Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Калинка»
методическая разработка по музыке (старшая группа)
Программа кружковой работы по обучению дошкольников игре на деревянных ложках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beleva_i.p._dopolnitelnaya_progamma_kruzhka_lozhkarey.doc | 172 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 25»
636039 Томская область, г. Северск,ул. Куйбышева, 13а,
тел. (8-3823) 52-92-02, e-mail: mdou25@tomsk-7.ru, сайт: http://ds25.seversk.ru
Принята на заседании Педагогического совета от 27.08.2020 протокол № 1 | Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 25» ________________ Е.В.Деева «27» августа 2020 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«КАЛИНКА»
Возраст воспитанников: 5 – 7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель: Белева Ирина Петровна, музыкальный руководитель |
г. Северск, 2020
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
«Музыкальная народная культура
является тем чистым источником,
из которого подрастающее
поколение, взяв лучшее из прошлого,
сделает лучшим будущее»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Калинка» разработана для детей 5-7 лет, желающих обучаться исполнительскому искусству, без ограничений, независимо от уровня способностей, в том числе детей с неяркими музыкальными данными, в том числе, для детей с ОВЗ. Программа реализуется в форме кружковой работы в группах компенсирующей направленности для детей, имеющих тяжелые нарушения речи.
Направленность программы: художественная.
Уровень освоения: дошкольный.
Возраст детей: 5-7 лет.
Срок реализации: 2 года.
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. Ни одна национальная культура не может сравниться по разнообразию самобытных музыкальных инструментов с русской музыкальной культурой. Деревянные ложки до сих пор являются распространѐнным предметом быта и в то же время они являются самым популярным и колоритным народным инструментом. Наряду с балалайкой ложки по праву можно считать символом русского музыкального искусства. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них приносит детям радость, формирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.
Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакций, а также тонкой моторики при музицировании. Это положительно влияет на развитие речевого аппарата, позволяет корректировать почерк и концентрацию. Игру на ложках в качестве арт-терапии могут назначать гиперактивным детям и малышам с проблемами восприятия. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.
Исполнительство на детских музыкальных инструментах является важным видом деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в детском саду. Одной из форм детской музыкальной деятельности является оркестр. Игра в оркестре стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления дошкольников, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии, помогает преодолевать неуверенность, робость, сплачивает детский коллектив.
Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.
Цель программы: обогащение духовной культуры детей с ОВЗ через игру на народных музыкальных инструментах; развитие музыкальных способностей, мотивации к творческой деятельности, удовлетворение их познавательных интересов в области музыкального искусства, формирование навыков ансамблевого исполнения на уровне практического применения.
Задачи программы:
Образовательные:
- Расширять и обогащать знания детей о народной культуре (о быте, костюме, ремесле, музыкальных инструментах, художественных промыслах, традициях, праздниках).
- Формировать основы техники игры на ложках и других народных инструментах.
- Формировать умение детей согласованно действовать в коллективе, добиваться сыгранности, выразительности исполнения, исполнение сольных партий;
- Познакомить с музыкальными терминами, средствами музыкальной выразительности.
Развивающие:
- Развивать ритмический и интонационный слух, музыкальную память.
- Развивать способность к элементарной импровизации, представление об ускорении и замедлении темпа.
- Развивать внимательность, усидчивость, старательность при достижении результата в игре.
Воспитательные:
- Воспитывать желание детей играть на музыкальных инструментах не только на занятиях, индивидуальной работе, но и в часы досуга, дома;
- Воспитывать доброжелательное отношение к участникам ансамбля, ответственность за исполнение;
- Воспитывать у детей уважение к традициям и обычаям своей страны, края, прививать им интерес к прошлому старшего поколения;
Принципы программы:
- Всестороннего развития ребенка с учетом его индивидуальных способностей.
- Доступности понимания и исполнения народной музыки различных жанров;
- Предоставления возможности творческого самовыражения, самореализации и инициативности.
Актуальность данной программы заключается в приобщении детей к народной культуре, её традициям. Ансамбль ложкарей может стать первым шагом к познанию русской культуры, к возрождению культурных ценностей. Фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу и великодушие к природе. Педагогическая целесообразность программы связана с направлением образовательного процесса на развитие природных способностей детей, на практическое применение навыков игры на инструментах.
