Дополнительная общеобразовательная программа «Капельки» по развитию вокально-хоровых способностей детей 4-7 лет
рабочая программа по музыке
Дополнительная общеобразовательная программа «Капельки» по развитию вокально-хоровых способностей детей 4-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_-_kapelki_2020.docx | 886.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка………………………………………………..................3
1.2. Цели и задачи реализации Программы………………………………….............5
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы…………………...............5
1.4. Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………6
1.5. Планируемые результаты освоения Программы…………………………..........8
1.6. Оценочные материалы…………………………………………………………….9
2. Содержательный раздел
2.1. Календарный учебный график ..…………………………………………………9
2.2. Учебный план …………………………………………………………………….10
2.3. Структура занятия ……………………………………………………………….10
2.4. Перспективное планирование Программы…………………………………….13
2.5. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов …...………………….18
2.6. Способы и направления поддержки детской инициативы…………………….19
2.7. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников……………………...19
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы………………………….20
3.2. Обеспечение методической литературой и пособиями………………………..20
4. Дополнительный раздел Программы
4.1. Приложения…………………………………………………………………..22-30
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
В соответствии с современной научной Концепцией дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные способности.
Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе. Без музыки невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Она способна пробудить энергию мышления даже у самых инертных детей. Кроме того, музыка развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и сказки.
Музыка, музыкальная деятельность детей в детском саду – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя музыку как удивительное чудо, которое может рассказать ему о многом: о красоте природы, о красоте человека, его переживаниях, чувствах, мыслях.
Развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности. Применительно к детям дошкольного возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих произведений. Им прививаются простейшие навыки, закладывающие первые основы культуры слушания: умение выслушивать произведения до конца, следить за его развитием, запоминать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности.
В детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение принадлежит к такому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции. Пение - основной вид музыкального искусства, которому последовательно обучают в детском саду. На любой ступени обучения детей учат правильному звукообразованию, ясному произношению, чистому, стройному пению и слитному звучанию (ансамблю, хору); формируют певческое дыхание. Освоение этих навыков – путь к выразительному исполнению. Развитие мелодического слуха особенно интенсивно происходит в условиях обучения пению.
Совместное пение развивает чувство коллективизма, создает условия для их эмоционального, музыкального общения. Сама суть хорового пения вырабатывает у хорового певца умение видеть, слышать, чувствовать состояние другого человека. Пение развивает у детей также привычку к длительному сосредоточению. Не быть внимательным просто нельзя, не получится стройного пения, не будет хора. В условиях совместного пения дети чувствуют себя хорошо. Человек, регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет свое и физическое и психическое здоровье.
Дополнительная общеобразовательная программа по развитию вокально-хоровых способностей «Капельки» разработана на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-Ф3;
- Приказа Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29 августа 2013г. № 1008;
- Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006г., №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17.10.2013г. № 1155;
- «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН) 2.4.1.3049-13 (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 г. Москва об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»);
- Лицензии на право ведения образовательной деятельности № 5947-л от 06.09.2011г.;
- Устава МБДОУ № 49, утвержденного Постановлением администрации г.Канска №1434 от 29.08.2014г.;
- Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева), учебного пособия «Сольфеджио» (автор Ю. Фролова) и методического пособия «Упражнения по развитию вокально-хоровых навыков» (автор В.В. Емельянов).
Дополнительная общеобразовательная программа по развитию вокально-хоровых способностей «Капельки» (далее Программа) рассчитана на 3 года и направлена на развитие вокальных данных, певческих способностей, потребности в творческом самовыражении, исполнительского мастерства у детей 4 – 7 лет.
Практическая значимость заключается в том, что Программа даёт возможность организовывать в ДОУ хоровое пение, которое открывает для детей красоту музыки, её волшебную силу. Программа в доступной игровой форме знакомит ребят с начальными основами музыкальной грамоты. Даются понятия о звукообразовании и звуковедении, многоголосии, певческом дыхании и артикуляции, постановке корпуса, необходимой для пения.
На занятиях вокальное и хоровое пение совмещается с игрой на музыкальных инструментах (т.к. детское музыкальное творчество формируется не только в пении. Музыкальный инструмент рассматривается не как развлечение с помощью безделушек, с которыми манипулируют дети, а как средство развития у них способности самовыражения наиболее существенных сторон личности).
Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых музыкальных произведений (классических, как отечественных, так и зарубежных), знакомство с симфоническим оркестром.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель:
создание условий для формирования певческих способностей, потребности в творческом самовыражении детей 4-7 лет через организацию вокально-хорового пения.
Задачи:
- совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию, качество звучания голоса (тембра, звукового и динамического диапазона, чистоты интонирования, четкости дикции, подвижности голоса);
- расширять певческий диапазон;
- формировать навыки выразительности исполнения вокальных и хоровых произведений, активному выражению своих чувств и настроений в пении, сопереживанию;
- способствовать пробуждению творческой активности, самовыражения детей;
- обеспечить эмоционально-психологическое благополучие, охрану и укрепление здоровья детей (охранять детский певческий голос);
- учить исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах;
- развивать музыкальные способности и музыкально-слуховые представления детей;
- развивать способностей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать её красоту, сопереживать музыкальным образам, настроениям, чувствам;
- воспитывать у детей интерес к вокальному искусству.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в программе:
- физкультурно-оздоровительные технологии;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
К ним относятся:
- облегченная одежда детей в музыкальном зале;
- организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях;
- обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии;
- учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития каждого ребенка;
- дыхательная гимнастика (охранять детский певческий голос);
- гимнастика для глаз;
- соблюдение мер по предупреждению травматизма.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
- принцип постепенности, последовательности и систематичности: в начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому;
- принцип деятельностного подхода;
- принцип интеграции;
- принцип воспитывающего обучения: музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь;
- принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей;
- принцип психологической комфортности (создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности);
- принцип сознательности: сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром.
