Тема: «Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает» КОНСПЕКТ НОД для старшей группы
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)
Аннотация: дать представления детям об истории происхождения колокола и колокольного звона на Руси. Познакомить с устройством колокола, колокольчиков и особенностями их звучания. Формировать умение взаимодействовать в коллективных формах музицирования. Продолжать развивать умения исполнять музыкальные произведения в ансамбле. Развивать слуховое восприятие, культуру общения, культуру слушания, чувства ритма, музыкальный и тембровый слух. Воспитывать у детей уважение к русским традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД | 18.82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает»
КОНСПЕКТ НОД для старшей группы
Тема: «Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает»
Образовательная область: «Познавательно-музыкальная»
Аннотация: дать представления детям об истории происхождения колокола и колокольного звона на Руси. Познакомить с устройством колокола, колокольчиков и особенностями их звучания. Формировать умение взаимодействовать в коллективных формах музицирования. Продолжать развивать умения исполнять музыкальные произведения в ансамбле. Развивать слуховое восприятие, культуру общения, культуру слушания, чувства ритма, музыкальный и тембровый слух. Воспитывать у детей уважение к русским традициям.
Цель: Формирование познавательного интереса у дошкольников к традициям православной культуры.
Методические приёмы:
словесные: приветствие детей; загадки; рассказ; объяснение; постановка поисковых вопросов к детям; положительный анализ деятельности детей;
наглядно-слуховой: коммуникативная игра " Назови свое имя "; слушание колокольного звона; музыкально - дидактическая игра «Отгадай, какой колокольчик звучит»;
наглядно-зрительный: театрализованный этюд, показ презентации «Колокола на Руси», видеоролик «Пасхальный звон»;
художественно - практический: музыкально – дидактическая игра «Звонарь»; физическая минутка; логоритмическая игра; игра в ансамбле.
Словарная работа:
Активизация: колокольчик (из дерева, глины, металла и стекла) ; колокол: уши, плечи, туловище, язык, ударный инструмент;
Обогащение: Благовест - «благая весть», «добрая весть»; колокольня; звонарь, монах, православный храм.
Индивидуальная работа: создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование:
демонстрационный: цветок колокольчик; кукла «монах»; колокол;
наглядный: разные по величине, тембру колокольчики;
раздаточный: колокольчики; треугольники;
оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный центр;
Музыкальный материал: «Пасхальный звон»; песня В. Кикты «Весёлый колокольчик», отрывок из музыкального произведения Шуберта «Ave Maria».
ХОД НОД:
Общение начинается с приветствия.
Я спешу сказать вам - здравствуйте!
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам - благости!
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам - Радости!
Удач, успехов и везенья!
Чтоб пожелать всем в зале
Хорошего настроения.
Ребята, скажите, а цветы умеют разговаривать?
Сегодня у нас произойдет чудо, мы сможем это услышать. Попробуйте догадаться, о каком цветке пойдет речь:
Дин - дон! Дин – дон! Раздается в поле звон.
Дин – дон! Дин – дон! Как красив и нежен он!
(Достаю из сундучка цветок колокольчика) .
Колокольчик прозвенел, имя мое пропел И-ри-на Пав-лов-на. А вы дружно, вместе в раз, повторите все сейчас. Тебе колокольчик даю, твое имя услышать хочу.
Коммуникативная игра «Свое имя назови»
Для вас у меня есть еще одна загадка, очень сложная. Подумайте и отгадайте?
Голова об шапку – бом!
И на всю округу – гром!
Кто догадался, о чем идет речь?
Ответы детей. (Достаю из сундучка колокол) .
Послушайте, как звучит колокол. (Предлагаю поиграть детям в колокол) .
Ответы детей: звонко, призывно…
Скажите, ребята, что общего и чем похожи цветок колокольчик и колокол?
Ответ детей.
Присядьте на стульчики, я расскажу вам легенду колоколе.
Звучит Шуберт "Ave Mari"
Театрализованный этюд с куклой-марионеткой.
Много-много лет назад жил монах, это человек, который живет в монастыре и посвятил себя служению Богу. Заболел он и пошел в лес за целебными травами. Устал ходить по лесу, прилег на траву и уснул. Сквозь сон монах услышал удивительный звон (играю на колокольчике) и он почувствовал, что болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок – колокольчик. И монах решил, что именно голос цветка помог ему исцелиться. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив ее из металла. Так получился первый колокол.
И с тех пор считается, что чудный звон колоколов радость в душах пробуждает, улучшает здоровье и отгоняет злых духов.
Физ. минутка:
Голова об шапку – бом!
И на всю округу – гром!
Бом, бом, бом, бом
Раздается всюду звон. (Звучит колокольный звон) .
Слышу колокольный звон!
Только здесь, откуда он?
Видно, вправду скоро сбудется
То, чего душа ждала:
Мне весь день сегодня чудится,
Что звонят колокола.
В небе музыка поет,
Колокол зайти зовет.
(Дети садятся на стульчики) .
Ребята, вспомните, где вы могли слышать звон колокола?
Ответы детей.
Верно, в церкви, храме.
Этот дом – не просто дом: он красивый и с крестом.
Золотые купола, звонкие колокола!