Новизной и отличительной особенностью данной программы является усовершенствование и комбинирование отечественных традиций и современных технологий в процессе обучения дошкольников игре на русских народных музыкальных инструментах при соблюдении главного общедидактического принципа: от простого - к сложному. Кроме того, реализация программы в группах компенсирующей направленности является дополнительным средством коррекционно-развивающего воздействия на детей с ОВЗ.
Целевые ориентиры реализации программы:
1 год обучения
- Знают приемы игры на двух ложках (одиночных и парных) и могут ритмично воспроизвести знакомую попевку.
- Умеют играть в одном темпе, менять игровые движения, одновременно начинать и заканчивать муз. произведения с небольшой помощью педагога.
- Держат ложки одинаково, на одном уровне. Играют свободным кистевым движением с правильным положением корпуса.
- Умеют слушать друг друга, определять на слух допущенные ошибки, анализировать их.
- Исполняют хореографические композиции с одиночными и парными ложками.
2 год обучения
- Играют индивидуально и в ансамбле, соблюдая заданный ритм и меняя его (2/4, 3/4) в течение выступления.
- Владеют приемами игры на двух, трех ложках.
- Понимают и чувствуют ответственность за правильное исполнение своей партии в ансамбле.
- Умеют передавать настроение музыки, сочетая игру на музыкальных инструментах и сценическое движение.
- Находят новые приемы игры на ложках.
- Принимают активное участие в концертной деятельности.
Формой подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной программы являются: праздничные утренники, фольклорные праздники, развлечения и досуги, отчетные концерты, участие в смотрах, конкурсах, фольклорных фестивалях.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному, через использование простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов. И как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых, с участием родителей.
Весь образовательный цикл делится на три ступени исполнительского мастерства:
1 ступень – приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения.
2 ступень – закрепление материала, пройденного на 1 ступени: развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.
Дети знакомятся с народной культурой, народными инструментами.
Учатся играть ансамблем, знакомятся с новыми приемами игры, осваивают технику игры на ложках.
3 ступень – знакомство с традициями народной культуры. Знакомство со всей группой ударных и духовых народных инструментов. Игра ансамблем. Совершенствование техники игры на 2-х и 3-х ложках и других народных музыкальных инструментах. Проявление творческой инициативы.
Основные формы работы с детьми:
- занятия тематического, доминантного и интегрированного типа беседы с детьми;
- слушание русских народных песен, прибауток, сказок;
- пальчиковые игры;
- ритмические упражнения (народный фольклор – потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);
- создание собственных приемов игры на народных инструментах;
- рассматривание подлинных народных инструментов, иллюстраций;
- просмотр презентаций и видеофильмов о народной культуре;
- применение музыкально-дидактических игр;
- игра на ложках и других народных инструментах;
- интеграция песенной, двигательной и исполнительской деятельности;
- выступления детского ансамбля на различных мероприятиях;
- совместные с родителями мероприятия, праздники, развлечения, концертные выступления.
Методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).
- Репродуктивный (разучивание, закрепление материала).
- Исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).
- Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на прекрасное).
- Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).
- Наглядный (показ педагога, пример, помощь в звукоизвлечении).
- Словесный (убеждение, поощрение, объяснение, описание, использование попевок, прибауток, песен, скороговорок);
- Практические (разучивание, повторение, самостоятельное исполнение индивидуально и в ансамбле).
Содержание работы с ансамблем ложкарей:
- Знакомство детей с ложками, с хохломской росписью. Музыкальный руководитель должен в первую очередь сыграть на ложках, увлечь ребёнка музыкой.
- Постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук. На занятиях нужно постоянно обращать внимание на то, что ансамбль смотрится хорошо только в том случае, если все участники держат ложки одинаково, на одном уровне.
- Знакомство детей с приемами игры на ложках.
- Освоение техники игры, ритмическая тренировка. Большое внимание уделяется координированным, совместным действиям детей для игры в ансамбле. С этой целью проводятся музыкально-дидактические игры, упражнения на развитие ритмического чувства. На этом этапе осуществляется разбор музыкального произведения по партиям, отработка трудных мест, соединение партий, игра в одном темпе, одновременно начиная и заканчивая музыкальное произведение.
