей дошкольного возраста в играх с правилами"...
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ВИД АРТТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ребенок появился на свет. Он добрый и открытый, наивный и доверчивый. Как сохранить в нем хорошие качества, заложенные природой? Как оградить его от жестокости современного мира? Как научить противост...
Методическое пособие «Национальная мозаика: интенсивные курсы русского языка для детей малых национальных общин» для методического сопровождения неорганизованных (не посещающих ДОУ) детей дошкольного возраста (1-7 лет) из семей малых национальных общин
http://nsportal.ru/mbdou-no-83...
Приказ о составе творческой группы очного этапа методического квеста в рамках городской опорной площадки "Методические и содержательные основы ранней профориентации детей дошкольного возраста"
Приказ о составе творческой группы городской опорной площадки "Методические и содержательные основы ранней профориентации детей дошкольного возраста"...