Игры с «клавесами», как эффективный способ развития чувства ритма и речевых возможностей у детей дошкольного возраста.
материал

Египко Оксана Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_klavesami_0.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с «клавесами», как эффективный способ развития чувства ритма и речевых возможностей у детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей

Для домашнего музицирования вашего ребенка вполне могут подойти две цилиндрические отшлифованные деревянные палочки, длиной примерно 20 – 22 см, диаметром 2-3 см. Правильно их называют «клавесы». Сделать их можно самостоятельно из твёрдых сортов деревьев (береза, липа) и, также, они свободно имеются в продаже. Клавесы изобретены немецким композитором и педагогом Карлом Орфом. Его креативная методика давно известна и позволяет развивать не только музыкально-двигательные способности детей (петь, лучше чувствовать своё тело, танцевать, играть на инструментах), но и полноценно развивать личность ребёнка, раскрывать внутренний потенциал.

В настоящее время Орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке, начиная от детей грудного возраста до преклонных лет. Эти занятия затрагивают многие аспекты психического развития. Детям с различными отклонениями эти занятия могут помочь в развитии речи, коммуникативных способностей, внимания, концентрации, мелкой и крупной моторики.

Возможности развития музыкального слуха не имеют границ, поэтому вариант импровизации на клавесах вполне может подойти вашему ребёнку.

Что же могут развить «клавесы»?

  • мелкую моторику рук и, соответственно, речь;
  • чувство ритма;
  • внимательность, сосредоточенность;
  • творческую активность, фантазию;
  • точность и координацию движений рук;
  • музыкальный слух, голосовые способности;
  • память;
  • общительность.

Плюсов использования «клавес» очень много. Главное, чтобы данный вид музицирования проходил в игровой форме, ненавязчиво и интересно. В такие игры можно играть как индивидуально с каждым ребенком, так и небольшими группами. Сначала разучиваются движения по показу взрослого затем учим вместе текст, потом играем вместе. Не сомневайтесь, ребята с удовольствием принимают участие в таких играх.

Итак, в какие игры можно поиграть?

Игра «Делай как я».

Задача – учить реагировать на смену движений.

Варианты игры:

  • шагать палочками по полу «топ-топ»;
  • стучать палочками «тук-тук»;
  • стучать «шляпками» палочек;
  • стучать основаниями палочек;
  • перекатывать в ладошках, «греть» палочки;
  • катать «колбаски» по полу;
  • стучать палочками над головой;
  • прятать палочки за спиной.

Методические рекомендации:

Взрослый не меняет движение, пока ребенок (дети) не включатся в игру. Важен не темп игры, а внимание и активность. Игра может сопровождаться звучанием ритмичной маршевой или танцевальной музыки.

Игра «Эхо».

Задача – умение придумать ритмический рисунок и передать его игрой на палочках.

Варианты игры:

  • Взрослый выстукивает палочками ритмический рисунок. Ребенок (дети) повторяют.
  • Роль ведущего можно передать словесным сигналом ребенку, например:

«Саша». Саша начинает исполнять свой ритмический рисунок, который повторяют другие дети или взрослый. Саша передаёт роль ведущего словесным сигналом далее: «Маша». Маша продолжает игру.

Методические рекомендации:

Игру можно дополнить исполнением небольших стихов. Игра может сопровождаться звучанием музыки.

Игра «Ножки».

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом. Ход игры:

Ножки, ножки, вы шагали?        (задаёт вопрос педагог)

Мы шагали, мы шагали.        (дети стучат палочками поочерёдно)

Ножки, ножки, вы бежали?        (спрашивает педагог)

Мы бежали, мы бежали.        (дети отвечают и стучат быстрее)

Ножки, ножки, вы плясали?        (спрашивает педагог)

Мы плясали, мы плясали.        (дети вращают палочками в воздухе)

Ножки, ножки, вы устали?        (спрашивает педагог)

Мы устали, мы устали.        (дети катают палочки в ладошках)

Ножки, ножки, отдыхали?        (спрашивает педагог)

Отдыхали, отдыхали.        (дети катают палочки по полу)

И опять всё начинали!        (стучат палочками одновременно по полу) Методические рекомендации:

Исполнять в ритме под маршевую музыку.

Игра «Маленькие ушки».

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом. Ход игры:

Маленькие ушки        (поставить палочки на голову)

Превратились в мушки,        (вращать палочками в воздухе)

А потом в лягушки,        (стучать палочками справа – слева по полу)

И в колотушки,        (стучать палочкой о палочку)

И в топотушки,        (стучать палочками по полу)

И в потягушки.        (потянуться руками) Методические рекомендации:

Придумать мелодию к словам.