- Выступление на праздниках, в концертах, развлечениях.
Работа с родителями:
Очень важную роль в процессе обучения играют родители (мамы и папы), поскольку только в сотрудничестве, творческом общении и союзе с родителями, взаимном уважении и доверии заключается успех и творческое развитие их детей.
Родители являются самыми лучшими помощниками, самыми активными зрителями и слушателями на концертных выступлениях.
Проведение родительских собраний - последнее собрание проводится в форме отчетного концерта, на котором родители имеют возможность наблюдать рост исполнительского мастерства своих детей. Помимо этого систематически проводятся индивидуальные консультации с родителями, дети которых нуждаются в них.
Родители принимают непосредственное участие в досугах и развлечениях, помогают в оформлении зала, делают атрибуты и шьют костюмы. Оказывают большую помощь в выездах на концерты и конкурсы.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ | Тема занятия | Цель занятия | Содержание |
1 | «В гости к ложкам - веселушкам». | Знакомство с ложками, как музыкальным инструментом. | Беседа с детьми о ложках. Загадки, иллюстрации. |
2 | «Дружные лошадки». | Учить правильно, держать ложки в одной руке. Отрабатывать звук, который получается при ударе ложками о ладонь («полочка»). | Игры на развитие чувства ритма. Р. Н. П. «Ах, вы сени». |
3 | «Как ложки умеют говорить». | Познакомить детей с быстрыми и медленными движениями ложек. Развивать слуховое внимание. Побуждать детей к импровизационному исполнению. | Игра - импровизация «Как тебя зовут?» Р. Н. П. «Ах, вы сени». Ритмическая игра «Эхо». |
4 | «Как ложки умеют говорить». | Познакомить детей с новыми приемами. Попеременный удар ложками «рука-колено» На счет 1,2; 1,2,3,4 и 1,2,3. Учить детей исполнять несложный ритмический рисунок в группе. | Ритмическая попевка «Андрей-воробей». «Ах, вы сени» (исполнение разными приемами). |
5 | «Солнышко и дождик». | Познакомить детей с приемом «солнышко» и «капельки»(круговое движение и удары по ноге). Учить детей исполнять несложный ритмический рисунок сольно. | «Андрей-воробей» (исполнение по группам и сольно). «Ах, вы сени», |
6 | «Подружки-ложки». | Совершенствовать знакомые приемы игры на ложках. Учить детей держать ложки правильно, свободно, использовать только кистевое движение. При игре на ложках обращать внимание на правильную осанку, постановку ног и движения корпуса. | Р. Н. П. «Светит месяц», «Андрей-воробей», «Ах, вы сени». Подвижные игры на развитие координации и внимания. |
7 | «Мы уже артисты». | Знакомство детей с культурой сцены при выступлении ансамбля ложкарей. | Подготовка концертного номера на осенний праздник. Р. Н. П. «Светит месяц». Подвижные игры на развитие координации и ориентации в пространстве. |
8 | «Мы уже артисты». | Постановка выхода, поклона, ухода при исполнении концертного номера. | Подготовка концертного номера. Р. Н. П. «Светит месяц». |
9 | Выступление детей перед детьми других групп. | Создать праздничную атмосферу, вызвать положительный эмоциональный отклик у детей при выступлении. | Все выученные произведения |
1 | «Тары- бары». | Знакомство с приемом игры на ложках «трещётка», на одном и двух коленях, непрерывным движением и на счет 1,2,3. | Р. Н. П. «Барыня», Упражнения на развитие чувства ритма. Подвижные игры на развитие внимания (смена ритма и темпа) (русские народные мелодии). |
1 | «На завалинке». | Закрепление движения «трещетка», использование приема в различных вариациях. Учить детей играть попеременно небольшими группами, вовремя вступая и заканчивая свою партию. Побуждать детей к ритмической импровизации. | Игра «Эхо», Игра «Зеркало», Р. Н. П. «Во кузнице», «Барыня». |
1 | «Пришла зима». | Учить детей подыгрывать на ложках своему пению. Отрабатывать движение «трещетка». Познакомить детей с традицией Колядования. | Разучивание песни «Таусень. Бегал зверек». Р. Н. П. «Барыня». |
1 | «Русские народные забавы». | Совершенствовать исполнение в группах, вовремя вступая и заканчивая, со сменой ритмического рисунка. Побуждать к эмоциональному исполнению. | «Таусень. Бегал зверек». Русские народные игры и забавы. Исполнение знакомых Р. Н. П. с использованием народных инструментов (бубны, трещетки, маракасы). |
