Развитие чувства ритма и ритмических навыков у детей дошкольного возраста
учебно-методическое пособие по музыке (старшая группа)
"Развитие чувства ритма и ритмических навыков у детей".
«Ритм в музыке - это пульсация, свидетельствующая о жизни…» - писал А.Г. Рубинштейн.
Ритм лежит в основе всех видов музыкальной деятельности –
исполнения, восприятия (слушания), сочинения. Развитие ритмического слуха является неотъемлемой частью в развитии музыкальности детей.
Оно помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в
различных видах музыкальной деятельности: восприятии музыки,
пении, музыкально- ритмических движениях, игре на музыкальных
инструментах, музыкально -дидактических играх .
Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка :
- помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей;
- развивает познавательные способности;
- воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма
В музыке высотные взаимоотношения звуков не отделимы от их временной
организации и, следовательно, развитие интонационного слуха и чувства
метроритма должны, вестись одновременно. Но, учитывая особенности этих
разных сторон музыкального слуха, существует методика для развития каждой стороны отдельно.
Ритмическими упражнениями следует активно заниматься в самом начале обучения и при прохождении новых метроритмических трудностей.
Существуют определённые понятия чувства метроритма:
- ощущение равномерности движения в разных темпах, которое условно
называют чувством метра;
- ощущение размера, то есть сочетания и чередования ударных и
безударных долей;
- осознание и воспроизведение сочетаний звуков различной длительности,
то есть ритма, ритмичного рисунка.
Основная цель начальных занятий по воспитанию метрического чувства у
детей состоит в том, чтобы научить их определять на слух метрическую
пульсацию. Затем, на фоне пульсации, уметь выделять сильную долю метра.
Усвоение детьми этих элементов связано с процессом слушания музыки, как и вообще вся работа по воспитанию метроритмического чувства, оно не
мыслиться в отрыве от мелодической линии. Сама природа чувства метра
требует его закрепления в тех или иных двигательных процессах.
В сольфеджио используют ходьбу, хлопки, дирижирование, танец и
и другие движения. Дирижирование(тактирование) имеет свой смысл и пользу тогда, когда движения руки естественны, автоматизированы и отражают физическое ощущение темпа и размера. Организация процесса дирижирования необходима для того, чтобы рука помогала ученику сольфеджировании ощутить метр, соблюдать темп и выполнять ритмическое
разнообразие мелодии.
Слуховое осознание размера в своей основе имеет простую двухдольность и трехдольность, воспринимаемую непосредственно при слушании музыки.
Сложные размеры 4/4, 6/8 и т. д. осознаются лишь в связи с другими
выразительными средствами музыкального материала, прежде всего – формой, гармонией, мелодическим рисунком, фактурой.
Переменные размеры легче воспринимаются в связи со словесным текстом или с особенностями самой мелодии. Их изучение и осознание возможно лишь на основе усвоенных знаний и при определенном уровне развития учащихся. Работая над воспитанием чувства размера, необходимо опираться на понимание выразительных особенностей того или другого произведения и
добиваться того, чтобы при исполнении музыкального примера эти особенности были прочувствованы и переданы. Размер как числовое выражение метрической структуры примера должен быть понят не только арифметически, но и в своем выразительном значении. Так, например, при исполнении музыки в размерах 3 /4 и 3/8 выразительные особенности каждого из них должны быть подчеркнутыми различными средствами: в первом – каждая доля четкая, полновесная, во втором слегка акцентируется первая доля, а две другие исполняются более легко.
Восприятие размера 6/8 зависит от темпа и характера мелодии. В медленных
темпах такт делится на две части и каждая становится относительно
самостоятельной, в быстрых темпах этот размер воспринимается как 2/4 с
триольным движением восьмых. Следует добиваться такого исполнения этого размера, чтобы чувствовались движение от одной сильной доли до другой сильной доли, и чтобы относительно сильная доля не была бы подменена сильной, например:при объяснении размера 6/8 необходимо, чтобы дети почувствовали принципиальную разницу размеров 6/8 и 3/ 4. Необходимо показать, как располагаются сильные и слабые доли в этих размерах, сколько групп в такте образуется из имеющихся одинаковых восьмых. Ведь этим выраж ается смысл и выразительные особенности этих размеров. Можно изобразить это в виде схемы.
