Музыкальное занятие на тему: "Знакомство с детскими музыкальными инструментами"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Ерёмина Надежда Тимофеевна

Музыкальное занятие о том. когда возникли первые музыкальные инструменты"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное занятие « Знакомство с народными музыкальными инструментами».

(В подготовительной группе).

Ход занятия.

Музыкальный руководитель.

Сегодня я пригласила вас в музыкальный зал на необычное занятие. Вы узнаете, когда возникли первые музыкальные инструменты. Точно на этот вопрос ответить очень трудно. Наверно, это случилось давным – давно, когда люди одевались в звериные шкуры и жили в каменных пещерах. Они всегда пытались подражать звукам природы, и впервые поняли, что можно заставить звучать давно знакомые предметы. Человек обтянул горшок кожей или подул в отверстие тростника , стукнул камнем о камень, а может , тронул тетиву лука и заиграл. С той поры люди не расстаются с музыкой.

С незапамятных времен музыка сопровождала человека в его работе, чем бы он ни занимался.

Молодцы, спешите,

По местам идите.

Железо шипит…

Ну – ка взмахните,

Громче стучите…

Гремит и стучит.

Жарко дышат кузнечные меха, раздувая огонь  в горне.

Паренек – подмастерье выхватил большими щипцами из огня раскаленную болванку и положил ее на наковальню. Взлетел и опустился молот на пышущий жаром кусок металла. «Бам!» - зазвенелмолот рослого и сильного кузнеца. «Бим!» - ответил ему тонким голоском молоток в руках у юного подмастерья. «Бим – бам!» «Бим – бам!» - летят в стороны искры, и говорят – поют кузнечные молоты. И поется в этой песне о том что могут кузнецы выковать и ножницы, и колокольчик для коровы, и серп для жатвы, и меч для битвы. Звучит песня труда, и трудовой инструмент мастеров становится музыкальным.

        Когда – то на высоких башнях средневековых городов стояли трубачи – часовые. Различными сигналами они сообщали городу о входящем в гавань корабле, о начинающемся пожаре или о приближении врага.

        А вот веселые русские скоморохи. Где праздник, там скоморох, где скоморох, там и праздник. Хороводы, песни, музыкальные представления…

Звучит музыка – трудовая, застольная, танцевальная, утренняя, вечерняя, задумчивая.  насмешливая.

        Пролетали  год за годом, век за веком, и человек изобретал все новые и новые музыкальные инструменты; струнные и духовые, ударные и клавишные.

        Ребята, а какие вы знаете музыкальные инструменты? ( ответы детей).

        Посмотрите, как необычно сегодня выглядят Алина, Маша, Николь и Арина. Они так ярко одеты. Как вы думаете, это национальные костюмы какой страны? (Дети отвечают). На каких музыкальных инструментах любят играть в Испании? Правильно, на гитаре и кастаньетах. Совсем недавно мы с вами познакомились с испанскими кастаньетами, слушали как они звучат, смотрели из чего они сделаны. Ребята подготовили для вас сюрприз: танец с кастаньетами. (Девочки исполняют испанский танец).Какие русские народные инструменты напоминают по звучанию кастаньеты? (Ложки). Чем они еще похожи? Давайте послушаем, как звучат русские ложки. Разбирайте ложки, вставайте врассыпную.

Ребенок.

Звонкие, резные, ложки расписные,

От зари до зари веселятся ложкари.

Дети исполняют русскую народную песню «Светит месяц», подыгрывая себе на ложках.

 Музыкальный руководитель.

  Молодцы ложкари!

        Расписные наши ложки

        Веселее, чем гармошка.

        Как начнем на них играть,

        Так и хочется плясать.

        Действительно, ноги сами просятся в пляс.

Мальчики  приглашайте девочек!  (Звучит русская народная мелодия «Сударушка», дети исполняют танец с ложками).

        А сейчас для вас еще один сюрприз; вы сможете увидеть и услышать музыкальный инструмент, о котором говорится в этой загадке.

        Струн дано мне очень мало,

        Но пока что мне хватало!

