«ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»
статья по музыке (подготовительная группа)

Марченко Наталья Александровна

«Чтобы сделать ребенка умным и рассуди-

тельным, сделайте его крепким и здоровым:

пусть он работает, действует, бегает, кричит,

пусть он находится в постоянном движении».

Жан Жак Руссо

       От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, умственное развитие, мировоззрение, прочность знаний и умений, вера в свои силы.

         Двигательная активность детей на музыкальных занятиях – это музыкально-ритмическая деятельность, которая является одним из основных и ведущих видов музыкальной деятельности в детском саду. Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир.

Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Полноценное развитие всех психических процессов у ребенка происходит в опоре на его телесный опыт. Не случайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия. Возможность движения, практических действий для ребенка – одно из самых эффективных средств поддержания его интереса к какому-либо роду занятий, а звучащие музыкальные образы вызывают у  детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения.

Использование новых педагогических технологий для оздоровления детей является важным аспектом работы всех педагогов в дошкольном учреждении.

Роль музыкального руководителя заключается в анализе возрастных особенностей и системном планировании двигательной активности детей с внедрением в работу здоровьесберегающих технологий. Это позволит сохранить и укрепить психическое и физическое здоровье детей.

Важными задачами оздоровления детей на музыкальных занятиях являются:

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №6

комбинированного вида Выборгского района

Санкт-Петербурга

«ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»

Музыкальный руководитель:

Марченко Н.А.

г. Санкт-Петербург

2021 год

«Чтобы сделать ребенка умным и рассуди-

тельным, сделайте его крепким и здоровым:

пусть он работает, действует, бегает, кричит,

пусть он находится в постоянном движении».

Жан Жак Руссо

       От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, умственное развитие, мировоззрение, прочность знаний и умений, вера в свои силы.

         Двигательная активность детей на музыкальных занятиях – это музыкально-ритмическая деятельность, которая является одним из основных и ведущих видов музыкальной деятельности в детском саду. Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир.

Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Полноценное развитие всех психических процессов у ребенка происходит в опоре на его телесный опыт. Не случайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия. Возможность движения, практических действий для ребенка – одно из самых эффективных средств поддержания его интереса к какому-либо роду занятий, а звучащие музыкальные образы вызывают у  детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения.

Использование новых педагогических технологий для оздоровления детей является важным аспектом работы всех педагогов в дошкольном учреждении.

Роль музыкального руководителя заключается в анализе возрастных особенностей и системном планировании двигательной активности детей с внедрением в работу здоровьесберегающих технологий. Это позволит сохранить и укрепить психическое и физическое здоровье детей.

Важными задачами оздоровления детей на музыкальных занятиях являются:

  • создание положительного настроения у детей;
  • организация рационального двигательного режима;
  • предупреждение детского утомления;
  • разумное чередование разнообразной двигательной деятельности и отдыха.

Овладевая общеразвивающими упражнениями и разнообразными танцевальными движениями, дошкольники совершенствуют двигательные навыки. У них развивается мышечное чувство, координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, а это очень важно для оздоровления детей. Нужно систематизировать применение элементов здоровьесбережения во время упражнений, танцев, игр и драматизаций.

Полное слияние музыки и движения стимулирует работу всех систем организма. Метроритмическая организация музыкального произведения помогает правильной работе дыхательной и сердечной систем, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка, положительно влияет на нервно-психическую деятельность, улучшает обмен веществ, кровообращение. Пение песен различного характера в сочетании с физическими упражнениями врачи считают лучшей формой дыхательной гимнастики.

        Выполняя различные движения с музыкальным сопровождением, ребенок стремится скоординировать характер движения и музыки, при этом приобретается выразительность движений, улучшается осанка, укрепляются мышцы опорно-двигательного аппарата и стопы, препятствующие образованию плоскостопия, движения приобретают ловкость и законченность. В непосредственной образовательной деятельности используются следующие виды ритмики:

  • музыкально-ритмические упражнения;
  • танцы, пляски, хороводы;
  • музыкальные игры

В музыкально-ритмических упражнениях дети осваивают отдельные виды движений: всевозможные повороты, вращения, кружения, наклоны, покачивания, разновидности шага, бега, прыжков, подскоков. Также  упражнения на разнообразные построения: движения по кругу, квадрату, диагонали, «змейками», цепочками, парами, тройками и т.д. Перечисленные упражнения относятся к разряду общеразвивающих и связаны с физическим воспитанием ребенка, развитием его ловкости, координации, умения владеть своим телом и ориентироваться в пространстве. В контексте занятий ритмикой эти упражнения получают новую смысловую окраску. Движения упражнений связываются с яркими музыкальными образами (скачущие галопом лошадки, прыгающие зайчики, крадущиеся кошечки и т.п.), расцвечиваются фантазией детей, будят их творческое воображение. В этих упражнениях ребенок творчески познает возможности своего тела, соотносит свои действия с действиями других, приобретает навыки общения, учиться ориентироваться в осваиваемом им мире – мире вещей, живых существ, людей и их взаимоотношений. Звучащая музыка помогает ему в этом, ритмически организуя деятельность, делает познаваемый ребенком мир ярким и эмоционально насыщенным.

Танцы, пляски и хороводы – также весьма привлекательный для детей раздел занятий ритмикой. Основу программ музыкально-ритмического воспитания в ДОУ составляют несложные танцы разных народов, характерные танцы. Музыкальная форма, структура народного танца, как правило, ясная, четкая, доступная детскому восприятию. В характерных танцах плясовые элементы соответствуют манере движений различных персонажей (снежинок, куколок, клоунов, снеговиков, пингвинов и т.п.). К свободным танцам относятся пляски и хороводы, которые придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев. В начале педагог активно помогает, советует ребятам, какие движения лучше подобрать  под ту или иную музыку в соответствии с её характером, формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого  создают «свою» пляску.

