Игры с «клавесами», как эффективный способ развития чувства ритма и речевых возможностей у детей дошкольного возраста.
материал
Предварительный просмотр:
Игры с «клавесами», как эффективный способ развития чувства ритма и речевых возможностей у детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей
Для домашнего музицирования вашего ребенка вполне могут подойти две цилиндрические отшлифованные деревянные палочки, длиной примерно 20 – 22 см, диаметром 2-3 см. Правильно их называют «клавесы». Сделать их можно самостоятельно из твёрдых сортов деревьев (береза, липа) и, также, они свободно имеются в продаже. Клавесы изобретены немецким композитором и педагогом Карлом Орфом. Его креативная методика давно известна и позволяет развивать не только музыкально-двигательные способности детей (петь, лучше чувствовать своё тело, танцевать, играть на инструментах), но и полноценно развивать личность ребёнка, раскрывать внутренний потенциал.
В настоящее время Орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке, начиная от детей грудного возраста до преклонных лет. Эти занятия затрагивают многие аспекты психического развития. Детям с различными отклонениями эти занятия могут помочь в развитии речи, коммуникативных способностей, внимания, концентрации, мелкой и крупной моторики.
Возможности развития музыкального слуха не имеют границ, поэтому вариант импровизации на клавесах вполне может подойти вашему ребёнку.
Что же могут развить «клавесы»?
- мелкую моторику рук и, соответственно, речь;
- чувство ритма;
- внимательность, сосредоточенность;
- творческую активность, фантазию;
- точность и координацию движений рук;
- музыкальный слух, голосовые способности;
- память;
- общительность.
Плюсов использования «клавес» очень много. Главное, чтобы данный вид музицирования проходил в игровой форме, ненавязчиво и интересно. В такие игры можно играть как индивидуально с каждым ребенком, так и небольшими группами. Сначала разучиваются движения по показу взрослого затем учим вместе текст, потом играем вместе. Не сомневайтесь, ребята с удовольствием принимают участие в таких играх.
Итак, в какие игры можно поиграть?
Игра «Делай как я».
Задача – учить реагировать на смену движений.
Варианты игры:
- шагать палочками по полу «топ-топ»;
- стучать палочками «тук-тук»;
- стучать «шляпками» палочек;
- стучать основаниями палочек;
- перекатывать в ладошках, «греть» палочки;
- катать «колбаски» по полу;
- стучать палочками над головой;
- прятать палочки за спиной.
Методические рекомендации:
Взрослый не меняет движение, пока ребенок (дети) не включатся в игру. Важен не темп игры, а внимание и активность. Игра может сопровождаться звучанием ритмичной маршевой или танцевальной музыки.
Игра «Эхо».
Задача – умение придумать ритмический рисунок и передать его игрой на палочках.
Варианты игры:
- Взрослый выстукивает палочками ритмический рисунок. Ребенок (дети) повторяют.
- Роль ведущего можно передать словесным сигналом ребенку, например:
«Саша». Саша начинает исполнять свой ритмический рисунок, который повторяют другие дети или взрослый. Саша передаёт роль ведущего словесным сигналом далее: «Маша». Маша продолжает игру.
Методические рекомендации:
Игру можно дополнить исполнением небольших стихов. Игра может сопровождаться звучанием музыки.
Игра «Ножки».
Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом. Ход игры:
Ножки, ножки, вы шагали? (задаёт вопрос педагог)
Мы шагали, мы шагали. (дети стучат палочками поочерёдно)
Ножки, ножки, вы бежали? (спрашивает педагог)
Мы бежали, мы бежали. (дети отвечают и стучат быстрее)
Ножки, ножки, вы плясали? (спрашивает педагог)
Мы плясали, мы плясали. (дети вращают палочками в воздухе)
Ножки, ножки, вы устали? (спрашивает педагог)
Мы устали, мы устали. (дети катают палочки в ладошках)
Ножки, ножки, отдыхали? (спрашивает педагог)
Отдыхали, отдыхали. (дети катают палочки по полу)
И опять всё начинали! (стучат палочками одновременно по полу) Методические рекомендации:
Исполнять в ритме под маршевую музыку.
Игра «Маленькие ушки».
Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом. Ход игры:
Маленькие ушки (поставить палочки на голову)
Превратились в мушки, (вращать палочками в воздухе)
А потом в лягушки, (стучать палочками справа – слева по полу)
И в колотушки, (стучать палочкой о палочку)
И в топотушки, (стучать палочками по полу)
И в потягушки. (потянуться руками) Методические рекомендации:
Придумать мелодию к словам.