Помолиться в этот дом ходят в трепете святом
По утрам и вечерам.
Это православный храм!
(Обратить внимание детей на собор Святой Живоначальной Троицы) .
Презентация «Колокола России»
Колокол для русского человека, всегда был голосом Родины, символом величия государства. И только в России можно услышать завораживающий красотой звучания колокольный звон. Слово "колокол" означает - зов, шум, крик. Церковные колокола большие и тяжелые, их размещают на высоких колокольнях храмов.
Колокол, как человек, он имеет строение: уши – это отверстия, за которые поднимают колокол, плечи, туловище и язык – металлический стержень, без которого колокол, не сможет издавать звук. Колокольный звон появился на Руси очень, давно. Он звучал в будни и в праздники. А какой самый большой православный праздник отмечают весной?
Ответ детей.
Правильно, Пасха. И в этот праздник, колокольный звон звучит особенно – празднично, весело и торжественно.
Слушание с просмотром видеоролика «Пасхальный звон».
Этот колокольный звон называется БЛАГОВЕСТ, то есть звон, который несет в себе благую весть или можно сказать: добрую весть. (Закрепление слова и его значение) .
Ребята, вы обратили внимание, что колокола сами по себе не звучат. Ими управляет человек, и его называют «Звонарь». Колокольня с колоколами – это музыкальный инструмент, а звонарь - исполнитель.
В день Светлого Христова Воскресенья в колокола могут позвонить все, кто захочет! Даже вы, ребята, можете!
Играть на колоколах не просто, искусству колокольного звона нужно учиться. Настала пора поиграть вам детвора.
Но, сначала покажите, где у колокола уши, плечи, туловище и язык.
Игра "Звонарь".
Я иду, иду, иду, звонаря себе ищу.
Ты играй, не отставай,
Точно ритм передавай.
Игра:
В колокол мы поиграли
Очень громко постучали.
Бом, бом, бом, бом
Раздается всюду звон.
Колокольчик в руки взяли
И за мною побежали.
Динь, динь-дон,
Динь, динь-дон,
Колокольчиков трезвон.
Дети побежали по кругу. Обращаю внимание на сундучок.
Сундучок, сундучок
Разукрашенный бочек,
Ну- ка, крышку подними,
Что лежит, нам покажи.
(Дети садятся на стульчики) .
Да, здесь лежат колокольчики разной формы, размера и изготовлены из разного материала. Вот из дерева, глины, металла и стекла. К какой группе музыкальных инструментов относится колокольчик. Я думаю, к духовой? Или к струнной? Правильно к ударной группе.
Игра"Отгадай, какой колокольчик звучит".
А, у вас нет инструментов? Ну-ка, сундучок выручай. Ой, ребята, посмотрите хрустальный колокольчик, какой у него волшебный звон. С ним нужно обращаться осторожно!
(Дети берут колокольчики, отрабатывают прием игры на инструменте) .
Раз у нас у всех ударные инструменты, наш ансамбль можем назвать "ударным".
Дети играют на колокольчиках и треугольниках.
Музыка В. Кикты, песня «Веселый колокольчик».
Складно, ладно вы играли,
Мне сегодня помогали,
И скажу: «Вы – музыканты, настоящие таланты! »
Рефлексия:
Вот и закончилась наша увлекательная игра. Скажите, ребята, что особенно вам сегодня запомнилось? Что, вы можете рассказать своим родителям?
Ребята, скажите, как называют человек, умело звонящего в колокола?
Во время, какого праздника, могут позвонить в колокола все желающие?
Как называют «благую весть», «добрую весть» языком колокольного звона?
Я желаю вам ребята и всем взрослым, чтоб в жизни каждого из вас звучал колокольный перезвон “благовест”. Спасибо. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе: "Когда семья вместе, так и душа на месте"
Цель: Расширять представления дошкольников о семье, о важности любви, добра и уважения в семейных отношениях....
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «ПРИДИ, ВЕСНА, С РАДОСТЬЮ!» ОО «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное воспитание) (старший дошкольный возраст)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ:«ПРИДИ, ВЕСНА, С РАДОСТЬЮ!»ОО «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное воспитание)(старший дошкольный возраст)...
Сценарий развлечения "Чудный звон колоколов".
Сценарий для детей среднего и старшего возраста. Летнее развлечение "Чудный звон колоколов!" подготовила и провела музыкальный руководитель Фомина Светлана Викторовна 07.08.2020г....
Конспект развлечения в старшей группе "Пасха радость нам несёт"
Формировать устойчивый интерес к традициям празднования Светлого праздника Пасха....
Конспект развлечения в старшей группе "Пасха радость нам несёт"
Формировать устойчивый интерес к традициям празднования Светлого праздника Пасха....
Конспект занятия в старшей группе на тему "Храмовые колокола".
На занятии даю начальные сведения о колоколах, колокольном звоне, их значениии в русской истории и литературе. Учимся украшать колокольчики узорами....
Конспект ОД в старшей группе по аппликации с использованием элементов пластилинографии «Берёза – символ русской души»
Конспект ОД в старшей группе по аппликации с использованием элементов пластилинографии«Берёза – символ русской души»Интеграция образовательных областей: познавательное раз...