1.4. Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста
4-5 лет | У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения, т.е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и даже квинты: слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослым; начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса взрослого). В процессе слушания музыки продолжается активизация таких музыкальных способностей, как эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовысотный слух и чувство ритма. Ребёнок обращает более пристальное внимание на мелодию и ритмический рисунок музыкальной ткани произведения. В отношении музыкально – сенсорных способностей можно с полным основанием утверждать, что первые пять лет - золотая пора их становления. Поскольку в этот период интерес ребёнка к музыке велик, он способен запоминать, узнавать, называть многие знакомые ему произведения, что свидетельствует о состоявшемся развитии музыкальной памяти. Однако в этом возрасте ещё продолжается процесс развития органов слуха. Барабанная перепонка ещё нежна и легкоранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось. Поэтому музыка, исполняемая для детей, не должна быть громкой и продолжительной по звучанию. Голосовой аппарат (певческий) ребёнка не сформирован, связки очень тонкие, дыхание слабое и короткое, поэтому и продолжительность пения не должна превышать 5-7 минут; во время пения нельзя опускать голову, т.к. при этом гортань сдавливается, затрудняется прохождение воздуха, вследствие, чего возникает перенапряжение голосового аппарата. Дикция у многих детей остаётся нечёткой, некоторые вообще неверно произносят отдельные звуки. Ребёнок в этом возрасте ещё не может следить за правильностью собственного пения. Для ребёнка 5 года жизни по - характерен интерес к овладению игрой на детских музыкальных инструментах, поскольку собственную музыкальную деятельность и очевидный её результат он ощущает сразу и реально. Он начинает разбираться в тембровых, звуковысотных, динамических особенностях звучания различных инструментов, может их сравнивать, выделять из многих других. |
5-6 лет | Большинство детей к этому возрастному периоду овладевают культурой слушания. Слушание музыки, на шестом году жизни, остаётся по - прежнему весьма привлекательным, дети многое помнят, просят повторить самое любимое. Легко различают не только первичные жанры музыки, но и виды музыкальных произведений, вникают в эмоционально – образное содержание музыки. Уже сформирована потребность в пении. Дети любят петь, овладевая разнообразным по тематике репертуаром. Голос становится звонче, для большинства детей характерен диапазон в пределах ре—си первой октавы; налаживается вокально – слуховая координация. Ребёнок начинает осознанно следить за правильностью певческой интонации, контролировать себя, исправлять неточности своего пения (но лучше слышит пение сверстника). Дети могут выразительно петь не только напевно, но и отрывисто, если это необходимо для отображения содержания и настроения песни. Они способны петь на одном дыхании целые фразы песни, певческая дикция у большинства детей правильная. Хоровое пение отличается слаженностью голосов по тембру и динамическим оттенкам. В то же время голос ребёнка остаётся довольно хрупким, поскольку продолжается формирование вокальных связок. Должное развитие получают основные музыкальные способности: ритмическое чувство и мелодический слух. Этим объясняется готовность детей заниматься музицированием на инструментах. При обучении игре на металлофоне дети легко справляются с игрой на двух пластинах, не соседствующих друг с другом, но находящихся рядом (через пластину). Это объясняется недостаточностью развития в данном возрасте микрокоординации движения руки. В этом возрасте у детей проявляется стойкое чувство ансамбля, прежде всего ритмического. Таким образом, дети в возрасте 5-6 лет, обладают большими возможностями для дальнейшего развития восприятия музыкальных произведений различных стилей, жанров, видов; успешно осваивать далее певческую деятельность и музыкально- ритмические движения, музицировать на детских инструментах. |
6-7 лет | В этот период у детей качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения – ещё более координированными, увеличивается объём памяти и внимания, совершенствуется речь. У детей формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость, что необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций. У детей этого возраста ещё более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче. Дети: - могут принимать участие в музицировании экспромтом, подстроиться к звучащей музыке, найти свой способ игры на инструменте; - могут самостоятельно организовать музицирование пьес в двухчастной форме, распределить роли и партии инструментов; - у детей сформированы вокально-хоровые навыки: дети поют естественным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании фразу 6-8 секунд, чисто интонируют несложные мелодии в пределах «до» первой – «ре» («ми») второй октавы, поют слаженно и выразительно, передавая смысл исполняемых произведений |
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования.
Целевые ориентиры художественно-эстетического воспитания и развития
Средняя группа 4-5 лет | - ребенок слушает музыкальное произведение, чувствует его характер; - узнает песни, мелодии; - различает звуки по высоте (секста-септиа); - поет протяжно, четко поизносит слова; - выполняет движения в соответствии с характером музыки; - инсценирует (вместе с педагогом) песни; - играет на металлофоне - проявляет любознательность; - владеет основными понятиями; - обладает основными музыкальными представлениями |
Старшая группа 5-6 лет | - ребенок знаком с музыкальными произведениями, обладает элементарными музыкально-художественными представлениями; - различает жанры в музыке (песня, танец, марш); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка); - узнает произведения по фрагменту; - поет без напряжения, легким звуком, отчетливо произносит слова, поет с аккомпанементом; - ритмично двигается в соответствии с характером музыки; - самостоятельно инсценирует содержание песен; действует, не подражая друг другу; - эмоционально откликается на музыкальные произведения, понимает их, сформирован положительный настой к воспроизведению музыкального произведения на музыкальных инструментах и к пению; - играет мелодии на металлофоне по одному и в группе |
Подготовительная к школе группа 6-7 лет | - ребенок владеет навыками пения: поет легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, поет хором и без него, удерживает дыхание до конца фразы, чисто интонирует мелодию в постепенном движении вверх на квинту и на кварту; - опирается на свои знания и умения в различных видах музыкально-художественной деятельности; - определяет музыкальный жанр произведения; - различает части произведения; - определяет настроение, характер музыкального произведения; - слышит в музыке изобразительные моменты; - воспроизводит и чисто поет несложные песни в удобном диапазоне; - сохраняет правильное положение корпуса при пении (певческая посадка); - выразительно двигается в соответствии с характером музыки, образа; - передает несложный ритмический рисунок; - инсценирует игровые песни; - исполняет сольно и в оркестре простые песни и мелодии; - владеет простейшими навыками игры на музыкальных инструментах; усваивает движение мелодии, играет слаженно |
.
Способы отслеживания результатов освоения Программы
- для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся итоговые занятия (занятия – концерты);
- отслеживание уровня сформированности вокально-слуховых представлений детей проводится с помощью диагностики;
- отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса;
- основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления детей на праздниках, развлечениях, фестивалях.
Особенности проведения педагогического мониторинга
Реализация образовательной программы предполагает оценку индивидуального развития детей, которая проводится в рамках педагогического мониторинга в ходе наблюдений за активностью детей в самостоятельной и специально организованной деятельности.
Инструментарием для мониторинга являются карты наблюдений детского развития (приложение), позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
- художественно-эстетической деятельности (музыкальное воспитание);
Результаты педагогической диагностики используются для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования, т. е. поддержки ребенка, построения его образовательной траектории, коррекции особенностей его развития;
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности по музыкальному развитию создаются педагогические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
1.6. Оценочные материалы (приложение № 1)
2. Содержательный раздел
2.1. Календарный учебный график
Период обучения по Программе: с октября по май. Программа рассчитана на три года. Основной формой работы с детьми является занятие. В соответствии с Уставом ДОУ в творческие каникулы занятия по Программе организуются без изменений. На занятии имеет место как коллективная, так и индивидуальная работа. Занятия проводятся 2 раза в неделю, в музыкальном зале. Продолжительность одного занятия соответствует возрастным нормам детей.