Конечно, все это должно быть подкреплено музыкальными примерами,
прежде всего с текстом, а затем и инструментальной музыкой.
Чрезвычайно важно воспитать у учащихся правильное ощущение
группировки и закрепить его в навыках записи. Размер 6/8 по группировке
сходен с размером 3/8. Особое внимание следует обратить н а проработку всех возможных группировок в такте 6/8 (без шестнадцатых): для этого полезны ритмические диктанты, задания на отстукивание ритма записанной мелодии и ритмические упражнения без обозначения высоты.
Иногда можно устно спросить учащихся, как записывать прослушанную группу звуков. Например: можно дать задание сгруппировать на 6/8 записанные на доске ноты из знакомой мелодии.
Необходимо довести до сознания учащихся, что основное правило
группировки длительностей в простых размерах заключается в объединении
отдельных длительностей в группы по долям такта. Объединение же в одну
общую группу такта всех длительностей допускается лишь как исключение
тогда, когда движение идет одинаковыми длительностями. Это правило в
данном случае имеет не формальное теоретическое значение, а является
практическим средством для умения быстро охватить взглядом ритмический
склад мелодии, внутренне ощутить равновесие долей времени и их
самостоятельное строение.
Надо обратить внимание учеников на то, что в сложных размерах
ритмические группы образуются по количеству простых тактов, входящих в их состав. Следовательно, каждая группа начинается с сильного или относитель но сильного времени. Осознание этого, общего для всех размеров правила поможет учащимся лучше уяснить и принцип дирижерских схем, основывающихся на нем (исключение: внутритактовая синкопа – допускается с целью зрительного выделения синкопы на фоне обычной группировки).
Понятие дробности доли (четное) необходимо закрепить физическими
ощущениями. Так, четверть связывается с шагом, восьмые – с бегом, четверть с точкой и восьмая – с подскоками и т.д. Занятия ритмикой помогают детям ощущать эти ритмы. Умение в любом темпе перейти с четверти на восьмую должно быть четким и мгновенным. Здесь можно использовать ходьбу, хлопки в ладоши, простукивание карандашом, словесные текст, ритмо - слоги или сольмизацию.
В начальном обучении для восприятия и осознания ритмических
соотношений достаточно двух ритмических фигур: половинная и две четверти или четверть и две восьмые. Чтобы ритм данной мелодии воспринимался сознательно, нужно применять ритмические упражнения.
Простейшие ритмические соотношения встречаются в первых детских
песнях и попевках (например: «Петушок», «Дон-дон» и др.). учитель в качестве подготовительных упражнений разучивает попевки и песни с текстом, а потом предлагает детям их сольфеджировать (закрепление связи между знакомой мелодией и знаками нотного письма), а на более позднем этапе – записывать в виде диктанта.
Существует несколько приемов и упражнений для осознания ритма,
например:
- пение песенки с одновременной ходьбой на полной ступне (четверть) и на
цыпочках (восьмые);
- пение песенки с одновременной графической записью ритма (длинными и
короткими палочками)
- пение песенки с одновременным показом нарисованных ритмических
фигур.
В этих упражнениях ценно то, что ритм, не отделяясь от мелодической
линии, воспринимается и осознается на ее фоне.Первоначально две ритмические фигуры могут обозначаться условно – как длинная палочка и две коротких: или . Ученик, пропевая песен ку, должен одновременно показывать на одну из этих фигур.
Можно предложить детям различные игры с блоками, нарисованными на
карточках или кубиках, например:
- выложить из блоков ритм знакомой песенки или отдельной фразы;
- петь песенку, одновременно поднимая карточки или кубики
соответствующими ритмоблоками;
- узнать знакомую песенку по показанным учителем ритмоблокам .
Преимущество этих упражнений и игр – в наглядности : работает не только
звуковое, но и зрительное запоминание; в доступности: карточкии кубики с
ритмоблоками нетрудно сделать дома.