1 | «Пришла Коляда-отворяй ворота». | Учить детей эмоциональному раскрепощенному исполнению. | Исполнение произведений первого полугодия по желанию детей. Выступление с колядочным номером перед детьми дошкольных групп. |
1 | «Пустились ложки в пляс». | Познакомить с новыми приемами игры: «коленочки» и «локоть» (удар по своему колену и колену соседа, удар по колену и по согнутому локтю) в разных ритмических вариациях 1,2; 1,2,3. | Русские народные плясовые наигрыши. Игры на развитие слухового внимания (смена ритма и темпа). |
1 | «Ложки говорят-приговаривают» | Учить детей исполнять сложный ритмический рисунок на ложках. Совершенствование игровых приемов на ложках. | Дидактическая игра «Повтори за мной», Р. Н. П. «На горе калина». Плясовые наигрыши. |
«Весело играем - всех потешаем». | Учить детей исполнять сложный ритмический рисунок в группе и сольно. Побуждать к ритмической импровизации. | Плясовые наигрыши. Р. Н. П. «На горе калина». Русские народные мелодии. | |
«Мы играем - ручкам помогаем». | Учить детей игре на ложках в движении (шаг, приставной шаг). | Б. Н. П. «Бульба», Р. Н. П. «На горе калина». | |
«Ложки стучат, стоять не велят». | Учить детей игре на ложках в движении. Познакомить с приемами игры на ложках в парах. Чередовать игру двумя ложками в одной руке и ложками в двух руках. | Б. Н. П. «Бульба». Русские народные мелодии. | |
Подготовка к выступлению. | Постановка выхода, поклона, ухода при исполнении концертного номера. | Подготовка концертного номера. Плясовые наигрыши, Б. Н. П. «Бульба». | |
Выступление детей перед родителями на празднике 8 марта. | Создать праздничную атмосферу, вызвать положительный эмоциональный отклик у детей при выступлении. | ||
«Мы играем и поем - очень весело живем». | Знакомство детей с шуточной русской песней и музыкой. Закрепление знакомых приемов игры. Знакомство с запаздывающим ударом. | «Плясовая» В обработке Заволокиных. Подвижные русские народные игры, на развитие быстроты реакции смены движения. | |
«Ложки шутят». | Закрепление приемов игры на 1.2 и 1,2,3. Развивать умение игры в быстром темпе. | Знакомство с вариациями исполнения движения «Солнышко». «Плясовая» Заволокины. Игры на смену движения и ориентацию в пространстве. Ритмическая игра «Саша. Сережа». | |
«Творческая мастерская» | Развивать творческие способности, музыкальный вкус. Подбор детьми приемов игры на музыкальных инструментах. | Создание композиций, инсценировок. Изготовление самодельных музыкальных инструментов. | |
«Русская песня - русская душа» | Воспитывать любовь к русской песне, как неотъемлемой части русской культуры. | Слушание русской народной песни в исполнении русской песни Л.Руслановой, Л.Зыкиной, Н.Кадышевой. Знакомство с их творчеством. Пение русских народных песен, обыгрывание, инсценирование. | |
«Что умеют наши ложки». | Закрепление полученных навыков. | Игры на импровизацию. Повторение материала года. | |
3 | Итоговое занятие. | Мотивировать детей на следующий учебный год. | Исполнение произведений по желанию детей. |
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ | Тема занятия | Цель занятия | Содержание |
1 | «Здравствуй, ложка, постучим немножко». | Повторение материала прошлого года. | Материал прошлого года |
2 | «В гости к ложкам-веселушкам». | Воспитывать чувства коллектива, ответсвенности. | Игры на чувство ритма. «Плясовая» Заволокины. |
3 | «Покатились ложки – с ручки на ножки». | Научить детей новым элементам игры на ложках «скольжение», «скольжение с ударами», «обратное скольжение». Побуждать к инсценированию песен, самостоятельно находить выразительные движения. | Ритмические игры в кругу. Р.Н.П. «А мы просо сеяли». |
5 | «Ложки не древние, ложки современные». | Познакомить детей с игрой на ложках с использованием современной музыки. | «Самодива» Instrumental. Видео с выступлениями ложкарей. Р. Н. П. «А мы просо сеяли» |
6 | «Осенины – ложкины именины». | Проработать элементы для концертного номера. Побуждать детей к самостоятельному составлению композиций из знакомых элементов. Учить детей эмоционально передавать настроение в музыки сочетая с сценическим движением. | «Самодива», «Каравай». Ритмические игры в кругу. Ритмическое двухголосие. |