Группа | Продолжительность | Количество в неделю | Количество в год |
Средняя группа (4-5 лет) | 20 мин. | 2 | 64 |
Старшая группа (5-6 лет) | 25 мин. | 2 | 64 |
Подготовительная к школе группа (6-7 лет) | 30 мин. | 2 | 64 |
2.2. Учебный план
Примерное распределение материала по Программе
Первый год обучения (4-5 лет)
Репертуар | Кол-во часов | |
Русские народные песни (с музыкальным сопровождением) | 11 | |
Русские народные песни (без музыкального сопровождения) | 5 | |
Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением) | 8 | |
Детские эстрадные песни (под фонограмму) | 5 | |
Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением) | 5 | |
Песни из мультфильмов (под фонограмму) | 4 | |
Упражнения и попевки | 26 | |
Всего | 64 |
Второй год обучения (5-6 лет)
Репертуар | Кол-во часов |
Русские народные песни (с музыкальным сопровождением) | 9 |
Русские народные песни (без музыкального сопровождения) | 5 |
Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением) | 8 |
Детские эстрадные песни (под фонограмму) | 5 |
Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением) | 7 |
Песни из мультфильмов (под фонограмму | 4 |
Упражнения и попевки | 26 |
Всего | 64 |
Третий год обучения (6-7 лет)
Репертуар | Кол-во часов | |
Русские народные песни (с музыкальным сопровождением) | 7 | |
Русские народные песни (без музыкального сопровождения) | 5 | |
Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением) | 10 | |
Детские эстрадные песни (под фонограмму) | 5 | |
Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением) | 7 | |
Песни из мультфильмов (под фонограмму) | 8 | |
Упражнения и попевки | 22 | |
Всего | 64 |
2.3. Структура занятия
Занятия по Программе организуются по принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников (восприятие музыки, пение, вокально-интонационные, дыхательные упражнения, музыкально-дидактические игры, элементы танцевальных движений, игра на детских музыкальных инструментах), сочетание разных видов искусства (музыка, художественное слово, изобразительное искусство).
Каждое занятие состоит из следующих структурных компонентов:
I. Вводная часть
1. Музыкальное приветствие
2. Коммуникативные игры для создания положительного эмоционального настроя.
II. Основная часть
1. Распевание
Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 5 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений:
- упражнения, формирующие правильную певческую установку и дыхание (правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя);
- дыхательные упражнения (дыхание брать перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы, не разрывать слова);
- упражнения, формирующие правильное звукообразование, звуковедение (развитие слуховых ощущений и умения использовать резонаторы, мягкая атака звука);
- упражнения для работы над интонацией (точность воспроизведения мелодии, понятие высоты звука);
- упражнения для развития чувства лада (ощущение детьми лада и умения опираться на устойчивые ступени лада);
- вокально-артикуляционные упражнения для развития и овладения навыками певческой артикуляции и дикции (правильная работа органов речи при произношении звука, ясное, разборчивое произнесение текста);
- попевки, распевки для расширения диапазона голоса;
- упражнения для работы над динамикой (знакомство с динамическими оттенками piano, forte, crescendo, diminuendo, спокойное, некрикливое пение, выработка активного piano);
- упражнения для развития чувства ритма (прохлопывание ритма, работа с ритмоформулами и ритмослогами, узнавание попевок по графическому изображению).
2. Пауза
Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка)
3. Работа над песней
I этап - разучивание песни
- знакомство с песней в исполнении педагога, слушание, восприятие, беседа о характере, образном содержании, элементах выразительности;
- разучивание песни (отдельных фраз и мелодий в удобной тесситуре, сначала без сопровождения, потом с сопровождением).
II этап - закрепление текста песни
- проговаривание текста в ритме песни негромко или шепотом;
- беззвучная активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание;
- пение «эхом» (педагог поет фразу, дети повторяют);
- игра «Я и вы» (перемежающееся пение по цепочке).
III этап - работа над качеством исполнения (достижение ансамбля – интонационного, ритмического, динамического, тембрового, дикционного и др.).
- пение на звук «у» для выравнивания унисона;
- пение a capella для установления чистого хорового строя;
- пропевание наиболее сложных фрагментов со словами или вокализацией для уточнения интонации;
- моделирование высоты звука рукой, схемой, рисунком в интонационно сложном фрагменте;
- метод мысленного пения, активизирующий слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона подражания;
- использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и достижения ритмического ансамбля;
- пение с ритмическим аккомпанементом с целью создания единого темпового ансамбля;
- вокализация песен на слог «лю» для выравнивания тембрового звучания;
- задержка на одном звуке по дирижерскому показу, выполняемому педагогом, для достижения тембрового и интонационного единства;
- пение по фразам вслух и про себя для понимания структуры песни.
IV этап - закрепление песни (вариативное повторение за счет способа звуковедения, динамики, тембра, вокализируемого слога, эмоциональной выразительности):
- пение по подгруппам, по рядам, по показу педагога;
- игра «Спрячем мелодию» (пение про себя и вслух);
- игра «Чей ряд знает лучше слова песни?» (каждый ряд поет по куплету, припевы можно вместе);
- игра «Дирижер» (дирижирует педагог или ребенок);
- игра «Поиграем с песенкой» для пения по цепочке с передачей игрушки (поет ребенок, у которого игрушка);
- игра «Волшебная палочка» (поет ребенок, которого коснется «волшебная палочка»);
- пение с жестовым сопровождением;
- игра «Телеконцерт» (ребенок-солист поет в «телевизоре»);
- игра «Фабрика звезд» (пение с микрофоном);
- инсценирование песен;
- пение от лица разных персонажей.
V этап - концертное исполнение (работа над выразительным артистичным исполнением песни):
- пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся;
- пение в ансамбле или сольно, с аккомпанементом или без него, в соответствующем характере, темпе, динамике;
- пение с ритмическим аккомпанементом с использованием детских музыкальных инструментов;
- подбор сценического оформления (костюмы, аксессуары, декорации).
III. Заключительная часть
Подведение итога занятия. Музыкальная игра. Прощание.