Отработав и закрепив соотношение: четверть – две восьмые, можно
прибавить и половинную ноту и закрепить на музыкальном примере. Более сложный вид задания – это пение песенки с названиями нот в данной тональности, одновременно показывая на ритмоблоки.
Работа с ритмом на песенном материале уже в начальном обучении приводит к возникновению у детей четких и правильных представлений о мотивности, повторности, цезурах, варьировании и других свойствах музыкального языка, связанных с поэтической строфикой. На первом этапе знакомства с музыкой следует обращать внимание детей на такие особенности музыкальной драматургии, как повторностьи контраст . Они заложены в самом простом песенном материале. Это прежде всего повторные (сходные) и контрастные мотивы. Таким образом, в младших классах можно постепенно знакомить детей с различными типами повторности: точной, варьированной, ритмической, а также с различными типами контраста.
В основе любого типа повторности лежит повторность ритма.
В песнях (инструментальных произведениях) довольно часто встречаются
паузы, особенно в конце фразы, предложения. При показе ритма с паузами
целесообразно делать движение руками, разводя ладони в стороны, либо
показать паузу на карточке.
Ноты с точкой (четверть с точкой и восьмая) трудны потому, что доля
падает на точку, то есть существует лишь во внутреннем представлении. Многие рекомендуют при пении и сольмизации делать легкий акцент на точке: Де-е-вицы, краса-а-вицы.Можно внутренний акцент на точке подкрепить движением руки, как это и делается при дирижировании (пульсации), можно создать ритмический фон из восьмых.
Различные группы внутри доли: объясняются и исполняются со счетом на «и», как это делают специалисты. Значительно труднее исполнить их при сольфеджировании.Так группа четыре шестнадцатых требует точности и четкости в выполнении, следует приучить детей делать легкий акцент на первом звуке доли, произносить и петь все четыре шестнадцатых как бы единым словом, сливая все названия нот вместе.
Ритмические группы восьмая и две шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая. Выразительный облик этих ритмических фигур, их танцевальный, игривый характер нужно сперва закрепить в сознании учащихся,
а затем показать в записи.
Упражнения для усвоения этих ритмов:
- простукивание ритма карандашом одной рукой и одновременная пульсация
другой рукой;
- пение разученной предварительно мелодии с ритмическим
аккомпанементом;
- сочинение ритмического остинато (аккомпанемент) к мелодии;
- простукивание по памяти ритмического рисунка знакомой мелодии.
Трудность короткого пунктирного ритма (восьмая с точкой и
шестнадцатая) заключается в том, что шестнадцатая нота соединяется в
сознании учащихся не с предыдущей, а последующей долей. Для того, чтобы
дети привыкли правильно воспринимать пунктирный ритм, рекомендуется такое упражнение: пение гамм, секвенций, примеров с пунктирной группой и
одновременное простукивание ритма ровных восьмых, шестнадцатых.
Ученик должен почувствовать внутреннюю восьмую пунктирного ритма - , причем это упражнение нужно прорабатывать как в медленном, так и в быстром темпе, чтобы у учащихся не создалось впечатление одинаковости ритмов четверть с точкой и восьмая и восьмая с точкой и шестнадцатая.
Важно также связывать пунктирный ритм с определенными жанрами, прежде всего с жанром марша.
Простейшая синкопа: восьмая – четверть – восьмая. Эту ритмическую группу учащиеся обычно хорошо определяют на слух, но затрудняются с ее записью и сольфеджированием. Поэтому данную группу нужно
прорабатывать на простом и ярком материале. В основе синкопы лежит столкновение двух акцентов: метрического - на сильной доле такта и
ритмического – на слабой доле. Подготовкой к ощущению и исполнению синкоп может служить правильное выполнение пауз на сильных долях такта. Отсутствие реального звука на паузе заставляет особенно остро почувствовать незвуч ащую долю внутренним слухом. Это в полной мере относится и к выполнению синкопы. важно найти убедительные примеры для слухового ознакомления с этим ритмом (например, Краковяк из оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки). Синкопы прорабатываются в пение секвенций, гамм, а также в примерах на отстукивание ритма.
