Мастер класс для родителей «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (средняя группа)
способствовать повышению компетенции родителей в создании условий для творческого развития детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
(МДОАУ д/с Солнышко)
Мастер класс для родителей
«Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила:
Камалетдинова Наиля Аллямутдиновна
г. Пыть – Ях
2024 г.
Тема: «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: способствовать повышению компетенции родителей в создании условий для творческого развития детей.
Программные задачи:
- Представить участникам мастер-класса приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
- Мотивировать родителей использовать приемы развития чувства ритма у детей в домашних условиях.
- Создать условия для плодотворного общения участников мастер – класса.
Форма проведения: мастер класс
Методические приемы: показ приемов развития чувства ритма.
пояснение, вопросы, игровой прием.
Участники мастер – класса: музыкальный руководитель, родители.
Материал и оборудование: деревянные палочки, карточки с ритмическими формулами, музыкальные инструменты.
Ход мастер класса:
Организационно – мотивационный этап.
Приветствие, сопровождающее звучащими жестами.
Привет, привет, я вам говорю,
Привет, привет, улыбку дарю!
Свое приветствие я сопровождала, так называемыми «звучащими жестами». Знаете, что это такое, звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела:
- хлопки ладошками;
- шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
- притопы (всей стопой, пяткой, носком);
- щелчки пальчиками
Звучащие жесты – эффективный способ формирования чувства ритма у детей. Дети включаются в игру, с удовольствием повторяя стихи и песни, ритмично сопровождая их звучащими звуками.
А что такое ритм? И как важно развивать чувство ритма я вам сейчас расскажу.
Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.
Что же такое ритм?
Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей. Слово ритм с греческого переводиться как «мерность».
Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия.
Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.
Люди с хорошо развитым чувством ритма более восприимчивы к процессам, связанным с восприятием речи. К таким выводам пришли ученые из Северо-Западного Университета. Профессор Нина Краус и ее коллеги изучали зависимость между умением удерживать ритм и реакцией головного мозга. Как оказалось, ритмичные движения под музыку приводят к согласованной работе тех частей мозга, которые отвечают за слух и речь.
Если чувство ритма несовершенно у ребенка слабо развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована
Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности. Попробуйте запомнить текст, ходя по комнате кругами и выучить стихотворение с малышом во время катания на качелях. Скорее всего, у вас это получится быстрее и легче.
Но всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Есть мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше.
Поэтому моменты по развитию чувства ритма, советую включать уже в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения. Подскажите мне самую известную игру, через которую прошли мы все с вами, и которая способствует развитию чувства ритма в раннем возрасте. («Ладушки»)
Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях.
Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.
Сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей лет 5-6 и немного поиграть всем вместе. Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Практический этап.
Музыкально - дидактические игры на развитие чувства ритма.
Зайка.
Бубен в лапки зайка взял,
Лапкой звуки издавал.
Он по – разному играл,
Зайчихе –маме подражал.
Под веселую музыку ведущий (Мама - зайчиха) на бубне отстукивает простой ритмический рисунок, остальные повторяют.
Для следующей игры предложить родителям взять в руки палочки и попробовать поиграть с ними.
Игра с палочками «НОЖКИ»
Игровой материал: палочки.
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по полу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в темпе бега
Ножки, ножки, вы стучали?
Мы стучали, мы стучали! - удары свободными концом палочки об пол
Ножки, ножки, вы плясали?
Мы плясали, мы плясали! - удары палочкой крест на крест
Упражнение с палочками «Рыбка»
Игровой материал: палочки.
(выполняется сидя на ковре или за столом в кругу)
Рыбка, рыбка, - 2 раза стучим перед собой палочками
Вот -передаем соседу справа
Червяк - берем другую палочку, переданную соседом слева.
Откуси, хоть -2 раза стучим перед собой палочками
Чуточку - передаем соседу справа;
затем берем другую палочку, переданную соседом слева
Не проси - 2 раза стучим перед собой палочками
Меня рыбак - передаем соседу справа
берем другую палочку, переданную соседом слева
Попадусь - 2 раза стучим перед собой палочками
На удочку -передаем соседу справа
берем другую палочку, переданную соседом слева
Повторить все движения в левую сторону.
«Ёжик и барабан»
Игровой материал: барабан
Ведущий произносит стихотворение, остальные на каждое «бум» ударяют в барабан (хлопает в ладошки или бьет ладошками по коленям). Ведущий может произвольно менять ритмический рисунок в каждом случае, а все должны повторить предложенный рисунок.
С барабаном ходит ёжик. Бум-бум-бум! (или, например, БУМ-БУМ-бум-бум-бум)
Целый день играет ёжик: Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами - Бум-бум-бум! -
Ёжик в сад забрёл случайно. Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались: Бум-бум-бум!
И удары раздавались: Бум-бум-бум!
«Кубик-оркестр»
Игровой материал: кубик, музыкальные и шумовые инструменты
Играющие в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:
Кубик движется по кругу,
Передайте кубик другу.
Кубик может показать,
На чем тебе теперь играть!
Каждый играющий по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр» под предложенный музыкальный отрывок.
«ПЕРЕДАЙ РИТМ»
Игроки становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм следующему игроку. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТУЛЬЧИКИ»
Стулья стоят по кругу, на каждом – музыкальный инструмент. Под музыку участники ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, а игроки его повторяют.
С началом игры один стул убирают.
Наша встреча подошла к концу, надеюсь, что предложенный материал пригодиться вам, в общении с вашими детьми.
В завершении, нашей встречи хотелось бы услышать ваше мнение о нашем мастер – классе.
Рефлексия.
- Если вы считаете, что встреча прошла для вас с пользой, и вы вынесли с нашего мастер - класса, полезную для себя и своего ребенка информацию то прошу взять улыбающиеся магнитики.
- Если вам было интересно, но вам это не пригодиться - берите «серьезные» магниты
- Если вы «зря потратили время» - грустный магнитик
Спасибо, всем за участие.
Источники: Ахунзянова Ольга Викторовна музыкальный руководитель https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/449300-razvitie-chuvstva-ritma-u-detej-doshkolnogo-v
Т.Э. Тютюнникова УРОКИ МУЗЫКИ Система обучения К.Орфа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер класс для родителей. Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста
У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому коррекционная работа по перемещению вниман...
мастер-класс для родителей " Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми. Формировать у родителей умение организовать совместную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста, через использование нетрациционной ...
Проект. Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.
Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в мн...
Мастер - класс "Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста"
Мастер - класс для воспитателей ДОУ...
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Помощь родителям, с минимальными затратами сил и времени, осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики младшего дошкольного возраста в домашних условиях....
Мастер-класс для педагогов"Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста".
для музыкальных руководителей...