Детям о В.А.Моцарте.
(Музыкальное занятие в подготовительной группе.)
Цель:
Продолжить знакомить детей с жизненными и творческими страничками Вольфганга Амадея Моцарта.
Задачи
• развивать музыкальное и эстетическое восприятие, интерес и
любовь к музыке;
• расширять музыкальный кругозор дошкольников;
• формировать музыкальную культуру на основе прослушанных
ранее образцов классической музыки ;
• закрепить значение таких слов «композитор», «нотный стан», «скрипичный ключ»;
• Совершенствовать у детей чувство ритма, упражнять в воспроизведении несложных ритмических рисунков при игре на музыкальных инструментах;
• Продолжить обучать навыкам хорового и индивидуального выразительного пения с музыкальным сопровождением и без него, следить за дикцией, правильной артикуляцией;
• воспитывать вежливость в обращении с партнёрами по игре;
• Учить детей подводить итог в конце занятия и искать наиболее важную и интересную информацию из прослушанного материала.
Оборудование:
Портреты композиторов и фото из их жизни, нотный стан, маркеры, детские музыкальные инструменты, звуконоситель для прослушивания музыкальных фрагментов, CD- и аудиозапись, пиджак и шляпа для игры «Чучело».
Ход занятия.
Под маршеобразную музыку дети входят в зал и выполняют танцевальные шаги и поскоки. Затем под музыку Моцарта, «Турецкое рондо», выполнить с детьми танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, кружение на носочках.
Музыкальный руководитель: ребята, а вы сейчас узнали музыку, которая звучала, когда мы с вами выполняли музыкально – ритмические движения? Кто автор этого произведения? (ответы детей) Конечно же, это произведение написал австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт. О нём мы с вами поговорим сидя на стульчиках, а пока давайте разомнёмся:
Физминутка «Здравствуйте!»
Я здороваюсь везде: дома и на улице. ( дети всё показывают по тексту)
Здравствуй , даже говорю я соседской курице.
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, в поле колосок!
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
(Дети под музыку садятся на стулья.)
Музыкальный руководитель: Ребята, а как называют людей ,которые сочиняют сказки или рассказы? (Писатели) А как называют людей, которые сочиняют музыку? (Композиторы) А каких композиторов вы знаете? (ответы детей).
Как вы думаете, кто изображён на этой фотографии? (показывает фото маленького Моцарта) Это Моцарт в детстве. Посмотрите, его ножки даже не достают пола. Он показал свои уникальные способности очень рано, когда ещё плохо разговаривал. Прекрасно играл на фортепиано он уже в 4 года . Мы с вами тоже слушали одно из произведений Моцарта («Маленькая ночная серенада».) О чём думал композитор когда писал это произведение ( размышление детей).
А хотите, я расскажу вам одну маленькую историю, которая произошла с Моцартом на одном из концертов? Ну, тогда слушайте…
Интересная история.
В летнем загородном дворце австрийского императора Франца 1 царило оживление. В парадной гостиной собрались многочисленные члены императорской семьи и их гости. Все с нетерпением ожидали выступление «маленького гения». Слух о его гениальном даровании разнёсся по всей Вене. После того, как публика расселась в роскошные кресла, в зал вошёл маленький худенький мальчик. На фоне пышной обстановки дворца его фигурка казалась ещё более хрупкой, а сам он выглядел совсем малышом, во всяком случае моложе своих шести лет. Мальчик был одет по тогдашней моде. На нём был атласный камзол, а на голове белый серебристый паричок с косичкой. Он с милой непринуждённостью раскланялся гостям и сел за клавесин, старинный клавишный инструмент. Его маленькие ножки в белых шелковых чулках и в башмаках с пряжками не доставали до пола и забавно свисали со стула. Лицо мальчика стало необычайно серьёзным и сосредоточенным. Он поднял свои ручки, в кружевных манжетах, к клавишам и зазвучала волшебная музыка (дать прослушать детям отрывок фортепианной сонаты Моцарта). Детские пальчики запорхали по клавиатуре с такой быстротой, что невозможно было за ними уследить. Мальчик вдохновенно и с невероятной виртуозностью исполнял сложнейшие пьесы. Затем он играл в четыре руки со своей прелестной старшей сестрой. Все присутствующие были буквально заворожены чудом, рождавшемся на их глазах – игра мальчика превосходила любые фантазии.