Ритмическая группа триоль не нуждается в
особых объяснениях. Но ее надо почувствовать, научиться плотно и ровно
группировать, произносить названия нот с акцентом на первую восьмую. Это
требует большой практической тренировки: в пении гамм, секвенций,
музыкальных примерах. Необходимо помещать триоль между двумя акцентами. В работе над триолями (так же, как и над синкопами) особенно важно сочетание слуховых и зрительных образов. Полезно, когда в одной мелодии сочетаются триоли и восьмые, триоли и пунктирный ритм.
Ритмические игры:
«Угадай- ка»
Учитель играет музыкальную фразу из знакомой песни, предлагая детям
узнать, с какими словами она звучит, спеть, прохлопать с ритмическими
слогами и жестами, а затем выложить карточками.
«Ладушки»
Игра поможет легко узнавать на слух особенности чередования сильных и
слабых долей. Ребята разбиваются на пары. Педагог исполняет пьесы в
разных размерах, ученики хлопками отмечают «пульс» музыки. Сильную
долю каждый хлопает сам, а слабые друг с другом, как бы играя в
«ладушки».
«Маятник»
Педагог предлагает детям поставить правую руку на локоть и равномерно
«четвертями» водить влево и вправо, вниз, к столу. При движении влево
рука касается парты, вправо – не достаѐт еѐ. Эта игра помогает
почувствовать сильную долю в размере 2/4 (удар по парте). С
«маятником» удобно выполнять ритмические упражнения, пропевать
мелодии.
«Телефон»
Дети становятся в ряд, в затылок друг другу. Учитель или кто -то из
учеников (например, стоящий последним) придумывает ритм. Пальцами
он простукивает этот ритм по спине стоящего перед ним ребѐнка. Тот
передаѐт «сообщение» следующему и т.д. Ученик, последним
получивший «по телефону» ритмический оборот, записывает его на доске.
После этого вся группа прохлопывает ритм.
«Фотографирование ритма»
Учитель показывает группе карточку с ритмическим оборотом. Ребята
должны за 1-2 секунды «сфотографировать» ритм, запомнить, мысленно
проанализировать, затем прохлопать и записать в тетрадь.
«Давай поспорим»
Преподаватель напоминает детям о том, что спорящие между собой люди
иногда настолько увлекаются, что говорят одновременно, причѐм каждый
отстаивает свою точку зрения. В ритмической партитуре, которую
исполняют участники игры, у каждого из них тоже своя партия, отличная
от партии другого. Нужно исполнить ритм, точно высказав «своѐ мнение»,
одновременно с другим «спорщиком».
В игре можно использовать разные длительности и их группы, в
зависимости от поставленной задачи. Задание готовится учителем заранее
(записывается на доске) или представляет собой ритмическую
импровизацию участников «спора». В последнем случае нужно
обговорить условия игры: размер, количество тактов, необходимые
ритмические группы, которые ученики должны включить в свою партию.
Использованная методическая литература
1. Вахромеев В. Методики преподавания сольфеджио. М.: «Музыка»,
1978.
2. Давыдова Е. Сольфеджио 3 класс ДМШ. Методическое пособие. М.:
«Музыка», 1986.
3. Давыдова Е. Сольфеджио 4 класс ДМШ. Методическое пособие. М.:
«Музыка», 1986.
4. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. М.: «Музыка», 1986.
5. Синяева Л. Воспитание метроритмических навыков на уроках
сольфеджио. М.: «Музыка», 1988.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritm_u_detey.docx | 23.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
"Развитие чувства ритма и ритмических навыков у детей".
«Ритм в музыке - это пульсация, свидетельствующая о жизни…» - писал А.Г. Рубинштейн.
Ритм лежит в основе всех видов музыкальной деятельности –
исполнения, восприятия (слушания), сочинения. Развитие ритмического слуха является неотъемлемой частью в развитии музыкальности детей.
Оно помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в
различных видах музыкальной деятельности: восприятии музыки,
пении, музыкально- ритмических движениях, игре на музыкальных
инструментах, музыкально -дидактических играх .
Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка :
- помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей;
- развивает познавательные способности;
- воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма
В музыке высотные взаимоотношения звуков не отделимы от их временной
организации и, следовательно, развитие интонационного слуха и чувства
метроритма должны, вестись одновременно. Но, учитывая особенности этих
разных сторон музыкального слуха, существует методика для развития каждой стороны отдельно.
Ритмическими упражнениями следует активно заниматься в самом начале обучения и при прохождении новых метроритмических трудностей.
Существуют определённые понятия чувства метроритма:
- ощущение равномерности движения в разных темпах, которое условно
называют чувством метра;
- ощущение размера, то есть сочетания и чередования ударных и
безударных долей;
- осознание и воспроизведение сочетаний звуков различной длительности,
то есть ритма, ритмичного рисунка.
Основная цель начальных занятий по воспитанию метрического чувства у
детей состоит в том, чтобы научить их определять на слух метрическую
пульсацию. Затем, на фоне пульсации, уметь выделять сильную долю метра.
Усвоение детьми этих элементов связано с процессом слушания музыки, как и вообще вся работа по воспитанию метроритмического чувства, оно не
мыслиться в отрыве от мелодической линии. Сама природа чувства метра
требует его закрепления в тех или иных двигательных процессах.
В сольфеджио используют ходьбу, хлопки, дирижирование, танец и
и другие движения. Дирижирование(тактирование) имеет свой смысл и пользу тогда, когда движения руки естественны, автоматизированы и отражают физическое ощущение темпа и размера. Организация процесса дирижирования необходима для того, чтобы рука помогала ученику сольфеджировании ощутить метр, соблюдать темп и выполнять ритмическое
разнообразие мелодии.
Слуховое осознание размера в своей основе имеет простую двухдольность и трехдольность, воспринимаемую непосредственно при слушании музыки.
Сложные размеры 4/4, 6/8 и т. д. осознаются лишь в связи с другими
выразительными средствами музыкального материала, прежде всего – формой, гармонией, мелодическим рисунком, фактурой.
Переменные размеры легче воспринимаются в связи со словесным текстом или с особенностями самой мелодии. Их изучение и осознание возможно лишь на основе усвоенных знаний и при определенном уровне развития учащихся. Работая над воспитанием чувства размера, необходимо опираться на понимание выразительных особенностей того или другого произведения и
добиваться того, чтобы при исполнении музыкального примера эти особенности были прочувствованы и переданы. Размер как числовое выражение метрической структуры примера должен быть понят не только арифметически, но и в своем выразительном значении. Так, например, при исполнении музыки в размерах 3 /4 и 3/8 выразительные особенности каждого из них должны быть подчеркнутыми различными средствами: в первом – каждая доля четкая, полновесная, во втором слегка акцентируется первая доля, а две другие исполняются более легко.
Восприятие размера 6/8 зависит от темпа и характера мелодии. В медленных
темпах такт делится на две части и каждая становится относительно
самостоятельной, в быстрых темпах этот размер воспринимается как 2/4 с
триольным движением восьмых. Следует добиваться такого исполнения этого размера, чтобы чувствовались движение от одной сильной доли до другой сильной доли, и чтобы относительно сильная доля не была бы подменена сильной, например:при объяснении размера 6/8 необходимо, чтобы дети почувствовали принципиальную разницу размеров 6/8 и 3/ 4. Необходимо показать, как располагаются сильные и слабые доли в этих размерах, сколько групп в такте образуется из имеющихся одинаковых восьмых. Ведь этим выраж ается смысл и выразительные особенности этих размеров. Можно изобразить это в виде схемы.
Конечно, все это должно быть подкреплено музыкальными примерами,
прежде всего с текстом, а затем и инструментальной музыкой.
Чрезвычайно важно воспитать у учащихся правильное ощущение
группировки и закрепить его в навыках записи. Размер 6/8 по группировке
сходен с размером 3/8. Особое внимание следует обратить н а проработку всех возможных группировок в такте 6/8 (без шестнадцатых): для этого полезны ритмические диктанты, задания на отстукивание ритма записанной мелодии и ритмические упражнения без обозначения высоты.