2.4. Перспективное планирование Программы
(первый год обучения с 4 до 5 лет)
Месяц | Тема занятия | Образовательные задачи | Итоговое мероприятие | ||
Октябрь
| 1 неделя Введение. Давайте познакомимся | Познакомиться с детьми. Заинтересовать их в занятиях, дать детям представление о его названии | Выступление на праздничном осеннем развлечении | ||
2 неделя «Где живет мой голос?» | Познакомить детей: - голосовым аппаратом; - певческой установкой; - певческим дыханием | ||||
3 неделя «Осень, осень в гости просим!» | Разучивание песен об осени. Формировать умение петь естественным звуком, выразительно, отчѐтливо пропевать гласные и согласные в словах | ||||
4 неделя «Детский фольклор» | Познакомить с русскими народными песнями, прибаутками, потешками. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей | ||||
Ноябрь | 1 неделя «Мульти-пелки» | Вспомнить песни из мультфильмов. Работать над текстом, дыханием, дикцией. Преодолевать дефекты речи | Музыкальная гостиная «Песенка-чудесенка» | ||
| 2 неделя «Когда в товарищах согласья нет, или что такое ансамбль?» | Учить детей петь в ансамбле, в едином темпе, вместе брать дыхание, прислушиваться друг к другу | |||
3 неделя «Колыбельные песни» | Разучивание колыбельных песен. Работа над кантиленой. Расширять диапазон детского голоса. Учить точно, попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику в окончании песни | ||||
4 неделя «Длинные и короткие звуки» | Работа над ритмом. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, Петь лѐгким, подвижным звуком с музыкальным сопровождением | ||||
Декабрь | 1, 2 неделя «Мы – артисты» | Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Певческое раскрепощение. Работа над эмоциями. Пение с движениями. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно | Творческий концерт для родителей «Декабрьские вечера» | ||
| 3, 4 неделя «К нам приходит Новый год» - подготовка к концерту | Работа над выразительностью, эмоциями. Формировать сценическую культуру пения | |||
Январь | 2, 3 неделя «Зимушка-Забавушка» | Вокально-хоровая работа. Разучивание песен о зиме | Музыкальная гостиная «Голоса музыкальных инструментов» | ||
| 4 неделя «Я дарю тебе улыбку» | Работа над выразительным, эмоциональным исполнением | |||
Февраль | 1, 2 неделя «Лучше папы друга нет» | Разучивание песен о папе | Концерт для пап и дедушек | ||
| 3, 4 неделя «Маме песенку спою» | Разучивание песен о маме, бабушке | |||
Март | 1 неделя «8 марта» Подготовка, репетиции к концерту | Формирование сценической культуры пения | Концерт для мам и бабушек к 8 марта | ||
| 2, 3 неделя «Мы весну встречаем» | Разучивание песен о весне | |||
Апрель | 1, 2 неделя. «Есть у солнышка друзья» | Песни о дружбе, детстве. Работа над эмоциональным исполнением | Отчетный творческий концерт «Апрельская капель» | ||
3, 4 неделя «Апрельская капель». Подготовка к отчетному концерту | Повторение песен к отчетному концерту | ||||
Май |
(второй год обучения с 5 до 6 лет)
Месяц | Тема занятия | Образовательные задачи | Итоговое мероприятие | ||
Октябрь | 1 неделя Вводное занятие. «Песня – душа народа» | Роль музыки, песни в жизни человека | Выступление на праздничном осеннем развлечении | ||
| 2, 3 неделя «Осень - дивная пора» | Вокально-хоровая работа. Разучивание песен про осень | |||
4 неделя. «Настроение в песне» | Научить детей определять характер песни. Знакомство с ладом | ||||
Ноябрь | 1 неделя «Расскажи нам, песенка» | Знакомство с песенным текстом. Художественное единство текста и музыки. Строение песни (куплет, припев, вступление, проигрыш) | Праздничный концерт к Дню Матери | ||
| 2, 3 неделя «Моя мама – лучшая на свете» | Вокально-хоровая работа. Разучивание песен о маме | |||
4 неделя «Волшебный микрофон» | Знакомство с микрофоном. Формирование навыков работы с микрофоном, постановки корпуса и рук при пении в микрофон, удаление, приближение микрофона | ||||
Декабрь | 1, 2 неделя. «Город детства» | Вокально-хоровая работа. Разучивание новогодних песен | Творческий концерт для родителей «Декабрьские вечера» | ||
| 3, 4 неделя «С песней встретим Новый год» - подготовка к концерту | Работа над выразительностью, эмоциями. Развивать умение у детей петь под фонограмму. Формирование сценической культуры пения | |||
Январь | 2 неделя «Русская зима» | Вокально-хоровая работа. Разучивание песен о зиме | Музыкальная гостиная «С чего начинается песенка?» | ||
| 3 неделя «В гостях у композитора» | Кто сочиняет песни? Песенная импровизация на заданный текст (окончания песен, песенных фраз) | |||
4 неделя «От песенки до оперы» | Формы и жанры вокальной музыки | ||||
Февраль | 1 неделя «Хороводные, шуточные, календарные песни» | Разучивание песен к масленице | Выступление на музыкально-спортивном празднике к 23 февраля | ||
| 2, 3 неделя «Россия – Родина моя» | Разучивание песен о папе, дедушке, защитниках отечества, России | |||
4 неделя «Госпожа мелодия» | Работа над звуковедением. Работа над дыханием. Разучивание песен о маме | ||||
Март | 1, 2 неделя «Рисуем голосом» | Возможности моего голоса. Работа над звукообразованием | Концерт для мам и бабушек к 8 марта | ||
3, 4 неделя «Весна-красна» | Разучивание песен о весне | ||||
Апрель | 1, 2 неделя «Что такое доброта?» | Песни о дружбе. Работа над звукообразованием | Отчетный творческий концерт «Апрельская капель» | ||
3, 4 неделя «Апрельская капель». Подготовка, к отчетному концерту |
(третий год обучения с 6 до 7 лет)
Месяц | Тема занятия | Образовательные задачи | Итоговое мероприятие | ||
Октябрь | 1 неделя Вводное занятие. «Нам песня строить и жить помогает» | Роль песни в жизни человека | Выступление на праздничном осеннем развлечении | ||
| 2, 3 неделя «Разноцветная осень» | Вокально-хоровая работа. Разучивание песен про осень | |||
4 неделя. «Настроение в песне» | Учить детей определять характер песни по вступлению Знакомство с музыкальными терминами | ||||
Ноябрь | 1 неделя «Музыка – душа народа» | Знакомство с песенным текстом. Художественное единство текста и музыки. Строение песни (куплет, припев, вступление, проигрыш) | Праздничный концерт ко Дню Матери | ||
| 2, 3 неделя «Любимая мамочка наша» | Вокально-хоровая работа. Разучивание песен о маме | |||
4 неделя «Наш веселый микрофон» | Закрепление навыков работы с микрофоном, постановки корпуса и рук при пении в микрофон, удаление, приближение микрофона | ||||
Декабрь | 1, 2 неделя. «Волшебная музыка зимы» | Вокально-хоровая работа. Разучивание новогодних песен | Творческий концерт для родителей «Декабрьские вечера» | ||
| 3, 4 неделя «Новогодний серпантин» - подготовка к концерту | Работа над выразительностью, эмоциями. Развивать умение у детей петь под фонограмму. Формирование сценической культуры пения | |||
Январь | 2 неделя «Русская зима» | Вокально-хоровая работа. Разучивание песен о зиме | Музыкальная гостиная «Мы учимся петь» | ||
| 3 неделя «Мы композиторы» | Кто сочиняет песни? Песенная импровизация на заданный текст (окончания песен, песенных фраз) | |||
4 неделя «От песенки до оперы» | Формы и жанры вокальной музыки | ||||
Февраль | 1 неделя «Хороводные, шуточные, календарные песни» | Разучивание песен к масленице | Выступление на музыкально-спортивном празднике к 23 февраля | ||
| 2, 3 неделя «Я гражданин России» | Разучивание песен о папе, дедушке, защитниках Отечества, России | |||
4 неделя «Госпожа мелодия» | Работа над звуковедением. Работа над дыханием. Разучивание песен о маме | ||||
Март | 1, 2 неделя «Рисуем голосом» | Возможности моего голоса. Работа над звукообразованием | Концерт для мам и бабушек к 8 марта | ||
3, 4 неделя «Выглянуло солнышко» | Разучивание песен о весне | ||||
Апрель | 1, 2 неделя «Скоро в школу мы пойдем» | Песни о дружбе и о школе. Работа над звукообразованием | Отчетный творческий концерт «Апрельская капель» | ||
3, 4 неделя «Апрельская капель» | Подготовка, к отчетному концерту |
2.5. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
Методы, применяемые при организации занятий с детьми:
- словесный метод (беседы, направленные на ознакомление с правильными певческими установками, эмоциональное восприятие художественно-образного содержания вокальных произведений; скороговорки на развитие дикции; творческие игры со словом);
- метод сходства (при подборе нескольких упражнений за основу берется какая-то одна тема);
- метод усложнения - определенная логическая последовательность обучения упражнениям, постепенное усложнение упражнений за счет новых деталей: изменение ритма, ввод новых деталей, изменение техники выполнения;
- метод повторений;
- метод музыкальной интерпретации. 1) Конструирование упражнений с учетом основ музыкальной грамоты. 2) Вариации пения в соответствии с изменениями в содержании музыки. При повторении музыкальной темы повторяются ранее выполненные упражнения, в которые вводятся дополнения (акценты, другой темп или ритм, амплитуда);
- наглядно-слуховой (аудиозаписи);
- наглядно-зрительный (видеозаписи);
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово);
- практический (показ приемов исполнения, импровизация).