8 | «В гости к первочкам». | Мотивировать детей на занятия в музыкальных кружках. | Выступление группы перед первоклассниками |
9 | «Осенины». | Познакомить детей с осенними праздниками. Закрепить их представления об осени как благодатном и красивом времени года. Воспитывать уважение к крестьянскому труду. | Выступление на осеннем празднике. |
1 | «Пляшут ложки, пляшут ножки». | Закрепить знакомые элементы игры. Продолжить работу над игрой в движении. («шаг, удар, с запаздыванием», движения корпуса во время игры, по согнутому колену, с поворотами в пары). | Р. Н. П. «Посею лебеду на берегу. «Каравай». |
«Как пойдем плясать и петь» | Закрепить знания детей о народных песнях России, о народных умельцах, о русских народных инструментах. Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну. | Ритмический аккомпанемент к Р.Н.П. «Ванечка», «Заиграй, гармошка». | |
1 | «Зимние забавы». | Работа над выразительным исполнением. Соединение игры на ложках с хореографической композицией. | Р. Н. П «Валенки». Игра «Ой, ты зимушка зима». Элементы русского танца. |
1 | «Новый год на порог». | Познакомить детей с новыми элементами игры на ложках. | Работа над концертным номером. Р. Н. П. «Валенки». |
1 | «Этот славный Новый год!» | Формировать целеустремленность, чувство коллектива, ответственность, дисциплинированность. | Выступление на новогоднем утреннике. |
1 | «Три подружки». | Познакомить с новыми элементами игры на 3 ложках. Побуждать детей к творчеству и сотворчеству. | Русские народные мелодии. Ритмическая игра «эхо» «Придумай ритм на мелодию» |
1 | «Аты-баты, шли солдаты». | Познакомить детей с новыми элементами игры на ложках во время сценического движения. Закрепление элементов игры на 3-х ложках. | «Яблочко» матросский танец. Русские народные мелодии. |
2 | «Аты-баты, шли солдаты». | Познакомить с новым элементом игры – «Колено, ладонь, предплечье», побуждать к созданию новых ритмических композиций с новым элементом. Закрепление элементов игры на 3-х ложках. | «Яблочко», Русские народные мелодии. |
2 | «Эх, лапти мои» | Продолжать учить детей свободному движению при игре на ложках в рамках хореографической композиции. | Р.Н.П. «Лапти», плясовая мелодия «Смоленский гусачок» |
2 | «Частушки-веселушки» | Развивать творческие способности детей средствами игровой, танцевальной и музыкальной деятельности; учить детей восприятию окружающего мира средствами частушки. | Частушки |
2 | «Мы – артисты». | Знакомство с новыми элементами игры на ложках («скольжение прямое обратное в сочетании с трещеткой и ударами по ладони», «трещетка в сочетании с ударами по ладони. | Р.Н.П. «Как у наших у ворот» |
2 | «Собирайся народ, в наш веселый хоровод» | Воспитывать и поддерживать интерес к русской народной музыке; закрепить с детьми названия русских ударных инструментов, приемов игры на них; развивать чувство ритма, пространственную ориентировку, координацию движений. | Р.Н.П. «Пошла млада за водой» |
2 | «Придумай ложке песню». | Учить создавать творческие музыкально-инструментальные композиции. Способствовать творческому самовыражению ребенка. Учить навыкам сольного исполнения. | Р.Н.П. «Пойду ль, выйду ль я» |
2 | «Будут игры и забавы» | Развитие интереса к театрализованной и двигательной деятельности. | Р.Н.П. «Ай, чу-чу» - ритмический аккомпанемент, инсцентировка песни |
2 | «Дружно песню запевайте!» | Развитие восприятия и понимания ладовой и жанровой основы музыки, умения передавать их в различных формах исполнительской деятельности. | Р.Н.П. «Во кузнице», «Пошла млада за водой» |
2 | «Трень, брень, дребедень» | Формирование представления об особенностях музыкальных сказок; развитие познавательного интереса, творческих способностей, умение раскрывать образ с помощью музыки; воспитание интереса, любви к искусству. | Озвучивание р.н. сказки «Колобок» |
3 | «Россия наша славится русскими матрешками,а еще гордится расписными ложками» | Расширять представление детей о народной игрушке (матрёшка), продолжать знакомить с музыкальным народным творчеством. | Р.Н.П. «Русские матрёшки», «Ложки деревянные» |