Иногда можно устно спросить учащихся, как записывать прослушанную группу звуков. Например: можно дать задание сгруппировать на 6/8 записанные на доске ноты из знакомой мелодии.
Необходимо довести до сознания учащихся, что основное правило
группировки длительностей в простых размерах заключается в объединении
отдельных длительностей в группы по долям такта. Объединение же в одну
общую группу такта всех длительностей допускается лишь как исключение
тогда, когда движение идет одинаковыми длительностями. Это правило в
данном случае имеет не формальное теоретическое значение, а является
практическим средством для умения быстро охватить взглядом ритмический
склад мелодии, внутренне ощутить равновесие долей времени и их
самостоятельное строение.
Надо обратить внимание учеников на то, что в сложных размерах
ритмические группы образуются по количеству простых тактов, входящих в их состав. Следовательно, каждая группа начинается с сильного или относитель но сильного времени. Осознание этого, общего для всех размеров правила поможет учащимся лучше уяснить и принцип дирижерских схем, основывающихся на нем (исключение: внутритактовая синкопа – допускается с целью зрительного выделения синкопы на фоне обычной группировки).
Понятие дробности доли (четное) необходимо закрепить физическими
ощущениями. Так, четверть связывается с шагом, восьмые – с бегом, четверть с точкой и восьмая – с подскоками и т.д. Занятия ритмикой помогают детям ощущать эти ритмы. Умение в любом темпе перейти с четверти на восьмую должно быть четким и мгновенным. Здесь можно использовать ходьбу, хлопки в ладоши, простукивание карандашом, словесные текст, ритмо - слоги или сольмизацию.
В начальном обучении для восприятия и осознания ритмических
соотношений достаточно двух ритмических фигур: половинная и две четверти или четверть и две восьмые. Чтобы ритм данной мелодии воспринимался сознательно, нужно применять ритмические упражнения.
Простейшие ритмические соотношения встречаются в первых детских
песнях и попевках (например: «Петушок», «Дон-дон» и др.). учитель в качестве подготовительных упражнений разучивает попевки и песни с текстом, а потом предлагает детям их сольфеджировать (закрепление связи между знакомой мелодией и знаками нотного письма), а на более позднем этапе – записывать в виде диктанта.
Существует несколько приемов и упражнений для осознания ритма,
например:
- пение песенки с одновременной ходьбой на полной ступне (четверть) и на
цыпочках (восьмые);
- пение песенки с одновременной графической записью ритма (длинными и
короткими палочками)
- пение песенки с одновременным показом нарисованных ритмических
фигур.
В этих упражнениях ценно то, что ритм, не отделяясь от мелодической
линии, воспринимается и осознается на ее фоне.Первоначально две ритмические фигуры могут обозначаться условно – как длинная палочка и две коротких: или . Ученик, пропевая песен ку, должен одновременно показывать на одну из этих фигур.
Можно предложить детям различные игры с блоками, нарисованными на
карточках или кубиках, например:
- выложить из блоков ритм знакомой песенки или отдельной фразы;
- петь песенку, одновременно поднимая карточки или кубики
соответствующими ритмоблоками;
- узнать знакомую песенку по показанным учителем ритмоблокам .
Преимущество этих упражнений и игр – в наглядности : работает не только
звуковое, но и зрительное запоминание; в доступности: карточкии кубики с
ритмоблоками нетрудно сделать дома.
Отработав и закрепив соотношение: четверть – две восьмые, можно
прибавить и половинную ноту и закрепить на музыкальном примере. Более сложный вид задания – это пение песенки с названиями нот в данной тональности, одновременно показывая на ритмоблоки.
Работа с ритмом на песенном материале уже в начальном обучении приводит к возникновению у детей четких и правильных представлений о мотивности, повторности, цезурах, варьировании и других свойствах музыкального языка, связанных с поэтической строфикой. На первом этапе знакомства с музыкой следует обращать внимание детей на такие особенности музыкальной драматургии, как повторностьи контраст . Они заложены в самом простом песенном материале. Это прежде всего повторные (сходные) и контрастные мотивы. Таким образом, в младших классах можно постепенно знакомить детей с различными типами повторности: точной, варьированной, ритмической, а также с различными типами контраста.