Игра «Гвоздь и молоток».
Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом. Ход игры:
Вот гвоздь, молоток. (показать палочки поочерёдно) Мы построили мосток. (стучать палочкой о палочку) Мы по мостику пойдём («шагать» палочками)
И друзей себе найдём. (стучать палочками по полу одновременно) Методические рекомендации:
Придумать мелодию к словам.
Игра «Петушок».
Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом. Ход игры:
Посмотри-ка: по дорожке
Ходят маленькие ножки, (стучать палочками поочерёдно по полу)
На головке гребешок, (стучать палочками над головой)
Кто же это? (развести руки в стороны)
Петушок! (стучать полочками одновременно по полу) Методические рекомендации:
Исполнять в разных темпах.
Игра «Пельмешки».
Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.
Ход игры:
Ручки помыли, (перекатывать палочки в ладонях) Тесто замесили. (катать палочки по полу ладонями) Станем без спешки
Стряпать пельмешки. (стучать палочками поочерёдно по полу)
Слышишь, баба? (стучать у правого уха)
Слышишь, дед? (стучать у левого уха)
Приходите на обед! (стучать палочками одновременно по полу)
Методические рекомендации:
Придумать мелодию к словам.
Игра «Потанцуем» (Игра с одной палочкой)
Задача: учить детей передавать несложный ритмический рисунок.
Ход игры:
Тише, тише, палка спит. (палочка лежит на столе, указательный пальчик
Палка – палочка лежит. правой руки поднести к губам)
А теперь пора вставать,
Будет палочка плясать (хлопают в ладоши)
Пляшет палка у меня –
Ля-ля-ля, ля-ля-ля (стучат торцом палочки по столу, на заданный ритм) Методические рекомендации:
Ритм задает ведущий игры: Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля; Ля-ля, ля, ля-ля, ля; и т. д. Придумать свой ритм.
Игра «Козлик»
Задача: умение выразительно изобразить образ героя. Ход игры:
Вышел козлик погулять, свои ножки поразмять
(сделать рожки на голове)
Козлик ножками стучит,
(стучать торцом палочек поочередно по любой поверхности) По - козлиному кричит: Бе-е-е! (сделать рожки на голове) Методические рекомендации:
Придумать свою мелодию.
Игра «Аты-баты».
Задача: учить детей передавать в движении ритм и темп стиха, развивать внимание.
Аты-баты шли солдаты (стучать торцом палочек поочередно)
Аты-баты на базар (стучать палочками друг о дружку - крест накрест)
Аты-баты, что купили? (стучать торцом палочек поочередно) Аты-баты самовар. (стучать палочками друг о дружку - крест на крест) Методические рекомендации:
Исполнять в ритме под маршевую музыку.
Теперь вы знаете, что помощью «клавес» можно озвучить любое стихотворение, рассказ, можно придумать любую увлекательную историю. Игры с «клавесами» пользуются большой популярностью у педагогов, так как очень эффективны в качестве развития музыкальных способностей детей. Игры с «клавесами» - это прекрасная, уникальная возможность совместных
игр с вашим ребёнком (детьми). Пусть она станет интересной не только для ребёнка, но и для вас. Творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика – как эффективное средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
Что такое артикуляционная гимнастика, для чего необходимо ее выполнять, правила выполнения гимнастики, как помогает артикуляционная гимнастика детям разного возраста....
Автореферат: « Использование элементов фитбол – аэробики как способ развития физических качеств и двигательных умений у детей дошкольного возраста»
В данном материале содержится информация о здоровье-сберегающей технологии- фитбол-аэробика....
Развитие чувства ритма и ритмических навыков у детей дошкольного возраста
quot;Развитие чувства ритма и ритмических навыков у детей". «Ритм в музыке - это пульсация, свидетельствующая о жизни…» - писал А.Г. Рубинштейн.Ритм лежит в основе ...
Семинар – практикум для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика – как эффективное средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
Речь приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков, которые мы произносим благодаря хорошей подвижности ...
Семинар – практикум для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика – как эффективное средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
Речь приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков, которые мы произносим благодаря хорошей подвижности ...
Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития чувства ритма, внимания и памяти у детей дошкольного возраста.
развитие чувства ритма, внимания и памяти у детей дошкольного возраста с помощью нейроигр....
Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития чувства ритма, внимания и памяти у детей дошкольного возраста
Фотографии с детьми Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития чувства ритма, внимания и памяти у детей дошкольного возраста...