Приемы обучения пению:
1. Приемы разучивания песен проходят в три этапа:
- знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения);
- работа над вокальными и хоровыми навыками;
- проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
- споем песню с полузакрытым ртом;
- слоговое пение («ля», «бом» и др.);
- хорошо выговаривать согласные в конце слова;
- произношение слов шепотом в ритме песни;
- выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово.
- настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
- задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
- использовать элементы дирижирования;
- пение без сопровождения.
3. Приемы звуковедения:
- выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
- образные упражнения.
4. Строй и ансамбль - достижению чистоты интонирования поможет пение по музыкальным фразам цепочкой. Этот прием даёт возможность в короткое время проверить уровень музыкального и певческого развития большого количества детей, выявить, кто поёт правильно, а кто нет. Этот прием помогает активизировать работу детей, следить за пением друг друга, вовремя продолжить песню, точно интонируя.
5. Показ с пояснениями - пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
6. Игровые приемы - использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
7. Вопросы к детям - активизируют мышление и речь детей (к их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе).
Формы реализации Программы:
- коллективные музыкальные занятия;
- индивидуальная работа;
- занятия-концерты;
- показательные выступления детей перед сверстниками как в своем, так и в соседних ДОУ;
- выступления детей на городских спортивных мероприятиях;
- отчетные концерты;
- выступление на городских фестивалях детского творчества.
2.6. Способы и направления поддержки детской инициативы
Самостоятельная творческая деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Поэтому на занятиях отводится специальное время для самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе детей.
Для поддержки детской инициативы используется:
- адекватная оценка результата пения ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования вокально-хорового пения;
- спокойная реакция на неуспех ребенка и предложение повторного исполнения спустя некоторое время. Рассказ о своих трудностях, которые испытывали при исполнении песни или игры на музыкальных инструментах;
- обращение к детям с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить добиваться таких же результатов в пении сверстников;
- поддержание чувства гордости за свой успех и удовлетворение своими результатами.
Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.
2.7. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Работа с семьями строится по принципу взаимного доверия и взаимопомощи педагогов и родителей. Индивидуальный подход к каждому ребенку, семье способствует установлению доверительных партнерских отношений, обеспечивая психологическую безопасность участников образовательного процесса.
Задачи взаимодействия музыкального руководителя с семьями дошкольников:
- познакомить родителей с особенностями музыкального развития, вокально-хоровых способностей детей;
- совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности и их вокальных способностей;
- помочь родителям создать условия в семье, способствующие наиболее полному усвоению умений и навыков, полученных детьми на занятиях.
Для успешной реализации поставленных задач программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Формы работы с родителями осуществляются по следующим направлениям:
- консультации по вопросам вокально-эстетического воспитания детей;
- домашние задания;
- совместные праздники, досуги и развлечения;
- информация достижений (фотографии, дипломы, грамоты, видео).
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
Для успешной организации музыкального образовательного процесса необходимо:
- технические средства обучения
- электропианино, пианино
- музыкальный центр, проектор
- ноутбук
- мультимедийное оборудование
- микрофоны
- музыкальные инструменты
- CD, DVD диски, видео, фото материалы.
Учебно-наглядные пособия:
- музыкально-дидактические игры
- плакаты, схемы, иллюстрации, игрушки, упражнения (используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах)
- фланелеграф (при знакомстве детей с низкими и высокими звуками)
- мольберт (знакомство с нотами, звуками)
- комплекс дыхательной гимнастики Чарели (при работе над песней)
- пальчиковая гимнастика
- сборники песен, попевок
- музыкальные произведения для разучивания с детьми на музыкальных инструментах
3.2. Обеспечение методической литературой и пособиями
1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»/под ред. В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н. А. Ноткиной и др.
2. Ю. Фролова «Сольфеджио» (подготовительный класс), Ростов-на Дону «Феникс», 2014г.;
3. Каплунова И., Новоскольцева И. Весёлые нотки,Ю Санкт-Петербург «Невская нота», 2011 г.;
4. Каплунова И., Новоскольцева И. Как у наших у ворот, Санкт-Петербург: «Композитор», 2003 г.;
5. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник шаров, Санкт-Петербург: «Невская нота», 2011 г.;
6. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки», «Невская НОТА», Санкт - Петербург, 2010г.;
7. Каплунова И., Новоскольцева И. Рождественские сказки, Санкт-Петербург «Невская нота», 2012 г.;
8. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм, «Композитор», 2005г.;
9. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду, М.: Издательство «Скрипторий», 2010 г.;
10. Кононова Н.Г. Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах, М. Просвещение, 1980г.;
11. Кудряшов А. Песни для детей //Настольная книга музыкального руководителя / вып. № 7, Ростов-на-Дону «Феникс», 2012 г.;
12. Шереметьев В.А. Пение, воспитание детей в хоре, М. Музыка, 1990г.;
13. Шейн В.А. Гамма. Сценарии музыкально-развивающих игр по обучению детей дошкольного возраста музыкальной грамоте, М. ГНОМ и Д, 2002г.