3 | «В гости в сказку мы пойдём » | Создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем. | Е. Птичкин «Сказки гуляют по свету» А. Ермлов «Добрые сказки» |
3 | «Здравствуй, солнышко лучистое!» | Развивать детскую любознательность, знакомить с окружающим миром, познакомить с весенними и летними закличками | Р.Н.П. «Веснянка», «Яблонька» |
3 | «Хоть ложки мыть, да в миру быть» | Обобщить полученные знания о ложках и других шумовых инструментах. | Подготовка к заключительному занятию-концерту. |
3 | Заключительное занятие- концерт «Ложки знает целый мир, ложки – русский сувенир» | Обобщить полученные знания и представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки; о видовом многообразии однородных предметов (ложки разные по величине, форме, материалу, внешнему виду и функциям) | Исполнение выученных произведений. |
Рекомендации по обучению игре на ударных инструментах
Ударные народные инструменты особенно привлекательны для юных музыкантов. Обучение игре на большинстве ударных инструментов (рубель, трещотка, хлопушка и др.) не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные ударные инструменты, приемы игры.
В процессе знакомства с ударным инструментом дети:
- узнают об истории его создания;
- изучают конструктивные особенности, исполнительские (в том числе технические) возможности;
- выделяют характеристики, определяющие специфику конкретного инструмента;
- устанавливают принадлежность к подгруппе по звукообразующему элементу:
- корпус инструмента – шумовые;
- мембрана, перепонка – перепончатые;
- пластина – пластинчатые;
- наличие нескольких звукообразующих элементов – комбинированный тип;
- познают, как образуется звук:
- от удара пальцев рук, ладоней, палочек, молоточков, колотушек, инструментов (одноименных или разноименных) или частей инструментов друг о друга;
- в результате встряхивания;
- трения (скольжения);
- других приемов звукообразования, в том числе смешанных;
- познают свойства звука (неопределенная или определенная высота, тембровые характеристики, динамические возможности и др.);
- приобретают знания об особенностях применения ударных инструментов (создание остинатного ритмического фона, звукоизобразительных эффектов, звукоимитаций, игра соло, в ансамбле, усиление динамических оттенков и др.).
При игре на ударном инструменте главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют также плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творит чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости.
Инструмент следует держать в руках крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара.
Развитие мышц кистей рук, координации движений достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие.
Процесс обучения игре следует начинать со специальной разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук. Например, прежде чем дети начнут играть на трещотке (прием игры «Волна»), с ними проводится игра-разминка «Шофер»: они имитируют движения рук шофера, крутящего руль автомобиля. Или перед тем как дети заиграют на коробочке, им предлагается, меняя руки, «побарабанить» по своим коленкам.
Постановка исполнительского аппарата определяется спецификой звукоизвлечения на конкретном ударном инструменте, его конструктивными особенностями и индивидуальными музыкально-выразительными характеристиками.
Приемы игры на двух ложках
Ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;
«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;
«Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;
«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;
«Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева;
«Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;
«Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На счет «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке;
«Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки;
«Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;
«Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;
«Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);
«Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;
«Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.
