мастер класс "Развитие чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка по музыке (младшая группа)
Мастер класс "Развитие чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mster_klass.docx | 510.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Целевая аудитория: музыкальные руководители, педагоги детского сада.
Место проведения: музыкальный зал дошкольного учреждения.
Дата проведения:24.11.2020г.
Цель мастер-класса:
Трансляция опыта работы в ДОУ по музыкально-ритмическому развитию детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Представить педагогам методы и приемы работы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста.
• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства.
• Разучить с музыкальными руководителями музыкально-речевые игры, игры с палочками, игры с использованием звуковых жестов, игры с пластмассовыми стаканчиками, игры с шумовыми инструментами, так же игры с использованием пищевой бумаги.
Используемый материал: палочки, ритмические карточки, ФНГ.
Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, совершенствование практических навыков по проведению музыкально-ритмических игр.
Структура мастер-класса:
1. Теоретическая часть:
Вступительное слово по теме: Современные подходы к организации музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Некоторые вопросы музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста.
2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма.
3. Рефлексия – итог мастер-класса
1. Теоретическая часть
Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите поздравить всех присутствующих с праздником - ведь каждая такая встреча для нас с вами настоящий праздник – праздник нашего опыта, праздник обмена идеями, находок и просто доброго общения людей, объединенных общей любовью, любовью к своей профессии.
Сегодня наша встреча будет посвящена вопросам музыкально-ритмического развития детей, ведь именно ритм, как явление музыкальное, является основой не только музыкальных произведений, а всей нашей жизни. Согласитесь, ритм, пульс, биения сердца, смена времен года, день и ночь – все эти явления имеют прямое отношение к термину «ритм». А развитое чувство ритма в дошкольном возрасте – это прямой путь к обретению гармонии с внешним миром в дальнейшем.
Современные подходы к дошкольному воспитанию требуют от педагогов не только организации новых форм деятельности, направленной на музыкальное воспитание детей дошкольного возраста, сколько смены ее содержания.
Первоочередная задача для педагога-музыканта: сделать обучение, развитие, воспитание детей дошкольного возраста интересным и не заметным для самих детей. Конечно, всем известно, что ведущей формой обучения и развития детей-дошкольников является игра, но, также понятно, что современным детям необходимы новые интересные игры, которые соответствуют как потребностям детей, так и веяниям времени. И все мы находимся в поиске и разработке таких игр.
Исследователи в области музыкальной педагогики отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. К.В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.
2. Практическая часть
Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма. Чтобы проведение игр состоялось, приглашаю всех желающих пройти в активную зону зала. Давайте встанем в красивый круг и поздороваемся, для этого мы прохлопаем и проговорим: «Здравствуйте!». Молодцы, ручки поздоровались! А теперь здороваются ножки, топаем и говорим: «Здравствуйте!». А теперь плечики, локоточки, пальчики, можно предложить множество вариантов для приветствия, в котором связаны речь и движения. Я предлагаю вам еще один вариант приветствия: музыкальный. Мы поздороваемся под веселую песенку «Здравствуйте, ладошки!» Л. Хасмитуллиной.
Речевая игра «Здравствуйте, ладошки»
- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!
- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!
- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!
- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!
- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)
- Здравствуйте, зубки – ам, ам, ам
- Здравствуй наш носик - бип, бип, бип! (показываем пальчиком носик)
- Здравствуйте, малышки — всем привет! (машем ручками)
После приветствия я провожу ритмическую разминку с использованием звучащих жестов. Вы, конечно же, знаете, что это такое, звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела:
- хлопки ладошками;
- шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
- притопы (всей стопой, пяткой, носком);
- щелчки пальчиками
Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильду Кетману.
Звучащие жесты – эффективный способ формирования чувства ритма у детей, верный путь к началу импровизации Дети с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи и песни, иногда придумывают тексты сами. Спонтанная моторика тела даёт ребёнку удивительную эмоционально-двигательную разрядку. Предлагаю попробовать создать оркестр, используя возможности нашего тела.
Проводится музыкально-ритмическое упражнения с использованием звучащих жестов «Мелкий дождик моросит».
Мелкий дождик моросит:
Кап, кап, кап, кап!
В листьях сада шелестит:
Кап, кап, кап, кап!
Мокнет мяч у ворот:
Кап, кап, кап, кап!
Мокнет поле, огород:
Кап, кап, кап, кап!
Что-то шепчут листья -
Подойдем и спросим.
Листья отвечают: «Осень, осень, осень…»
И сползают тучи, птиц куда-то прячут,
Все сильнее ветки плачут, плачут, плачут.
Молодцы. У нас очень хорошо получилось. Давайте дружно скажем: Мы – молодцы! И конечно же, наша фраза будет окрашена звучащими жестами – хлопками.
В багаже опытного музыкального руководителя найдется много затей, с которыми детям никогда не будет скучно. В копилке педагога-музыканта должны быть не только песни, танцы и музыка для слушания, но и игры, развивающие моторику и познавательную сферу детей. К такому роду игр относятся игры с палочками. Упражнения с палочками очень нравятся детям, палочки привлекают внимание детей, вызывают интерес, являются простым и занимательным средством при освоении детьми различных ритмов, развитии метроритмического и тембрового слуха: ведь палочки умеют не только стучать, а еще шуршать, шептать и даже молчать!
