Музыкально-ритмические игры
статья по музыке (старшая группа)

Музыкально-ритмические игры развивают в ребенке эмоциональность, чувство ритма, музыкальную память

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-ritmicheskie_igry.docx16.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-ритмические игры и их роль в развитии дошкольника.

Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью его воспитания и физического развития. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры невозможно, потому, что нельзя уничтожить живую потребность в игре.

Изменяются условия игры, но неизменной остается тяга людей к игре.

Игра - основной способ обучения и воспитания дошкольников. Это не преувеличение. Игра - планета, на которой обитает ребёнок. Особенно ребёнок дошкольного возраста. Это воздух, которым он дышит. Его способ познания мира. Именно игра - главный способ обучения и воспитания дошкольника. Практически любые задачи, возникающие в процессе музыкального воспитания дошкольников (в том числе в семье), можно и нужно решать с помощью игры.

Музыкально-ритмические игры помогают развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память, быстроту реакции, воспитывают самостоятельность и коммуникативность.

Сюжеты, образы музыкальных игр конкретизируют для детей содержание музыкального произведения, помогают более глубоко его переживать.

Движения, связанные с музыкой, ее характером, способствует целостному ее восприятию. Отвечая своими движениями на особенности мелодии, ритма, динамики, дети начинают чувствовать выразительное значение элементов музыкальной речи.

Музыкально-ритмические игры помогают прививать детям двигательные навыки и умения, необходимые при передаче в движениях музыкальных впечатлений; коммуникативные черты характера, умение действовать в команде сообща. Каждая игра имеет не только двигательные, но и музыкальные задачи:

  • улучшать качество ритмичных движений детей;
  • придавать основным движениям выразительность, диктуемую музыкой и образами исполняемой игры;
  • формировать умение ориентироваться в пространстве, организованно двигаться в группе, выполнять различные перестроения в играх, отражая в них характер и форму музыкального произведения;
  • способствовать формированию и развитию эмоциональности.

Отдельно хочется сказать о ритме. Формирование чувства ритма у детей, в том числе у детей с общим недоразвитием речи, является одной из наиболее важных и сложных задач. В работе необходима регулярность и систематичность. Вообще, основным принципом в работе над музыкально-ритмическими играми является принцип «от простого к сложному». Сначала надо научить ребенка основным видам движений под музыку. Это различные виды ходьбы, бега, поскоков, танцы, хороводы, игры с пением, драматизации с пением, инсценировки.

Музыкально-ритмические игры с пением позволяют тренировать различные группы мышц и развивают координацию движений. Музыкальное сопровождение влияет на качество исполнения: улучшает пластичность движений, придает им мягкость и выразительность. Создание определенного образа развивает фантазию и слуховое внимание детей. Важно развивать умение детей выполнять движения в ритме музыки.

Музыкально-ритмические игры с предметами развивают статическую и динамическую координацию движений, целевую точность и пластику движений. Можно использовать разные предметы - палки, ленты, обручи,

Игра «Колобок» (речевая игра)

Развивает координацию речи и движения, слуховое внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту реакции.

Дети в кругу, сидя на коленях, под проговаривание стихотворения передают по кругу мяч:

Колобок наш не ленился,

Очень быстро покатился,

Покатился, покатился,

В путь – дороженьку пустился.

Ребенок, у которого остался мяч, прокатывает его по полу любому ребенку по желанию, тот – следующему и т. д. на слова:

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел.

Затем, на слова: «Домой. Домой.», дети катят мяч в обратном порядке до тех пор, пока он не вернется к первому ребенку.

Игра «Эй, ребята, не зевайте» (авт. неизвест.)

Развивает чувство темпа и ритма, выразительность и координацию речи и движений, эмоциональность, память, ориентировку в пространстве, быстроту реакции.

Игра проводится аналогично игре «Колобок», под пение:

Эй, ребята, не зевайте,

Мячик наш передавайте!

Эй, ребята, не зевайте,

Мячик наш передавайте! (Дети передают мяч по кругу.)

Ай-яй-яй, ай-яй-яй,

Мяч скорее передай! (Дети прокатывают мяч в кругу от одного ребенка к другому.)

Ой-ёй-ёй, ой-ёй-ёй,

Ты верни его домой! (Дети катят мяч в обратном порядке до тех пор, пока он не вернется к первому ребенку.)

Игра «Светофорчики» («Детская полька», муз. А. Жилина)

Развивает чувство темпа и ритма, слуховое внимание, ориентировку в пространстве, быстроту реакции, воспитывает самостоятельность, коммуникативные качества.

Дети стоят в кругу. У каждого ребенка в руках по одному кубику (красному, желтому или зеленому). Под 1 часть музыки дети передают кубики по кругу (1 такт – два полуприседания, 2 такт – передача, повтор 4 раза). Под 2 часть музыки дети разбегаются и легко бегают по залу. С концом музыки дети должны из кубиков «построить светофор».

Игра «Передача бубна» (муз. Л. Шварца)

Развивает чувство ритма, координацию движений, целевую точность и пластику движений; воспитывает самостоятельность.

Дети стоят в кругу. У одного из них в руках бубен. Под 1 часть музыки бубен передается по кругу. На сильную долю такта – удар по бубну, на слабую – передача. На конец музыки ребенок, у которого остался бубен ударяет по нему 2 раза. Под 2 часть музыки дети танцуют, используя по своему желанию любые танцевальные движения, а ребенок с бубном, подыгрывая на нем, выбирает наиболее понравившегося ему в танце ребенка и передает ему бубен. Игра может усложняться, за счет увеличения количества передаваемых бубнов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разработки по музыкальным, музыкально-ритмическим, музыкально-дидактическим играм для детей старшего дошкольного возраста.

Музыкальные, музыкально-ритмические, музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....

Музыкально-ритмические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. "Волшебный сундучок домовенка"

Доминантное занятие с использованием музыкально-ритмических игр, направленное на развитие чувства ритма у детей 4-7 лет...

«ТАНЦУЕМ ИГРАЯ, ИГРАЕМ ТАНЦУЯ» (музыкально-ритмические игры на занятиях ритмикой с детьми дошкольного возраста)

В статье «Танцуем играя, играем танцуя…» раскрываются возрастные особенности детей-дошкольников; описываются виды танцев, наиболее часто используемые на утренниках и развлечениях в ...

18.05-22.05 младшая группа Музыкально-ритмический танец -игра "Побежали ножки"

Учимся слушать музыку и слова песни, действовать соответственно тексту. Совершенствуем основные движения. Смотреть видеоматериал ....