- да ты настоящий маленький чародей, - с восторженной улыбкой сказал император и шутливо добавил: - Ну, конечно, десятью пальцами играть легко. А вот если бы ты смог сыграть то же самое одним пальцем, это было бы удивительно.
Мальчик вновь подсел к клавесину и одним пальцем исполнил мелодию только что сыгранной пьесы без единой ошибки и так бегло, что все диву дались
- А если клавиши закрыть платком и ты их не будешь видеть, сможешь ли сыграть?
Клавиатуру накрыли тонким платком, но и через него мальчик играл также уверенно и виртуозно.
Затем по просьбе императора он исполнил «с листа», то есть по нотам без подготовки, абсолютно незнакомое произведение. И под конец тут же импровизировал музыку собственного сочинения. (прослушать ещё фрагмент одного из моцартовских произведений)
Мальчик с блеском выдержал сложнейшее испытание, устроенное ему в императорском дворце. Знатная публика ,не скрывая своего восхищения, в восторге рукоплескала маленькому вундеркинду. А он, закончив играть, поспешил к своей маме, но поскользнулся на натёртом до блеска паркете и упал. Слёзы брызнули из его глаз. Одна из молодых принцесс подхватила малыша на руки и, усадив на колени, стала утешать его.
- Вы так добры, - серьёзно сказал мальчик. - Когда я вырасту, то непременно женюсь на вас.
Все гости заулыбались.
Вечером прислали подарки от императора. Это был новый парадный костюм с жилетом из тончайшего сукна лилового цвета, расшитый золотыми позументами , с красивыми пряжками и пуговицами. К костюму так же прилагалась треугольная шляпа и маленькая настоящая шпага. С тех пор на публичные выступления мальчик выходил в этом наряде. Маленького маэстро звали Вольфганг Амадей Моцарт.
Вам понравилась эта история? (ответы детей)
Музыкальный руководитель: ребята, а с помощью чего писатели записывают свои рассказы? (буквы) А с помощью чего композиторы записывают музыку? (Ноты)
А вы знаете ноты? Знаете где они пишутся? (нотный стан)
Моцарт своё первое сочинение написал в 3,5 года. А вы хотите попробовать написать музыку? Тогда давайте подготовим к письму наши ручки:
Музыкальная пальчиковая игра «Лес, лес, тишина». (Е.А.Поддубной)
Вот теперь мы с вами можем написать на нотном стане музыку? (нет) А почему? (потому что на нотном стане нет скрипичного ключа)
(Музыкальный руководитель пишет скрипичный ключ, а дети затем записывают по две , три произвольные ноты.)
Давайте послушаем, что у нас с вами получилось. (музыкальный руководитель играет получившийся музыкальный фрагмент и если он вышел неблагозвучным, то при повторном его исполнении слегка «подштриховать».
Ребята, вот и мы с вами в 6 лет тоже написали своё первое музыкальное произведение.
Ну что ж ,я считаю, что настоящий музыкант должен ещё музыку уметь исполнить на музыкальных инструментах.
«Турецкое рондо» в исполнении детей на детских музыкальных инструментах.
Играть на инструментах мы с вами постепенно учимся, , а петь вы умеете? (ответы детей) Тогда давайте распоёмся, ведь без распевки петь песни нельзя.
Песня про ноты «Каждый звук имеет своё имя». (Обработка Ж.Металлиди.)
А какие песни вы ещё знаете? Давайте исполним их хором. (исполнение песен по желанию детей)
Музыкальный руководитель: Вы наверное засиделись, нам нужно немного размяться. (Дети встают в круг).
Физминутка «Доброе утро!»
Доброе утро! Птицы запели! (потягиваются)
Добрые люди, вставайте с постелей! (приглашают)
Прячется вся темнота по углам! (« разбрызгивают»)
Солнце взошло и идёт по делам! ( показывают солнышко руками
Музыкальный руководитель: вот теперь мы с вами готовы к подвижной игре.
У нас сейчас какое время года? (осень) А кто помог сохранить нам урожай до осени? (чучело, пугало) Молодцы! Конечно чучело в огороде помогает нам делать запасы на зиму.
Хоровод – игра «Чучело».
Музыкальный руководитель:
Вот наше занятие подошло к концу. Что вам сегодня больше всего запомнилось и понравилось? Мы с вами сегодня узнали больше о маленьком Моцарте.
Наше занятие окончено. До свидания!