Воспитываем музыкой
статья по музыке
Патриотическое воспитание посредством музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospityvaem_muzykoy.docx | 17.9 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Патриотизм – это не значит только любовь к Родине. Это гораздо больше. Это сознание своей неотъемлемости от Родины, неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и несчастных дней». – писал А.Н. Толстой |
Воспитываем музыкой
На сегодняшний день актуальность патриотического воспитания подрастающего поколения возрастает как никогда, в постоянно изменяющемся, непредсказуемом, агрессивном мире, где реальное общение подменяется виртуальным, теряются настоящие общечеловеческие ценности. Зачастую современный человек, а особенно ребёнок не имеет патриотических чувств, не знает, что такое Родина.
А чувство Родины у ребёнка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. И родной дом, и детский сад, и родная природа – всё это Родина.
В силу возрастных особенностей воспитание ребёнка целиком зависит от окружающих ребёнка взрослых. В современных семьях родители не всегда являются хорошим примером для ребёнка, и чаще всего ребёнок не получает должного патриотического воспитания от родителей. Поэтому системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Знание истории, культуры, традиций родной страны – это основная содержательная характеристика в воспитательной работе с детьми. Важнейшим направлением патриотического воспитания в дошкольном возрасте является приобщение к народному творчеству, традициям, истории. А это направление успешно реализовать в детском саду помогает художественно-эстетическая область. Если быть точнее - музыкальная образовательная деятельность. Основные задачи музыкальной образовательной деятельности – это формирование личности через культуру. А, следовательно, она незаменима в патриотическом и гражданском воспитании.
Музыка может выражать самые разные чувства, задевать глубокие струны души, побуждать дошкольника к сопереживанию. Тем самым развивая духовно-эмоциональную сферу, увеличивая палитру чувств ребёнка. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на развитие ребёнка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте.
С самых первых дней в детском саду мы знакомим детей с народным творчеством: потешками, играми, хороводами, песнями. А это уже погружение в родную культуру. Где дошкольники знакомятся с основными ценностями нашего народа. Это трудолюбие, уважение старших, любовь к природе, родине. Через музыкальное наследие ребята знакомятся с традициями, бытом, праздниками наших предков – а это уже история нашей Родины.
Разучивание любой русской народной песни или игры начинается с экскурса в историю. Если знакомимся с русской народной песней «Лапти», то непременно нужно объяснить, что это, из чего изготавливались и т.д. А что такое кузница (р.н.п. «Во кузнице») и кто такой кузнец – это тоже познавательная беседа о ремесле, быте и жизни наших предков. Так постепенно через музыкальное творчество дошкольники погружаются в историю нашей страны. К выпускной группе наши воспитанники обладают богатым багажом русских народных песен и игр. Это всем известные русские народные песни «Блины», «Ах, вы сени», «Сеяли девки лён», «Во кузнице», «Веснянка», «Каравай», «Лапти» и многие другие. С увлечением играют в повседневной жизни в такие народные игры как «Пирог», «Ручьи», «Горелки», «Жаворонок», «Челнок», «Ворон».
Очень много народного музыкального материала, который знакомит детей с красотой нашей природы, воспевает её. Конечно, в нашей деятельности, мы не обходим мимо и классические произведения русских композиторов, которые передают в музыке многообразие и богатство русских просторов. Это произведения Чайковского, Свиридова, Кюи, Майкапара, Лядова, Прокофьева.
В музыке раскрываются картины живой природы. Благодаря её изобразительным возможностям (звукоподражание) передаются такие чудные и не всегда замечаемые нами в повседневной жизни явления природы как капель, плеск ручейка, журчание реки, шум листвы, дождя. Также талант композиторов способен выражать настроение, созвучное той или иной картине природы, времени года, дня.
Погружая с помощью музыки в мир природы, да ещё и подкрепляя зрительными образами (произведениями русских художников) можно ребёнка сделать более чутким к родной природе, к её красоте, и более внимательным. Если ребёнок искренне будет любоваться берёзкой, то он никогда не захочет её сломать, срубить. Если семена любви к родным местам посеяны в детстве, то они дадут плоды во взрослой жизни и возможно посеются в следующем поколении.
Очень много музыкальных произведений посвящено подвигам нашего народа, великим событиям в нашей стране. Одна из главных тем, с которой мы знакомим наших воспитанников это песни о Великой Отечественной войне, отражающие героизм и бесстрашие нашего народа. Мы говорим о композиторах, писавших свои песни для народа защищающего Родину. Дети знакомятся с событиями того страшного времени и понимают какими отважными и смелыми были их прадеды, какой великий подвиг они совершили, чтоб защитить Родину и своих близких. Конечно, к этой теме мы чаще возвращаемся накануне праздников «День победы» и «День защитника Отечества». Никого из ребят не оставляют равнодушными такие произведения как «День победы» (сл. В Харитонова, муз. Д. Тухманова), «Священная война» (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. Александрова), «Майский вальс» (сл. М. Ясень, И. Лученко, муз. И. Штрауса».
Музыка относится к одному из сильнейших средств патриотического воспитания. Она пробуждает в детях чувство гордости за Родину, за русских людей, давших миру великих полководцев, мыслителей, первопроходцев космоса, освободителей мира от фашизма.
Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Умеем ли мы воспитывать эстетическое отношение дошкольника к музыке
Умеем ли мы воспитывать эстетическое отношение дошкольника к музыке...
Консультация для родителей «Музыка воспитывает и обучает»
Консультация для родителей «Музыка воспитывает и обучает»...
Мастер- класс на тему:"Как родителям воспитывать у детей интерес к музыке"
Для всех возрастных групп детского сада...
"Воспитываем у дошкольников любовь к классической музыке"
quot;Воспитываем у дошкольников любовь к классической музыке"Статья для педагогов.Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Она формирует нравственный облик человека, развивает ...
Консультация для родителей "Музыка воспитывает и обучает".
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Музыка и дети. Как воспитывать детей любящих музыку".
Мы все рождаемся, обладая определёнными способностями и талантами, и родители играют существенную роль в развитии этих способностей....
Праздник осени Цели: Воспитывать эмоциональный отклик на музыку разного характера • Развивать чувство ритма • Эстетического восприятие средствами музыки • Продолжать формировать певческие и танцевальные навыки • Учить передавать смену характера музыки
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26385735","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...