Развернутый план-конспект беседы о музыкальном произведении Э.Грига «Утро» для детей старшей группы
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Василькина Екатерина Геннадьевна

Цель занятия: формирование умения воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Задачи:

- познакомить учащихся с произведением Э. Грига «Утро»;

- развивать музыкальную память и слух;

- развивать музыкально-эстетические чувства, отражающиеся в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству;

- развивать способность эмоционально «проживать» музыкальный текст, выражать свои эмоции;

- высказывать своё впечатление о музыке, о вызванных ею чувствах и переживаниях;

- формировать умение извлекать информацию из музыкального текста;

- формировать умение переводить один вид информации в другой.

Оборудование: мультимедийный комплект, колонки, доска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx121.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развернутый план-конспект беседы о музыкальном произведении Э.Грига «Утро» для детей старшей группы

Цель занятия: формирование умения воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Задачи:

- познакомить учащихся с произведением Э. Грига «Утро»;

- развивать музыкальную память и слух;

- развивать музыкально-эстетические чувства, отражающиеся в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству;

- развивать способность эмоционально «проживать» музыкальный текст, выражать свои эмоции;

- высказывать своё впечатление о музыке, о вызванных ею чувствах и переживаниях;

- формировать умение извлекать информацию из музыкального текста;

- формировать умение переводить один вид информации в другой.

Оборудование: мультимедийный комплект, колонки, доска.

Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня наш разговор пойдет.

А о чем, узнаете, отгадав загадку

Вот проснулось в небе солнце

Заглянуло к нам в оконце,

Петушок горланит мудро,

Возвещая: "Это. " (утро).

Педагог: Да, Это утро!

Зашушукались на сливе

Озорные "чиви-чиви"

А среди высоких трав

Скачет радостное "гав".

И уже летит на реку

Молодое "кукареку",

И спешит встречать зарю

Очень вежливое "хрю".

"Му-у-у", поплыло из тумана,

"Ме-е-е", проснулось на лугу,

А из дома рано-рано

Им в ответ:

- Бегу! Бегу!

(стихотворение М. Яснова "Громкое утро")

Педагог: О чем это стихотворение? (Ответы детей)

Педагог: Вот так описал утро поэт. А как вы думаете, а музыкой можно показать наступление утра? (Ответы детей!)

Сегодня на занятии мы будем знакомиться с творчеством норвежского композитора Эдварда Грига. Он жил и творил в 19 веке, написал множество пьес, сюит, так же он писал вокальную музыку, преимущественно романсы. Все его творчество было пронизано мотивами его родины – Норвегии.

Природа Норвегии очень богата горами и скалами.

Обратите внимание на доску.

Вы видите портрет композитора Эдварда Грига. Внимательно на него посмотрите и подумайте, как вы думаете, какие черты характера присущи этому человеку? Как вы думаете, каким он был человеком?

Дети: талантливый, добрый, благородный, умный, гордый.

Педагог: Умные, добрые, светлые глаза, в уголках губ прячется улыбка. Поэтому и музыка Грига пронизана теплотой, душевностью, любовью к родному краю, к ее суровой природе. Послушайте одно из произведений Эдварда Грига и подумайте, какое время суток изобразил здесь автор?

Дети: Утро

Эдвард Григ «Утро»

Педагог: А как вы поняли, что это утро? Может вам музыка как то подсказала?

Дети: музыка напоминает рассвет, утро. Природа просыпается, сначала музыка звучит тихо, а потом громче.

Педагог: Правильно. А какое это утро? Пасмурное и дождливое или наоборот солнечное и теплое?

Дети: Солнечное и теплое.

Педагог: Эдвард Григ писал много красивой музыки. И одно из таких произведений мы с вами сейчас прослушаем. А вы подумаете, какая эта музыка маршевая, песенная или танцевальная?

Дети: танцевальная

Педагог: Правильно. А какой это танец?

Дети: Легкий, воздушный

Слушаем ещё раз. Перед этим даю задание, когда услышите, что солнышко взошло – поднимите руки. (Можно закрыть глаза). Прислушайтесь, какие инструменты звучат, когда взошло солнышко? – (скрипки)

Педагог: В этом произведении мелодия напоминает норвежские народные пастушьи наигрыши – светлые, простые, по-северному сдержанные. Основную мелодию играют по очереди, перекликаясь, два инструмента – флейта и гобой, воспринимаемые как перекличку наигрышей свирели и рожка. С разговора этих инструментов начинается «Утро» Грига.

Предрассветную тишину оглашают чистые звуки пастушеской свирели. Мы слышим, как поют птицы, шелестит листвой ветер. И, наконец, будто хлынули потоки солнечного света – так сверкает всеми красками оркестр. Музыка в начале спокойная, ласковая, нежная, добрая. А середина звучит восторженно, ярко. Когда слышишь теплый тембр струнных инструментов – скрипок и виолончелей, кажется, что сияющие лучи солнца блещут и переливаются.

В конце музыка опять звучит, успокоено, заворожено, мечтательно и нежно.

Педагог: Предлагаю вам послушать еще раз это музыкальное произведение. А пока вы слушаете нарисуйте что услышали, отобразите прослушанную музыку в своих рисунках. (Дети рисуют)

о, первый солнца луч

цветы затрепетали

я в нежность окунулась утренней зари

родник мне каплю дал божественной воды

фиорды манят взгляд холодностью норвежской

а под ногами изумрудная трава, вдали мелькают              

перелески

о, первый солнца луч

я слышу голос флейты...

какая безмятежность и покой

люблю тебя, Норвегия, и ты всегда в душе  со мной              

о, первый солнца луч...

Педагог: Ребята, я предлагаю послушать эту музыку еще раз дома вместе со своими родителями. Думаю вашим родителям она тоже понравится, а вы расскажите им что услышали в звенящих голосах раннего утра.


ЛИТЕРАТУРА

1. Асафьев Б. В. Эдвард Григ.- СПб: Музыкальная шкатулка, 2014.

2. Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература: для IV Кл. ДМШ: Учебник. – 18-е изд., перераб. – М.: Музыка, 2012.

3. Осовицкая З., Казаринова А. В мире музыки: Учебное пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ. – М.; СПб. Музыка, 2017.

4. Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры. Первый год обучения. Изд. 2-е– Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 192 с.

5. Эдвард Григ: Интернет ресурс // https://shkolnaiapora.ru/kompozitory/edvard-grig.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексное занятие по художественной литературе.Тема:" Чтение произведения С.Михалкова "Быль для детей" старшая группа

конспект знакомит детей с событиями произошедшими в Великую Отечественную Войну....

План-конспект совместной деятельности на тему: «Поляна цветов родного края» для детей старшей группы

Основная цель данного НОД - реализация регионального компонента в старшей группе ДОО (знакомство детей с природой родного края, растительным миром Поволжья)....

Сценарий праздника по произведениям М. М. Зощенко для детей старшей группы «Новый год с Михаилом Зощенко»

Сценарий праздника по произведениям М. М. Зощенко для детей старшей группы "Новый год с Михаилом Зощенко"...

План–конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию положительного отношения к труду детей старшей группы

План–конспект  непосредственно-образовательной деятельности по формированию положительного отношения к труду детей старшей группы Ольга Фатерова Тема: «Формирование положительного отнош...

План – конспект НОД по речевому развитию по лексической теме «Посуда» для детей старшей группы с нарушением зрения.

Цель: Создать условия для закрепления  знаний детей  о посуде. Образовательно - речевые задачи:- Закреплять знание названий посуды;- Учить называть и различать кухонную, столовую и чайн...