4. Дополнительный раздел Программы
4.1. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Диагностика уровня развития певческих навыков детей
Дата диагностирования_______________________
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Певческий диапазон | Сила звука | Особенности тембра | Продолжитель-ность дыхания (звуковая проба «М») | Задержка дыхания на вдохе (гипокси-ческая проба) | Точность инто-нирования | Звуковысотный слух | Уровень |
________ - высокий уровень овладения вокально-хоровыми навыками
________- средний уровень овладения вокально-хоровыми навыками
________ - низкий уровень овладения вокально-хоровыми навыками
Критерии диагностики
уровня развития певческих навыков для детей 4-5 лет
№ | Критерии | Показатели | Уровень | ||
Низкий | Средний | Высокий | |||
1 | Особенности голоса | Сила звука | Голос слабый | Голос не очень сильный, но ребенок может петь непродолжительное время достаточно громко | Голос сильный |
2 | Особенности тембра | В голосе слышен хрип или сип. Голос тусклый, невыразительный | Нет ярко-выраженного тембра, но старается петь выразительно | Голос звонкий, яркий | |
3 | Певческий диапазон | Диапазон в пределах 2-3 звуков | Диапазон в пределах возрастной нормы (ре-си) | Широкий диапазон по сравнению с нормой | |
4 | Развитие дыхания | Продолжительность дыхания (звуковая проба «М») | менее 13 сек. | 13 – 15 сек. | более 15 сек. |
5 | Задержка дыхания на вдохе (гипоксическая проба) | менее 14 сек. | 14 – 16 сек. | более 16 сек. | |
6 | Развитие звуковысотного слуха | Музыкально-слуховые представ-ления | Пение знакомой мелодии с поддержкой голоса педагога. Неумение пропеть не-знакомую попев-ку с сопровождением после многократного еѐ повторения | Пение знакомой мелодии с сопровождением при незначительной поддержке педагога. Пение малознакомой попевки с сопровождением после 3-4 прослушиваний | Пения знакомой мелодии с сопровождением самостоятельно. Пение малознакомой попевки с сопровождением после 1-2 прослушиваний |
7 | Точность интонирования | Интонирование мелодии голосом так таковое отсутствует вообще и ребѐнок воспроизводит только слова песни в еѐ ритме или интонирует 1-2 звука | Ребѐнок интонирует общее направление движения мелодии. Возможно чистое интонирование 2-3 звуков | Чистое пение отдельных фрагментов мелодии на фоне общего направления движения мелодии | |
8 | Звуковысотный слух | Не различает звуки по высоте | Различение звуков по высоте в пределах октавы и септимы | Различение звуков по высоте в пределах сексты и квинты |
Низкий уровень – 1 бал
Средний уровень – 2 балла
Высокий уровень – 3 балла
При определении общего уровня развития голоса и овладения вокально-хоровыми навыками все баллы суммируются.
Набранные ребенком 14-22 балла соответствуют низкому уровню, 23- 33 балла – среднему уровню, 33-44 балла – высокому уровню.
Критерии диагностики уровня развития певческих навыков
для детей 5-7 лет
№ | Критерии | Показатели | Уровень | ||
Низкий | Средний | Высокий | |||
1 | Особенности голоса | Сила звука | Голос слабый | Голос не очень сильный, но ребенок может петь непродолжительное время достаточно громко | Голос сильный |
2 | Особенности тембра | В голосе слышен хрип или сип. Голос тусклый, невыразительный | Нет ярко-выраженного тембра. Но старается петь выразительно | Голос звонкий, яркий | |
3 | Певческий диапазон | Диапазон в пределах 2-3 звуков | Диапазон в пределах возрастной нормы (ре-си) | Широкий диапазон по сравнению с нормой | |
4 | Развитие дыхания | Продолжительность дыхания (звуковая проба «М») | Менее 15 сек. | 15 – 17 сек. | Более 17 сек. |
5 | Задержка дыхания на вдохе (гипоксическая проба) | Менее 16 сек. | 16 – 18 сек. | Более 18 сек. | |
6 | Развитие звуковысотного слуха | Музыкально-слуховые представления | Пение знакомой мелодии с поддержкой голоса педагога. Неумение пропеть незнакомую попевку с сопровождением после многократного ее повторения | Пение знакомой мелодии с сопровождением при незначительной поддержке педагога. Пение малознакомой попевки с сопровождением после 3-4 прослушиваний | Пения знакомой мелодии с сопровождением самостоятельно. Пение малознакомой попевки с сопровождением после 1-2 прослушиваний |
7 | Точность интонирования | Интонирование мелодии голосом так таковое отсутствует вообще и ребенок воспроизводит только слова песни в ее ритме или интонирует 1-2 звука | Ребенок интонирует общее направление движения мелодии. Возможно чистое интонирование 2-3 звуков | Чистое пение отдельных фрагментов мелодии на фоне общего направления движения мелодии | |
8 | Звуковысотный слух | Не различает звуки по высоте | Различение звуков по высоте в пределах октавы и септимы | Различение звуков по высоте в пределах сексты и квинты |
Низкий уровень – 1 бал
Средний уровень – 2 балла
Высокий уровень – 3 балла
При определении общего уровня развития голоса и овладения вокально-хоровыми навыками все баллы суммируются.
Набранные ребенком 14-22 балла соответствуют низкому уровню, 23-33 балла – среднему уровню, 33-44 балла – высокому уровню.
Приложение 2
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
- Слегка прикусить язык зубами. (4 раза)
- Высовывать язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все, более далеко отстоящие поверхности.
- Покусать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя его. (4)
- Сделать языком круговое движение между губами и зубами (4), то же в другую сторону.
- Упереться языком в верхнюю губу. В нижнюю губу, в правую и левую щеки, пытаясь как бы протолкнуть их насквозь.
- Пощелкивание языком, изменяя форму рта. Произвольно произносить более низкие или высокие звуки – щелчки.
- Пройти по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем.
- Пройти по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загоралось».
- Помассажировать пальцами челюстно-височные суставы.
КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ Э.М. ЧАРЕЛИ
( гимнастика проводится стоя или сидя, при этом сохраняется осанка – развернутые плечи, прямая спина, подобранный живот, вдох неглубокий.)
- Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – вдох. На выдохе постукивать по ноздрям. (5)
- Рот закрыт. Сделать вдох и выдох через правую и левую ноздрю, закрывая ее поочередно указательным пальцем. (5)
- Рот открыт. Сделать вдох и выдох носом. (5)
- На вдохе носом оказывать сопротивление воздуху, надавливая пальцами на крылья носа. (5)
- Рот открыт, язык поднят к верхнему небу. Подышать через нос.
- Сделать вдох носом. На выдохе протяжно протянуть звук «ммммммммм» одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. (5)
- Закрыть нос пальцами и сосчитать до 10, то же повторить с открытым носом.
- Массаж нижней челюсти: обеими руками массажировать нижнюю челюсть по направлению от центра к ушам.