        Струны ты мои задень

        И услышишь: длень, длень, длень!

        Ну - ка, кто я отгадай – ка?

        Озорная…( балалайка )!

        У нас сегодня в гостях настоящий балалаечник!

Мальчик из музыкальной школы исполняет пьесу на балалайке.

Какой голос у балалайки?  (Дети отвечают). Понравился сюрприз? Хотите еще один? Тогда слушайте еще одну загадку.

        Только кнопочки затронешь,

        Нежно разведешь меха –

        Сразу в музыке утонешь,

        Унесет тебя река.

        Та река из нот чудесных,

        Ей всегда и всюду тесно.

        Льется речка и журчит.

        Что  за инструмент звучит? (Баян).

        У нас в гостях  -  баянист. ( Музыкант исполняет пьесу на баяне).

А у баяна какой голос? (Дети отвечают).Ребята, мы с вами разучивали песню «Гармонь и балалаечка». Гармонь – это музыкальный и инструмент очень похожий на баян. А еще у баяна есть сходство с другим инструментом – о нем говорится в этой загадке:

        Не рояль и не гармошка.

        Растяни меха немножко,

        Сбоку клавиши нажми,

        Звук получишь до, ре, ми…

        И в походе нежен он,

        Боевой …(аккордеон).

        Гармонь, аккордеон и баян – родные братья. У них одинаковый корпус, одинаковые меха. А отличаются они тем, что у гармони и баяна – кнопочки , а у аккордеона есть еще и клавиши.

(Дети исполняют песню «Гармонь и балалайка).

        Сегодня мы услышали звучание испанских кастаньет и русских народных инструментов. Но все они звучали по отдельности. А если инструменты звучат вместе, что получится? Оркестр!

        А вот еще один сюрприз – стихотворение.

Ребенок.

Эх, оркестр народный,

Раздольно – хороводный!

Если грянет плясовую,

Я со всеми затанцую!

Если песню грустную –

Грусть в душе почувствую!

А страданье заиграет –

Прямо сердце замирает!

То он плачет, то хохочет –

С нами делает, что хочет!

                                (Л. Яковлев).

Музыкальный руководитель. Ребята, хотите сыграть в оркестре? Выбирайте  инструменты по желанию. (Звучит  шумовой оркестр под русскую народную мелодию «Полянка»).

        Сегодня вы узнали , когда появились музыкальные инструменты, слушали как звучат кастаньеты, балалайка, баян и аккордеон. А как же называются все эти инструменты? (Народные).

        Посмотрите, у меня есть для вас русские народные инструменты (показывает заготовки из картона – балалайку, гармошку, гусли, домру).

Хотите  украсить разным орнаментом и узорами  музыкальные инструменты?

Тогда берем краски, кисти, и приступаем к работе. (Дети разрисовывают картонные инструменты).Домру и гусли мы с вами сегодня не слушали, но обязательно послушаем в ближайшее время.

Я надеюсь, что путешествие в мир музыкальных инструментов вам понравился. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах

В данной статье рассказано о влиянии игры на ДМИ на музыкальное развитие детей дошкольного возраста...

Развитие музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах

Детское творчество – это создание ребенком субъективно нового продукта и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития дошкольника в процессе творческой деятельно...

Презентация по теме: "Знакомство с фольклором на музыкальных занятиях"

В работе показаны виды хородов и детские деревянные игрушки....

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

Музыкальный бизиборд – развивающая сенсорная доска с детскими музыкальными инструментами на развитие музыкальных способностей, мелкой моторики и тактильного восприятия у детей.

Бизиборд знакомит детей с музыкальными инструментами, со звукми, которые они издают, развивают навыки игры на детских музыкальных инструментах....

План-конспект занятия по теме "Знакомство со струнными музыкальными инструментами"

Целью занятия является формирование знания о разных группах музыкальных инструментов.Задачи занятия:Развивать тембровый слух, зрительную и слуховую память,Дать представление об основных особенностях с...

Музыкальное занятие в ДОО: типы и виды музыкальных занятий

РЕФЕРАТПо дисциплине «Теория и методика музыкального воспитания»...