Мастер-класс практикум « Музыкально – ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей.»
консультация по музыке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_dlya_vospitateley_dou_.docx | 22.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультации для воспитателей
Мастер-класс практикум « Музыкально – ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей.»
Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Действительно, в нашем организме ритмично работают сердце и лёгкие, мозговая деятельность подчинена множеству ритмов. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых организмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворные тексты, ощущать и понимать музыкальные произведения.
Правильно подобранная музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом, способствующим развитию чувства ритма.
В детском саду возможно и необходимо внедрять современные технологии, которые решают различные педагогические задачи по развитию ритмических способностей детей.
Так как мы пилотное учреждение по реализации программы « Музыка для всех» где большое внимание уделено игре на музыкальных инструментах, для этого необходимо развитие чувства ритма у детей.
Я предполагаю рассмотреть следующие технологии, в которых развиваются чувство ритма, это:
- Песенки – распевки,
-Доброе утро, улыбнись скорее, (Поворачиваются друг к другу)
И сегодня целый день ( Хлопают в ладоши)
Будет веселее.
Мы погладим лобик, ( по тексту)
Носик и щёчки,
Будем мы красивыми, ("фонарики")
Как в лесу цветочки.
Ушки мы теперь потрём (по тексту)
И здоровье сбережём
Улыбнёмся снова ( кланяются, разводят руки в стороны)
Будьте все здоровы.
2. Логоритмика - метод преодоления речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Сюда входят пальчиковые игры.
Эти игры развивают речь, чувство ритма, мелкую моторику рук. Всем известна замечательная серия пальчиковых игр Железновых, когда под весёлую музыку дети выполняют небольшой сюжет с помощью пальцев рук.
НА ГОРЕ Я ВИЖУ ДОМ.
На горе я вижу дом (Соединяют кончики пальцев рук.)
Много зелени кругом (Повернуть ладони к лицу и перебирать пальцами.)
Есть деревья (Поднять руки вверх)
Есть кусты (Опустить руки, согнув в локтях)
И душистые цветы (Соединить руки от локтей до запястье, кисти раскрыть)
Окружает всё забор (Повернуть ладони к лицу и соединить руки)
За забором чистый двор (Правой рукой от левого плеча провести горизонт. линию)
Мы к забору подбегаем (Топают ногами имитируя бег.)
В дверь стучимся тук, тук, тук. (Кулачком правой руки стучат по ладони левой руки)
Кто-то к нам спешит на стук (Подставлять правую руку к правому уху, также левую.)
К другу в гости мы пришли (Пожатие правой и левой руки)
И подарки принесли. (Протягивают руки вперёд)
Музыкальность – это комплекс способностей. Чувство ритма – одна из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную природу, но и эмоциональную. В основе развития чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки. Хорошо развитое чувство ритма позволяет ребёнку понять и пережить музыку, даёт возможность «жить в ней», двигаться. Поэтому чувство ритма должно развиваться в комплексе с другими способностями, в их тесной взаимосвязи.
Музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение и речь. Развивая чувство ритма в движениях мы помогаем ребёнку в развитии и речевых навыков. Ритм формирует тело и дух ребёнка, помогает ему осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
Что бы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать такой материал, как игры со словом. Особенностью являются, что все эти доступные игры воспитатель может проводить самостоятельно, без музыкального сопровождения, под мелодефицированный текст, который в определенной степени как бы заменяет собой мелодичный напев.
Взрослый, например воспитатель, не владеющий игрой на музыкальном инструменте, с помощью игр со словом в состоянии грамотно помочь детям овладеть выразительными движениями. Текст игры можно не заучивать с ребенком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное , как бы нараспев, ритмичное произнесение текста. Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребенка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или ритмизировать. Например, пользуясь слогом «та» для выражения более долгого звука, а слог «ти» для более короткого, одновременно хлопая в ладоши, воспроизводим следующий ритмический рисунок текста «Солнышко»:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко!
А теперь давайте ритмизируем: Та ти – ти, та тити, ти – ти – ти - ти, та – та.
Для восприятия метра речи мы подбираем такие стишки, потешки, где чётко прослушивается метрический пульс:
Например: « Серых зайчиков отряд».
В таком стишке дети воспроизводят метрический пульс шагами и даже с добавлением хлопков (в зависимости от индивидуальных возможностей):
Ле-вой, пра-вой, ле-вой, пра-вой, се-рых зай-чи-ков от-ряд
Ле-вой, пра-вой ба- ра- ба- нят, це-лых три ча- са под-ряд.
2 ПЕТУХА (Прослеживается метрический пульс)
Два петуха распетушились ( шагают соединяют пальцы над головой)
Но подраться не решились ( наклон вперёдповороты головой влево, вправо.)
Если очень петушиться (грозят пальцем.)
Можно пёрышек лишиться (как бы стряхивают с себя пылинки.)