Музыкальная игра, как разновидность игровой  деятельности в детском саду, важный метод музыкального развития. Музыка усиливает эмоциональную  сторону игры, погружает ребёнка  в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями – всё  это углубляет восприятие и понимание  музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические  и двигательные навыки.

Музыкальные игры делятся  на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под  пение (хороводы и инсценировки). В  сюжетных играх  нужно  выразительно передать образы музыки, а в несюжетных – выполнить задание, связанное с общим настроением музыки, её выразительными средствами (темп, динамичные оттенки, метроритм, форма произведения). Например, в сюжетных музыкальных  играх «Зайцы и лиса», «Васька кот», дети должны образно выполнять движения, характерные для данных персонажей. В несюжетных играх «Игра с бубнами» , «Ищи игрушку» ребята меняют движения на малоконтрастные  части пьесы и динамические оттенки.

 В играх с пением композиция движений зависит от характера, образов  музыки, текста. Здесь используются элементы народных плясок, разнообразных  хороводных построений (парами, шеренгами, кругами со сменой направления). Например, в игре «Ворон» (русская народная прибаутка) основная задача – передать сказочный образ ворона «в красных  сапогах, позолоченных серьгах» в пляску которого включены элементы русского народного танца: кружение дробным  шагом, выставление ноги на пятку. В  игре использовано также построение в круг, сужение и расширение круга дробным шагом.

Задача педагога – научить детей двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности. Точной, выразительной передачей посредством движений характера музыки достигается воплощение образного содержания музыкального произведения.

Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально – теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятия музыки.

Особенно хочется отметить применение таких видов оздоровления, как:

-логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой);

-пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики);

-психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка, как её познавательной, так и эмоционально-личностной). К психогимнастике можно отнести мимические упражнения, релаксацию, коммуникативные игры и танцы, этюды на развитие выразительности движений, инсценировки, музыкотерапию;

-дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса;

-навыки самомассажа;

-ритмопластика.

На музыкальных занятиях с детьми необходимо применять оздоравливающие элементы во время упражнений, танцев, игр. В начале и конце непосредственной образовательной деятельности использовать элементы, позволяющие настроить ребёнка на нужный лад (взбодрить или успокоить). Систематизировать проведение физкультминуток на занятии во время малоподвижных видов деятельности - пение, слушание музыки.

        Овладевая общеразвивающими упражнениями и разнообразными танцевальными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки. У них развивается мышечное чувство, координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, а это очень важно для оздоровления детей.                

        Известно, что при сильном возбуждении дети особенно восприимчивы к музыке и ритму. Для снятия чрезмерной возбудимости, напряженности и нервозности у детей на занятии использую лирическую музыку, спокойные мелодические образы. Либо наоборот, яркую музыку, заражающую детей своим настроением.

         Очень важно чередовать у детей нагрузку и отдых, напряженность и расслабленность мышц. Избегать однообразия и монотонности двигательной деятельности, научить детей различать напряженное и ненапряженное состояние мышц, ощущать свою позу, держать равновесие.

Упражнения для освоения тех или иных элементов танца, гимнастических движений, перестроений приучают детей к систематическим трудовым усилиям, целенаправленно развивают ловкость, быстроту, и общую выносливость, что является важным условием оздоровления детей.

Эти задачи решают следующие упражнения: «Легкие и тяжелые руки»,

«Кукла Паяц», «Петрушки», «Тряпочные куклы», Велосипед», «Ветерок и ветер», «Соберем яблоки», «Аисты», «Полоскать платочки», «Стирка» и др.

           В оздоровительной работе с детьми важно помнить о принципе:

«Не навреди». Нужно учитывать щадящий режим звуковой нагрузки, так как эмоциональные и звуковые перегрузки могут привести к отрицательным результатам и в физическом, и в психологическом состоянии детей. Положительный эмоциональный фон всей двигательной активности детей в музыкальной деятельности является важным фактором оздоровления дошкольников.

Использование двигательной активности в сочетании со здоровьесберегающими технологиями помогает моим воспитанникам:

  • обобщать знания о здоровом образе жизни;
  • положительно влиять на обменные процессы организма ребёнка;
  • создавать доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых.

        Для сохранения здоровья детей важно организовать необходимую педагогическую поддержку, причём в педагогическом сопровождении нуждаются дети разного уровня развития. Поддержать ребёнка - значит, верить в него! Ведь здоровый ребёнок - это счастливый ребёнок!

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доклада Тема: «Использование двигательной активности на музыкальных занятиях для оздоровления детей»

Музыкальный руководитель:Использование новых педагогических технологий для оздоровления детей является важным аспектом работы всех педагогов в дошкольном учреждении.От здоровья, жизнерадостности детей...

Консультация «Формирование потребности в двигательной активности на музыкальном занятии в ДОУ»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края                   ...

Доклад «Использование двигательной активности на музыкальных занятиях для оздоровления детей»

Использование новых педагогических технологий для оздоровления детей является важным аспектом работы всех педагогов в дошкольном учреждении. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жиз...

Выступление на родительском собрании «Рациональная двигательная активность на логопедических занятиях»

6 октября 2016 года в логопедической группе  ДО1 ШМК "Бибирево" прошло открытое родительское собрание. В ходе встречи родители познакомились с основными методами двигательной активности...

«Использование двигательной активности на музыкальных занятиях».

формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, самому себе и своим сверстникам, его оценку действительности, взглядов, вкусов...