Игра «Гвоздь и молоток».

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом. Ход игры:

Вот гвоздь, молоток.                (показать палочки поочерёдно) Мы построили мосток.        (стучать палочкой о палочку) Мы по мостику пойдём                        («шагать» палочками)

И друзей себе найдём.        (стучать палочками по полу одновременно) Методические рекомендации:

Придумать мелодию к словам.

Игра «Петушок».

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом. Ход игры:

Посмотри-ка: по дорожке

Ходят маленькие ножки,        (стучать палочками поочерёдно по полу)

На головке гребешок,        (стучать палочками над головой)

Кто же это?        (развести руки в стороны)

Петушок!        (стучать полочками одновременно по полу) Методические рекомендации:

Исполнять в разных темпах.

Игра «Пельмешки».

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.

Ход игры:

Ручки помыли,        (перекатывать палочки в ладонях) Тесто замесили.                (катать палочки по полу ладонями) Станем без спешки

Стряпать пельмешки.        (стучать палочками поочерёдно по полу)

Слышишь, баба?        (стучать у правого уха)

Слышишь, дед?        (стучать у левого уха)

Приходите на обед!        (стучать палочками одновременно по полу)

Методические рекомендации:

Придумать мелодию к словам.

Игра «Потанцуем» (Игра с одной палочкой)

Задача: учить детей передавать несложный ритмический рисунок.

Ход игры:

Тише, тише, палка спит.        (палочка лежит на столе, указательный пальчик

Палка – палочка лежит.        правой руки поднести к губам)

А теперь пора вставать,

Будет палочка плясать        (хлопают в ладоши)

Пляшет палка у меня –

Ля-ля-ля, ля-ля-ля        (стучат торцом палочки по столу, на заданный ритм) Методические рекомендации:

Ритм задает ведущий игры: Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля; Ля-ля, ля, ля-ля, ля; и т. д. Придумать свой ритм.

Игра «Козлик»

Задача: умение выразительно изобразить образ героя. Ход игры:

Вышел козлик погулять, свои ножки поразмять

(сделать рожки на голове)

Козлик ножками стучит,

(стучать торцом палочек поочередно по любой поверхности) По - козлиному кричит: Бе-е-е! (сделать рожки на голове) Методические рекомендации:

Придумать свою мелодию.

Игра «Аты-баты».

Задача: учить детей передавать в движении ритм и темп стиха, развивать внимание.

Аты-баты шли солдаты        (стучать торцом палочек поочередно)

Аты-баты на базар        (стучать палочками друг о дружку - крест накрест)

Аты-баты, что купили?                (стучать торцом палочек поочередно) Аты-баты самовар.        (стучать палочками друг о дружку - крест на крест) Методические рекомендации:

Исполнять в ритме под маршевую музыку.

Теперь вы знаете, что помощью «клавес» можно озвучить любое стихотворение, рассказ, можно придумать любую увлекательную историю. Игры с «клавесами» пользуются большой популярностью у педагогов, так как очень эффективны в качестве развития музыкальных способностей детей. Игры с «клавесами» - это прекрасная, уникальная возможность совместных

игр с вашим ребёнком (детьми). Пусть она станет интересной не только для ребёнка, но и для вас. Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика – как эффективное средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

Что такое артикуляционная гимнастика, для чего необходимо ее выполнять, правила выполнения гимнастики, как помогает артикуляционная гимнастика детям разного возраста....

Развитие чувства ритма и ритмических навыков у детей дошкольного возраста

quot;Развитие чувства ритма и ритмических навыков у детей". «Ритм в музыке - это пульсация, свидетельствующая о жизни…» - писал А.Г. Рубинштейн.Ритм лежит в основе ...

Семинар – практикум для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика – как эффективное средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

Речь приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков, которые мы произносим благодаря хорошей подвижности ...

Семинар – практикум для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика – как эффективное средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

Речь приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков, которые мы произносим благодаря хорошей подвижности ...

Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития чувства ритма, внимания и памяти у детей дошкольного возраста.

развитие чувства ритма, внимания и памяти у детей  дошкольного возраста с помощью нейроигр....

Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития чувства ритма, внимания и памяти у детей дошкольного возраста

Фотографии с детьми Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития чувства ритма,  внимания и памяти у детей дошкольного возраста...