- Массаж горла: поочередно гладить горло то левой, то правой рукой.
- Энергично произносить «п – б», «п – б». произношение этих звуков укрепляет мышцы языка.
- Энергично произносить «т – д», «т – д».
- Несколько раз зевнуть. Зевание стимулирует не только весь гортанно – глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Цель: научить детей дыханию через нос, профилактикезаболеваний верхних дыхательных путей
Большой и маленький
Подняться на носки, вытянуть руки вверх. Со звуком у-х-х присесть, обхватить голени и подтянуть голову к коленям.
Паровоз
Двигаясь по комнате, имитировать движения колес паровоза и произносить чух-чух, меняя громкость и скорость.
Гуси летят
Медленно ходить, имитируя полет. На вдохе поднять руки, на выдохе — опустить (8—10 раз), со звуком г-у-у.
Дровосек
Руки сложить топориком и поднять вверх, затем резко наклонить туловище и прорезать пространство между ног (5—8 раз), произнести б-а-х.
Часы
Со звуком тик наклониться в левую сторону, со звуком так - в правую (4 – 5 раз).
Погреемся
Руки развести в стороны, затем быстрым движением скрестить их перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнеся у-х-х! (8—10 раз).
Мельница
Вытянуть руки вверх и медленно вращать ими со звуком ж-р-р, увеличивая скорость (6—7 раз).
Сердитый ежик
Присесть ниже, обхватить голени, опустить голову, произнести звук ф-р-р (3—5 раз).
Лягушонок
Слегка присесть и сделать прыжок с продвижением вперед. На выдохе произнести к-в-а-а-к.
Заблудился в лесу
Сделать вдох, на выдохе прокричать ау-у.
Великан и карлик
Поднять руки вверх и потянуться, сделав вдох. Расслабленно опустить руки до самого пола, глубоко выдохнув.
Часы
Размахивая прямыми руками вперед-назад, произнести тик-так (10—12 раз).
Ловим комара
Направлять звук з-з-з в разные стороны и хлопать руками в местах, где он может находиться (4—5 раз).
Косарь
Имитировать движения косаря, занося то влево, то вправо воображаемую косу со звуком ж-у-х (5—8 раз).
Трубач
Воображаемую трубу поднести к губам и, нажимая на клавиши, произносить звуки ту-ту-ту (15—20 с).
Будильник
Сесть на пол, скрестив ноги. Обхватить голову руками и делать ритмичные движения из стороны в сторону со словами тик-так. Через 3—4 раза вытягивать голову вперед, имитируя движения кукушки, и произносить ку-ку.
Насос
Резко наклониться 2—3 раза в одну сторону, скользя по ноге руками и произнося звук с-с-с (по б—8 раз в каждую сторону).
Любимый носик
А сейчас без промедления мы разучим упражнения,
Их, друзья, не забывайте и почаще повторяйте.
1. Погладить свой нос от крыльев к переносице — вдох, обратно — выдох (5 раз).
Вдох — погладь свой нос
От крыльев к переносице.
Выдох — и обратно
Пальцы наши просятся.
2. Сделать вдох левой ноздрей; правая — закрыта, выдох правой ноздрей, при этом левая закрыта (5 раз).
Вдохни одной ноздрей, а выдохни другою.
Попеременно ноздри при этом закрывай.
Сиди красиво, ровно, спинка — прямо.
И насморк скоро убежит, ты так и знай!
3. Сделать вдох. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая указательными пальцами по крыльям носа (3 раза).
Дай носу подышать, На выдохе мычи.
Звук [м] мечтательно пропеть старайся,
По крыльям носа пальцами стучи
И радостно при этом улыбайся.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И ЗВУКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
(проводятся во всех группах)
Артикуляционная гимнастика
Трактор
Энергично произносить д-т, д-т, меняя громкость и длительность (укрепляем мышцы языка).
Стрельба
Стрелять из воображаемого пистолета: высунув язык, энергично произнести к-г-к-г(укрепляем мышцы полости глотки).
Фейерверк
В новогоднюю ночь стреляем из хлопушки, и рассыпается фейерверк разноцветных огней. Энергично произнести п-б-п-б (укрепляем мышцы губ).
Несколько раз зевнуть и потянуться. (Упражнение стимулирует гортанно-глоточный аппарат, деятельность головного мозга и снимает стрессовые состояния).
Гудок парохода
Набрать воздух через нос, задержать на 1—2 с и выдохнуть через рот со звуком у-у-у, сложив губы трубочкой.
Упрямый ослик
Выбираются ослики и погонщики.
Ослики бегут и останавливаются. Погонщики уговаривают осликов, а те начинают кричать й-а-й-а (укрепляем связки гортани).
Плакса
Имитируем плач, произнося ы-ы-ы (звук [ы] снимает усталость головного мозга).
КОМПЛЕКС ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГОРЛА
Лошадка
Цокать язычком, как лошадки, то громче, то тише. Скорость движения лошадки то увеличиваем, то снижаем (20—30 с).
Ворона
Произнести протяжно ка-а-а-ар (5—6 раз), поворачивая голову или поднимая ее. Громко каркала ворона и охрипла. Стала каркать беззвучно и с закрытым ртом (6 – 7 раз).
Змеиный язычок
Длинный змеиный язычок пытается высунуться как можно дальше и достать до подбородка (6 раз).
Зевота
Расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести о-о-хо-хо-о-о-о, позевать (5—6 раз).
Веселые плакальщики.
Имитировать плач, громкие всхлипывания с шумным вдохом, без выдоха (30—40 с).
Смешинка
Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурить, губы раздвинуть и произнести ха-ха-ха, хи-хи-хи - звуком так — в правую (4—5 раз).
Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста
Веселые матрешки
Программное содержание: учить детей различать звуки по высоте.
Игровые пособия: матрешки трех величин по числу играющих.
Музыкально-дидактический материал: металлофон.
Ход игры:
Воспитатель играет на металлофоне, когда звук низкий – танцуют маленькие матрешки, высокий – высокие, средний – средние.
Какой инструмент звучит
Программное содержание: учить детей различать тембр музыкальных инструментов.
Игровые пособия: карточки с изображением музыкальных инструментов.
Музыкально-дидактический материал: детские музыкальные инструменты.
Ход игры:
Дети разделены на пары (тройки) перед каждой парой лежит набор карточек. Воспитатель за ширмой играет на инструменте, дети поднимают ту карточку, на которой изображен звучащий инструмент.
Колокольчики
Программное содержание: учить детей различать силу звучания.
Игровые пособия: наборы колокольчиков разной величины.
Ход игры: учить детей различать длительность звуков.
Игровые пособия: вырезанные из бумаги круги большие и маленькие черного и белого цветов по количеству игроков.
Музыкально-дидактический материал: бубен или барабан.
Ход игры:
Дети делятся на две команды. В руках у первой – большие круги белого цвета, у второй – маленькие черные. При исполнении долгих звуков вверх поднимаются белые круги, коротких – черные. Педагог многократно без остановок изменяет длительность звучания и следит за правильной реакцией детей.