В основе любого типа повторности лежит повторность ритма.
В песнях (инструментальных произведениях) довольно часто встречаются
паузы, особенно в конце фразы, предложения. При показе ритма с паузами
целесообразно делать движение руками, разводя ладони в стороны, либо
показать паузу на карточке.
Ноты с точкой (четверть с точкой и восьмая) трудны потому, что доля
падает на точку, то есть существует лишь во внутреннем представлении. Многие рекомендуют при пении и сольмизации делать легкий акцент на точке: Де-е-вицы, краса-а-вицы.Можно внутренний акцент на точке подкрепить движением руки, как это и делается при дирижировании (пульсации), можно создать ритмический фон из восьмых.
Различные группы внутри доли: объясняются и исполняются со счетом на «и», как это делают специалисты. Значительно труднее исполнить их при сольфеджировании.Так группа четыре шестнадцатых требует точности и четкости в выполнении, следует приучить детей делать легкий акцент на первом звуке доли, произносить и петь все четыре шестнадцатых как бы единым словом, сливая все названия нот вместе.
Ритмические группы восьмая и две шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая. Выразительный облик этих ритмических фигур, их танцевальный, игривый характер нужно сперва закрепить в сознании учащихся,
а затем показать в записи.
Упражнения для усвоения этих ритмов:
- простукивание ритма карандашом одной рукой и одновременная пульсация
другой рукой;
- пение разученной предварительно мелодии с ритмическим
аккомпанементом;
- сочинение ритмического остинато (аккомпанемент) к мелодии;
- простукивание по памяти ритмического рисунка знакомой мелодии.
Трудность короткого пунктирного ритма (восьмая с точкой и
шестнадцатая) заключается в том, что шестнадцатая нота соединяется в
сознании учащихся не с предыдущей, а последующей долей. Для того, чтобы
дети привыкли правильно воспринимать пунктирный ритм, рекомендуется такое упражнение: пение гамм, секвенций, примеров с пунктирной группой и
одновременное простукивание ритма ровных восьмых, шестнадцатых.
Ученик должен почувствовать внутреннюю восьмую пунктирного ритма - , причем это упражнение нужно прорабатывать как в медленном, так и в быстром темпе, чтобы у учащихся не создалось впечатление одинаковости ритмов четверть с точкой и восьмая и восьмая с точкой и шестнадцатая.
Важно также связывать пунктирный ритм с определенными жанрами, прежде всего с жанром марша.
Простейшая синкопа: восьмая – четверть – восьмая. Эту ритмическую группу учащиеся обычно хорошо определяют на слух, но затрудняются с ее записью и сольфеджированием. Поэтому данную группу нужно
прорабатывать на простом и ярком материале. В основе синкопы лежит столкновение двух акцентов: метрического - на сильной доле такта и
ритмического – на слабой доле. Подготовкой к ощущению и исполнению синкоп может служить правильное выполнение пауз на сильных долях такта. Отсутствие реального звука на паузе заставляет особенно остро почувствовать незвуч ащую долю внутренним слухом. Это в полной мере относится и к выполнению синкопы. важно найти убедительные примеры для слухового ознакомления с этим ритмом (например, Краковяк из оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки). Синкопы прорабатываются в пение секвенций, гамм, а также в примерах на отстукивание ритма.
Ритмическая группа триоль не нуждается в
особых объяснениях. Но ее надо почувствовать, научиться плотно и ровно
группировать, произносить названия нот с акцентом на первую восьмую. Это
требует большой практической тренировки: в пении гамм, секвенций,
музыкальных примерах. Необходимо помещать триоль между двумя акцентами. В работе над триолями (так же, как и над синкопами) особенно важно сочетание слуховых и зрительных образов. Полезно, когда в одной мелодии сочетаются триоли и восьмые, триоли и пунктирный ритм.