Если пёрышек лишиться
Нечем будет петушиться (разводят руки в стороны.)
Что касается образа в движении, то есть несколько игр, которые развивают пантомимику и театрально игровую деятельность.
В результате использовании «Звучащих жестов» (т.е изображать кого – то) у детей возникает огромное количество вариантов их сочетания и комбинирования. Начинают с самого простого стихотворение «Мишка косолапый» (Использование бубенчиков на ногах.)
«ДОЖДИК» (Прослеживается метрический пульс)
Капля первая упала - кап (Палец правой руки на ладонь левой руки и нагой с
бубенцом топают один раз)
И вторая прибежала – кап
Мы на небо посмотрели (Смотрят на небо)
Капельки кап – кап запели (
Намочились лица (Вытирают лица)
Мы их вытирали
Туфли, посмотрите, (Показывают на обувь)
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведём
И все капельки стряхнём. (Движения плечами)
От дождя убежим
Под кусточком посидим. (Приседают)
Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях.
- Музыкальные упражнения, развивающие чувство ритма
Данный вид деятельности взят мною из методики Аэробика Е.С.Железновой. Сильной стороной этого пособия является помощь детям в выполнении движений по тексту. Песня сама подсказывает какие движения надо выполнять в донном ритме. Дети легко воспринимают ритм потому, что он сопровождается движениями со слов этой песни. Если дети от предлагаемых в методике музыкально-двигательных упражнений получают удовольствие, то задача формирования чувства ритма будет успешно решена. Как показала практика на всех возрастах дети проявляют большой интерес к этой методике. Сейчас мы с вами продемонстрируем несколько таких песен.
Выполнение движений песен:
- Чтоб вы (педагоги) чуть -чуть встрепенулись мы с вами прогоним лень.
Песня с движениями: « Лень стряхнуть»
- Какое время года у нас на улице? ( Ответ: Зима.) Правельно… Давайте покажем как холодно зимой и как мы с этим боремся Песня с движениями: «Мороз».
- Мы не хотим морозится и поедем туда где тепло. Песня с движениями: «Автобус».
- Приехали и вдруг навстречу на охотник. Песня с движениями: «Охотник».
- Но так как мы приехали с вами в тёплые края здесь обитает много живых существ. Например в земле ползают кто? (Ответ: «Червяки») Давайте изобразим червяков.
Песня с движениями: «Червяки».
- Идём мы по лесу, а навстречу нам скачет кто? (Ответ: «Зайчик») Ну конечно же зайчик. Давайте изобразим зайчиков. Песня с движениями: «Зайчик».
- Идём мы дальше по лесу и наткнулись на болото. А на болоте у нас кто живёт? (Ответ: Лягушки.) Правильно и как вы думаете в кого мы сейчас превратимся? ….. Песня с движениями: «Лягушата».
- Так как мы приехали в жаркие страны какие деревья там растут? (Ответ: Пальмы) А на пальмах прыгают кто? ( Ответ: Обезьянки) Чем же там обезьянки занимаются, сейчас мы узнаем. Песня с движениями: «Обезьянки».
- А теперь такой вопрос: Каких животных вы знаете, которые живут в жарких странах? (Ответ: Жираф, слон, зебра, дикие кошки различные.) Что же есть у этих животных мы сейчас покажем. Песня с движениями: «Жираф».
- Ну хорошего по немножку в жарких странах мы побывали. Покажите как жарко в них (Показывают: Вытирают пот со лба.) Садимся в автобус и возвращаемся домой.
Песня с движениями: «Автобус».
Как говорится в пословице « В гостях хорошо, а дома лучше.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Мастер-класс «Музыкально – ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей»
В данном мастер-классе я предлагаю рассмотреть технологии, в которых развиваются чувство ритма у детей. Этот мастер-класс практикум позволяет совместно с воспитателем применять методы, которые ре...
«Музыкально — ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей».
В данной статье описываются технологии, в которых развиваются чувство ритма у детей дошкольного возраста...
Рречь и движение, как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
как речь и движение помогают развитию чувства ритма у дошкольников...
Консультация для педагогов "Музыкально – ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей"
Чувство ритма – одна из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную, но и эмоциональную природу. Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в ...
Музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста
Музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возрастаЕще в раннем возрасте дети откликаются на веселую плясовую музыку, с большим интересом прислушива...
Консультация для воспитателей "Музыкально-ритмические движения - как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста"
Рассматривая музыку как источник эмоционального, интеллектуального,творческого развития детей, необходимо освещать проблему развития у детеймузыкального ритма и проблему развития чувства ритма как сво...
Музыкально-ритмическая игра как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста
В детском саду закладываются основы духовной культуры, музыкальной образованности, формирующие музыкально - эстетические идеалы, вкусы и потребности дошкольников. Большое значение приобретают занятия ...