Обратите внимание, на то, что палочки можно дать ребенку в руки, а можно предложить взять самому. В том и ином случае, контейнер, в котором находятся палочки или коробочка должны быть эстетически оформлены. Предлагаю вам взять по 2 палочки и присесть на коврик.
Перед разучиванием игры я предлагаю детям взять палочки в руки, обращаю внимание на то, сколько палочек нам понадобится для игры, и на первых занятиях говорю о том, что палочки деревянные, кратко рассказываю о свойствах дерева (о том, что материал твердый, но при сильных ударах может сломаться и т.д.). Очень важно познакомить детей со свойствами и тембрами различных материалов: стеклянных, металлических, деревянных, бумажных. Такая работа не только интересна и познавательна, но и способствует приобретению детьми опыта звуковых ощущений, знакомству со способами звукоизвлечения, формированию тембрового слуха.
После этого предлагаю детям проверить, шуршат ли палочки сегодня? Показываю, дети повторяют движения, придумывают свои и отвечают-шуршат! Стучат? Стучат. А вот так? (Предлагаю какой-либо новый способ звукоизвлечения.) Таким образом, в процессе игры мы настраиваемся на коллективную творческую работу с палочками, повторяем известные приемы звукоизвлечения и находим или обучаемся новым приемам.
Игры разучиваем сразу по показу, я не делю на этапы: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Сразу проговариваю одновременно с движениями, дети повторяют и быстро запоминают текст.
После того, как игра проведена, предлагаю детям сложить из палочек букву, дорожку, снежинку, домик. Для написания буквы используем палочки, которыми играл ребенок, 2-3, а для дорожки, домика и снежинки, например, предлагаю объединить все палочки и сделать коллективную фигуру. Такое завершение игры прокладывает вектор креативного мышления у детей. Они понимают, что один и тот же предмет можно использовать с разными целями, на палочках можно не только играть, а использовать для конструирования, письма и.т.д.
Предлагаю нам провести несколько игр, проходите, пожалуйста, в активную зону зала.
Начинаем с простой игры. Игра «Ножки» построена на чередовании вопроса и ответа, поэтому можно поделить детей на две подгруппы, например, девочки спрашивают, мальчики отвечают, затем наоборот. Возможно спрашивать и отвечать всем вместе, но при этом необходимо обязательно обратить внимание детей на различие интонационной окраски фразы: при вопросе – восходящая интонация, вопросительная, при ответе – нисходящая, утвердительная.
Игра с палочками «Ножки»
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в 2 раза быстрее
Ножки, ножки, танцевали?
Танцевали, танцевали! - удары палочкой крест на крест им по полу
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! – каждой рукой катаем палочку по полу или две палочки катаем в ладошках.
Наши палочки устали и в коробку побежали! Давайте уберем палочки, пусть немножко отдохнут, к нам опять играть придут.
Вот таким небольшим стихом я призываю детей и вас закончить игру с палочками, убрать их на место. Ведь всем известно, что очень важно правильно организовать начало и окончание игры.
Собираем палочки, проходим на свои места.
Для игры на развитие чувства ритма можно использовать любые предметы, например пластмассовые стаканчики. Под любую музыку мы с детками стаканчики передаем по кругу, стучим, и даже можно поделиться парами., что и я вам уважаемые участники предлагаю. Я вам предлагаю уважаемые участники взять по два стаканчика и разделиться парами. Под музыку мы с вами поиграеем в игру «Веселые стаканчики». На своих музыкальных занятиях я часто использую шумовые инструменты. С малышами я использую очень много интересных игр с инструментами. Такие игры хорошо развивают слуховое восприятие. Посмотрите какие красочные инструменты лежат в этой коробке. Выберите любой понравившийся вам музыкальный инструмент. Я вам предлагаю встать лицом к экрану, на котором изображены инструменты. Какой инструмент вы увидите на картинке, тот инструмент и играет. А следующий наш оркестр будет нетрадиционный – он будет у нас бумажный. Под музыку «Веселый дождь» мы с вами изобразим оркестр. Пожалуйста все движения повторяйте за мной. Молодцы, как весело у нас получилось. Мы с вами с пользой провели время, думаю, вы получили отличное настроение и полезную информацию. Большое вам спасибо за участие и внимание.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7» г. Алагира
Мастер класс для педагогов
на тему:
« Развитие чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста ».
Подготовила музыкальный руководитель
1-ой квалифицированной категории
Магкеева Ханума Раджабовна.
2020 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект. Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.
Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в мн...
Роль развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.
Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Приобщая детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, мы развиваем общую музыкальность ребенка, ...
Мастер - класс "Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста"
Мастер - класс для воспитателей ДОУ...
Мастер-класс для педагогов"Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста".
для музыкальных руководителей...
Консультация для родителей «Развитие чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста «
Развитие чувства ритма у детей младшего дошкольного возраста...
Мастер класс для родителей «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»
способствовать повышению компетенции родителей в создании условий для творческого развития детей....