Ритмические игры:
«Угадай- ка»
Учитель играет музыкальную фразу из знакомой песни, предлагая детям
узнать, с какими словами она звучит, спеть, прохлопать с ритмическими
слогами и жестами, а затем выложить карточками.
«Ладушки»
Игра поможет легко узнавать на слух особенности чередования сильных и
слабых долей. Ребята разбиваются на пары. Педагог исполняет пьесы в
разных размерах, ученики хлопками отмечают «пульс» музыки. Сильную
долю каждый хлопает сам, а слабые друг с другом, как бы играя в
«ладушки».
«Маятник»
Педагог предлагает детям поставить правую руку на локоть и равномерно
«четвертями» водить влево и вправо, вниз, к столу. При движении влево
рука касается парты, вправо – не достаѐт еѐ. Эта игра помогает
почувствовать сильную долю в размере 2/4 (удар по парте). С
«маятником» удобно выполнять ритмические упражнения, пропевать
мелодии.
«Телефон»
Дети становятся в ряд, в затылок друг другу. Учитель или кто -то из
учеников (например, стоящий последним) придумывает ритм. Пальцами
он простукивает этот ритм по спине стоящего перед ним ребѐнка. Тот
передаѐт «сообщение» следующему и т.д. Ученик, последним
получивший «по телефону» ритмический оборот, записывает его на доске.
После этого вся группа прохлопывает ритм.
«Фотографирование ритма»
Учитель показывает группе карточку с ритмическим оборотом. Ребята
должны за 1-2 секунды «сфотографировать» ритм, запомнить, мысленно
проанализировать, затем прохлопать и записать в тетрадь.
«Давай поспорим»
Преподаватель напоминает детям о том, что спорящие между собой люди
иногда настолько увлекаются, что говорят одновременно, причѐм каждый
отстаивает свою точку зрения. В ритмической партитуре, которую
исполняют участники игры, у каждого из них тоже своя партия, отличная
от партии другого. Нужно исполнить ритм, точно высказав «своѐ мнение»,
одновременно с другим «спорщиком».
В игре можно использовать разные длительности и их группы, в
зависимости от поставленной задачи. Задание готовится учителем заранее
(записывается на доске) или представляет собой ритмическую
импровизацию участников «спора». В последнем случае нужно
обговорить условия игры: размер, количество тактов, необходимые
ритмические группы, которые ученики должны включить в свою партию.
Использованная методическая литература
1. Вахромеев В. Методики преподавания сольфеджио. М.: «Музыка»,
1978.
2. Давыдова Е. Сольфеджио 3 класс ДМШ. Методическое пособие. М.:
«Музыка», 1986.
3. Давыдова Е. Сольфеджио 4 класс ДМШ. Методическое пособие. М.:
«Музыка», 1986.
4. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. М.: «Музыка», 1986.
5. Синяева Л. Воспитание метроритмических навыков на уроках
сольфеджио. М.: «Музыка», 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа по развитию музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста
Методическая работа по развитию музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста ....
Развитие певческих и музыкально – ритмических навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС на музыкальных занятиях через логоритмические упражнения.
Августовская конференция работников образования Мошковского района Развитие певческих и музыкально – ритмических навыков у детей дошкольного возраста в ус...
Развитие певческих и музыкально – ритмических навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС на музыкальных занятиях через логоритмические упражнения.
Развитие певческих и музыкально – ритмических навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС на музыкальных занятияхчерез логоритмические упражнения....
Развитие певческих и музыкально – ритмических навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС на музыкальных занятиях через логоритмические упражнения.
развитие ритмических навыков...
Игры с «клавесами», как эффективный способ развития чувства ритма и речевых возможностей у детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей...
Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития чувства ритма, внимания и памяти у детей дошкольного возраста.
развитие чувства ритма, внимания и памяти у детей дошкольного возраста с помощью нейроигр....
Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития чувства ритма, внимания и памяти у детей дошкольного возраста
Фотографии с детьми Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития чувства ритма, внимания и памяти у детей дошкольного возраста...