Приёмы игры на трёх ложках
В левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки. Кисть закрывают, получается удар. После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку.
На счет «один» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки.
На счет «два» - сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.
На счет «три» поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки левой руки.
На счет «четыре» - кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.
«Форшлаги» - скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.
«Тремоло» - частые легкие удары ложкой правой руки между двумя ложками левой руки. Тремоло можно выполнить с постепенным нарастанием силы звучания. Руки движутся от уровня колен до уровня левого плеча – «горка». В исходном положении левая ладонь с двумя ложками опущена вниз. В процессе звучания музыкального предложения ладонь с ложками постепенно как бы раскрывается и движется по «горке» у уровня левого плеча. В конце предложения левая ладонь с ложками обращена вверх и выполняет удар третьей ложкой по этим двум.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ..
Основной формой кружковой работы является групповое занятие. Занятие проводится один раз в неделю по расписанию. Продолжительность занятия 30 минут. Количественный состав ансамбля 10-12 человек.
Психолого-педагогические условия реализации программы
1. Взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка.
Материально-техническое обеспечение:
В зависимости от формы организации образовательного процесса в работе используются:
- Фортепиано.
- Ноутбук, колонки, микрофон.
- Мультимедийное оборудование.
- Музыкальный материал (ноты, фонограммы русских народных песен и мелодий)
- Деревянные ложки по количеству детей.
- Элементы русского народного костюма к играм, пляскам, инсценировкам: ленты, платочки, кокошники, косынки, элементы русского быта
- Атрибуты для народных игр, хороводов, плясок, инсценировок: различные маски, лошадка на палочке, деревянные балалайки, гармошки, корзинки
- Русские народные ударные и шумовые инструменты: бубен, треугольник, колокольчик, свистульки, трещетки.
- Экспериментальные музыкальные инструменты
- Нотная и методическая литература,
- Видеофайлы с инструментально-фольклорными ансамблями, фонограммы
- Музыкально-дидактические игры.
- Конспекты занятий, презентации.
- Картотека пальчиковых игр.
- Костюмы для выступлений.
Методическое обеспечение:
Методической основой программы является соединение принципов методик отечественной детской музыкальной педагогики (Ветлугиной Н.В., Бороздинова А.А., Королёвой Е.А., Малаховой И.Н.) и личного опыта автора. В программе нашли отражение идеи методики Емельяновой Т.С. «Музыкальный Букваренок», элементы пальчиковой и мимической гимнастики, «Система детского музыкального воспитания» К. Орфа и пр.
Музыкальная основа программы – различные жанры русского детского фольклора, народные песни и танцы, авторская музыка.
Методическая литература:
- Гомонова Е. «Секреты музыкального воспитания дошкольников». - Москва, «ВАКО», 2016.
- Журналы «Музыкальный руководитель».
- Замуруева О. «Развиваем музыкальный и ритмический слух у ребенка». - Ростов-н/Д, «Феникс», 2015.
- Интернет-ресурсы.
- Каплунова И., Новоскольцева И. «Как у наших у ворот» Русские народные песни в детском саду. Пособие для муз. руководителей ДОУ – СПб, «Композитор», 2003 г.
- Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм»». Пособие для муз. руководителей ДОУ – СПб, «Композитор», 2003 г.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Ансамбль ложкарей в детском саду». Методическое пособие для муз. руководителей ДОУ. – СПб, «Композитор», 2003 г.
- Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М., 2006.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие», 2-е изд, перераб. и доп. – СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016.
- Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – Москва, «Просвещение», 1990.
- Костина Э. «Музыкально-дидактические игры». – Ростов-н/Д, «Феникс», 2010.
- Науменко Г. «Жаворонушки». Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры». – М, 2006.
- Рытов Д. А. «На родимой на сторонке». Популярные русские народные песни». – Ярославль, «Академия развития», 2002 .
- Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программ.-метод. пособие / под ред. С. И. Мерзляковой. – М.: « ВЛАДОС», 2003г. – 216 с.
Кадровое обеспечение.
Автор-составитель программы: музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 25» г. Северска Белева Ирина Петровна, первая квалификационная категория. Образование: Томское музыкальное училище, преподаватель фортепиано. Стаж педагогической деятельности: 38 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»...