Прогулка
Программное содержание: различать спокойный и бодрый характер музыкальных произведений.
Музыкально-дидактический материал: «Погуляем» Т.Ломовой, «Марш» Э. Парлова.
Ход игры:
Дети делятся на две команды. При исполнении произведения спокойного характера по коленям хлопает одна команда, под бодрое произведение вторая команда хлопает в ладоши.
Море и ручеёк
Программное содержание: учить детей различать темп музыки.
Игровые пособия: наборы картинок с изображением волн моря и ручейка.
Музыкально-дидактический материал: «Бег» Е.Тиличеевой, «Французская мелодия» обр. А.Александрова.
Ход игры:
При исполнении произведения быстрого темпа дети поднимают картинки с изображением ручейка, медленного – с изображением моря.
2-й вариант. При звучании произведения медленного характера дети двигаются, выполняя плавные движения, изображая волны, быстрого – двигаются, импровизируя течение ручейка.
3-й вариант. Дети встают в два круга. Команда «море» при звучании медленного произведения поднимает и опускает сцепленные руки («волны»), при исполнении быстрого произведения команда «ручеек» двигается по кругу легким бегом.
Три медведя
Программное содержание: учить детей различать высоту звуков.
Игровые пособия: плоскостное изображение медведей большого, среднего и маленького размера на каждого ребенка.
Музыкально-дидактический материал: «Мишка» М.Раухвергера.
Ход игры:
Когда произведение звучит в высоком регистре, выходят погулять медвежата, когда в среднем – мамы – медведицы, в низком – папы – медведи. Последовательность регистровых звучаний варьируется.
2-й вариант.
Дети изображают медведей, и каждый ребенок двигается в соответствии с заданной ему ролью и под соответствующее звучание музыкального произведения.
Букеты
Программное содержание: учить детей различать длительность звуков.
Игровые пособия: цветы небольшого размера по два у каждого ребенка.
Музыкально-дидактический материал: бубен.
Ход игры:
Педагог играет долгие и короткие звуки в зависимости от звучания дети кивают головками цветов или кружатся, подняв цветы над головой.
Лесная прогулка
Программное содержание: учить детей различать тембры звучания инструментов: барабана, бубна, погремушки; развивать музыкально-ритмическое чувство.
Игровые пособия: шапочки медведей, зайцев, белочек по количеству детей.
Музыкально - дидактический материал: барабан, бубен, погремушка.
Ход игры:
Детей делят на три группы и каждую группу располагают в своем домике. На звучание погремушки выходят гулять белочки, барабана – медведи, бубна – зайчики. На лесной полянке звери друг другу уступают и, как только сменится инструмент – стоят на месте те, чей инструмент молчит. По окончании игры все прячутся в свои домики.
Кошки и мышки
Программное содержание: учить детей различать громкие и тихие звуки.
Игровые пособия: шапочки кошек и мышек по количеству детей группы.
Музыкально-дидактический материал: металлофон, любая плясовая мелодия.
Ход игры:
Дети делятся на две команды. Каждая живет в своем домике. Мышки выходят гулять под тихие звуки, кошки – под громкие звуки. Когда сила звучания меняется, мышки приседают (прячутся), а кошки стоят на месте и оглядываются, в то время. Как мышки двигаются. По команде педагога «лови» кошки начинают ловить мышек.
Козлята и Волк
Программное содержание: учить детей различать форму, характер и средства выразительности музыкальных произведений.
Игровые пособия: шапочка - маска волка.
Музыкально-дидактический материал: «Козлята», «Волк» Т.Ломовой.
Ход игры:
Под музыку «Козлята» дети резвятся, как только начинает звучать произведение «Волк», выбегает волк (ребенок в шапочке – маске волка) и ловит козлят.
Ах, как песенку поём!
Программное содержание: учить детей различать и правильно передавать ритмический рисунок песен.
Музыкально-дидактический материал: детские музыкальные инструменты, мелодии знакомых песен.
Ход игры:
Педагог предлагает воспроизвести на детском музыкальном инструменте (металлофоне, бубне, барабане) ритмический рисунок знакомой песни, дети угадывают и вместе поют песню.
Бабочки
Программное содержание: учить детей различать и передавать в движении темп музыкального произведения.
Музыкально-дидактический материал: металлофон.
Ход игры:
Под быстрое звучание металлофона дети летают как бабочки, а под медленное – кружатся. Несколько раз упражнение повторяется с последовательной сменой звучания, затем педагог говорит. Что будет загадывать бабочкам музыкальные загадки: играть несколько раз быстро, а один – медленно и наоборот, а бабочки должны разгадать музыкальные загадки.
Барабан и погремушка
Программное содержание: учить детей различать тембр, названия музыкальных инструментов, передавать ритмический рисунок произведения.
Игровые пособия: барабаны и погремушки.
Музыкально-дидактический материал: «Барабан» Д.Кабалевский, «Погремушка» В.Тиличеева.
Ход игры:
Когда исполняется произведение «Барабан» дети играют на барабане, передавая ритмический рисунок или отмечая сильную долю, когда звучит произведение «Погремушка» - играют на погремушках.
Оркестр
Программное содержание: учить детей узнавать звучание инструментов симфонического оркестра.
Игровые пособия: карточки с изображениями инструментов симфонического оркестра.
Музыкально-дидактический материал: «Беседы о музыкальных инструментах» из программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры».
Ход игры:
Детям предлагается прослушать отрывок из музыкального произведения и поднять карточку с изображением звучащего инструмента.
Педагог играет на фортепиано, меняя силу звучания. Дети поднимаю колокольчики в зависимости от того, как звучит инструмент. На громкое звучание поднимают вверх большие колокольчики, на тихое – маленькие, на умеренно громкое – средние.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие вокально - хоровых навыков у детей дошкольного возраста
Обобщенный опыт моей работы...
Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста
Приобщение к музыке - один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям.Д. Шостакович...
Формирование и развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста
Статья освещаает значимость использования распевок на музыкальных занятиях в ДОУ, рекомендует педагогические методы и приёмы формирования и развития певческих навыков у детей старшего дошко...
Статья на тему "Особенности развития вокально - хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста".
В статье рассматриваются особенности слуха и голоса детей 5 -7 лет, а также определяется последовательность формирования вокально - хоровых навыков....
Формирование и развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста
в результате изучения методического материала коллег и собственного опыта предлагаю ознакомиться с материалом для работы с вокальной группой доу....
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию вокально – хорового кружка «Весёлые нотки» (возрастная категория детей 5 - 6 лет)
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.Программа разработана на основе Программы по музыкальному воспитанию детей дошкол...
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Серебряные колокольчики» по развитию вокально-хоровых навыков у детей 6-8 лет»
В статье обсуждается программа по развитию вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста, методы, приемы....